Уважаемые Менеджеры необходимо экспертное мнение!
Я опишу задачу и ее решение, а Вы опишите на сколько корректно использовались определенные методы и способы.
Постановка задачи: Компания - производитель продуктов питания из мяса птицы первичной переработки, т.е. основные категории продуктов: тушка (замороженная и охлажденная), полуфабрикаты (филе, грудка, бедро, голень и т.д.) и субпродукты (печень, сердце, головы, ноги, жир и т.д.). Необходимо определить себестоимость ассортимента продукции с целью оптимизации ассортиментного портфеля предприятия и вообще продажникам необходимо понимать себестоимость каждого вида продукции.
Решение:
Так как ассортимент продукции первичной переработки формируется только на убойном цеху (вход птица в живом весе, выход ассортимент продукции), то именно на нем были описаны все технологические процессы с четким распределением ресурсов (электроэнергия оборудования, з/пл. персонала и упаковка). Сформированные затраты назовем продуктовыми или прямыми и отнесем на каждый вид продукции в зависимости от процесса. Такой алгоритм формирования можно назвать попроцесным,т.к. он несложен и переделы не идут на продажу в виде отдельного сырья.
Теперь разнесение общепродуктовых затрат или общих (вот самое интересное!!!). Что было отнесено в эту группу: стоимость сырья, все накладные расходы и стоимость процессов, которые тоже можно отнести как к общепродуктовым (например навеска на линию убоя). Таким образом, если общепродуктовые затраты разнести пропорционально объемам производства каждого вида ассортимента, то мы получим разницу по всему ассортименту в 2-3 рубля (филе будет стоить 63 руб., а головы 60 руб), т.к. общепродуктовые затраты составляют 80% в структуре затрат. Так, что получается, что филе является высокорентабельным, а головы высокоубыточными продуктами??? Так что ли???
Поэтому, я решил, что должна существовать некая иная форма разнесения общепродуктовых затрат. Такую я и нашел: потребительская ценность продукта. Потребитель определяет ценность продукта на макроуровне ценой, поэтому я выбрал для распределения общепродуктовых затрат рыночные цены. Еще потому что рынок высококонкурентен и один производитель не может повлиять на рыночную цену.
Даже не рыночные цены были взяты для базы распределения, а структура формирования рыночных цен по ассортименту. То есть был выбран базовый продукт (тушка) и взят за единицу. Все другие цены ассортимента были взяты отношением к цене базового продукта. Таким образом мы получили оценку голов к тушке, которая составила 0,3 (например). На основании коэффициентов ценности мы формируем приведенные объемы и распределяем общий котел общепродуктовых затрат на объемы конкретного вида продукции. Распределенные общепродуктовые + продуктовые затраты деленые на объем по виду продукции получаем себестоимость.
Корректно ли, была взята база распределения общепродуктовых затрат? Существует мнение,что необходимо распределять пропорционально объема вида и пусть существуют высокорентабельные продукты и высокоубыточные продукты. Или найти определить другую базу для распределения. Изучая всю литературу понимаю, что нахождение данной базы является самым скользким вопросом в управленческом учете.
97% россиян регулярно задерживаются на работе.
В целом по России спрос работодателей за год вырос на 36%.
Пожелания по заработной плате мужчин и женщин коррелируются в зависимости от возраста соискателей.
В целом слишком долгое закрытие вакансий волнует 45% представителей бизнеса.
Елена, доброе утро!
Большое спасибо за отклик на проблему.
Да действительно существуют отраслевые стандарты по калькулированию себестоимости продукции птицефабрик мясного направления, разработанный ВНИИПП (научный институт по переработке).
Суть подхода: используется коэффициентный метод, но коэффициенты являются экспертными, т.е. определили, что головам будет присвоен коэффициент 0,2, коже 0,03 и так по большей части продукции. Дальше разнесли. Единственное, что используется понятие "сопуствующая продукция" - все субпродукты, которые вычитаются из стоимости сырья по ценам сформированные коэффициентами или по ценам возможной реализации.
Недостатки на мой взгляд:
1) Непонятная логика формирования коэффициентов (экспертная-ставить себе на веру точку зрения экспертов???);
2) Субпродукты являются самостоятельной категорией продукции.
Вы правы. Есть такой "Способ коэффициентов. Используется в тех случаях, когда затраты, учтенные по одному объекту, необходимо распределить между несколькими видами продукции. Суть этого приема состоит в том, что вся полученная из производства продукция при помощи коэффициентов переводится в условную полноценную продукцию и определяется количеством калькуляционных единиц. Затем затраты делят на количество калькуляционных единиц, определяют себестоимость одной единицы. Умножая себестоимость одной калькуляционной единицы на количество условной продукции каждого вида, определяют затраты по каждому виду продукции."
Цитата из Приказа Минсельхоза РФ от 6 июня 2003 г. N 792 "Об утверждении Методических рекомендаций по бухгалтерскому учету затрат на производство и калькулированию себестоимости продукции (работ, услуг) в сельскохозяйственных организациях"
Рекомендую...