Константин Савкин: Подводные рифы в построении бизнеса с Китаем. AliBaba: призрак мнимого успеха

Константин Савкин

В 2006 году, я был слушателем бизнес курса «Как делать бизнес в Китае и с Китаем», который проводил Китайский учебно-исследовательский центр Московской международной высшей школы бизнеса МИРБИС и тогда на одной из лекций я услышал упоминание об AliBaba, как одной из систем B2B (система электронной торговли) работающей на китайском рынке.

В дальнейшем, работая по вопросам организации бизнеса с Китаем, я начал сталкиваться с множеством компаний, которые выстраивали свой бизнес основываясь на информации с AliBaba, более того сайт AliBaba становился их коммерческой тайной и клиент не должен был знать откуда они берут информацию по продуктам и поставщикам.

Цель данной статьи: не раскритиковать сервис AliBaba, который является отличным бизнес-проектом с превосходной капитализацией; цель статьи показать для чего вы можете применять AliBaba, а для чего использование AliBaba является довольно рискованным.

Да, это кажется странным; но факт остается фактом – в России очень много консалтинговых компаний по работе с Китаем, которые строят свой бизнес, основываясь только на информации в Интернет, в том числе используют информацию с AliBaba и аналогичных ресурсах – как уникальные сведения о поставщиках и производителях, что по де факту не является правильным.

Такие компании:

  • не имеют партнерских консалтинговых компаний в Китае,
  • руководство и сотрудники никогда не были в Китае с целью построения бизнеса, 
  • поиск поставщиков осуществляется, используя B2B системы и им подобные сервисы.

На чем же они строят свой бизнес? – логичный вопрос, который вы зададите. Очень просто, используя информацию с AliBaba и ему подобных сайтов; и на том свойстве, что их клиенты в силу тех или иных причин не проинформированы про подобные ресурсы, способы работы с ними и возможный результат, который они могут получить.

Немного обAliBaba

Alibaba Group (Alibaba.com) — это группа компаний, занимающихся бизнесом в Интернете. Alibaba Group находится в частной собственности и базируется в Китае, в городе Ханчжоу. Основными видам деятельности являются торговые операции онлайн между компаниями (торговля по схеме «B2B», «бизнес – бизнес»), розничная онлайн-продажа. Группа обладает собственной электронной платежной системой, программным обеспечением для управления предприятием, а так же отсортированными по регионам и отраслям базами данных товаров и предприятий.

Alibaba Group управляет пятью дочерними компаниями:

  • Alibaba.com (SEHK: 1688) — публичная торговая компания (фирма, чьи акции и ценные бумаги допущены к свободной торговле на биржах, то есть свободно обращаются на фондовом рынке), основным видом деятельности которой является онлайн-торговля B2B
  • Taobao.com — онлайн-рынок розничной торговли, Интернет-магазин и Интернет-аукцион
  • Alipay — платформа для онлайновых электронных платежей
  • Alisoft — готовые решения для управления торгово-промышленной деятельностью предприятий через интернет
  • Yahoo! Koubei — китайский сайт-каталог предприятий, разбитый по регионам и отраслям промышленности

Согласно iResearch, это самая большая онлайновая B2B («бизнес-бизнес») компания в Китае в 2006 году, если основываться на количестве зарегистрированных пользователей и доле рынка в Китае по прибыли.

Алибаба основан 43-летним Джеком Ма в 1999 году со стартовым капиталом $60 тыс. Бурный взлет начался в 2005 году, когда Ма, привлек инвестиции в $1 млрд от Джерри Янгом, соучредителя Yahoo. Сейчас Yahoo принадлежит около 40% акций портала. На фоне предстоящего взлета китайской интернет-компании, привлекательность акций Yahoo увеличилось до 24%. (Источник: http://ru.wikipedia.org/wiki/Alibaba.com)

Миф 1. AliBaba – система доступная немногим

Прежде всего развеем миф о том, что AliBaba – это система, про которую знает только элита бизнеса или какие-то особенные консалтинговые компании; Пекин, Шанхай, Гонконг и многие другие экономические и промышленные центры Китая находятся на расстоянии более 5 500 км от Москвы, а чем дальше – тем больше возникает неясностей, но все просто: Прилетая в аэропорт Гонконга – вы видите рекламу AliBaba – везде; вы видите стенды, сумки, все рекламирует AliBaba, и более того: никто не делает из знаний о данной системе конкурентного преимущества и тем более секрета.

Миф 2. AliBaba – это гиганский интернет-магазин, где можно купить все

AliBaba одна из самых известных B2B систем работающих на китайском рынке:

http://www.alibaba.com/

alibaba.jpg

Подводные рифы в построении бизнеса с Китаем. AliBaba: призрак мнимого успеха ….

