Гендиректор WU Executive Academy сделала обзор бизнес-зоопарка

Поход в зоопарк – источник незабываемых впечатлений как для детей, так и для взрослых. Однако, чтобы посмотреть на животных, необязательно идти в центральный городской зоопарк. В мире бизнеса тоже есть животные, и они играют очень важную экономическую роль. Доктор Кляйнханс-Ролле, генеральный директор WU Executive Academy, предлагает совершить виртуальный тур по удивительной фауне бизнеса и поближе рассмотреть наиболее интересные виды.

Д-р Астрид Кляйнханнс-Ролле

Единороги

В начале тура д-р Кляйнханс-Ролле знакомит нас с одним из наиболее впечатляющих видов, который едва ли можно встретить в реальном зоопарке: единорогами. Единороги – это стартап-компании, рыночная стоимость которых превысила миллиард долларов. На примере таких известных компаний, как AirBnB и Uber, можно понять, каким образом единорогам удается добиться успеха в условиях высокой конкуренции.

Как правило, они используют инновационные идеи для создания новых рынков, которые опытные предприниматели из виду упустили. Там они развиваются с головокружительной скоростью и зачастую закрепляют свои позиции на рынке за счёт сетевого эффекта. Они находят новые рынки, где конкуренция еще невысока, и применяют так называемые умные инновации (технологии, продукт и/или бизнес-модель), имеющие хотя бы временно уникальное торговое предложение. Правда, единороги известны также тем, что зачастую совсем ничего не оставляют другим обитателям своего ареала.

Зебры

После единорогов несложно объяснить, кто такие зебры. В бизнес-фауне зебры – близкие родственники единорогов, но с одной важной разницей: зебры – это стартапы, которые не просто стремятся любой ценой увеличить прибыль и обеспечить стремительный рост, но и ставят целью реализовывать ценности устойчивого развития, такие как социальная ответственность. В отличие от своих сородичей, они не намерены сметать всё на своём пути к коммерческому успеху. Их цель – прибыль и социальная польза. И они никогда не откажутся от одного ради другого. Таким образом, зебры – это яркий пример социально-экономического подхода в бизнесе, который учитывает факторы ресурсов и потребностей.

Такой подход набирает особую популярность среди более молодых предпринимателей. Несмотря на то, что фактор роста для зебр тоже важен, в своей деятельности они всегда отталкиваются от стремления принести пользу экономике и обществу. Поэтому руководителей таких компаний зачастую называют социальными предпринимателями. Нужно отметить, что такая философия привлекает в компанию сотрудников, которые хотят не просто строить карьеру, а делать нечто действительно значимое, наполненное смыслом.

В то же время зебрам гораздо сложнее получить финансовую поддержку, которая особенно важна на ранних этапах развития компании. Это связано с тем, что зачастую компания-зебра, будучи одновременно некоммерческой и коммерческой организацией, представляет собой некий гибрид двух устаревших организационных форм. Во многих странах это порождает юридические сложности, и чтобы их решить, предпринимателям в первую очередь необходимы время и деньги, которых у них нет.

Инвесторы предпочитают традиционные, знакомые инвестиционные модели, нежели их нестандартные и не проверенные на практике альтернативы. Известными зебрами являются веб-сайт электронной коммерции Etsy, основанный в 2005 году, где можно продавать и покупать изделия ручной работы, винтажные вещи и товары для творчества, а также Basecamp, компания-разработчик программного обеспечения, оказывающая всестороннюю поддержку стартап-компаниям, которые хотят обосноваться в Кремниевой долине. И это лишь два примера.

Белые слоны

Прогулка по зоопарку продолжается, и на очереди – белые слоны. Их видно издалека. В бизнесе они представляют собой очень масштабные проекты, нерентабельные с экономической точки зрения. К ним относятся, в частности, проекты строительства различных объектов в рамках крупных международных событий, например, спортивных мероприятий. Так, во многих странах есть стадионы, которые практически не используются и, как следствие, постепенно приходят в упадок. Однако термин «белые слоны» имеет и другое значение. Так называют сотрудников компаний, у которых нет как таковых функций. Ареал распространения данного вида включает, помимо всего прочего, политические структуры и окологосударственные компании.

