Как покупать в Китае: восемь советов

Китай – удивительная страна во всех отношениях. С этим не поспоришь. Огромное количество предприятий, магазинов и просто предпринимателей завязаны на китайскую продукцию. Комплектующие, текстиль, техника, инструмент, станки, оборудование, производственные линии – все это везется из Китая вагонами. Многие открывают новый бизнес буквально с колес, после одной поездки в Поднебесную. Какие риски подстерегают предпринимателей, как не попасться на уловки мошенников, как не потерять свои деньги – об этом я расскажу в статье.

1. Уточняйте цены

Если вы нашли поставщика, и цена с качеством товара вас устроила, обязательно во время переговоров уточните, действительно ли вы будете покупать по этой цене. Часто китайские производители выставляют инвойс уже по другой цене, отличной от той, что была в прайс-листе. Чтобы этого не произошло, просите представителя, с кем вы будете проводить переговоры, подписаться под прайс-листом. Если прайс-листа нет, достаточно в произвольной форме на бумаге написать название товара и его стоимость.

В моей практике был случай, когда после поступления предоплаты меня известили о том, что цену на товар менеджер по продажам указал неправильно, и для отгрузки мне надо оплатить новый, более высокий счет. На мой вопрос – почему так, ведь в прайсе указана другая цена, китайцы ответили, что менеджер предоставил старый прайс-лист, и он уже недействителен.

2. Обязательно проверяйте поставщиков

Еще в самом начале работы с Китаем у меня был случай, когда мы нашли очень дешевого производителя через интернет и заказали образцы. Образцы пришли, оказались вполне достойного качества. Недолго думая, я сделал достаточно большой перевод денег на данную продукцию, после чего производитель перестал выходить на связь…Таким образом, я потерял абсолютно всю сумму денег, которую перевел китайским мошенникам.

3. Интересуйтесь местонахождением производства

Почти похожий случай, но на этот раз без потерь, произошел со мной на выставке. Уж где-где, думал я, но на выставке тебя вряд ли обманут. На этот раз производителя с супернизкой ценой я нашел именно там. Обменявшись контактами, я собирался сделать у него внушительный заказ. Но какое-то внутреннее предчувствие меня останавливало. Я попросил своих представителей доехать до производства и посмотреть, насколько оно реальное. Сначала директор фабрики с удовольствием пошел на контакт, но в визите постоянно отказывал, ссылаясь на свою занятость. При этом он готов был отправить бесплатно образцы, в любую точку мира. Через какое-то время он сказал, что находится в долгосрочной командировке и без него фабрику лучше не посещать. Затем вообще перестал отвечать на звонки. Тогда мне стало ясно, что никакой фабрики не существует, и все это была обычная почва для совершения мошеннических действий.

4. Тщательно выбирайте переводчиков для переговоров

Часто предприниматели попадают в лапы гидов-мошенников. Такой случай произошел с моим знакомым. Во время визитов на ряд фабрик с ним был переводчик, которого он нашел в интернете. И что-то ему сразу не понравилось в нем. На одной из фабрик он все переговоры с директором предприятия записал на телефон. Приехав домой, он нашел переводчика и попросил перевести переговоры. Оказалось, что гид вместо просьбы предоставить скидку на товар просил директора обеспечить его комиссионными с продаж в размере 10%. Директор на комиссионные согласился. Гид же преподнес разговор так, что директор не согласен предоставлять скидку и эта цена окончательная.

5. Обязательно страхуйте груз до самого склада

Это не тот случай, когда можно сэкономить. Однажды у меня украли контейнер с товаром, который пришел из Китая. При этом контейнер с товаром на сумму $140 тысяч был застрахован только до Москвы. Груз пришел накануне 8 марта, и в предпраздничной суете логист нашла компанию-перевозчика, который оказался мошенником. Наш контейнер перегрузили в фуру, которая выехала якобы в мой город и пропала вместе с товаром. Самое неприятное из всего этого – половина товара уже была оплачена клиентами. Неимоверными усилиями я через два месяца нашел и вернул украденный контейнер. Но нервов, времени и энергии было потрачено очень много. Кроме того, незастрахованный груз может быть разбит, намочен или частично разворован. Поверьте, 1,5-2% страхового взноса избавит вас от нежелательных потерь, причем зачастую очень крупных.

