11 положений в договоре поставки, которые защитят покупателя

По статистике Агентства правовой информации, 10,17% от количества споров, которые рассмотрели арбитражные суды в 2021 году, составили споры по договору поставки. Спора в суде можно избежать или существенно увеличить шансы выиграть судебное разбирательство, если заключить выгодный для компании договор.

При заключении договора поставки покупатель сталкивается с различными рисками – плохое качество поставленного товара, неисполнение поставщиком своих обязательств в срок, проблемы с налоговой. Рассмотрим, какие формулировки положений договора поставки выгодны покупателю.

1. Изменение цены или ассортимента поставщиком

Внезапное изменение поставщиком цен и ассортимента товара может оборвать цепочку поставок и сорвать план продаж. Поэтому стоит существенно ограничить соответствующее право поставщика в договоре. Так поставщик не сможет изменить цену или ассортимент товара без обоснования, подкрепленного документами.

Безопасная формулировка: «Поставщик обязан предупредить покупателя об изменении цены / ассортимента товара за 30 дней до вступления таких изменений в силу. Необоснованное повышение цен поставщиком не допускается. В случае повышения цен на товар, поставщик обязан приложить обоснование повышения цен с подтверждающими документами».

Для усиления позиции покупателя можно ввести в договор дополнительные временные рамки, а также закрепить право покупателя не согласиться с изменениями.

Выгодная формулировка: «Поставщик обязан предупредить покупателя об изменении цены / ассортимента товара за 30 дней до вступления таких изменений в силу. Необоснованное повышение цен поставщиком не допускается. В случае повышения цен на товар, поставщик обязан приложить обоснование повышения цен с подтверждающими документами. Цена товара не может повышаться чаще, чем один раз в шесть месяцев. Покупатель может не согласиться с изменениями, внесенными поставщиком в спецификацию, и отказаться от дальнейших заявок по новым ценам».

2. Срок для подтверждения заявки на поставку

Покупателю выгодно, чтобы на его запрос о возможности поставки ответили как можно быстрее. Такая формулировка в договоре обязывает поставщика дать ответ по заявке в определенный срок.

Безопасная формулировка: «Поставщик рассматривает заявку покупателя в течение трех рабочих дней».

Для большей выгоды срок можно существенно сократить. Помимо этого, в договоре можно указать, в какой форме поставщик должен дать ответ.

Выгодная формулировка: «Поставщик рассматривает заявку покупателя и не позднее 6 часов с момента ее направления покупателем направляет ответ на электронную почту покупателя, указанную в разделе «Реквизиты сторон».

3. Порядок оплаты

Покупателю удобнее получить товар по договору, реализовать весь полученный товар или его часть и только после этого расплатиться с поставщиком.

Безопасная формулировка: «Оплата товара производится путем перечисления покупателем денежных средств на расчетный счет поставщика. Покупатель оплачивает 50% от общей стоимости товара в порядке предоплаты, остальную сумму он должен оплатить в течение 30 дней с момента получения товара».

Оплата на условиях 50 / 50 представляет собой компромисс, но можно согласовать в договоре и оплату на условиях отсрочки в полном объеме.

Выгодная формулировка: «Оплата товара производится путем перечисления покупателем денежных средств на расчетный счет поставщика. Покупатель обязан оплатить товар в течение 30 дней с момента получения товара».

4. Гарантии: качество товара, благонадежность поставщика

Покупатель заинтересован в том, чтобы получить от поставщика гарантии о качестве товара и добросовестном ведении предпринимательской деятельности на уровне договора. Собирать информацию о потенциальном поставщике лучше с помощью соответствующих сервисов проверки контрагентов. Некачественная или неполная проверка позволит недобросовестному партнеру скрыть неочевидные факторы риска. Впоследствии это может привести к неисполнению договора со стороны поставщика при отсутствии эффективных механизмов воздействия на него, а также к проблемам с налоговой. Упоминание в договоре может стать дополнительным доказательством в случае претензий налоговой.

Безопасная формулировка: «Поставщик гарантирует, что товар соответствует требованиям законодательства Российской Федерации. Поставщик обязуется представить покупателю документы, подтверждающие качество товара, а также все необходимые сертификаты/декларации соответствия. Поставщик гарантирует, что зарегистрирован и осуществляет деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации».

Так мы обязываем поставщика письменно подтвердить как свою добросовестность, так и то, что качество товара соответствует национальным стандартам. Можно уточнить у поставщика, соответствует ли его товар международным стандартам. Если ответ положительный, это лучше указать в договоре, а также приложить подтверждающие этот факт документы.

