«Мы работаем со скрытыми чемпионами XXI века»

Каждое поколение выходит на рынок со своими интересами. О том, что сейчас находится в центре внимания предпринимателей и менеджеров, Executive.ru рассказывает проректор Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС), директор Института бизнеса и делового администрирования РАНХиГС, президент Российской ассоциации бизнес-образования, профессор Сергей Мясоедов.

Executive.ru: Отличается ли мотивация абитуриентов 2017 года от мотивации абитуриентов, например, 2013-2014 годов?

Сергей Мясоедов: Мотивация у абитуриентов бизнес-школы всегда одна и та же – получить практические знания и навыки, обобщить опыт, расширить деловые связи. Именно на эти запросы отвечает бизнес-школа.

А вот что произошло нового? Мы в ИБДА РАНХиГС основываемся на теории научного руководителя нашей бизнес-школы, доктора Ицхака Калдерона Адизеса о жизненных этапах развития организации и стараемся увязать эти этапы развития компаний с экономическими циклами. Сейчас, судя по всему, в российской экономике начался подъем. Это отражает рынок MBA: в 2016 году он, по информации моих коллег из бизнес-школ различных регионов страны, находился в стагнации. И был примерно на 10% меньше предыдущих лет, а в 2017 году мы фиксируем рост и, в ряде случаев, превышение докризисных показателей 2013 года.

Характерно, что рынок бизнес-образования, прежде всего, рынок программ MBA и Executive MBA, идет вверх в начале экономического кризиса и в начала подъема. И обычно сокращается в период стагнации. Рост рынка бизнес-образования России всегда – самое весомое подтверждение, что экономика вышла из ступора и начала расти.

Почему рынок бизнес-образования растет на спаде и подъеме? В первом случае слушатели идут за новыми идеями, чтобы выжить, удержаться на рынке. Во втором – чтобы ускорить рост бизнеса, расширить свою рыночную нишу. Сегодня мы видим рост спроса, и хотим дать слушателям то, что им нужно на практике. А им нужны навыки, которые можно применить «здесь и сейчас», буквально через неделю или две после очередного цикла занятий. Это – общемировая тенденция, она связана не только с повышением волатильности рынка, но и со сменой поколений. Представители поколения Y, активно вышедшие на рынок бизнес-образования, весьма прагматичны. Более, чем их предшественники.

А идущее им вслед поколение Z – уже абсолютные прагматики. Они не хотят тратить время на теоретические лекции седых профессоров из прошлого века. Это поколение «хайперов». Им нужны «хакатоны», «питч сессии», «гембы», форсайты в «точках кипения». Они хотят проектов в духе Agile и знаний с применимостью «здесь и сейчас». Плюс интернет в цифровой упаковке. Быстро. Коротко. Чтобы большие знания складывались из малых составляющих как «Лего».

Именно поэтому в бизнес-школах мира сегодня так много коротких программ, а лидеры рынка переходят на полуторагодичные и годичные программы MBA. Сокращение времени пребывания в аудитории, использование смешанных форматов – это глобальный тренд.

Executive.ru: Как ваша школа позиционирует себя на российском рынке бизнес-образования, где растет конкуренция за клиентов?

С.М.: Наша бизнес-школа отличается от других ведущих бизнес-школ России тем, что никогда не делала акцент на работе только с крупнейшими компаниями окологосударственного сектора. На протяжении 30 лет (юбилей отмечается в 2018 году) до 80% программ ИБДА – это программы открытого рынка, с набором через интернет, без бюджетной поддержки, без централизованных инвестиций, без скрытых дотаций и т.п.

Мы успешно работаем на рынке В2С, на котором многие созданные «сверху» бизнес-школы работать не умеют и боятся. И в этом сегменте российского рынка мы однозначные лидеры.

