Какая бизнес-стратегия в 2022 году была самой удачной

Знаменитая цитата «Стратегические промахи невозможно компенсировать тактическими успехами» точно описывает финансовые итоги 2022, и будущие 2023 года. Скорость роста компании зависит от уровня риска, чем выше риск, тем больше потенциал роста. Слепое следование от эйфории и роста бизнеса приводит к банкротству даже успешные компании. Оценка правильно выбранной стратегии всегда находит отражение в цифрах. В 2022 году все компании работали в высокой степени риска, что содействовало увеличению прибыли при грамотной финансовой стратегии. Ведь прибыль – это плата за риск. Посмотрим, сколько доходности заработали на финансовом и операционном риске компании, которые выбрали разные стратегии в новой нормальности.

Критерий успешности

Эффективность функционирования, рентабельность деятельности, конкурентоспособность бизнеса зависит от грамотного выбора, разработки и реализации финансовой стратегии, которая является составляющей общей корпоративной стратегии компании.

Финансовая стратегия – это просчитанная стратегия сбалансированного роста, которая учитывает не только доход, но и риск. Получить наибольшую доходность с минимальным риском – это главный критерий успешности финансовой стратегии. Можно заработать как на собственных, так и на заемных деньгах.

Любое стратегическое решение находит отражение в управленческом балансе. К нему и обратимся за расчетом нужных финансовых коэффициентов.

  1. Рентабельность собственного капитала, % = (Прибыль от продаж (EBIT) - Налог (Tax) - Проценты (Interest)) / Собственный капитал (Equity). Сколько дохода получили на вложенное.
  2. За доходность на собственных деньгах отвечает показатель рентабельности активов – сколько зарабатываем на операционной и инвестиционной деятельности. ROA= Выручка/Активы * (EBIT-Налог)/Выручка.
  3. Сила финансового рычага – отвечает, сколько зарабатываем на заемных деньгах = (1-T)*(ROA-процентная ставка по долгу)*Долг/Собственный капитал.
  4. Устойчивый темп роста = Коэффициент реинвестирования * ROE. Этот показатель является главным критерием для оценки успешности выбранной стратегии.

Три варианта стратегии 2022 года, взятых для анализа бизнесов

1. Принятие новой реальности, наблюдение за сигналами рынка

В компаниях происходила мощнейшая концентрация ресурсов, быстро перестраивались в операционных и тактических действиях, но следовали выбранной стратегии. Топ-команды активно проводили стратегические сессии, разбирали – какие действия могут привести к заработку: развитие клиентов, каналов и продуктов, влияние через цену и ассортимент. Благодаря работе с клиентами и поставщиками увеличили длину финансового цикла. Моделировали, что конкретно нужно делать. Реинвестировали прибыль обратно в бизнес.

Средний показатель SGR составил 27% в 2022 году по сравнению с 22% в 2021 году. Прогноз на 2023 год – 28%.

2. «Синдром медведя»

Надеялись переждать, пока станет лучше, поэтому ничего не делали: бросили проекты, многие компании отказались от стратегии, работали в условиях планирования до обеда и в режиме хаоса.

Средний показатель SGR составил 21% в 2022 году по сравнению с 22% в 2021 году. Прогноз на 2023 год – 18%.

3. Релокация бизнеса

Управленческая команда понимала, что происходят явления, которые нельзя предсказать по сегодняшним факторам, идет перестройка системы управления в условиях релокации. Чтобы получить результат в другой стране, нужно больше усилий, а отклик будет виден не сразу. Любой хаос очень дорого выходит для компании, на результат тратились гиперусилия.

Средний показатель SGR составил 13% в 2022 году по сравнению с 22% в 2021 году. Прогноз на 2023 год – 17%.

Результаты

В итоге стратегия ведения бизнеса в прошлом году была самой удачной у первой группы компаний, кто эффективно использовал имеющиеся ресурсы за минимальное время с минимальным риском и смог заработать на степени неопределенности.

Зоны для влияния были:

  • Клиенты: объем, цена, дебиторская задолженность.
  • Поставщики: объем, цена, кредиторская задолженность.
  • Эффективность: сокращение переменных (отвечают за качество продукта) и постоянных издержек. Переменные отвечают за качество продукта, постоянные за качество процессов.
  • Инвестиции во внеоборотные и оборотные активы.
  • Акционеры. Сколько собственного капитала готовы дать, уровень дивидендов.
  • Банки, кредиты: сколько заемного капитала и под какую процентную ставку брать.
  • Государство, налоги.

К чему готовиться бизнесу в 2023 году

  1. Развивать команду. Поставили новую цель, но команда работает по-старому.
  2. Вовлекать команды в работу над финансовым результатом. Одна пчела много меда не натаскает.
  3. Пересобирать и регламентировать бизнес-процессы.
  4. Слушать слабые сигналы рынка.
  5. Моделировать, что конкретно нужно делать. Проверять в зоне ли финансовой стратегии.
  6. Стоимость рабочей силы будет расти (инфляция, налоги), повышать отдачу от сотрудников.
  7. Разработать финансовую стратегию. Это позволит избежать трат и гарантирует максимальное использование внутреннего финансового потенциала.

Также читайте:

Расскажите коллегам:
Комментарии
Консультант, Самара

Хорошая статья, грамотная стратегия, отличная реализация! Автору - респект.

Небольшая ремарка: активы и собственный капитал нужно считать и оценивать по рынку, а не по балансу. Тогда индикаторы дадут гораздо более точную и реальную картину.

Финансовый директор, Москва

100% 

Для расчета используем управленческую отчетность, в т.ч. управленческий баланс с рыночной оценкой активов. 

