7 историй предпринимателей, которые нашли решения в кризис

В этой статье собраны свежие кейсы из разных российских городов — рассказы предпринимателей, которые не опустили руки в период коронавируса, подстроились под современные реалии и нашли интересные решения для развития бизнеса. Спойлер: волшебной палочки нет, только любовь к своему делу, упорство и кропотливая работа.

Кофейня в Вологде 

С объявлением карантина кофейни, рестораны и кафе оказались в затруднительном положении. Единственный выход — работа в режиме «на вынос» или доставка. Вологодская кофейня «Культура кофе» сразу же подстроилась под новые условия. Они ограничили вход посетителей барной стойкой и витриной, переподключили необходимое оборудование ко входу и стали работать «на вынос». Готовят в масках и в перчатках с использованием антисептиков. Вначале смены сотруднику измеряют температуру.

«Именно в работе бариста практически ничего не поменялось. Как мыли руки часто, так и моем. Количество заказов не снизилось, так как большая часть нашей аудитории попали в список, которые могут работать в карантин, и у них есть пропуска для передвижения в городе. Сделали изменения в меню, добавили новую акцию «комбо». Изменили график работы: весь апрель работаем с 10 утра до 21 вечера. Но думаю, скоро вернемся к обычному графику с 8 утра. Опять же, если не будет ужесточения мер. Мы надеемся на лучшее и стараемся, чтобы уровень сервиса и качество нашего продукта не страдали», — рассказывает владелец кофейни Игорь Назаров.

Также кофейня попробовала наладить доставку. В Вологде довезти горячий кофе до квартиры реально, город небольшой. Организовали своими силами: заказы развозил Игорь на своем автомобиле. В первые дни заявки были, но потом их количество уменьшилось, поэтому от этой услуги решили отказаться.

Работа в онлайне не стала нововведением. Еще до карантина кофейня активно вела Instagram, и формировала лояльную к своему бренду аудиторию. По словам владельца, сейчас они все также активно работают с контентом, но стали запускать чуть больше рекламных постов. С начала карантина совместно с другим музыкальным проектом «Культура кофе» выпускает в соцсетях серию музыкальных подкастов. 

«Совместно с Дмитрием Варзиным запустили подкасты, и дальше будет еще интереснее. Это для нас уголок спокойствия, когда наши гости, друзья и знакомые могли бы в воскресный вечер включить подкаст, расслабиться и не думать о том, что сейчас происходит в мире», — делится Игорь Назаров. 

Магазины цветов

Свердловская область

28 марта в Свердловской области закрылись офлайн-точки продажи цветов. Работать можно было только на доставку. Владелец D&K Flowers House Данил Шестаков отмечает, что было тяжело, но компания была к этому готова. Решили сделать акцент на онлайн. 

«Мы занялись продажей товаров через онлайн-витрину. Раньше не акцентировали на ней столько внимания, но сейчас мы начали выкладывать весь ассортимент, больше букетов на разные бюджеты, делать различные акции, бесплатную доставку, внушительные скидки на товары», — рассказывает Данил. 

Работа флористов и курьеров практически не изменилась, единственное — начали больше внимания уделять дезинфекции, сотрудники стараются меньше контактировать с людьми, надевают средства защиты: маски, перчатки.

Социальными сетями активно занимались и раньше: дорабатывали онлайн-сервисы, развивали Instagram.

«По большей части, наш самый лучший канал для продаж — это Instagram, там мы и пишем посты, и взаимодействуем с покупателями. Там же есть ссылка на нашу онлайн-витрину, — отмечает Данил. — В это непростое время очень хорошо видны все недочеты и ошибки наших сервисов, над которыми мы сейчас усердно работаем и делаем все, чтобы было удобно покупать в онлайне. Рекламу настраиваем, но стараемся бить только по эффективным каналам. Больше делаем акцент на соцсети, там реклама сейчас более эффективная и хорошо настраивается по целевой аудитории, и как раз есть возможность делать посадку на сайт».

13 апреля цветочным магазинам в Свердловской области снова разрешили работать офлайн. Данил отмечает, что люди все равно лишний раз боятся выходить на улицу, поэтому онлайн очень помогает: «Мы особо даже не заметили этих запретов на работу, так как уже долгое время старались сделать все, чтобы частично перейти на онлайн-продажи, подпортила только все всемирная паника, борьба за туалетную бумагу и гречку».

Санкт-Петербург 

С 28 марта студия Flowerfine занимается только онлайн-продажей, и осуществляет бесконтактную доставку букетов и кофе по Санкт-Петербургу и области. 

