Мотивация функциональных руководителей: взгляд собственника

«Люди приходят в компанию по тем же причинам что и уходят», им необходима социальная востребованность и самореализация, идейное вдохновение и материальное удовлетворение. Сложно не согласиться, не правда ли? Но цель настоящей заметки – изложение моей краткой точки зрения на специфику систем мотивации для функциональных руководителей.

Под мотивацией топ-менеджеров я подразумеваю весь комплекс немонетарной и монетарной мотивации. Речь не идет о «стимулировании», применение этого инструмента к топам и к персоналу, ориентированному на интеллектуальный труд, неэффективно. Стимулирование подходит для повторяющихся процессов механического характера, точение деталей, кладка кирпича и тому подобное.

Лучших результатов при формировании мотивации топ-руководителей можно добиться только индивидуальным подходом. Индивидуальный – от слова «индивид» (как единичное природное существо, единство врожденного и приобретенного).

Анализу должны быть подвергнуты как психологические особенности, так и навыки управленца. А навыки – «это совокупность знаний, опыта и степень самомотивации», и даже сфера деятельности. Также анализу необходимо подвергнуть темперамент индивида (как врожденный фактор): холерики, флегматики, сангвиники и меланхолики требуют различных подходов. Природа, точнее темперамент (в большинстве случаев), сама подвигает человека к выбору сферы деятельности, но бывают и исключения.

Еще одним немаловажным фактором, который необходимо подвергнуть анализу и учесть, – это природная или внутренняя мотивация индивида, в целом их две:

  • мотивация на достижение успеха,
  • мотивация на избежание неудач.

Мотивация в том или ином виде существует в любой компании, даже в самой маленькой. Ее немонетарная часть осуществляется неосознанно, а монетарная является субъективной. Но когда мы произносим слово система, мы накладываем на себя определенные обязательства, так как система подразумевает понятность (прогнозируемость), прозрачность и формализованность. Про систему мотивации топ-менеджеров нельзя говорить как про некую универсальную пилюлю от всех болезней. Это исключительно индивидуальное средство. Она индивидуальна во всем: в отношении конкретной персоны, в преломлении к целям, в направлении деятельности, условиях (проектная фаза, фаза развития) и, конечно, в культуре.

Первое лицо компании является двигателем идейной мотивации, от него зависит психологический климат в команде руководителей и компании в целом, и как результат идейной мотивации – персональный драйв каждого из членов команды. Конечно, многое зависит от лидерских качеств первого лица.

Многолетние исследования и практический опыт показали, что монетарная мотивация – самый простой, но при этом не самый результативный инструмент, а иногда и опасный (возможны злоупотребления). Идейная и социальная мотивация менее затратные и более эффективны, но имеют один большой недостаток – требуют значительных усилий (личного вклада) и огромного внимания со стороны первого лица и HR-менеджера. Но и эффект в случае успеха бывает долгосрочным и приносит значительные плоды, так как человек наиболее эффективен при наличии внутреннего драйва.

Зажгите топов и поддерживайте их драйв – это основа лояльности, которая имеет природу цепной реакции (распространяется на всю компанию), а в условиях нашего рынка, когда компетентных и ответственных профессионалов мало – лояльность становится во главу угла.

Также не надо забывать о том, что кроме поиска мотиваторов необходимо мониторить и выявлять демотиваторы, возникающие внутри компании, так как они наносят по продуктивности и лояльности персонала ущерб несопоставимо больший, чем отсутствие эффективной мотивации. А это уже забота HR-менеджера.

При формировании монетарной составляющей системы мотивации четко определите цель, которой хотите достичь, сделайте ее измеряемой (ведь топ-менеджер отвечает за конкретное направление). На одну чашу весов ставьте те затраты, которые необходимо понести для ее воплощения, а на другую – тот экономический эффект, который получит компания при их достижении. И это уже чистой воды экономика и тут первому лицу и HR-менеджеру необходимо опираться на расчеты экономистов. Кто лучше них знает бизнес-план компании и может моделировать расчеты? Но мы говорим о будущем, о том, что может произойти, а исходные данные для расчетов во многом формируются из данных статистики компании (опыта прошлого), маркетинговых данных и экспертных оценок.

Считайте все тщательно (должно быть просчитано много сценариев), ведь просчет при любом исходе нанесет убытки компании:

  • Если вы просчитались, эффект не покроет затраты на выплаты, либо вы, поняв это, не выполните своих обязательств перед функциональным руководителем. В этом случае забудьте о его эффективности в будущем, худшего демотиватора, чем неисполнение обязательств со стороны компании, не существует;
  • А если система будет несправедлива, не будет мотивации к достижению результатов.

