Начинающий франчайзи: за и против

Что побуждает человека попробовать себя в сфере франчайзинга? И какие трудности ждут его на этом пути? Чего ждать от головной компании – поддержки или постоянных придирок? Все эти вопросы важны для тех, кто соприкасается с этой быстро развивающейся в нашей стране моделью бизнеса.

«О франчайзинге я никогда не думала, особенно, применительно к себе. И вообще, считала то, где нужно вначале платить деньги, - неблагодарное дело, особенно в России», - так начинает разговор Галина Хаустова, тем не менее, в августе 2010 года купившая франшизу компании BEITRAINING®, специализирующейся в сфере бизнес-образования.

В последние восемь лет Галина руководила отделами исходящего или аутсорсингового телемаркетинга в разных компаниях и практически каждый день проводила тренинги, а затем и получила образование бизнес-тренера в профильной компании. И поскольку выбор такой специализации был осознанным, это стало первой точкой соприкосновения с компанией, у которой Галина впоследствии приобрела лицензию.

Одно из опасений начинающего франчайзи – это то, что ему придется заплатить деньги, и после этого не просто самому «тянуть» бизнес, но еще и отчитываться перед головным офисом. Понятно, что основной интерес головной компании заключается в продаже как можно большего количества лицензий, чтобы получить прибыль. Цена приобретения франшизы при этом может показаться непомерной и фактически отбить охоту пробовать себя на ниве франчайзинга.

По мнению экспертов, следящих за динамикой рынка франшиз, компании редко проводят серьезный отсев среди людей, готовых приобрести лицензию: им это невыгодно чисто экономически. И если франчайзи «не тянет», это его проблемы. Взаимодействие между держателем франшизы и франчайзером – краеугольный фактор, влияющий на успех бизнеса. Франчайзер должен решить, что ему важнее – единовременно получать доход при продаже как можно большего количества лицензий, и не важно, сколько франчайзи смогут удержаться «на плаву», или проводить более строгий отбор среди кандидатов, а затем сопровождать их по мере развития бизнеса, делая ставку на перспективу.

«Меня подкупил сам подход, качество обслуживания клиента и сервис. Меня вводили в курс дела грамотно и честно», - рассказывает Галина. Проверить истинность подобного можно только с течением времени, когда франчайзи сможет «отбить» расходы и продержаться на рынке хотя бы год. Благоприятное первое впечатление от взаимодействия с франчайзером повлияло и на выбор Светланы Орленко, купившей лицензию маркет-тренера BEI®в начале ноября 2010 года

«Для меня всегда очень важно отношение ко мне как к тренеру и специалисту», - говорит она. Психолог по образованию, долгое время Светлана работала в сфере НКО, но также специализировалась в коучинге и тренингах «b2b». А о франчайзинге, по ее собственным словам, никогда и не думала. В этот бизнес Светлану привели контакты с Русско-Немецким домом в Москве, где и располагается российское отделение головной компании, штаб-квартира которой находится в Нюрнберге. И привлекло ее то, что компанию в России представляют немцы, к известности которых как любителей сосисок и пива еще добавляется их серьезное отношение к работе и перманентный «трудоголизм».

Компании, специализирующиеся на ниве бизнес-образования, приживаются в России и трудно и серьезно конкурируют между собой. Бренд иностранной компании, представленной в нескольких государствах, должен говорить о ее надежности. С другой стороны, у предполагаемых клиентов возникает вопрос: чему иностранцы могут научить нас, если именно мы выживаем здесь и почувствовали все подводные камни на собственной шкуре?

Опять же, далеко не всякая компания готова тратить время не на привлечение новых франчайзи, а на оттачивание бизнес-процессов и стандартов взаимодействия с держателями лицензий. И такие слова, как «репутация», «долгосрочная перспектива» и «стратегии обучения», хоть и произносятся с гордостью, но на деле реализуются далеко не всегда.

Следует принять во внимание, что к конструктивному диалогу должен быть готов и сам франчайзи. «На первых порах трудным было то, что хочется сразу все охватить. А еще я только начала осознавать, что теперь это мой собственный бизнес, что я работаю на себя» - рассказывает Галина Хаустова. Человеку, который 25 лет был наемным работником, сложно сразу перестроиться, ведь работа «на себя» - это совсем не то, что «на дядю». Кроме того, на франчайзи сваливается большой объем информации – весь пакет инструментов и основные требования франчайзера, которым нужно следовать.