Бариста обучают флористике, чтобы справиться с входящим потоком. По словам создателя проекта Flowerfine Марины Грач, количество заказов растет. В работе соблюдаются меры предосторожности: сотрудники передвигаются по городу на личном транспорте или такси, которое оплачивает компания, пользуются санитайзерами, надевают маски и перчатки.  

«Мы обновили наш сайт, сделали его максимально удобным для наших клиентов: разместили карту, которая помогает удобно и быстро определить стоимость доставки, а также запустили доставку горячего кофе», — рассказывает Марина Грач. 

Также обновили информацию в социальных сетях, картах, стали тщательнее прорабатывать контент для Instagram: закупили световое оборудование и фотофон, чтобы делать качественные фотографии букетов, провели несколько красивых тематических фотосессий. Большое внимание уделяют сториз: запустили рубрику «Витрина», где показывают букеты и цветы в наличии, чтобы клиенту было удобно сделать заказ. 

«Мы также сделали акцию по промокоду #STAYHOME — скидку 10% на все товары при заказе с сайта, таким образом мы знакомим клиентов с его обновленной версией. Что касается рекламы, у нас есть SMM-менеджер, раз в сезон маркетолог делает маркетинговый план, по которому мы движемся. Сейчас многое происходит спонтанно, появляются новые идеи, — отмечает Марина Грач. — Ограничения ведут сильные компании к развитию, и мы не стоим на месте. У нас очень много планов на ближайшее время. Мы хотим взять максимум от перемен, и думаем, что кризис — это, в первую очередь, новые возможности».

Клуб каратэ в Москве

Вместе со школами закрылись и центры дополнительного образования детей. «Клуб каратэ № 1» в Москве уже ранее пробовал проводить тренировки онлайн — это был эксперимент. В нем приняли участие 20% от общего числа занимающихся в клубе. Внедрение онлайн-тренировок отложили, потому что в некарантинное время в них не было необходимости.

С введением карантина клуб вновь вернулся к этой идее.

«Зная, что не все верят в успешность онлайн-занятий, мы сделали бесплатную тестовую неделю, дополнив программу утренними зарядками, играми и сказками на ночь. Мы также усовершенствовали способ проведения онлайн-занятий, дополнив их различным фишками и деталями. Мы рассчитывали создать такое предложение, от которого трудно отказаться. Но и здесь мы столкнулись с тем, что на бесплатной неделе с нами занималось не более половины клуба», — рассказывает Алексей Крикун, основатель «Клуба каратэ № 1».

Об онлайн-тренировках отзывались хорошо. Организаторы провели опрос, во сколько родители спортсменов оценивают неделю занятий. Таким образом, установили цену в 1,5 раза ниже от средней арифметической цены, за которую проголосовали родители. 

Для тех, кто не готов заниматься онлайн, клуб выкладывает записи тренировок и досуга на своем новом  YouTube-канале в свободном доступе и новом аккаунте Instagram. Эти каналы постоянно пополняются бесплатными тренировками, творческими заданиями и сказками на ночь для детей старше 4 лет. Любой родитель может включить видео, позвать ребенка к экрану и получить 30 минут свободного времени, будучи уверенным в том, что ребенок проведет это время с пользой. 

Из рекламы используют таргет с небольшим бюджетом.

На второй неделе занятий организаторы предложили онлайн-тренировки для родителей, и эту идею поддержали. Теперь в недельной программе есть еще три платные родительские тренировки.

«Мы ежедневно получаем с десяток положительных отзывов и благодарностей в нашем чате. В этот период для большинства родителей очень важно следовать «системе», которая бы стимулировала детей продолжать выполнять «правильные» действия, такие как тренировки, обучение, полезный досуг. Нам в какой-то степени удалось удовлетворить эту потребность. Выйдя в онлайн, мы продолжаем выполнять миссию клуба и поддерживаем наших тренеров, — отмечает Алексей Крикун. — Мы видим, что онлайн-тренировки — это действенный инструмент работы с детьми. Конечно, есть свои плюсы и минусы. Уверен, что при правильном подходе к делу возможно будет сохранить ценность онлайн-тренировок даже вне режима самоизоляции».

Event-агентство в Москве

В период самоизоляции у еvent-агентств отменились офлайн-мероприятия, с будущим сезоном пока нет ясности. Агентство On Duty нашло выход, и запустило сервис для организации праздников дома. Он предлагает дистанционные мастер-классы, онлайн-выступление иллюзиониста, поздравление от знаменитостей по FaceTime. Еще на сайте можно заказать доставку еды, оформление квартиры цветами или шарами и многое другое.