Кроме всего вышеописанного, существует еще один фактор, который необходимо иметь в виду первому лицу и HR-менеджеру компании. В отличие от собственника и первого лица, большинство топ-менеджеров не имеют предпринимательской жилки. Они «менеджеры», у них где-то в голове все равно существует своя условная планка достатка и комфорта. Достигнув которой они успокаиваются, и все усилия по их монетарной мотивации уже не будут давать прежнего эффекта (речь идет об изменении зависимости роста материального благосостояния на эффективность работы). И поговорка «счастье не в деньгах, а в их количестве» тут неуместна, соответственно не тратьте деньги компании впустую.

Роль и место HR-а в формировании мотивации:

  • Генератор?
  • Партнер?
  • Или исполнитель?

Чтобы ответить на этот вопрос, зададим еще один: зачем нужна мотивация? – Чтобы повысить эффективность работы людей, а соответственно и всей компании. Кто больше всех должен быть заинтересован в эффективности компании? Естественно, первое лицо. Если у первого лица нет заинтересованности и понимания, то все усилия HR-а будут тщетны.

Жизнеспособная конструкция – это когда первое лицо и HR-менеджер – партнеры в достижении намеченной цели (повышении эффективности и производительности труда), но это не означает, что HR-директор не должен выступать идеологом и вести первое лицо к решению. И когда решение, что системе мотивации быть, принято, дальше двигателем процесса, главным носителем инструментария и компетенции должен быть HR-менеджер.

Если рассмотреть создание системы мотивации как проект, то руководителем проекта должно быть первое лицо, а HR-менеджер должен быть его заместителем (со всеми полномочиями).

Система мотивации – это не Конституция РФ (один раз написал и на всю жизнь). Она должна жить и видоизменяться вместе с компанией (ее целями и задачами), но менять утвержденную систему мотивации можно только по достижении ее целей (нельзя менять правила игры в процессе), точнее, это делать можно, но только в исключительных случаях и процесс этот должен сопровождаться всем комплексом мер по управлению изменениями. В связи с этим не утверждайте бессрочные системы мотивации. Все они должны быть срочными и привязанными к конкретным целям и задачам.

В жизни не бывает идеальных компаний и идеальных людей, наделенных природной ответственностью, самостоятельностью и инициативностью. Поэтому мотивация – это хорошо, а система контроля – одна из важных составляющих формирования ответственности. Планирование и контроль – ни один пункт из плана, а тем более ни одно поручение первого лица не должны оставаться без контроля и сойти на нет. Это худшая из всех возможных почва, на ней формируется безответственность и расхолаживается коллектив.

Достижения людей необходимо отмечать, но проступки тоже не должны оставаться безнаказанными. Конечно, тут тоже нужен индивидуальный подход, для кого-то болезненно финансовое взыскание, для кого-то – публичное порицание, для кого-то – формализованный выговор. И тогда, если внутреннего мотиватора «на достижение успеха» нет, то подключается мотиватор «на избежание неудач».

В заключение: HR-директора, помогайте своим руководителям управлять людьми, но для этого вам необходимо поддерживать и развивать свою компетенцию. Вы – не рекрутеры и не кадровики, а тем более – не специалисты по корпоративам. Вы призваны управлять самым главным ресурсом компании, человеческим, и жизнь доказала, что все удачи и неудачи компании в большинстве случаев связаны с человеческим фактором.

Психология человека – ваш основной инструмент. Как главный бухгалтер должен знать все о своем плане счетов, так и вы досконально должны знать людей своей компании, по крайней мере, ключевых. Не стесняйтесь и формируйте персональные карточки (естественно, конфиденциальные), держите руку на пульсе, побудители у людей меняются в зависимости от разных факторов. На них также влияют появляющиеся демотиваторы, вы должны знать об этом первыми. Примите меры для обеспечения конфиденциальности данной информации, в том числе информации о доходах и индивидуальных системах мотивации. Ставшая публичной, эта информация может стать глобальным демотиватором по одной банальной причине – «понятие справедливости у всех разное».

Впервые статья была опубликована на Executive.ru 2 мая 2013 года в рубрике «Творчество без купюр». Реанонсирована в контентном блоке в рамках специального проекта редакции

Расскажите коллегам:
Комментарии
Руководитель, Украина

Все правильно написано, но несколько тяжеловато для чтения. Пробежка по тексту не дает ключа для возбуждения интереса к построчному чтению. Мне было полезно, так как подтверждает собственные размышления на эту тему.