Ежедневный контакт с головным офисом – один из путей решения. И здесь, опять же, 90% зависит от франчайзера. Второй вариант – личное знакомство держателей франшизы на встрече, за организацию которой отвечает сама компания. «Я увидела людей с такими же проблемами, что и у меня. А увидев их успех, увидела и свои перспективы», - говорит Галина.

Готовность перестраиваться и адаптироваться, поддержка со стороны головной компании, взаимодействие с другими держателями лицензий – все это создает необходимую среду для того, чтобы начинающий франчайзи поверил в свои силы. Но за яркой рекламой и громким именем сложно разглядеть, что представляет собой брендовая компания изнутри, и готова ли она тратить время и силы на каждого держателя лицензий, или предпочтет печь скороспелые проекты.


Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Генеральный директор, Тольятти

Опять голимая реклама.
Сколько можно повторять директорам по связям с общественностью, что рекламная статья в глянцевом журнале и материал, опубликованный на этом ресурсе, должны отличаться смыслом и направленностью?
Где ''готовность перестраиваться и адаптироваться''?
Отталкиваете потенциальных клиентов.

Генеральный директор, Ростов-на-Дону

Согласен с Юрием.
Было бы интересно почитать про франчайзинг, а тут просто скрытая реклама и ничего путного :-(

HR-директор, Москва

Статья, не то, что бы совсем ''ни о чем'', но очень и очень нишевая: франчайзи бизнес-обучения. Такие люди и так, в массе своей, фрилансы и одним из маркетинговых преимуществ для них - просто красивая ''международная этикетка''. И - все.
С т.з. ресурсного и организационного обеспечения клиента продавцом - сплошная виртуальность.
Интереснее было бы увидеть разбор полетов от полноценных франчайзеров - прежде всего, продуктовых...

Аналитик, Москва

Да, статья - PR-овская. Тем не менее, на защиту Ольги встану: уж очень мало информации о франчайзинге в Сообществе. Хотя в вопросах организации управления, построения партнерских взаимоотношений, обучения персонала у франчайзинговых компаний многому можно поучиться. Пусть хотя бы благодаря нерадивым директорам по связям с общественностью тема развивается.
Ольга, показывайте практические решения, аппелируйте к опыту нескольких франшиз – и читатели потянутся к Вам.
Ждем от Вас профессионального ''разбора полетов''. ;) Успехов!

Директор по PR, Москва

Всем спасибо за отзывы и конструктивную критику. Замечания учтем на будущее :)

Генеральный директор, Уфа

Ольга, все в порядке. Статья хоть и получилась немного рекламной, и не очень глубокой, но сама тема очень интересная. Я сам - директор фирмы-франчайзи 1С. В отличие от Вашего бизнеса, франчайзинг 1С не стоит практически ничего для его начала. Я сам заплатил 3000 рублей, чтобы начать заниматься продажами 1С. Но дальше все становится сложнее и дороже - нужно платить ежеквартальные платежи, оплачивать обучение и сертфикацию специалистов, приоьретение программ для собственных нужд. Но все очень постепенно и очень по карману. А польза от этого такая - 55% от продажи программ 1С остается в фирме-фрачайзи. Так щедро с партнерами на нашем рынке не делится ни один вендор (разработчик программ). Поэтому фирм-франчайзи 1С в России - более 5000. 1С - как паровоз, который тащит за собой огромный состав с большой скоростью. Но есть и франчайзинга и жесткие ограничения. Например, директоров на всех курсах учат ''стратегическому видению бизнеса''. Так вот, в франчайзинге можно полностью расслабиться. Ну какой стратегический выбор у вагона, который едет по рельсам за паровозом? Она радость - едет :)

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Треть профессионалов не доверяют своему руководству

Специалисты меньше, чем руководители и директора, склонны к доверию.

Зарплатные ожидания IT-специалистов превышают возможности работодателей в 1,5-2 раза

Общий рост зарплат в IT-сфере за первые 9 месяцев 2023 года составил 15-20%.

Россияне стали меньше тревожиться из-за работы

Год назад уровень тревожности россиян по поводу различных возможных проблем на работе был выше.

Уровень счастья напрямую влияет на продуктивность большинства россиян

При этом почти каждый четвертый респондент считает, что их руководитель ничего не делает для счастья сотрудников.