Как автоматизировать предоставление скидок и бонусов клиентам

В любом коммерческом предложении помимо ассортимента и цен имеется достаточно большой перечень различного рода скидок и возможных выплат или штрафов. Этот перечень принципиально можно разбить на две группы:

  1. Скидка в накладной – сумма, на которую происходит снижение цены для определенного клиента в определенное время. Например, предоставляется, если поставщик присвоил клиенту определенный приоритет, или с клиентом договорились о проведении промо мероприятия.
  2. Ретроспективная скидка – не отраженная в накладной сумма, на которую происходит снижение цены при выполнении определенных условий. Например, фиксированная выплата за публикацию в каталоге клиента или штраф за несвоевременную поставку продукции.  

Далее в этой статье первую группу мы будем назвать просто скидками, вторую группу – ретро-скидками, а суммы, подлежащие выплатам клиентами – ретро-бонусами. 

Корректное управление скидками и ретро-бонусами является критичным для прибыльности бизнеса. По сути скидки и ретро-бонусы являются финансовым поощрением клиентам и, в первую очередь, делаются для выполнения целей и задач по продажам компании.

Условия предоставления скидок и бонусов могут быть различными:

  • за соблюдение правила рекомендованных цен;
  • за определенный ассортимент, за продажи определенного количества продукции;
  • за мероприятия по продвижению продаж;
  • за выполнение каких-то других условий.

При этом условия и размеры скидок и бонусов зачастую являются индивидуальными для каждого отдельно взятого клиента. Все это усложняет процессы расчетов и контроль прибыльности конкретной сделки и бизнеса в целом.

Во время преодоления пандемии произошли существенные изменения в цепочках поставок от производителей до конечных потребителей товаров или услуг. Это, в свою очередь, оказало дополнительное давление на структуру, форматы и условия предоставления скидок и ретро-бонусов, и как результат на прибыльность. Несмотря на всю важность зависимости финансовых показателей от предоставления скидок и бонусов, анализ результатов часто застревает внутри бэк-офисных систем ERP, или в многоступенчатых электронных таблицах. Это усложняет процесс анализа и принятия решений.

Зачастую, доступ к этой информации и понимание результатов имеют только сотрудники финансового отдела компании. Это, в свою очередь, отдаляет сотрудников отдела продаж и маркетинга компании от понимания зависимости продаж от скидок/бонусов и не дает им возможности принимать корректные решения о новых скидках и бонусах.

Кроме того, из-за отсутствия своевременно предоставленной информации, клиенты компании не видят зависимость результатов своих продаж от коммерческих условий. Из-за этого мотивация клиентов компании может снизиться и сместиться в сторону продукции конкурентов.

Описанная выше практика не обеспечивает прозрачности и прослеживаемости, не позволяет осуществлять своевременный мониторинг полученных результатов продаж и прибыльности, не дает понимание корреляции результатов с детальными условиями предоставления скидок и ретро-бонусов.

Есть ли какие-то альтернативные методы и подходы? Конечно. Это интеллектуальные системы управления скидками и ретро-бонусами. Ниже мы сравним три программных обеспечения от трех лидеров в этой области: Rebate Max, Enable и Sales force. Вся информация, описанная ниже, получена с сайтов этих компаний.

Чем похожи программы

У всех описанных выше приложений программный интерфейс имеет следующий функционал:  

1. Планирование и прогнозирование:

  • Библиотека вариантов скидок и ретро-бонусов.
  • Библиотека коммерческих условий расчетов скидок и ретро-бонусов.
  • Доступ к деталям соглашений с клиентами и партнерами.
  • Прогнозирование и управление начислениями, выплатами, прибыльностью.
  • Распределение денежных потоков по суммам, клиентам, категориям продукции и времени.

2. Организация и управление: 

  • Блок схема рабочего процесса с контрольными точками.  
  • Загрузка и согласование транзакции.
  • Детальные расчеты скидок и ретро-бонусов.
  • Публикация контента и обмен сообщениями между пользователями.
  • Формирование отчетов о транзакциях клиентам и партнерам.

3. Координация и контроль: 

  • Детализация результатов и финансовая отчетность.
  • Отслеживание должников или кредиторов.
  • Отслеживание рисков и возможностей.
  • Аудиторская отчетность.
  • Основные результаты и выводы.

Чем отличаются программы

Теперь о том, чем приложения друг от друга отличаются. 

1. Сотрудничество с партнерами – обмен результатами через партнерские порталы. 

Enable: функционал отсутствует.

RebateMAX: функционал есть, входит в стандартный пакет. Кроме того, последнее обновление в четвертом квартале 2021 года позволяет предоставлять партнерам и клиентом компании прогнозы по выплатам ретро-бонусов и финансовые сверки. 

Sales force: функционал есть, но предоставляется за дополнительную плату.

2. Интеллектуальная аналитика – автоматизация расчетов, платежей и отчетов для внутренних и внешних (сотрудников партнеров) пользователей с элементами обучения и развития. 

Enable: функционал отсутствует.

RebateMAX: функционал есть, входит в стандартный пакет.

Sales Force: функционал есть, предоставляется за дополнительную плату. 

3. Распределения доступа и согласования непосредственного в программном обеспечении. 

Enable: разработчики заявляют, что разрабатывают такой дополнительный функционал.

RebateMAX: В последнем обновлении, вышедшем в четвертом квартале 2021 года, такой функционал уже имеется.

Sales Force: возможность отсутствует.

4. Стоимость внедрения и обслуживания.

Sales Force и Enable являются SaaS продуктами – программное обеспечение как услуга, а RebateMAX предоставляет бессрочную корпоративную лицензию. Стоимость внедрения и интеграции определяется индивидуально, зависит от сложности бизнеса заказчика и количества используемых им приложений.

Enable: $1,75 или $2,5 тыс. в месяц на одного пользователя. 

Rebate Max: $30 тыс. на пользователя без ограничений по срокам.

Sales Force: $10 или $20 тыс. в месяц на компанию. 

Эти интеллектуальные решения помогут автоматизировать и структурировать потребности коммерческих компаний, связанные со скидками и ретро-бонусами, чтобы получить больше прибыли при меньших ресурсах и затратах.

Читайте также:

Расскажите коллегам:
Комментарии
Участники дискуссии: Виктория Хомякова
Менеджер по маркетингу, Москва

Очень хорошая статья! 
Доступным языком о важных вещах. Спасибо автору. 

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Нейроинтерфейс от Skillbox и Neiry поможет выбрать профессию

Новая технология работает на базе электрической активности мозга, помогая измерять поведенческие паттерны человека.

Почти половина россиян собираются работать на новогодних праздниках

Трудиться во время новогодних каникул будут в большей мере жители Перми, Волгограда, Самары и Нижнего Новгорода.

Спрос на услуги фрилансеров вырос почти в два раза за год

При этом спрос на специалистов по продвижению бизнеса в соцсетях вырос в 5 раз, а на маркетологов – в 4 раза.

Michelin сократит более 1,5 тыс. сотрудников в Германии

Французский производитель шин Michelin анонсировал закрытие трех немецких производственных площадок.