Строительные проекты: как ошибаются руководители

Поразмышляем об ошибках, которые допускают руководители при строительстве объектов. Грубейшие просчеты допускаются не только руководителями среднего звена, но и топ-менеджерами строительных компаний. Учредители многих организаций тоже «не без греха».

Начнем, пожалуй, с элементарных ошибок. Например, с выбора оптимального решения при ведении складского хозяйства. Приведем один пример затрат, которых можно было бы избежать на начальном этапе строительства, и к чему может привести игнорирование здравого смысла. Надеемся, что вы, как здравомыслящие руководители, сумеете избежать непродуманных поступков, описанных в нашей истории.

Затраты, которых можно было избежать

На любой стройке перед руководителем на начальном этапе встает вопрос: где хранить материалы и оборудование, необходимые для строительства объекта? Выбор невелик – либо строительство временного склада своими силами, либо аренда. И вот тут начинается самое главное – анализ затрат и выбор оптимального варианта.

Вроде все просто – узнай стоимость аренды в округе, прикинь необходимую площадь склада, с учетом того, что будешь хранить только необходимые на данном этапе материалы, чтобы не загромождать склад. Затем умножь стоимость аренды квадратного метра на необходимую площадь, умножь полученную сумму на период строительства, и сумма затрат известна.

На втором этапе считаешь стоимость материалов на самостоятельное строительство склада, прибавляешь затраты на зарплату рабочих, аренду техники (либо затраты на ГСМ, если техника своя), и сумма известна.

Сравниваешь затраты и выбираешь оптимальный вариант. Вроде все просто, читатель скажет: «Что вы мне забиваете голову прописными истинами?», но... Но мы-то говорим про амбициозного руководителя, всегда уверенного в своей непогрешимости! А если добавить, что он наемный работник, считающий (в идеале) чужие, а не свои деньги? А если еще усугубить ситуацию тем, что над ним генеральный директор, который абсолютно уверен, что строительство склада своими силами – это практически бесплатный вариант? («Размазал» затраты на свою технику и своих рабочих в общей сумме затрат на строительство основного объекта – и все отлично). И, вполне логично, (после разговоров с руководителем объекта) в головном офисе принимается решение: строим временный склад!

«Ловушка исполнителя»

Здесь наш «подопытный кролик» попадает в «ловушку исполнителя». Любой руководитель объекта, получив такую «команду сверху», встает перед выбором: либо настаивать на оптимальном варианте и пойти против «генеральной линии партии», либо не усугублять ситуацию и поплыть по течению. Зачем рисковать карьерой, да и деньги все равно не свои. В такой ситуации главное начать, а там что-нибудь придумаем. Кто-то из наших читателей неоднократно бывал свидетелем таких ошибочных решений.

Начинается строительство склада своими силами, как минимум 10-15 человек, включая столь необходимых на стройке сварщиков, оторваны от основного строительства, плюс кран, либо «манипулятор», либо все вместе.

А ведь график производства работ никто не отменял, привозятся очередные материалы, все это хранится под открытым небом, темп основного строительства замедляется. Но мы ведь экономим деньги на аренде склада!

Вдруг на очередном этапе «стройки века» появляется еще одна «умная мысль из центра»: а давайте-ка мы увеличим высоту склада с шести метров до 12, чтобы мог заезжать кран, да и высоту хранения материалов увеличим. И опять все это делается из благих намерений, мы ведь экономим деньги, чтобы погрузчик не покупать. Заметьте, проектировщики к данному процессу никаким образом не привлечены!

Риски, возникающие при ошибке

А ведь возникают очень большие риски при эксплуатации этого сооружения:

1. Не просчитаны снеговые и ветровые нагрузки, нет расчетов несущей способности металлического каркаса. При стечении неблагоприятных обстоятельств это сооружение может сложиться как карточный домик (!). И хорошо, если в нем не будут находиться люди.

2. Возникновение проблем с надзорными органами. Наверняка, любой из инспекторов государственного архитектурно-строительного надзора обратит внимание на неизвестно откуда взявшийся объект на строительной площадке. Тем более что в разработанной проектно-сметной документации его нет на генплане. Возможно, на время даже не будет выписывать предписание по этому поводу. Но это ненадолго. И потом, при неблагоприятном развитии событий, придется.