Быки и медведи

Д-р Кляйнханс-Ролле не спеша идет дальше, и тут раздается какое-то рычание. Выясняется, что два примыкающих друг к другу вольера занимают быки и медведи. Ничего удивительного: они просто созданы друг для друга.

Быки олицетворяют растущий курс акций, а медведи ответственны за падение цен. Этот символизм уходит корнями в историю. Когда-то в Калифорнии между быками и медведями устраивались бои, во время которых животные демонстрировали противоположные тактики боя. Бык побеждал за счёт того, что поддевал медведя рогами и подбрасывал вверх. Отсюда аналогия с движущимися вверх ценами. Медведь же, наоборот, прижимал соперника к земле своими огромными лапами, поэтому он ассоциируется с падением цен.

Черные лебеди

Во время прогулки также можно полюбоваться черными лебедями. Это особенно редкий вид. Около десяти лет назад американский трейдер и философ Нассим Николас Талеб описал их в своей книге «Черный лебедь. Под знаком непредсказуемости».

Вот уже более двух тысяч лет эти птицы олицетворяют непредсказуемость, ведь до определённого момента люди были уверены, что лебеди бывают только белые. Однако черные лебеди действительно существуют: в природе, в экономике, в мировой истории. Сегодня чёрным лебедем называют труднопрогнозируемое событие, имеющее далеко идущие последствия. По мнению Нассима Талеба, спрогнозировать такие события практически невозможно, и даже те, кого в этих вопросах считают провидцами, например, биржевые эксперты, на самом деле мало что могут предсказать.

Дойная корова

Затем д-р Кляйнханс-Ролле подходит к так называемой дойной корове.

От такой коровы мало кто откажется, ведь она обеспечивает стабильный доход, не требуя непомерных затрат. В больших корпорациях наличие таких товаров или услуг позволяет руководству на протяжении длительного времени не заниматься развитием других, менее прибыльных направлений деятельности, и при этом не нести убытки.

Горилла

Следующее животное вызывает у эксперта уважение. Гориллы излучают силу и мощь не только в дикой природе, но и в бизнесе. Так называют компании, лидирующие на своих рынках, но при этом не являющиеся монополиями. Лидерство даёт им вольготную возможность принимать рискованные решения. Никто не осмелится на них напасть.

Хромая утка

А вон там сидит хромая утка. Этот термин возник на фондовых рынках и используется для обозначения инвестора, который не в состоянии компенсировать убытки.

В политическом мире хромыми утками называют политиков, которые уже не могут что-либо реально изменить. Например, в год выборов в США хромой уткой в период с ноября по январь является президент, когда уже избран новый глава государства, но срок действующего президента ещё не закончился.

Акулы

Также в бизнес-зоопарке есть океанариум, где д-р Кляйнханс-Ролле с восхищением наблюдает за акулами, которые курсируют по аквариуму в поисках жертвы.

Они символизируют агрессивных, жаждущих наживы конкурентов, которые вечно ждут подходящего момента, чтобы нанести неожиданный удар.

Грифы и саранча

Эти представители фауны живут в зоопарке вместе. «И грифы, будучи падальщиками, и саранча олицетворяют инвесторов, таких как некоторые хедж-фонды, которые берут под свой контроль убыточные предприятия исключительно с расчетом по максимуму извлечь краткосрочную прибыль, при этом долгосрочное развитие этих компаний их совершенно не интересует.

Закончив экскурсию, д-р Кляйнханс-Ролле возвращается к первому вольеру. Все-таки, зебры вызывают у неё наибольшую симпатию.


Компания: WU Executive Academy
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Большинство россиян не довольны своей зарплатой

Четверть опрошенных хочет добиться повышения на сумму более 50 тыс. руб.

6 из 10 россиян жалуются на переработки

Лишь 3 из 10 россиян работают строго по графику без переработок.

Россияне назвали главную мотивацию для работы

Выбирая между прибавкой к зарплате или повышением в должности, большинство россиян выберут деньги.