«Я давно планировала запустить простой и удобный интернет-сервис для заказа самых базовых позиций для организации праздников. Есть очень большой круг клиентов, которые не могут себе позволить нанять ивент-агентство и ищут ресурсы, как все организовать самим. Вот именно для них я и хотела сделать продукт, позволяющий заказать все в одном месте. Ведь мы предлагаем только услуги проверенных подрядчиков и артистов», — рассказывает основательница On Duty Алена Руженцева.

Запустили сервис OFF DUTY неделю назад, сделали все очень быстро — буквально за 2 недели. Сервис позволяет организовать домашние праздники своими силами без лишних контактов.

«Мы очень хотим, чтобы наши клиенты оставались в позитивном настроении и не отменяли домашние вечеринки, детские дни рождения и другие камерные праздники. В дальнейшем мы будем постепенно пополнять наш каталог. Уже приходит много заявок на партнерство, которые мы тщательно отбираем. Если клиент не нашел какого-то товара или услуги на сайте, он может смело заказать услугу «личного помощника», и наш менеджер оперативно подготовит нужное предложение. Спрос безусловно есть, и я уверена, что он будет расти», — отмечает основательница On Duty.

Сопровождение детей на занятия 

Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург 

Kidsway — сервис профессионального сопровождения детей на занятия. В докризисный период предоставлял только одну услугу —  автоняни отвозили детей в школу и на дополнительные занятия. Сейчас проект работает в более 10 разных направлениях. Команду разделили на три проекта. 

Первая занимается подключением партнеров для доставки товаров, готовой еды, тестов на вирус, показа и сдачи в аренду квартир. Параллельно эта же группа обучает «новым профессиям» автонянь. У каждого партнера разные требования и условия работы, поэтому сразу после подписания договора проводится обучение для сопровождающих. 

«Вторая команда продолжает работать над нашими собственными направлениями. У нас также появилась своя служба доставки — преимущественно это сборный груз: сначала заехать в аптеку, купить витамины, потом забрать вещи из химчистки, затем поехать в супермаркет и по списку закупить продукты. Третье направление — это продажа франшизы: подготовка всей документации и обучающих программ. Кто-то боится в новых реалиях думать о своем бизнесе, а кто-то понимает, что сейчас это хорошая возможность, и относительно недорогая», — комментирует основатель «Kidsway-сопровождение детей на занятия» Анна Филиппова.

Команда продолжает работать с бизнес-аккаунтами в социальных сетях, как и раньше. Пришлось немного скорректировать контент-план в связи с новыми направлениями.

«Я иногда выхожу с личными публикациями, обращаюсь к клиентам и автоняням, что мы продолжаем бороться. Очень многие за нас переживают и присылают письма на почту. Большей популярностью стала моя личная лента в Facebook. Я часто пишу, как наши дела, людям это интересно читать. Особенно, когда ты не ноешь, что все вокруг рушится, а работаешь еще усерднее, — отмечает Анна Филиппова. — Посещаемость сайта Kidsway.city в марте-апреле выросла на 33% по сравнению с предыдущими месяцами. Предполагаю, что это из-за популярности моей страницы, подключения крупных игроков — наших партнеров и постоянного моего присутствия в СМИ».

Бебиситтеры

Москва, Санкт-Петербург, Тюмень, Екатеринбург

Kidsout — сервис по поиску беббиситеров — людей, которые сидят с детьми, когда родители заняты. Сначала карантина выручка упала на 70%, но компания нашла выход из ситуации — онлайн-няни.

«Мы ввели индивидуальный онлайн-ситтинг, онлайн-занятия для детей в группе, организовали школу бебиситтеров онлайн и проводим дистанционные собеседования для желающих получить через нас работу. Также мы запустили корпоративный детский онлайн-сад для одной крупной компании. Сейчас в нем 105 детей в трех часовых поясах России и СНГ. Мы не боремся за внимание клиента в привычном понимании, мы лишь хотим сообщить, что если родители дошли до ручки, сидя с детьми, — они не одиноки, им можно помочь, позвать бебиситтера», — рассказывает Ирина Андреева, генеральный директор сервиса по поиску бебиситтеров Kidsout.

Компания активно работает с инфлюенсерами и родительскими пабликами в соцсетях. Ежедневно отвечает на вопросы журналов, газет, ТВ, сайтов, пабликов, телеграмм-каналов, потому что тема онлайн-ситтеров сейчас актуальна. 

«Чувствуем поддержку с разных сторон и сдаваться не намерены», — подводит итог Ирина Андреева. 