Наш руководитель объекта, естественно, берет «под козырек», и устремляется выполнять приказ, (деньги же не свои). Очередной виток эпопеи под названием «свой склад» выходит на новый уровень: увеличивается количество рабочих, добавляется еще один кран. И если ранее кран был один, теперь приходится платить за аренду второго.

Начинается более глубокое отставание от графика работ, мы ведь перенаправляем часть ресурсов с работ на основных зданиях и сетях. Но ведь наш руководитель объекта крайне амбициозен, признавать ошибки не желает и не умеет, да и поздно «пить боржоми», назад пути нет. Выглядеть дураком в глазах своего руководства он, естественно, не желает, поэтому всячески маскирует это отставание от графика.

Закономерные итоги

Мы приходим к закономерному итогу этой истории. В один прекрасный момент (а кому-то не очень прекрасный) руководство, будучи абсолютно уверенным, что все идет отлично, сообщает нашему герою истории, что он должен принять несколько десятков тонн материалов и оборудования. А ведь это оборудование ему понадобится (из-за неумелого планирования и отставания от графика работ), как минимум, через полгода!

Риторический вопрос: где все это хранить? На носу зима, под открытым небом нельзя, склад не достроен. Приходит наш руководитель объекта к гениальной мысли – надо арендовать склад. Отступать уже некуда и некогда.

Теперь необходимо сохранить лицо перед руководством. Как это сделать? А как всегда: поиск внутренних и внешних «врагов» (снабженцы, подрядчики, погодные условия) и перенаправление недовольства руководства на них.

Что в итоге: основной график работ сорван, временный склад не достроен, вынужденная аренда склада на стороне. А затраты? А кто их считал? Деньги ведь не свои. Занавес! Овации!

Варианты решения задач с затратами на строительство

А теперь попробуем решить парочку задач, во что же нам все это обойдется.

Вариант 1. Аренда склада.

  • Средняя стоимость 1 кв. м склада – 150 руб.
  • Необходимо – 1000 кв. м.
  • Срок аренды – 10 месяцев.

Итого: 150*1000*10 = 1 500 000 руб.

Вариант 2. Строим временный склад.

  • Срок строительства (фактический) – 2 месяца.
  • Количество рабочих – 8 человек (фактическое). Зарплата – 70000 руб./месяц (с налогами).
  • Кран – 1 шт. (себестоимость одной смены – 5000 руб.), кран арендный (эпизодически привлекаемый) – 10000 руб./смена (привлечен на 10 смен).
  • Материалы (профлист, квадратная труба, уголок, электроды и пр.) – 760000 руб.

Итого: (8*70 000*2) + (5000*60) + (10000*10) + 760 000 = 2 280 000 руб.

1 500 000 < 2 280 000.

Посчитайте, прежде чем брать «под козырек»

Прежде чем выполнять указания руководства «под козырек», подумайте о том, какие могут быть последствия от необдуманных решений и насколько целесообразно это выполнять. Простой расчет на листочке бумаги с обоснованием каждой цифры затрат поможет вам убедить руководство в ошибочности того или иного необдуманного решения.

Фото: freepik.com

Комментарии
Директор по производству, Украина

>>> Автор пишет: Поразмышляем об ошибках, которые допускают руководители при строительстве объектов.

***

Если это угроза написать серию статей, то с почином. А сама по себе, статья -- банальность типа "не пейте сырой воды". Ибо, кроме рабочего проекта объекта строительства, надобны еще:

  • ПОС (порядок организации строительства);
  • и ППР (порядок производства работ).

.==========================================.

К банальности статьи добавлю (для полноты картины) банальность и в комментарии.

В машиностроении, кроме чертежей изготавливаемого изделия, необходима еще технологическая документация (указывающая как изготавливать изделие). То есть, ТД аналогична ПОС+ППР.

В Е-хе-статье "Руководители инвестиционных проектов -- кто они?" я отмечал, что проектные фирмы (из-за развала единой системы проектирования в строительстве) ограничиваются разработкой лишь рабочего проекта. А разработка ПОС и ППР стала заботой застройщика. Последний же далёк от технологии строительства. Да, к тому же, платя низкую зарплату персоналу, привык считать, что стоимостью выполнения стройработ собственными силами можно пренебречь. Если же, застройщик нанимает стройфирму (как генподрядчика), то последняя (будучи профессионально достаточно подготовленной) не допускает ошибки, описанной в обсуждаемой статье.