благодарю за верное уточнение! 

 

Консультант, Самара
Екатерина Матвеева пишет:
Для расчета используем управленческую отчетность, в т.ч. управленческий баланс с рыночной оценкой активов. 

Не сомневался в этом! Екатерина, браво, очень профессиональный подход!

Управляющий партнер, Москва

В разделе статьи - зоны для влияния - указаны финансовые показатели.
Влиять на них можно только опосредованно.

Клиенты (указаны зоны для влияния) - объем, цена, дебиторская задолженность

Это все запаздывающие показатели.
Следствие маркетинговых шагов компании.
Например,:
- уточнение потребностей/задач, которые появились у клиентов
- поиск новых сегментов рынка
- удержание существующих клинетов

и тд
Собственно это и есть часть стратегии - маркетинговый блок.
Если "попали" в рынок, то соответственно улучшатся финансовые результаты

Консультант, Самара
Александр Тимошин пишет:
Влиять на них можно только опосредованно.

Вот тут категорически не соглашусь. Это один из методов разработки стратегии: каких цифр финрезов хотим достичь, далее - что, кому, как и где мы должны продавать для этого, далее - какие процессы нам нужны для этого, и в итоге - какой персонал, чему его учить, какие компетенции, и т.д. Всё управляемо абсолютно, неоднократно реализовывал такую модель в руководимых мной компаниях.

Консультант, Самара
Александр Тимошин пишет:
Это все запаздывающие показатели.Следствие маркетинговых шагов компании.

Эмм... Маркетинг тоже легко планируется, это не постфактумный показатель. Если хорошо знаешь свой рынок, и держишь руку на потребительском «пульсе» - это делается достаточно просто и с высокой точностью.

Управляющий партнер, Москва
Александр Егоршин пишет:
Вот тут категорически не соглашусь. Это один из методов разработки стратегии: каких цифр финрезов хотим достичь, далее - что, кому, как и где мы должны продавать для этого, далее -

Это все зависит от того, что Вы вкладываете в слово - стратегия.
точнее какое даете определение

В любом случае финрезультаты, которые хотите достигнуть - это не стратегия.
Это цифровые значения на основании которых Вы можете судить удалась ли реализация задуманной стратегии

Консультант, Самара
Александр Тимошин пишет:
В любом случае финрезультаты, которые хотите достигнуть - это не стратегия.Это цифровые значения на основании которых Вы можете судить удалась ли реализация задуманной стратегии

Финансовые показатели могут быть (и в предложенной модели - есть) целевыми показателями стратегии. Когда они будут достигнуты - станут результатами. Так что, нет противоречия. 

Александр Тимошин пишет:
Это все зависит от того, что Вы вкладываете в слово - стратегия.точнее какое даете определение

Да не зависит. Я практик, и не играю определениями, а реализую планы в результаты. Есть стратегическая карта - она декомпозируется в целевые показатели направлений и подразделений, которые, в свою очередь, декомпозируются в операционные планы и задачи. И дальше только контроль их выполнения, и своевременная коррекция отрицательных отклонений. Системный менеджмент - это просто, на самом деле.

Управляющий партнер, Москва
Александр Егоршин пишет:
Это один из методов разработки стратегии: каких цифр финрезов хотим достичь, далее - что, кому, как и где мы должны продавать для этого, далее - какие процессы нам нужны для этого, и в итоге - какой персонал, чему его учить, какие компетенции, и т.д

Решил вернуться к Вашему предыдущему высказыванию.
Для меня стратегия - это все то, что написано после слов "каких финрезов хотим достичь"
Потому что зафиксированные желаемые результаты могут быть достигнуты разными путями, то есть разными стратегиями.
Сами желаемые финансовые результаты к стратегии имеют мало отношения.

Управляющий партнер, Москва
Александр Егоршин пишет:
Да не зависит. Я практик, и не играю определениями, а реализую планы в результаты

Мы думаем словами, Так люди устролены. Поэтому выбор слов и их определений будет определять Ваши действия.
Простой пример.
Я периодически встречал людей, которые утверждали, что  в настоящее время бессмысленно заниматься стратегией.
На вопрос почему бессмысленно они отвечали что невозможно составить стратегический план, потому что все быстро меняется.
Смысл, который они вкладывали в слово "стратегия" определял их решения.

Александр Егоршин пишет:
Есть стратегическая карта - она декомпозируется в целевые показатели направлений и подразделений, которые, в свою очередь, декомпозируются в операционные планы и задачи. И дальше только контроль их выполнения, и своевременная коррекция отрицательных отклонений

А что легло в основу стратегической карты?
Разве не понимание того, кто является целевыми клиентами и их потребности?
А также суть ценностного представления, которое отличает компанию от конкурентов?

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Олег Катасонов
Похоже на манипуляции сознанием вассалов. Вообще похоже, что от настоящего буддизьма ничего не о...
Все дискуссии
HR-новости
Большинство российских компаний внедряют программы well-being

В условиях дефицита кадров компании стали чаще внедрять или расширять программы благополучия сотрудинков.

Каждый второй HR-специалист использует ИИ в подборе персонала

Искусственный интеллект берет на себя рутинные задачи и освобождает время на творческие.

Microsoft уволит тысячи сотрудников и инвестирует в ИИ

Это уже второе масштабное сокращение в 2025 году: в мае компания сократила 6 тыс. позиций.

Кадровый резерв в России сократился на 13% за год

Наибольшее количество незанятых трудовых ресурсов сосредоточено в Дагестане, наименьшее – в Санкт-Петербурге.