Наши ключевые клиенты – это те, кого за рубежом называют Hidden champions of the XXI century (Неявные или «скрытые» лидеры 21 века). Это компании среднего и крупного национального бизнеса с оборотом от 50 миллионов до миллиарда евро в год, которые выросли «снизу». Которые уже встали на ноги, нашли нишу и быстро растут. В том числе потому, что привносят на рынок прорывные технологии, связанные с цифровой экономикой, новыми подходами к сервису. Больше 70% слушателей наших программ МВА и ЕМВА – это менеджеры и лидеры из этой группы бизнеса. Люди с обостренной жаждой нового, с предпринимательским талантом и деловой хваткой.

Мы очень им признательны за активную поддержку ИБДА в социальных сетях и через «сарафанное радио». На программах MBA и Executive MBA, где сегодня у нас учится около 1 тыс. человек, самая высокая оценка работы школы состоит в том, что почти весь ее набор (до 90%) идет, в конечном счете, по «сарафанному радио», когда выпускники приводят друзей со словами: «Здесь есть что взять».

При этом, как я уже сказал, бизнес-школа уверенно стоит «на двух ногах». То есть работает не только на рынке В2С, но и на рынке В2В. Работает не только со средним и крупным, но и с крупнейшим бизнесом России и мира. Мы гордимся, что делали первую корпоративную программу MBA в России для Microsoft Russia. Что проводим донельзя инновационную программу по финтеху для Сбербанка, объединив ресурсы с экономическим факультетом РАНХиГС и французской бизнес-школой EDHEC (лучшей в мире по финансовым магистерским программам по версии Financial Times). Что мы сделали уникальную «блендид» или смешанную программу переподготовки региональных топ-менеджеров с «Россельхозбанком», где до трети программы вынесено в дистанционный формат.

Что в нашем портфеле программ уникальная программа подготовки кадрового резерва «Достояние» для корпорации «Росатом», где помимо интерактивных занятий и тренингов, помимо групповой проектной работы мы будем отрабатывать с коллегами навыки взаимодействия с технополисами и инкубаторами, учить основам работы «бизнес-ангелов», то есть отбору новых идей и оценке инновационных проектов и стартапов. Причем с конкретным прицелом на то, чтобы отобранные инновации могли быть использованы на нужды корпорации. Мне представляется, что программа с таким акцентом и фокусом, которую команда ИБДА РАНХиГС в течение года скрупулезно разрабатывала и продумывала совместно с коллегами из корпоративного университета «Росатом», проводится в России впервые. И я уверен, что в дальнейшем эта модель будет тиражироваться во многих других корпорациях страны.

Executive.ru: В каких форматах происходит это? Как тренды, о которых вы говорите, влияют на сетку расписания?

С.М.: В отличие от университетских теоретических и лекционных программ, изданий прошлого века, программы ведущих бизнес-школ мира и России используют все известные форматы, удобные для клиентов, дающие бизнесу возможность получить то, что ему требуется для повышения конкурентоспособности. То же относится и к продолжительности программ.

Я помню интересную дискуссию о переходе пятилетнего вузовского образования к четырехлетнему, в ходе которой один старейший профессор известного университета спросил, критикуя бакалаврскую четырехлетку: «Чему можно научить студента за четыре года? Ничему!». На что тогдашний ректор бизнес-школы «Сколково» Андрей Волков блестяще ответил: «Если вы ничему не можете их научить за четыре года, то вряд ли научите за пять».

Ход истории ускоряется, и мы должны учиться экономить время вместе со слушателями. Скажем, программ MBA в классическом очном формате у нас нет: слушатели не могут долго учиться с отрывом от производства. Пока они будут учиться, их коллеги сделают рывок в карьере, а когда они вернутся после учебы, брать на работу их будут те, кто был их подчиненными. Поэтому мы используем все существующие форматы – модульные, вечерние, дистанционные, а также форматы выходного дня. При этом «чистого» дистанционного формата у нас тоже нет, и вряд ли таковой скоро появится, потому что у него есть слабое место: потеря качества обучения и социальных связей за счет ограничения контакта с аудиторией.

Люди не могут подружиться, чтобы потом поддерживать друг друга в жизни. По этой причине известнейшие бизнес-школы во всем мире почти не используют дистанционный формат в чистом виде, но применяют его в сочетании с другими форматами. Мы поступаем точно так же. Мы считаем, что сильные, рассчитанные на лидеров серьезных компаний программы MBA, Executive MBA могут быть смешанными, но не должны быть полностью дистанционными.