Руководитель проекта, Москва
Владимир Зонзов пишет:
Если это угроза написать серию статей, то с почином. А сама по себе, статья -- банальность типа "не пейте сырой воды".

Владимир, добрый день!

Спасибо за Ваш комментарий. Думаю, с ним даже и спорить то особо нет смысла. Действительно, большая часть текста - прописные истины, которые должны по умолчанию быть заложены в голове каждого руководителя. Но, оглядываясь вокруг, с удивлением вижу все те же "грабли" на которые раз за разом "наступают" не только "молодые и ранние", но и умудренные опытом руководители.

И беда не в том, что,возможно, кто-то не участвовал в крупных или сложных проектах, а кто-то решил "помахать шашкой" сидя в офисе где-нибудь в Питере или Москве.

Беда в том, что очень часто люди (по незнанию или из-за отсутствия силы воли), приняв ошибочное решение, не могут вовремя остановиться и с "бараньим" упорством идут и "собирают все грабли".

Генеральный директор, Москва

Всё так конечно. Вот только вменяемый руководитель в таком случае предоставит наверх сразу оба варианта - причём с разными опциями - и для строительства и для аренды, а также перечень рисков, которые сопряжены с ними. А уже дальше - это действительно не его деньги. И на верху принимают решение о том, что им кажется перспективнее...

Генеральный директор, Москва
Константин Бергал пишет:
Беда в том, что очень часто люди (по незнанию или из-за отсутствия силы воли), приняв ошибочное решение, не могут вовремя остановиться и с "бараньим" упорством идут и "собирают все грабли".

Это вы ИТшников не видели. Вот там - некоторые - горные бараны. Отборные, упёртые, племенные... И тронуть ни-ни. Редкий специалист, творческая личность. Со строительством безобразия, подобные описанным Вами, хотя бы достаточно наглядны...

А вот большинство современных информационных систем сегодня куда сложнее средней стройки и самое главное - мало кто видит, что они представляют собой на деле. А если бы видели - то поверьте - ветровые нагрузки показались бы лёгкой детской шалостью на фоне тамошних фантосмогорических замков.

И ведь люди за это ещё и оклады получают поболее строительных, премии, бонусы и ещё кучу плюшек сверху... А потом построенная ими фантасмагория рушится и на её обломках другая банда ИТшников получает новые награды и регалии...

Руководитель проекта, Москва

Да где же их взять то, вменяемых руководителей, которые не боятся инвестору или директору сказать горькую правдушку? Ведь намного проще "посадить обезьянку на плечо руководителю" и пусть он, большеголовый принимает решение самостоятельно. любят у нас это дело :)))
P.S. Вменяемые, безусловно, есть! Но проще ведь "плыть по течению". А про ИТ - это да, это отдельная забава.

Партнер, Москва

За статью поставил "-1" - не правильно сформулирована проблема статьи. Проблема - ментальность руководителя и "трусость" руководителя проекта. Проблема не в складе. А от сюда, не правильное решение - бюджет затрат на склад.

Смелый, а вернее мудрый руководитель, должен найти способ структурировано донести рациональное решение, пути различные.

"Ковбоям" нужно подарить рациональную идею, чтобы они потом постоянно гордились "своим" решением и, не дай Бог, если Вы начнете напоминать, что это ваша идея.

Во-вторых, как очень часто бывает, особенно по строительным вопросам, Владимир Зонзов ПРАВ, и за это ему +1

Владимир Зонзов пишет:
кроме рабочего проекта объекта строительства, надобны еще:ПОС (порядок организации строительства);и ППР (порядок производства работ).

Если в ПОСе и ППР не предусмотрены временные сооружения, то это хорошее основание остудить горячие головы топов... развернутой служебной запиской для ГД с копией Гл.Инж, Гл.Тех, ДирСтрой и прочим причастным. Чем больше получателей и не только топы, тем лучше. Только не надо писать, что ГД - дурак. А надо, типа: "расчеты показывают..." и/или "прогнозируемая сумма штрафов или откатов...." и т.д. и т.п. Но, обязательно сделать предложение в нескольких вариантах решения, отличающихся по цене, плечу доставки и т.д., с БОЛЬШОЙ просьбой принять решение и не надо подсказывать какой вариант лучше. Надо сделать табличку сравнительного анализа "+" и "-" по каждому варианту. Это Вам рекомендует бывший генеральный директор мостостроительной компании, который работал и на СЕВЕРНОМ ПОТОКЕ-1, и на олимпийских инфраструктурных объектах.