Вывод 

Надеемся, что наши истории кого-то вдохновят и мотивируют на то, чтобы не опускать руки. Ситуация сложная, но не торопитесь отчаиваться. Сейчас как раз то самое время, когда нужно перестраивать бизнес-процессы в соответствии с новыми реалиями, изучать новые инструменты, пробовать онлайн-продажи, вести соцсети и формировать лояльную к своим услугам и продуктам аудиторию. 

Наше digital-агентство тоже перестраивает свои бизнес-процессы. Мы стали больше уделять внимания контенту в социальных сетях, работаем со СМИ, ведем свои блоги, обучаем новых сотрудников, повышаем квалификацию, вводим новые услуги. Главная задача сейчас — быстро приспособиться к существующим реалиям, помочь бизнесу с онлайном и выйти из кризисной ситуации более сильными. 

Читайте также:

Комментарии
Генеральный директор, Нижний Новгород

Очень оптимистичная публикация. +6. 

Директор по продажам, Санкт-Петербург

Нормальные решения с коонйнями и продажей цветов. В кофейнях для этого вообще ничего не надо менять. Убрать лишь стулья и лентой об орать столики, что все и сделали. В Питере так сразу. Многие продавцы цветов в формате онлайн продаж так и работали и работают. Весь оовар( букеты) на сайте, а взять его можно по адресу или через доставку. Но интересно бы увидеть цифры, до и после.

А, вот сборище дома и сиделки -- это вопрос. Жалоба соседей или приступ бдительности и визит полиции обеспечен. 

IT-консультант, Украина

Все одинаковое, везде - онлайн

Вывод - если бизнес не жался на IT, то этот кризис может пережить

 

Директор по развитию, Москва

Статья порадовала своим настроем. Подтверждается факт - кто хочет работать, тот найдет способ.

ПыСы. Ремарка по Kidsway - они монетизоровали то, что в делают волонтеры?

Нач. отдела, зам. руководителя, Воронеж

А можно итоговую статистику по каждому прокету. Насколько удалось удержать выручку? Какие были доп затраты? Сколько сотрудников удалось сохранить? Без этого выглядит как агитка.

 

Менеджер по маркетингу, Вологда
Владимир Токарев пишет:

Очень оптимистичная публикация. +6. 

спасибо. мы как раз хотели добавить позитива в информационную повестку,  реальными историями. 

Менеджер по маркетингу, Вологда
Дмитрий Сизонов пишет:

А можно итоговую статистику по каждому проету. Насколько удалось удержать выручку? Какие были затраты? Сколько сотрудников удалось сохранить? Без этого выглядит как агитка.

 

Тут мы уже вам не сможем помочь, это не наши проекты,  обращайтесь к владельцам бизнеса, если хочется что-то узнать подробно. Но они могут и не раскрыть вам всех секретов и всей статистики), это их право. Здесь описываются только решения. 

Генеральный директор, Москва

Наш пример интереснее, т.к. он "не-онлайн". Мы - event-компания, но с началом всей заварухи быстро перешли в область Охраты труда и здоровья, используя бекграунд проектов по КСО. В итоге - помогаем нашим корпоративным Заказчикам сейчас в антивирусных проектах - https://www.eventcons.ru/stopcovid2019.html

Генеральный директор, Киров

Примеры довольно однотипные: был офф-лайн, стал он-лайн. Про экономику самый правильный был вопрос: перейти в он-лайн это даже не половина дела, а вот быть прибыльным в такой модели - задача более выского порядка. 

Руководитель группы, Москва
Михаил Симонов пишет:
Примеры довольно однотипные: был офф-лайн, стал он-лайн.

Я наблюдаю неоднотипные примеры в Китае.

Как стихла эпидемия внутри страны,  все другие страны стали заказывать маски, защитные костюмы для медперсонала и прочие коронавирусные товары в Китае.

Китайские предприятия, не имеющие по роду деятельности отношения ни к медицине, ни к защитной одежде, быстро переориентировались и стали дилерами масок и защитных костюмов. Причем это совсем далекие от медицины предприятия: кораблестроительные компании, заводы по производству тракторов и т.д.

 

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Число безработных в России выросло на 23%

Численность безработных в России в апреле 2020 года составила около 4,3 млн человек.

Qiwi оставит сотрудников на удаленке до сентября

В офис 1 июля выйдут только около 10% сотрудников.

У 45% сотрудников зарплата уменьшилась за время эпидемии

Служба исследований hh.ru опросила 4500 соискателей о том, каких перспектив они ждут на своей текущей работе и какие у них самих планы.

Назван самый отвлекающий фактор при удаленной работе

Служба исследований hh.ru провела опрос и узнала, что чаще всего мешает сосредоточиться на работе.