Выгодная формулировка: «Поставщик гарантирует, что товар соответствует требованиям законодательства Российской Федерации и международного законодательства. Поставщик обязуется представить документы, подтверждающие качество товара, а также все необходимые сертификаты/декларации соответствия. Поставщик гарантирует, что зарегистрирован и осуществляет деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Поставщик обязуется представить покупателю учредительные документы: устав, приказ о назначении генерального директора, приказ о назначении главного бухгалтера».

5. Ответственность поставщика

Штрафы, неустойки или иные санкции для поставщика за просрочку поставки товара законом не установлены, не считая отдельных случаев, например, госзакупок. Однако меры ответственности могут быть установлены в договоре. Если качество полученного товара не соответствует оговоренному в договоре – согласно закону, покупатель может по своему усмотрению соразмерно уменьшить цену товара или устранить недостатки товара за счет поставщика. Если же устранить недостатки товара нельзя, покупатель может отказаться от исполнения договора и вернуть деньги за товар, либо потребовать замены товара (ст. 475 ГК РФ). Можно усилить позицию покупателя, установив дополнительные санкции для поставщика.

Безопасная формулировка: «Ответственность поставщика:

  • Просрочка исполнения обязанности по поставке: неустойка 0,4% от стоимости непоставленного товара за каждый день просрочки.
  • Поставка некачественного товара: неустойка 500 рублей за 1 шт. товара».

Неустойки или штрафы могут быть установлены как в твердой сумме, так и в виде процента от определенной суммы: например, суммы непоставленного товара или всей суммы контракта. Такие положения договора будут дополнительно стимулировать поставщика добросовестно выполнять свои обязанности по договору и гарантируют покупателю денежные выплаты в противном случае. Штраф может быть предусмотрен и за неподачу документов, предусмотренных договором.

Выгодная формулировка: «Ответственность поставщика:

  • Просрочка исполнения обязанности по поставке – неустойка: 0,7% от стоимости непоставленного товара за каждый день просрочки.
  • Поставка некачественного товара – штраф 1000 рублей за 1 шт. товара.
  • Непредставление учредительных документов или документов о качестве товара – штраф 3 тыс. рублей за каждый документ».

6. Момент исполнения обязанности по поставке

В ходе исполнения сделки с товаром может что-то случиться, по разным причинам: стекло может разбиться из-за небрежности доставщиков, бумага может промокнуть из-за погодных условий. Удобнее заранее определить, кто именно, поставщик или покупатель, несет подобные риски на конкретном этапе поставки. Согласно закону, покупатель становится собственником товара в момент его передачи. С этим же моментом закон связывает и переход риска повреждения или гибели товара (ст. 223, ст. 459 ГК РФ). В договоре стороны могут согласовать и иные условия.

Безопасная формулировка: «Поставщик считается исполнившим обязанность по договору, а покупатель становится собственником товара в момент передачи товара покупателю и подписания товаросопроводительных документов. Риск случайной гибели или повреждения товара несет собственник товара».

Таким образом, обязанность поставщика будет исполнена, а риски гибели и повреждения товара перейдут к покупателю только при передаче и подписании товаросопроводительных документов (накладные, счета-фактуры, универсальные передаточные документы). Это условие можно расширить, перечислив дополнительные документы, подлежащие передаче покупателю.

Выгодная формулировка: «Поставщик считается исполнившим обязанность по договору, а покупатель становится собственником товара в момент передачи товара, документов, подтверждающих качество товара, всех необходимых сертификатов/деклараций соответствия, и подписания товаросопроводительных документов. Риск случайной гибели или повреждения товара несет собственник товара».

7. Доставка товара

Покупателю выгодно возложить обязанность по доставке товара на поставщика, чтобы не нести логистические расходы по исполнению сделки. Компромиссом может быть обязанность поставщика доставить товар, но только при определенных условиях, например, минимальная сумма заявки и территориальные границы.

Безопасная формулировка: «Доставка товара осуществляется силами и средствами поставщика при минимальной сумме заявки 50 тыс. рублей в пределах города Санкт-Петербурга».

Наиболее предпочтительный вариант для покупателя – доставка силами и средствами поставщика без дополнительных условий.

Выгодная формулировка: «Доставка товара включена в стоимость товара».

8. Срок приемки или предъявления претензий по качеству товара

Разделение недостатков товара на явные и скрытые позволяет точнее определить порядок взаимодействий сторон. Явными считаются недостатки, которые можно выявить при осмотре, например, разбитое стекло. Скрытые же недостатки становятся заметны при эксплуатации: к ним можно отнести неисправный заводной механизм.

