Десять правил лидерства от капитана корабля

Стефан Дальстрем, капитан пассажирского парома Mariella, компания Viking Line

В российской армии военный корабль приравнивается к целой воинской части, а капитан — к командиру таковой. Проводя аналогии с пассажирским флотом, капитан судна — это руководитель большой бизнес-единицы, которая по своему денежному обороту сравнима с огромным отелем, а по требованиям к безопасности — с самолетом. Будучи капитаном 180-метрового пассажирского парома Mariella, принадлежащего финской компании Viking Line, я хочу рассказать, что значит быть капитаном в XXI веке, как не допустить паники среди подчиненных и как оставаться лидером 24 часа в сутки.

Сегодня задачи капитана на пассажирском судне заключаются в следующем:

  • Обеспечение безопасности перехода из точки А в точку Б — это самое главное.
  • Руководство людьми на борту. Например, на пароме Mariella в непосредственном подчинении капитана находится двести человек и порядка двух с половиной тысяч пассажиров – также в зоне моей ответственности.
  • Отслеживание выполнения общих коммерческих показателей. Совещания с руководителями служб (директор по ресторанам, круиз-менеджер, директор магазина, интендант), центральным офисом и совместное принятие стратегических решений.

Иными словами, капитан должен быть не просто хорошим штурманом, но также отлично понимать бизнес-стратегию головного офиса, разделять и транслировать ценности компании своим подчиненным — быть для них лидером во всем.

А чтобы быть хорошим лидером, нужно выполнять несколько простых правил:

1. Во-первых, советую узнавать своих подчиненных как можно ближе. Все кадровые вопросы проходят через капитана, а управлять людьми иногда так же тяжело, как судном в шторм. Аналогия прямая — чем лучше известны возможности корабля, тем легче вам пройти через бурю и тем выше уверенность, что железо справится. Точно так же это работает и с человеческим ресурсом. За свои 12 лет на мостике я узнал людей, работающих со мной, достаточно хорошо. Поэтому решения принимаются быстрее и легче.

2. А вот нервничать не советую. Стресс – очень вредная штука. Я, в принципе, не считаю, что нужно нервничать даже в сложных ситуациях. Конечно, можно проявлять свои негативные эмоции, но зачем, если это на пользу никому не пойдет? Мое состояние всегда напрямую отражается на состоянии персонала. А работаем мы в сервисной компании, и если коллеги не озабочены сменами настроения у руководства, то они могут сосредоточиться на искренне приветливом обслуживании пассажиров. От этого все выигрывают, и растет наша коммерческая успешность.

3. Будьте открытым. У сотрудников должна быть возможность подойти и сказать, что им нравится, а что нет. Это помогает совершенствоваться.

4. Создавайте доверительные отношения внутри коллектива. Оказывайте доверие и сами оправдывайте его. Это крайне важно, поскольку все остальное — нюансы общения. По-настоящему критична только степень их доверительности.

5. Давайте подчиненным шанс сначала самим разбираться со своими ошибками и будьте последней инстанцией. Общеизвестно, что люди – не компьютеры, однако если ошибки повторяются и повторяются, то разговор должен быть уже совсем другой. Я лично беседую с человеком в крайнем случае. Сам факт вызова в мой кабинет по такому поводу для простого персонала уже событие. И событие, скажу вам, не из сильно приятных. Но так и должно быть. И именно поэтому они сами будут стараться избежать такого и исправиться.

6. Держитесь с подчиненными просто. Скандинавская система, когда все равны, работает действительно хорошо. У нас это позволяет каждому в равной степени чувствовать свою причастность к общему делу. Отношения в духе «я человек маленький и моя хата с краю» быть не должно. Показывайте, что вы воспринимаете людей рядом с вами как равных и уважаете мнение каждого. В то же время отношения дружеские нельзя путать с деловыми. Приветливость приветливостью, но держать приемлемую дистанцию – совершенно естественно.

7. Участвуйте в поощрении лучших лично. Когда я хочу поблагодарить ребят из отличившихся отделов за хорошую работу, я устраиваю неформальное мероприятие, например совместный поход в ресторан. Такие вещи показывают мое личное признание их заслуг. Это воодушевляет персонал и меня.

8. Суеверия – это лишнее. Лучше быть рациональным, так проще жить и работать.

9. Не влезайте в дела, которые к вам не имеют непосредственного отношения. Я никогда не скажу круиз-менеджеру что-то вроде «развлекайте людей лучше, чтобы они оставили у нас больше денег». Ко мне могут подойти за советом, если что-то не выходит и не работает как надо, но я не должен пытаться управлять всем и каждым. Быть для всех примером подхода к делу — вот, что требуется в первую очередь.

10. Хотите брать пример с кого-то или вдохновляться историческими личностями? Попробуйте делать это с реальными людьми, живущими и работающими рядом с вами. Я стараюсь учиться у каждого, с кем сталкиваюсь по работе или в жизни. Это вдохновляет ничуть не хуже.

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Эрнст Мальцев
  На это просто напрашивается цитата из повести Хольма ван Зайчика "Дело жадного варвара" (комм...
Все дискуссии
HR-новости
Исследование: что доводит сотрудников до выгорания

Большинство респондентов регулярно испытывают нехватку ресурсов, сталкиваются с размытыми задачами, переработками, а также ощущают давление негласных корпоративных правил.

Большинство россиян считают работу в креативной индустрии привлекательной

76% хотели бы попробовать себя в роли креативного продюсера, при этом у половины из них нет четкого представления, чем занимается этот специалист.

Средние зарплаты в отрасли туризма и гостеприимства выросли на 52% за год

Рост внутреннего туризма стимулирует спрос на кадры, а конкуренция за них меняет подходы работодателей.