Но и здесь мы пытаемся найти свое лицо. Сделать что-то новое. Так, в рамках нашей смешанной программы МВА уже в 2017 году появятся занятия в трехмерном пространстве. Это будет обучение через погружение в трехмерное пространство, используя специальные очки. Такая инновация тоже полностью не заменит собой классические занятия в аудитории, но приблизит дистанционные занятия к ним, дополнит их.

Executive.ru: Какие тенденции вы видите в тематике дипломных проектов? Что выносят на защиту выпускники MBA и Executive MBA?

С.М.: Тематика дипломных работ тоже меняется в зависимости от фазы экономического цикла. В 2017 году выросло количество работ, связанных со стратегией развития компании, с выводом новых продуктов и услуг на рынок. «Скрытые чемпионы XXI века», о которых я рассказал, начали готовиться к выходу российской экономики из рецессии. К рывку, для которого появляются благоприятные условия.

Другая группа тем связана с продвижением продукта на высококонкурентных рынках с помощью прорывных технологий, в том числе с использованием возможностей нейромаркетинга, точного таргетирования рынка, создания специализированных ниш.

Executive.ru: А как эта тематика представлена в учебной программе?

С.М.: Школа включает в программу те тренды, которые интересуют бизнес-сообщество. Скажем на магистерской программе, которую мы делаем для Сбербанка, мы углубленно преподаем финансовые технологии, изучаем блокчейн, методы работы с Big data. В 2017 году мы при поддержке специалистов компании Ernst & Young вывели на рынок новую магистерскую программу, посвященную роли прорывных технологий в цифровой экономике и бизнесе. Элементы прорывных технологий активно входят в наши программы МВА и ЕМВА. Помимо Big data, изучения возможностей криптовалют и блокчейна во всех программах присутствуют серьезные модули, посвященные управлению в условиях хаоса, эмоциональному интеллекту, проектному методу, Agile и др.

Executive.ru: В каком формате вы работаете с выпускниками?

С.М.: В первую очередь мы работаем с ними в формате мастер-классов с лидерами бизнеса и экономики. За последние годы из наиболее знаковых людей у нас выступали:

  • Давид Каррузо – один из творцов теории и практики эмоционального интеллекта
  • Ричард Баркер – классик теории корпоративного управления
  • Алексей Кудрин – экс-министр финансов и вице-премьер.

11 октября 2017 года для выпускников и слушателей ИБДА РАНХиГС прошел мастер-класс Ника Оболенского, автора ряда книг по лидерству и руководителя консультационной компании с филиалами в Лондоне и Сингапуре, – «Новый подход к лидерству в мире, полном неопределенности». В ходе мастер-класса профессор Оболенский через тесты и упражнения убедительно показывал несовершенство и нарастающую неэффективность пирамидальной системы управления в условиях экономики хаоса. Мастер-класс открыл серию юбилейных мероприятий, посвященных 30-летию Института бизнеса и делового администрирования.

Во-вторых, вместе с Центром карьеры РАНХиГС мы предоставляем выпускникам бесплатный коучинг, связанный с их карьерным ростом, сменой профессии, новыми должностными обязанностями и т.д.

У нас есть много резервов в сфере работы с бывшими студентами, и мы будем использовать эти резервы. Всего у ИБДА около 15 тыс. выпускников программ MBA и Executive MBA, это составляет около 20-30% всего сообщества выпускников MBA в России.

Executive.ru: В каком состоянии сегодня находится партнерская сеть ИБДА?

С.М.: ИБДА сегодня – наиболее международно-развитая бизнес-школа в России. В числе наших партнеров, с которыми мы ведем те или иные проекты, более сотни ведущих бизнес-школ мира. В их числе Judge Business School Кембриджского университета (Англия), MIT и Berkeley Haas School of Business (США), INSEAD, SKEMA, EDHEC (Франция), IMD Lausanne (Швейцария), Роттердамская школа бизнеса и многие другие.