При заключении договора поставки важно реально оценить возможности сотрудников компании и указать срок, в который склад действительно сможет принимать товар. В договоре срок предъявления претензий по недостаткам может быть разграничен – по скрытым он должен длиться дольше, так как их сложнее обнаружить.

Безопасная формулировка: «Приемка товара производится покупателем в следующие сроки:

  • По ассортименту и количеству тарных мест: 3 рабочих дня.
  • По явным недостаткам: 10 рабочих дней.
  • По скрытым недостаткам: в течение двух лет с момента реализации товара конечному потребителю».

Другой вариант – общий срок для претензий по явным и скрытым недостаткам. Чем дольше он длится, тем шире возможности покупателя по возврату некачественного товара.

Выгодная формулировка: «Приемка товара производится покупателем в следующем порядке:

  • По ассортименту и количеству тарных мест: 5 рабочих дней.
  • По остальным недостаткам (явным и скрытым): в течение двух лет с момента реализации товара конечному потребителю».

9. Рекламационный акт

В договоре акт о недостатках товара может называться по-разному, часто это рекламационный акт. Покупателю выгодно не включать условие о рассмотрении и согласии поставщика с актом для признания товара некачественным. Еще один выход: существенно ограничить права поставщика по рекламациям – это упростит процедуру возврата некачественного товара для покупателя.

Безопасная формулировка: «При обнаружении покупателем недостатков товара, покупатель направляет уведомление на электронную почту поставщика. Поставщик обязан в течение трех рабочих дней с момента получения уведомления направить своего представителя для составления рекламационного акта. В противном случае покупатель самостоятельно составляет односторонний рекламационный акт, стороны признают юридическую силу такого акта».

Смысл защитного действия формулировки в том, что у поставщика может не найтись свободного сотрудника для участия в составлении акта, особенно если стороны находятся в разных регионах. При этом мы закрепляем право покупателя на составление одностороннего акта. Еще надежнее –предусмотреть право покупателя на составление одностороннего акта в любом случае, так покупатель сможет рассчитывать на безусловный возврат некачественного товара.

Выгодная формулировка: «При обнаружении покупателем недостатков товара, покупатель составляет односторонний рекламационный акт и направляет его поставщику, стороны признают юридическую силу такого акта».

10. Возвратная тара

По общему правилу многооборотная тара подлежит возврату поставщику (ст. 517 ГК РФ). Однако стороны могут согласовать в договоре и иные условия. Покупатель чаще всего не заинтересован в хранении и возврате тары или упаковки поставщика за свой счет.

Безопасная формулировка: «Паллеты являются возвратной тарой. Поставщик обязан забрать паллеты после отгрузки товара на складе покупателя».

Можно как ограничить обязанность покупателя по возврату тары, так и вовсе исключить ее.

Выгодная формулировка: «Паллеты включены в стоимость товара».

11. Возврат нереализованного товара

Если товар, приобретенный у поставщика, не пользуется успехом у конечного потребителя, неплохо иметь возможность вернуть такой товар контрагенту.

Безопасная формулировка: «Покупатель имеет право в течение 1 года после получения товара вернуть поставщику качественный нереализованный товар, пригодный к дальнейшей реализации поставщиком, а поставщик обязан его оплатить».

Так мы закрепляем за покупателем право на возврат качественного товара, допустимый для этого срок может быть увеличен. Но можно усилить эту формулировку: возложить логистические расходы на поставщика.

Выгодная формулировка: «Покупатель имеет право в течение двух лет после получения товара вернуть поставщику качественный нереализованный товар, а поставщик обязан его оплатить. Возврат товара производится силами и за счет поставщика. Вывоз товара со склада покупателя и перечисление оплаты должны быть осуществлены поставщиком в течение 14 дней с момента получения уведомления покупателя».

Выводы

При заключении договора поставки покупателю важно включить в него эффективные защитные механизмы и гарантии касательно расчетов, перехода рисков, приемки, возвратов, ответственности, качества товара и благонадежности поставщика. Это можно сделать, следуя советам из статьи.

Дополнительно покупатель может еще на этапе выбора контрагента, до получения проекта договора, узнать, есть ли в контрактах поставщика потенциально опасные пункты. Для этого нужно изучить судебные дела по договорам поставки с участием поставщика, где он может быть как истцом, так и ответчиком. Это можно сделать как с помощью картотеки арбитражных дел, так и воспользовавшись сервисом проверки контрагентов.

Фото: freepik.com

Также читайте:

Расскажите коллегам:
Комментарии
Генеральный директор, Москва

"Покупателю выгодно возложить обязанность по доставке товара на поставщика, чтобы не нести логистические расходы по исполнению сделки."

