Калькуляция себестоимости в птицеводстве

Уважаемые Менеджеры необходимо экспертное мнение!

Я опишу задачу и ее решение, а Вы опишите на сколько корректно использовались определенные методы и способы.

Постановка задачи: Компания - производитель продуктов питания из мяса птицы первичной переработки, т.е. основные категории продуктов: тушка (замороженная и охлажденная), полуфабрикаты (филе, грудка, бедро, голень и т.д.) и субпродукты (печень, сердце, головы, ноги, жир и т.д.). Необходимо определить себестоимость ассортимента продукции с целью оптимизации ассортиментного портфеля предприятия и вообще продажникам необходимо понимать себестоимость каждого вида продукции.

Решение:
Так как ассортимент продукции первичной переработки формируется только на убойном цеху (вход птица в живом весе, выход ассортимент продукции), то именно на нем были описаны все технологические процессы с четким распределением ресурсов (электроэнергия оборудования, з/пл. персонала и упаковка). Сформированные затраты назовем продуктовыми или прямыми и отнесем на каждый вид продукции в зависимости от процесса. Такой алгоритм формирования можно назвать попроцесным,т.к. он несложен и переделы не идут на продажу в виде отдельного сырья.
Теперь разнесение общепродуктовых затрат или общих (вот самое интересное!!!). Что было отнесено в эту группу: стоимость сырья, все накладные расходы и стоимость процессов, которые тоже можно отнести как к общепродуктовым (например навеска на линию убоя). Таким образом, если общепродуктовые затраты разнести пропорционально объемам производства каждого вида ассортимента, то мы получим разницу по всему ассортименту в 2-3 рубля (филе будет стоить 63 руб., а головы 60 руб), т.к. общепродуктовые затраты составляют 80% в структуре затрат. Так, что получается, что филе является высокорентабельным, а головы высокоубыточными продуктами??? Так что ли???
Поэтому, я решил, что должна существовать некая иная форма разнесения общепродуктовых затрат. Такую я и нашел: потребительская ценность продукта. Потребитель определяет ценность продукта на макроуровне ценой, поэтому я выбрал для распределения общепродуктовых затрат рыночные цены. Еще потому что рынок высококонкурентен и один производитель не может повлиять на рыночную цену.
Даже не рыночные цены были взяты для базы распределения, а структура формирования рыночных цен по ассортименту. То есть был выбран базовый продукт (тушка) и взят за единицу. Все другие цены ассортимента были взяты отношением к цене базового продукта. Таким образом мы получили оценку голов к тушке, которая составила 0,3 (например). На основании коэффициентов ценности мы формируем приведенные объемы и распределяем общий котел общепродуктовых затрат на объемы конкретного вида продукции. Распределенные общепродуктовые + продуктовые затраты деленые на объем по виду продукции получаем себестоимость.

Корректно ли, была взята база распределения общепродуктовых затрат? Существует мнение,что необходимо распределять пропорционально объема вида и пусть существуют высокорентабельные продукты и высокоубыточные продукты. Или найти определить другую базу для распределения. Изучая всю литературу понимаю, что нахождение данной базы является самым скользким вопросом в управленческом учете.

Расскажите коллегам:
Теги: финансы
Комментарии
Рук. департамента аудита, Москва
Евгений Наконечный пишет: Изучая всю литературу понимаю, что нахождение данной базы является самым скользким вопросом в управленческом учете
Евгений, день добрый! Вы абсолютно правы, база распределения расходов - очень сложный вопрос. Решают эту задачу обычно индивидуально, в зависимости от особенности отрасли, предприятия, поставленной цели и т.п. "Правильных" решений может быть много. Оба мнения (деление затрат в равных пропорциях и распределение с помощью коэф-тов), приведенные в Вашем сообщении, имеют право на существование. Если у Вас есть некоторое время для принятия решения, я в ближайшие пару дней поищу материалы по этому вопросу, может быть найду что-нибудь полезное касательно Вашей отрасли. Напишу в личку. С уважением, Серова.
Нач. отдела, зам. руководителя, Москва

Елена, доброе утро!

Большое спасибо за отклик на проблему.

Да действительно существуют отраслевые стандарты по калькулированию себестоимости продукции птицефабрик мясного направления, разработанный ВНИИПП (научный институт по переработке).