Версия на русском языке: http://russian.alibaba.com/ (перевод выполняется в автоматическом режиме)

«Без труда – не вынешь рыбку из пруда» – многие забывают эту старую поговорку, когда начинают работать с AliBaba. Не бывает простых решений во внешнеэкономической деятельности: AliBaba – это не интернет-магазин, где при заказе товара вы получаете гарантии, четкую схему поставки и оплаты. AliBaba –это одна из крупных B2B систем в мире и размещенная на нем информация о товаре – является просто информацией; площадка не гарантирует ничего – кроме самой информации.

Нельзя говорить, что интернет магазин и система электронной торговли это одно и тоже – разница очевидна:

  • Интернет-магазин: гарантирует доставку товар, состояние, соответствие описание, цены, количества в упаковке и т.д., интернет-магазин контролирует всю цепочку от момента выбора товара до доставки к конечному покупателю.
  • Система электронной торговли (B2B): гарантирует только информацию, о товаре – но все остальные вопросы: количество в упаковке, состояние, стоимость, сроки поставки и многое другое вам придется обсуждать с поставщиком напрямую.

При этом помните: поставщик – не обязательно может быть производителем или официальным дистрибьютером.

Миф 3. AliBaba – гарантирует Вам успешное построение бизнеса

Для чего все таки, можно использовать системы B2B, работающие на китайском рынке:

  • ориентироваться по ассортименту, возможно
  • ориентироваться по ценам, возможно
  • потенциальные контакты, возможно

Почему «Возможно», потому что – подобные системы это каталоги, а не производители; и товарные группы в этих системах носят ориентировочный характер.

Вы можете работать, используя данные системы, пытаться построить бизнес – но в этом случае вы должны четко осознавать риски как по качеству, ценообразованию, логистике товара.

Как правильно организовывать закупку товара из Китая

1. Выберите товар или группу товаров.

2. Сформируйте конкретное предложение, максимально уточнив все требуемые детали.

3. Найдите компанию-партнера с китайской стороны (Как? Используя личные связи или воспользовавшись услугами консультантов в России).

4. Ориентируйтесь не на положительные ответы партнеров, а на результативное общение.

5. Будьте гибкими, как при постановке задачи на закупку – так и при общении с партнерами.

Как выбрать консалтинговую компанию в России или сформировать свой отдел по работе с Китаем

1. Руководство компании или консультант должен обладать представлением об организации Бизнеса с Китаем, и не только по прочитанной информации в Интернет.

2. Компания должна иметь поддержку со стороны Китая, лучше со стороны китайской экспортно-импортной компании.

3. Консультанты должны иметь опыт бизнес-консалтинга, т.к. задача организовать бизнес с Китаем – это управленческая задача, в которую входит и выбор направления работы и поиск поставщиков, и проведение исследования, и изучение вопросов логистики и таможни.

4. Работа должна осуществляться по фактическому рынку, а не через системы электронной торговли (B2B).

5. Консультанты должны обладать независимой точкой зрения по вопросам реализации проекта поставок, позволяющей клиенту увидеть большинство проблемных моментов и не совершить ошибок.

Аналогичные системы в Европе и как с ними осуществляется работа

Есть ли аналоги данным систем? Конечно, есть и их много; например в Европе широко известна EuroPages (http://www.europages.com/),которая объединяет компании Евросоюза, но задайте себе вопрос: вы осуществляете работу с европейскими компаниями, используя EuroPages?

Нет, вы летите в Европу и устанавливаете личные деловые контакты.

Так почему многие консалтинговые компании и даже бизнесмены рассматривают системы B2B работающие на китайском рынке, как решение всех вопросов взаимодействия с Китаем?

Нажал на кнопку, выбрал количество товара и заказал? – такое при работе с Китаем не возможно; точнее возможно – но тогда вам не стоит говорить про всевозможные риски, которые с этим связаны.

Работать или не работать с AliBaba и как использовать полученную информацию решать только Вам, но примите к сведению те проблемные моменты, которые затронуты в данной статье, вполне возможно вы сохраните время и деньги.

Успешного бизнеса, Дамы и Господа!

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
4
Михаил Лурье
К теме про Калугина, о чем говорили ранее в этой ветке. Сегодня ночью на ОРТ была программа Евген...
Все дискуссии
HR-новости
Названы самые привлекательные работодатели России: исследование «Талантист»

В рамках исследования был сформирован рейтинг самых привлекательных брендов работодателей, который складывался из оценок узнаваемости и привлекательности.

Объявлены победители бизнес-премии WOW!HR Россия 2024

Победителей в каждой из девяти номинаций определило HR-сообщество путем открытого голосования по итогам защиты 58 реализованных кейсов.

Сотрудники не готовы отказаться от гибрида даже за повышение зарплаты

При этом 47% работодателей все еще считают такой формат работы привилегией, а не данностью.

Спрос на операторов call-центра в продажах вырос в 3,5 раза

В целом за первый квартал 2024 года по России количество вакансий в продажах выросло на 26% за год.