6. Не гонитесь за ценой, смотрите на масштабы фабрики

Не раз я попадался именно на удочку с ценой. Мы постоянно закупали огромными партиями комплектующие для офисных светильников у одной крупной фабрики. Производство у них было очень большое, количество сотрудников и оборудования впечатляло. Но в очередной моей поездке я случайно нашел более дешевый вариант этих комплектующих. Посетив производство, я очень удивился, что его масштабы меньше, чем у тех поставщиков, у которых я покупал. При этом хозяин фабрики обещал выдержать и сроки, и объемы, указанные в заказе. Он говорил, что это не основное производство, и что завод находится в другом городе. Я сделал пробную закупку. Со сроками, и с качеством продукции оказалось все хорошо. После этого я заказал очень большую партию. Сроки были не выдержаны. Но самое неприятное – вся продукция была с браком, который выявлялся после 5-10 часов работы. Из-за этой поставки я потерял много клиентов, и мне пришлось вернуться к прежней фабрике.

7. Найдите способ проверять комплектность поставляемого товара

Был случай, когда я заказывал большое количество корпусов под проект. Сроки были ограничены, и все это было оговорено в контракте на поставку. Поставщик был проверенный, с ним я давно работал. Но именно в этой поставке они напутали и с комплектацией корпусов и с их цветом. В результате мне пришлось доплачивать огромную сумму за перекраску и допоставку недостающих комплектующих, которые мне пришлось отправлять дорогой быстрой доставкой.

8. Не экономьте на упаковке грузов

Особенно, если товар отправляете не в контейнере. Если товар хрупкий или бьющийся, не пожалейте денег, чтобы сделать ему обрешетку. По сравнению со стоимостью груза это стоит копейки, но в 90% случаев позволит сохранить ваш груз в целости и сохранности. За время работы с Китаем у меня были неоднократные случаи, когда некоторые логистические компании не делали этого, в результате чего груз приходил битым, мятым и поцарапанным. Конечно, застрахованный поврежденный груз оплачивался, но клиенту, который ждал поставку несколько недель, тяжело было что-либо объяснить.

Все перечисленные факты имели место в моей личной практике. Можно по-разному относиться к моим советам. Но предупрежден – значит, вооружен. Надеюсь, прочитав эту статью, учиться на своих ошибках не придется…

Комментарии
Адм. директор, Санкт-Петербург

Да, познавательное чтиво... А наши "государевы" органы помогают бороться с китайскими мошенниками? И есть ли у нас специалисты по китайскому законодательству и правоприменительной практике? Как-то никак Китай стратегическим партнёром называют, а у нас на вокзалах и аэропортах табло уже на китайском вовсю работает- для их удобства! А там- кидалы банальные...

Генеральный директор, Нижний Новгород
Сергей Алейников пишет:
А там- кидалы банальные...

Насколько мне известно, кидают они тех, кто дает к этому повод. И опираться на наши ценности в виде порядочности, честности и добросовестности при взаимодействии с ними бессмысленно.

Что можно ожидать от тех, у кого поедание мозгов обезьяны чайной ложкой из живой обезьяны считается наслаждением верхнего порядка.

Нач. отдела, зам. руководителя, Москва
Елена Рыжкова пишет:
Что можно ожидать от тех, у кого поедание мозгов обезьяны чайной ложкой из живой обезьяны считается наслаждением верхнего порядка.

Роста экономики по 10% в год например.

