Расчет бонусов для топ менеджеров

Добрый день Коллеги.
Прошу Вас помочь. В молодой компании назрел вопрос о постановке управленческого учета и создание системы мотивации для топ менеджеров. Разобрались с необходимыми отчетами, но при определении чистой прибыли для расчета бонусов встал вопрос - учитывать ли кредиторскую задолженность при расчете бонуса менеджера. Дело в том, что, с одной стороны прибыль получена, с другой может быть слишком дорогой ценой, менеджер набрал кредитов у поставщиков, не расплатился с ними, реализовал товар, получил бонус по итогам периода и все довольны кроме акционеров, которые получили в итоге одни обязательства на следующий период.
Подскажите, как можно урегулировать данный вопрос.
Заранее благодарю.

Расскажите коллегам:
Теги: финансы
Комментарии
Руководитель проекта, Москва

Считать бонус от дивидендов, выгружаемых акционерам на карман.
Вариация: от того же плюс инвестиций (топы же не виноваты, что акционеры решили заработанное вложить обратно в бизнес).

Генеральный директор, Москва
Максим Якобсон пишет: Считать бонус от дивидендов, выгружаемых акционерам на карман. Вариация: от того же плюс инвестиций (топы же не виноваты, что акционеры решили заработанное вложить обратно в бизнес).
Спасибо Максим за вариант. Я правильно понял что по сути кредиторку считаем в затраты (себестоимость)? А если её возврат перейдет в следующий период, что по сути в новом периоде будет являться затратами (себестоимостью), тогда мы её получится 2 раза посчитаем?
Руководитель проекта, Москва
Александр Костин пишет: Я правильно понял что по сути кредиторку считаем в затраты (себестоимость)? А если её возврат перейдет в следующий период, что по сути в новом периоде будет являться затратами (себестоимостью), тогда мы её получится 2 раза посчитаем?
Вы про прибыли - убытки, а я про поток. В потоке в явном виде есть строка "дивиденды, выплаченные акционерам". Вот, от неё и бонус. В текущем периоде (году) эту строку можно увеличить относительно прибыли, например, собрав дебиторку к концу года или надув кредиторку. Места для двойного счёта тут нет. Если такие трюки ничему не противоречат, почему нет?
Консультант, Санкт-Петербург
Александр Костин, В системах стимулирования менеджеров разного уровня распространён вариант, когда "в минус" идёт стоимость ресурсов, которыми менеджер распоряжается. Может быть это то, что Вам нужно.
Генеральный директор, Москва
Сергей Кручинецкий пишет: В системах стимулирования менеджеров разного уровня распространён вариант, когда "в минус" идёт стоимость ресурсов, которыми менеджер распоряжается. Может быть это то, что Вам нужно.
Спасибо Сергей за вариант. Понимаете тут дилема немного в другом. Да менеджер пользуется ресурсом (в данном случае чужими деньгами) это неплохо, но если этот ресурс считать в минус, то по сути может получиться так, что каждый период, при таком расчете, прибыли будет минус и соответственно не будет бонусов менеджеру. Хотя вроде он воспользовался заемными (по сути) средствами на безвозмездной основе и сделал на них прибыль, но с другой стороны это отложенные обязательства, которые в будущем надо будет исполнять. Вот в чем загвозка - считать это в плюс или в минус или вообще кредиторку не считать.
Консультант, Санкт-Петербург
Александр Костин, Это всё технические вопросы. Уровень влияния ресурсов на бонус определяется стоимостью ресурсов, а её можно регулировать. С другой стороны, если с имеющихся ресурсов не удаётся получить рыночной рентабельности, зачем такой бизнес? Для души разве что. Как рассчитывать ресурсы - это тоже вопрос техники, а точнее тех целей, которые в данный момент стоят перед компанией. С одной стороны, товарный кредит даётся компании, а не менеджеру, так что он вовсе не обязательно получает его бесплатно. С другой стороны, можно в ресурсы считать только просроченную КЗ. В общем это всё настройки "по месту".
Нач. отдела, зам. руководителя, Москва

Александр,
На мой взгляд фокус должен быть иным
Есть рынок и на рынке востребованы условия кредитования - т.е. если мы будем этому препятствовать, то это плохо
Соответственно идём с двух сторон - формализуем условия предоставления внутри органиазации (может не надо всем подряд раздовать, особенно с учётом опыта висяков) + что критично, только просрочка
Вот от неё можно демотивировать. В зависимости от критичности просрочки с повышенным коэф * 2 например.
Т.е. должна быть логика на развитие хорошего бизнеса, который приносит прибыль

Финансовый директор, Екатеринбург

В данном случае можно понять нормальный уровень кредиторки (при работе с отсрочкой платежа) и сравнить уже имеющийся факт с заданным нормативом. По крайней мере, мы пользовались следующими правилами:
уровень кредиторки в норме - бонус 100%
уровень кредиторки ниже нормы более чем на...% - бонус умножался на коэффициент 1,15
уровень кредиторки выше нормы - обратнаая операция - бонус умножэался на коэффициент 0, 95% (допустим)

мы этой ситемой пользовались пару лет - отлично работало - топы следили, чтобы кредиторка была получена вовремя...