Нач. отдела, зам. руководителя, Москва

много воды, а конкретики никакой

Генеральный директор, Московская область

Ну это же не инструкция пошаговая, хорошее размышление на тему, мне было полезно.

Бренд-менеджер, Москва

Товарищи коллеги-профессионалы! Когда же, наконец, вы начнете осознанно применять термины? Прочтите же хотя б вики, что такое ''мотивация''! Сделайте это, чтобы находить правильные стимулы для мотивации!

IT-консультант, Москва

Размышление, как частное мнение, интересно, хотя есть несколько ''но''. Психологию, безусловно, должен знать любой уважающий себя руководитель. Другой вопрос, где и как этому учат, и все ли способны и хотят ''понимать'' человека от природы или обуч[FONT=Impact=Impact]а[/FONT]ться (именно через ''а'', поскольку это - бесконечный процесс) этому потом.
Hо 1: ничего нового в статье нет, хотя привязка к конкретой личности занимает.
Но 2: Система мотивации (что бы и кто бы под этим ни понимал, а системы координат - термины - могут быть разными) - часть общей системы взаимодействия с любым сотрудником. А раз так, то, соответственно, чем более ценен сотрудник, тем больше внимания надо бы уделять качеству взаимодействия с ним. И тут не всегда полезны HRы, т.к. они зачастую сидят в своих помещениях и не видят, не понимают, что делается ''в полях''. Зачастую не понимают не потому, что плохие, а потому их этим не озадачили, или организация большая и сложная. Тут, к сожалению, без полноценной системы взаимодействия не обойтись. А это - прямая обязанность руководителей всех уровней, начиная с ответственности самого верха этой пирамиды.
Анне же Пироговой хочу дать совет: не стоит отсылать за знаниями к вики. Это - не самый лучший их источник. И теорий на одну и ту же тему может быть больше, чем одна. Жизнь, как правило, сложнее, чем мы о ней думаем, и так быстро меняется, что не стоит быть столь категоричным. Даже Конституция время от времени меняется :-)

Нач. отдела, зам. руководителя, Ижевск

Публикация очень даже полновесная.
Насчет отсутствия конкретики - это зря! Все таки одного решения для топ-менеджеров по своей сути не должно быть. Поэтому и практических методов для своего топа не найти. На то они и топы с их собственным стилем управления.

Генеральный директор, Москва

Уважаемые, Татьяна и Павел благодарю вас за глубокое и осмысленное прочтение статьи – никто из нас не вправе претендовать на истину в последней инстанции, я поделился своим видением и своим опытом. Когда мы говорим о ТОПах акцент на «индивида» это необходимость, а не забава :-) И отдельная благодарность Павлу за «Насчет отсутствия конкретики - это зря!», если посмотреть мои не многочисленные публикации – я всегда стараюсь быть конкретным :-) как в темах, так и в информации. Все это прожито :-) Еще раз спасибо!

Менеджер, Москва

Мне статья понравилась. Все написанное в ней действительно жизненные моменты. Мы с одной стороны все представители рода человеческого со многими общими моментами и в тоже время мы индивиды, и это то, что называется все люди разные. И мотивирующие, и демотивирующие факторы подмечены и отмечены, на мой субъективный взгляд и опыт, совершенно точно. Спасибо)

Сергей Иванов Сергей Иванов

Статья понравилась.

Дополню, что, по нашему опыту, основная материальная мотивация ТОПов - это процент от выработки предприятия в целом и своего конкретного направления (при этом каких-либо злоупотреблении мы не обнаруживали). Основная социальная мотивация - мотивация на достижение предприятием значимых социально-необходимых для общества целей. При этом социальная мотивация начинает играть существенную роль тогда, когда материальная достигает достаточного уровня.

Николай Лотох Николай Лотох Консультант, Украина

''Первое лицо компании является одним из основных инструментов мотивации, которая классифицируется как идейная мотивация,''

Инструментом в чьих руках?

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Россияне стали меньше тревожиться из-за работы

Год назад уровень тревожности россиян по поводу различных возможных проблем на работе был выше.

Уровень счастья напрямую влияет на продуктивность большинства россиян

При этом почти каждый четвертый респондент считает, что их руководитель ничего не делает для счастья сотрудников.

70% россиян отмечают сильное влияние работы на уровень стресса

Наибольший стресс создают строгие дедлайны, внезапные и большие объемы задач, а также собственные ошибки при выполнении задач.