Суть подхода: используется коэффициентный метод, но коэффициенты являются экспертными, т.е. определили, что головам будет присвоен коэффициент 0,2, коже 0,03 и так по большей части продукции. Дальше разнесли. Единственное, что используется понятие "сопуствующая продукция" - все субпродукты, которые вычитаются из стоимости сырья по ценам сформированные коэффициентами или по ценам возможной реализации.

Недостатки на мой взгляд:
1) Непонятная логика формирования коэффициентов (экспертная-ставить себе на веру точку зрения экспертов???);
2) Субпродукты являются самостоятельной категорией продукции.

Рук. департамента аудита, Москва
Добрый день!
Евгений Наконечный пишет: 1) Непонятная логика формирования коэффициентов (экспертная-ставить себе на веру точку зрения экспертов???);
Логика формирования коэф-тов ВНИИПП, скорее всего идет от веса конечного продукта к весу тушки, раньше не было понятия маркетинговой составляющей. Пока ничего не успела посмотреть, но попробовала посчитать с коэф. от базы (к тушке) и равными долями. После некоторых раздумий, пришла к мысли, что, все же, корректнее применять коэф-ты распределения. Это экономически обоснованей, на мой взгляд. При прочих равных условиях, ведь не ради "головы" и "лапок" мы разделываем тушку. Маржа с "лапок" - это премиальные с реализации тушки.
Генеральный директор, Санкт-Петербург

Вы правы. Есть такой "Способ коэффициентов. Используется в тех случаях, когда затраты, учтенные по одному объекту, необходимо распределить между несколькими видами продукции. Суть этого приема состоит в том, что вся полученная из производства продукция при помощи коэффициентов переводится в условную полноценную продукцию и определяется количеством калькуляционных единиц. Затем затраты делят на количество калькуляционных единиц, определяют себестоимость одной единицы. Умножая себестоимость одной калькуляционной единицы на количество условной продукции каждого вида, определяют затраты по каждому виду продукции."
Цитата из Приказа Минсельхоза РФ от 6 июня 2003 г. N 792 "Об утверждении Методических рекомендаций по бухгалтерскому учету затрат на производство и калькулированию себестоимости продукции (работ, услуг) в сельскохозяйственных организациях"
Рекомендую...

Консультант по корп. финансам, Москва
Себестоимость многопередельного фракционирования Фракционирование — это процесс одновременного производства нескольких продуктов. Экономическая специфика фракционирования состоит в том, что не существует очевидного способа распределения себестоимости процесса на его продукты. Обычно в результате фракционирования получаются неравноценные продукты, и разделять по фракциям полную себестоимость процесса поровну (в том или ином смысле) нецелесообразно. Так, если при переработке живой птицы полную себестоимость процесса разделить поровну на всю массу произведенной продукции, то себестоимость пера, крови и других неосновных продуктов значительно превысит их реализационную стоимость. Существует довольно распространенная методика, распределяющая себестоимость процесса пропорционально реализационной стоимости продуктов, однако, в случае многоэтапного производственного процесса, она значительно искажает распределение финансового результата по отдельным продуктам, скрывая убыточность неэффективных процессов. Разработанная автором методика расчета себестоимости продуктов многопередельного фракционирования не только адекватно рассчитывает себестоимость конечных продуктов, но также предоставляет удобные инструменты для анализа отдельных этапов и ветвей многоэтапного производственного процесса. Предлагаемая методика успешно применялась автором в мясоперерабатывающей отрасли, но ее применение возможно и полезно в любых отраслях, где имеет место фракционирование. В первую очередь, это пищевое производство, переработка нефти и газа, химическое и горно-обогатительное производство. /Отредактировано модератором/ P. S. Обращайтесь :-)
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
3
Евгений Равич
Хороший пример конспирологии. Есть реальные примеры? Просьба заодно уточнить, что такое "не понр...
Все дискуссии
HR-новости
Больше 70% россиян работают по выходным и во время отпуска

97% россиян регулярно задерживаются на работе.

В каких городах России наибольший прирост вакансий

В целом по России спрос работодателей за год вырос на 36%.

Исследование: какую зарплату хотят получать россияне

Пожелания по заработной плате мужчин и женщин коррелируются в зависимости от возраста соискателей.

80% работодателей отмечают нехватку квалифицированных работников

В целом слишком долгое закрытие вакансий волнует 45% представителей бизнеса.