Финансовый директор, Ростов-на-Дону

Александр,

Проще всего бонусы считать по кэшу, так как предложил Максим. Но если считать от ЧП, то уж лучше учитывать движения обязательств, как кредиторку, так и дебиторку, иначе баланса не будет и кто-то точно будет обижен. В вашем случае нужно считать все и дебиторку и кредиторку и займы и кредиты и т.д. и т.п.

Я в свое время рассчитывал бонусы топам, в которую включалась и Дт и Кт и займы и кредиты, да и еще учитывался резервы по сомнительным долгам (при расчете ЧП).

Финансовый директор, Москва

Вопрос по учету кредиторской задолженности в учете бонусов очень актуален. Мне кажется его обязательно нужно учитывать, при этом необходимо создать простую и понятную систему ее учета и движения (для нефинансовых менеждеров). Если я ее учел в текущем периоде, то при изменении ее значения в будущем периоде происходит коррекция с обратным знаком. Это просто будет система отложенных выплат.

С уважением.

Финансовый директор, Москва
Александр Костин пишет: Разобрались с необходимыми отчетами, но при определении чистой прибыли для расчета бонусов встал вопрос - учитывать ли кредиторскую задолженность при расчете бонуса менеджера. Дело в том, что, с одной стороны прибыль получена, с другой может быть слишком дорогой ценой, менеджер набрал кредитов у поставщиков, не расплатился с ними, реализовал товар, получил бонус по итогам периода и все довольны кроме акционеров, которые получили в итоге одни обязательства на следующий период. Подскажите, как можно урегулировать данный вопрос. Заранее благодарю.
Не очень понятно что такое "дорогой ценой" в данном конкретном случае. 1. Набрал кредитов у поставщиков. На каких условиях. Платно или просто отсрочка платежа? 2. Ключевое слово "реализовал". Опять же с отсрочкой платежа или деньги получены. Если получены, то в чем проблема расплатиться с поставщиками? А вот если нет. То система должна быть двухступенчатой: 2.1. Считаем операционную прибыль сделок "ПО НАЧИСЛЕНИЮ" и от неё оговоренный процент бонуса. 2.2. Ждем прихода денег от покупателей, расплачиваемся с поставщиками. Выплачиваем бонус. На бонус должны влиять задержки получения денег от покупателей, которые привели к штрафным санкциям от поставщиков. Само по себе наличие кредиторской задолженности не является чем-то экстраординарным и погибельным для фирмы. Ведь самое главное, чтобы менеджер был простимулирован на получение бонуса от продаж. В идеале, стоит поставить управленческий учет так, чтобы деятельность каждого менеджера учитывалась как отдельный бизнес. Ему отгружают ресурсы (материален и денежные). Он у вас и так достаточно самостоятелен: кредиторку вон может набрать. И смотреть по итогам месяца, квартала, года что он там наработал. Но для этого надо иметь для каждого менеджера отдельную отчетность или возможность вычленить его показатели из консолидированной. В том числе дебиторку и кредиторку, созданную трудами каждого менеждера, денежные средства, которые крутятся в его виртуально конторе. Не забудьте ему довесить часть общехозяйственных расходов на директора, бухгалтерию, офис, чистый туалет и т.п.
Финансовый директор, Москва

В дополнение к своему последнему сообщению. Под учетом в расчете бонусов кредиторской задолженности я имел в виду в бОльшей степени "стоимость" кредиторской задолженности. Согласитесь, что в самой кредиторской задолженности ничего особо предосудительного нет. БОльшую роль в этом вопросе играет дебиторская задолженность. Вот если ее при помощи тех же менеджеров уничтожить, то вопрос "стоимости" кредиторской задолженности переходит в область ответственности финансового директора. Реализация прошла, денежки получены, теперь господа финансисты пожалуйста рулите оптимально.

С уважением,

Руководитель проекта, Санкт-Петербург
Александр Костин пишет: Дело в том, что, с одной стороны прибыль получена, с другой может быть слишком дорогой ценой, менеджер набрал кредитов у поставщиков, не расплатился с ними, реализовал товар, получил бонус по итогам периода и все довольны кроме акционеров, которые получили в итоге одни обязательства на следующий период. Подскажите, как можно урегулировать данный вопрос.
Если у акционеров возникают проблемы с оплатой кредиторской задолженности, очевидно, есть и проблема с получением дебиторской. Источником для оплаты бонуса по итогам периода является реально поступившая выручка. Причем, бонус нужно платить только по тем сделкам, по которым выручка поступила. И опять всплывает вопрос - прибыль получена, а у акционеров вместо радости появляются проблемы с кредиторкой. Какая же это тогда "прибыль", от которой одни проблемы? :D
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Большинство россиян считают работу в креативной индустрии привлекательной

76% хотели бы попробовать себя в роли креативного продюсера, при этом у половины из них нет четкого представления, чем занимается этот специалист.

Средние зарплаты в отрасли туризма и гостеприимства выросли на 52% за год

Рост внутреннего туризма стимулирует спрос на кадры, а конкуренция за них меняет подходы работодателей.