Странная фраза.

Когда наша компания продает товар без доставки, то он стоит, например, 1000 руб., а если мы берем на себя затраты на доставку, то этот же товар будет стоить, например, 1050 руб. При этом мы постараемся добавить транспортный тариф с некоторым запасом. В данном случае выгода продавца только в меньшем количестве хлопот для него, связанных с организацией этой доставки.

Нач. отдела, зам. руководителя, Москва
Леонид Сохор пишет:
Когда наша компания продает товар без доставки, то он стоит, например, 1000 руб., а если мы берем на себя затраты на доставку, то этот же товар будет стоить, например, 1050 руб. При этом мы постараемся добавить транспортный тариф с некоторым запасом. В данном случае выгода продавца только в меньшем количестве хлопот для него, связанных с организацией этой доставки.

это если товар стоит не 50 тысяч рублей как в кейсе а 100 тысяч долларов. Чтобы риски во время перевозки висели на поставщике - а то ведь и аварии иногда случаются. И бандиты могут машину оторать

Нач. отдела, зам. руководителя, Москва

Чтобы диктовать поставщику такие условия надо быть как минимум леруамерленом. И то ещё вопрос станут ли люди такие условия рассматривать

Генеральный директор, Москва
Марат Бисенгалиев пишет:
Леонид Сохор пишет:
Когда наша компания продает товар без доставки, то он стоит, например, 1000 руб., а если мы берем на себя затраты на доставку, то этот же товар будет стоить, например, 1050 руб. При этом мы постараемся добавить транспортный тариф с некоторым запасом. В данном случае выгода продавца только в меньшем количестве хлопот для него, связанных с организацией этой доставки.

это если товар стоит не 50 тысяч рублей как в кейсе а 100 тысяч долларов. Чтобы риски во время перевозки висели на поставщике - а то ведь и аварии иногда случаются. И бандиты могут машину оторать

Страховка за счет поставщика? Обычно это сводится к раздумьям о маржинальности. 

Нач. отдела, зам. руководителя, Москва
Евгений Равич пишет:
Страховка за счет поставщика? Обычно это сводится к раздумьям о маржинальности. 

Почему " страховка": Просто доставка товара поставщиком и всё. 

Генеральный директор, Москва
Марат Бисенгалиев пишет:
Евгений Равич пишет:
Страховка за счет поставщика? Обычно это сводится к раздумьям о маржинальности. 

Почему " страховка": Просто доставка товара поставщиком и всё. 

Конечно. Перевозка, страховка (см. мысли о рисках в Вашем комментарии), таможня (если нужно) ... тут ничего нового, вопрос, что входит в цену и на каких условиях.

Нач. отдела, зам. руководителя, Москва
Евгений Равич пишет:
то входит в цену и на каких условиях.

В цену входит естественно доставка - а если кто то привезёт что то разбитое или вообще ничего не привезёт, то товар будет считаться непоставленным.

Руководитель группы, Москва

 

Про возврат нереализованного товара - забавно :-)

Вообще, это предпринимательский риск покупателя - он покупает товар, предполагая, что обладает ресурсами и компетенциями, чтобы достичь необходимого объема продаж. Если не удалось - значит, деньги пропали. А поставщик-то причем?

Нач. отдела, зам. руководителя, Москва
Елена Аронова пишет:
Про возврат нереализованного товара - забавно :-) Вообще, это предпринимательский риск покупателя - он покупает товар, предполагая, что обладает ресурсами и компетенциями, чтобы достичь необходимого объема продаж. Если не удалось - значит, деньги пропали. А поставщик-то причем?

чисто теоретически такое возможно - если товар не потерял какие то свойства. Но это конечно будет последняя сделка с таким "покупателем"

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
3
Евгений Равич
Конечно. Иначе просто не могло быть. После появления книгопечатания очень многое изменилось. Но ...
Все дискуссии
HR-новости
Cпрос на сотрудников в гостинично-ресторанном бизнесе вырос на 60%

Зарплатные предложения для новых кадров выросли на 23% по сравнению с зимой прошлого года.

«Вкусвилл» запустил роботов для перевозки товаров в распределительных центрах

До конца 2024 года компания планирует роботизировать 30% операций, связанных с перемещением грузов из зоны приемки в зону хранения.

«Яндекс Еда» начала работать в Бишкеке

Киргизия стала шестой страной СНГ, где доступен сервис — после России, Казахстана, Беларуси, Армении и Узбекистана.

Более 40% наемных сотрудников не могут позволить себе больничный на работе

Свыше трети опрошенных отметили, что из-за проблем со здоровьем им отказывали в повышении.