Генеральный директор, Москва

Прочитав статью, у меня возник вопрос к автору:

а Вы действительно работали в строительной компании?

Т.к. описываемая ситуация, даже теоретически возможна в компании, которая ВПЕРВЫЕ решила что-то строить. И тыкается во все стороны, как слепой кутенок.

У строительной компании, которая уже занималась строительством, как правило все эти алгоритмы и затраты считаны-пересчитаны. Автор почему-то упускает одну очевидную вещь, что временные склады и навесы, как правило делаются разборными и после окончания стройки, могут перевозиться на другой объект.

К тому же, на тех стройках с которыми я сталкивался, как правило старались обеспечивать поставку материалов или день в день или с небольшим запасом, что значительно сокращало потребности в складских помещениях.

А описанная автором ситуация, кажется какой-то немного фантастической т.к. любое подобное строительство без проекта и другой разрешительной документации, чревато такими последствиями со стороны массы всяческих надзорных органов, что мало не покажется никому.

Директор по производству, Украина

Олег Юрьевич, ответ на Ваш вопрос содержится в профиле автора. Хотя, похоже, Ваш вопрос -- риторический.

.============================.

За что обдизлайкали статью?

  • Ситуации, типа описанной в статье встречаются нередко; не только даже теоретически, но и практически.
  • Похоже, автор "изобрёл велосипед" -- способ действий в них. Да, способ -- общеизвестен и легкодоступен. О его применении написана книга "Экономический образ мышления"; он показан в фильме "Здесь наш дом".
  • Многие из нас самостоятельно изобретали то, что им "музыка навеяла". Но, главное-то -- в применении способа. А с этим не всегда хорошо.
Нач. отдела, зам. руководителя, Санкт-Петербург
Андрей Федотов пишет:


А вот большинство современных информационных систем сегодня куда сложнее средней стройки и самое главное - мало кто видит, что они представляют собой на деле. А если бы видели - то поверьте - ветровые нагрузки показались бы лёгкой детской шалостью на фоне тамошних фантосмогорических замков.
И ведь люди за это ещё и оклады получают поболее строительных, премии, бонусы и ещё кучу плюшек сверху... А потом построенная ими фантасмагория рушится и на её обломках другая банда ИТшников получает новые награды и регалии...

"Если бы строители строили здания так же, как программисты пишут программы, то первый залетевший дятел уничтожил бы цивилизацию" ©

Руководитель проекта, Москва

Спасибо, товарищи коллеги, за комментарии к статье. Что-то даже и растерялся. Не знаю даже на какой вопрос отвечать.

Попробую с риторического :))) На стройке был, каску белую носил (да и сейчас с удовольствием надеваю). Да, в профиле немного про построенные объекты есть. Кстати, для земляка, напишу, что строили и в Карагандинской области (Балхашский цинковый завод, здание АБК) и в Алматы (здание банка), и в Усть-Каменогорске (жилой микрорайон, бизнес-центры) :)

По поводу замечаний коллеги, занимающегося риск-менеджментом, могу только сказать - спасибо :) Когда все разумно и когда все действительно идет по плану и по проекту, большинства вопросов не возникает. (Кстати, служебки с примерными расчетами были написаны собственнику, разговоры на тему строить-арендовать тоже. Но, никто не отменял фразу:"А я сказал построить и нии##т!"). Плюс манагера, взявшего под козырек, не в чем обвинить - кризис, знаете ли... А семейку кормить надо.

И да, фоточка злополучного склада была на заставке, но поставили картиночку с краном. Она, наверное, больше внимания привлекает.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
Цифры и факты
«Спасибо» за убытки

Банк дня: Герман Греф признался в том, что программа «Спасибо» приносит банку большой убыток.

Проект Неом под угрозой

Проект дня: Строительство футуристического города в Саудовской Аравии оказалось под угрозой.

inDriver стал междугородным такси

Факт дня: Российский такси-сервис запустил междугородние поездки.

​Revolut пришел в Европу

Стартап дня: Финтех-стартап выходцев из России получил европейскую банковскую лицензию.