Нач. отдела, зам. руководителя, Москва

А самый простой - хотя и не самый дешёвый - способ обезопасить себя в бизнесе с китаем - отправить своего человека на производство. чтобы тот контролировал каждую партию товара которая отгружается в ваш адрес. А то потом концов действительно не найти, и можно превотиться в тему для обсуждения "как я кинул глупого лаовэя"

Адм. директор, Санкт-Петербург
Марат Бисенгалиев пишет:
способ обезопасить себя в бизнесе с Китаем - отправить своего человека на производство

То есть - отправить своего человека туда работать, а значит - требуется оформить ему рабочую визу, в противном случае - трудоустройство с туристической визой запрещено, нарушение правил грозит тюремным заключением...

Про работу с "китайскими товарищами" на е-хе... писали неоднократно, а вот позиция государевых органов, насколько я понимаю, остаётся прежней - политика невмешательства!

У меня есть чудный ответ на моё обращение в федеральную пассажирскую компанию по поводу того, что при перевозке по России групп "китайских товарищей - туристов" нарушается масса наших правил перевозок и транспортной безопасности, всё это на территории России!

АО "ФПК" сообщает мне, что "не может ограничивать свободу передвижения пассажиров на основании их гражданства", и что "для туристов из КНР разработаны справочные материалы с правилами пользования железнодорожным транспортом". Второе - просто враньё!


Нач. отдела, зам. руководителя, Москва
Сергей Алейников пишет:
То есть - отправить своего человека туда работать, а значит - требуется оформить ему рабочую визу, в противном случае - трудоустройство с туристической визой запрещено, нарушение правил грозит тюремным заключением...

ну да - безопасность в том числе и коммерческая к сожалению стоит денег

Нач. отдела, зам. руководителя, Москва
Сергей Алейников пишет:
а вот позиция государевых органов, насколько я понимаю, остаётся прежней - политика невмешательства!

Она всегда такая в лучшем случае. что Вас удивляет?

Генеральный директор, Москва
Марат Бисенгалиев пишет:

А самый простой - хотя и не самый дешёвый - способ обезопасить себя в бизнесе с китаем - отправить своего человека на производство. чтобы тот контролировал каждую партию товара которая отгружается в ваш адрес. А то потом концов действительно не найти, и можно превотиться в тему для обсуждения "как я кинул глупого лаовэя"

Ну не обязательно на само производство. У меня знакомый снял квартиру и склад в Китае, послал туда человека и платит ему зарплату. А тот в свою очередь вскрывает коробки с поставляемой китайцами продукцией и осуществляет контроль качества. И только ПОСЛЕ подобной проверки, коробки отправляются в Россию. Брак оправляется назад поставщику.

По словам знакомого, эти затраты, на круг, оказываются в итоге меньше тех потерь, которые он раньше нес, получая уже в РФ некачественные товары. С которыми потом не понятно, что делать. Назад отправлять - себе дороже.

Нач. отдела, зам. руководителя, Москва
Олег Шурин пишет:
Ну не обязательно на само производство

Это зависит от объёма сотрудничества

Генеральный директор, Москва
Марат Бисенгалиев пишет:
Олег Шурин пишет:
Ну не обязательно на само производство

Это зависит от объёма сотрудничества

Конечно Вы правы. Я знаю одну строительную компанию, которая попала на серьезные деньги, когда плитка для отделки отеля, которая приехала из Китая, очень сильно отличалась по качеству от той, которую выбрала дизайнер при посещении завода в Китае.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Как управлять коллективом?

В Ижевске состоялась конференция «Региональная модель управления человеческими ресурсами».

Кто хочет знать зарплату коллег

Служба Исследований hh.ru выяснила, кто из соискателей знает размер зарплаты своих коллег.

Травмы на работе - угроза ВВП

Почти 3 миллиона человек в мире ежегодно умирают на своих рабочих местах.

Arena: анонимный поиск работы

Запущен сервис для анонимного поиска работы в сфере разработки.