Сейчас много говорят о Болонском процессе и Эразмус программе обменов и двойных дипломов для студентов первого высшего образования. Но мало кто знает, что наша бизнес-школа начала программу обменов и проект «двойной диплом» задолго до Болонского процесса. Пока наши маститые государственные вузы советского замеса только узнавали о том, что существует Болонская декларация, студенты бакалавриата ИБДА – начиная с 1993 года (!) уже учились на программе «двойной диплом» в Роттердамском университете. А сегодня семестровую, бесплатную зарубежную стажировку или обучение в рамках проекта «двойной диплом» за рубежом проходит каждый пятый студент бакалаврских программ ИБДА.

Однако вернемся к программам МВА и ЕМВА. В ИБДА два знаковых проекта «двойной диплом» для программ этого уровня. С 1997 года мы ведем программу ЕМВА с Антверпенской школой менеджмента (Бельгия). Программа проходит на английском и русском языке. Российско-бельгийская ЕМВА – «рейтинговая» программа. Она входит в число лучших ЕМВА мира по версии Financial Times. Программа учитывает опыт и особенности ведения бизнеса, как в Европе, так и в России. За 20 лет существования программы число ее выпускников превысило 900 человек. Они работают сегодня в руководстве практически всех мультинациональных компаний, представленных на российском рынке.

Второй проект – программа МВА Гренобльской высшей школы менеджмента, которая реализуется в РАНХиГС при поддержке ИБДА (интеллектуальной и организационной). Простыми словами, программа ведется под брендом и на дипломы РАНХиГС и Гренобля. А преподавание ведут от российской стороны профессора и практики ИБДА. Хочу отметить, что из всех зарубежных бизнес-школ, которые проводят свои программы МВА в России и выдают аутентичные (такие же, как в Европе) дипломы МВА, Гренобльская высшая школа менеджмента статусно самая «крутая». В прошлом году школа была названа 17-ой в рэнкинге Financial Times – вошла в так называемую «золотую двадцатку» Европы!

ИБДА интенсивно развивает сотрудничество с университетами, бизнес-школами Азии и Китая. Десятки наших бакалавров и магистров учатся в Пекине, Шанхае, Ханчжоу, Гуанчжоу и др. Мы ведем переговоры о сотрудничестве на уровне программ МВА и ЕМВА, стараемся, чтобы студенты и слушатели ИБДА РАНХиГС были готовы с одинаковой легкостью работать как на российском, так и на европейском, азиатском и американском рынках.


Бизнес-школа в цифрах

ИБДА РАНХиГС

Институт бизнеса и делового администрирования РАНХиГС – одна из крупнейших учебных структур в составе Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ. Год основания – 1988. В ИБДА обучаются более 2000 студентов и слушателей и работают более 200 преподавателей. Более 15 000 выпускников. Первое место по показателю роста доходов выпускников в 2012-2017 годах. ИБДА – это: 4 факультета, 7 кафедр, 4 центра, более 20 рыночных программ, 13 программ «двойной диплом».


В рамках исследовательского проекта редакция Executive.ru осенью 2017 года проводит серию интервью с российскими бизнес-школами, опросы выпускников и возможных абитуриентов бизнес-школ. В результате мы планируем получить объемное представление о состоянии спроса и предложения на рынке российского бизнес-образования.

Расскажите коллегам:
Комментарии
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
3
Евгений Равич
Хороший пример конспирологии. Есть реальные примеры? Просьба заодно уточнить, что такое "не понр...
Все дискуссии
HR-новости
Сотрудники не готовы отказаться от гибрида даже за повышение зарплаты

При этом 47% работодателей все еще считают такой формат работы привилегией, а не данностью.

Спрос на операторов call-центра в продажах вырос в 3,5 раза

В целом за первый квартал 2024 года по России количество вакансий в продажах выросло на 26% за год.

53% компаний возьмут студентов и подростков на летнюю подработку

За год интерес к такой практике вырос на 8%.

Россиян ждет шестидневная рабочая неделя

Шестидневной эта неделя оказалась за счет переноса выходного дня на понедельник – 29 апреля – для того, чтобы отдыхать россияне могли без перерыва.