Как бороться с воровством на предприятии

В начале этого разговора будет не лишним привести рассуждения уральского предпринимателя и инвестора, Тимура Горяева, которыми он делится в своей книге «Шпаргалки для боссов. Жесткие и честные уроки управления, которые лучше выучить на чужом опыте»:

«Люди в России меньше привязаны к своему рабочему месту. Во-первых, им плевать на то, что их ценят, плевать на то время, что они потратили на компанию, плевать на все то, что компания сделала для них. Во-вторых, весь мир за забором каждый вечер им говорит, что воровать – это хорошо, воруй давай. Люди, строго говоря, и не жили никогда во времена, когда кто-то у нас на родине считал по-другому».

Возможно, кому-то эти рассуждения могут показаться узкоотраслевыми, тем более что автор действительно опирается на свой «фабрично-заводской» опыт работы. Но наша российская специфика рабочего класса такова, что отношение к собственности работодателя зачастую везде оставляет желать лучшего. И не важно, чем именно занимается компания.

Но распространенное мнение о том, что человеческую природу не изменить, не должно сдерживать решившихся на борьбу с воровством. В этой же книге Тимур Горяев продолжает свою мысль следующим образом:

«Убеждение "Воровать – это нормально" – первое, с чем вам придется бороться, выветрить его из голов очень сложно, но, повторю, возможно. Достаточно объявить в компании нулевую толерантность к вранью и воровству, четко транслировать это каждому сотруднику и неукоснительно, последовательно и, самое главное, без исключений соблюдать это правило. Неудивительно, кстати, что далеко не каждый человек может получить удовлетворение, работая в такой компании».

Изменить в своей компании можно все, и «нездоровое» отношение к собственности предприятия тоже.

Варианты воровства и методы борьбы с ними

Давайте рассмотрим некоторые из видов противоправных действий персонала, попутно поняв, что позволяет им существовать, к каким последствиям это приводит и как с этим бороться.

Начнем с вида воровства, знакомого многим не понаслышке – это мелкие кражи, которые совершаются бессистемно и без особой подготовки. Как правило, жертвами любителей всего, что плохо лежит, становятся свои же коллеги или мелкое имущество компании. Совет тут простой. Главное не отмахивайтесь: «Сами разберитесь! Что как дети малые?» и не закрывайте на эти проблемы глаза.

А вот прямая угроза материальным активам компании возникает, когда начинают происходить систематические, продуманные хищения. Обычно нечистые на руку сотрудники – по одиночке или в сговоре – воруют небольшими «порциями». И обнаружить факты хищения порой удается только по прошествии недель, а то и месяцев, когда урон становится явным.

Но хуже всего то, что во многих компаниях руководство знает о подобной «деятельности» сотрудников, но не предпринимает никаких мер для предотвращения хищений, потому что «так заведено». Ситуация, когда компания закрывает глаза на хищения, покуда они происходят в «разумных» пределах, приводит к самым пагубным последствиям. Воровство остается не только безнаказанным, но и становится само собой разумеющемся. Более того, в России это неотъемлемый признак некоторых сфер легальной экономики.

Например, показательна в этом плане сфера транспортных услуг. До сих пор во многих компаниях, занимающихся грузоперевозками, считается нормальным, если водители сливают топливо, продавая его на стороне. Эта практика, устоявшаяся с советских времен, часто не встречает сопротивления – ведь это негласный источник заработка водителя, можно сказать, закрепленная надбавка. А если даже руководитель компании против, то он не всегда готов идти наперекор традициям, потому что велик риск вызвать недовольство сотрудников и спровоцировать саботаж.

Главная опасность такого положения дел состоит в том, что для сотрудника – с молчаливого согласия руководства – это становится так называемым KPI его работы. Он каждый месяц обдумывает, как еще можно увеличить объем краденного. В итоге половина затрат компании на топливо может оседать в карманах работников.

Живейший пример из нашего недавнего опыта

На одном предприятии сливали топливо на 500 тыс. рублей ежемесячно. Без оглядки на укоренившуюся практику руководство все же внедрило систему контроля. В итоге за счет ликвидации воровства и повышения дисциплины персонала компании удалось сократить топливные расходы на 50%.

Боязнь растерять кадры и вызвать простои в работе компании зачастую делает невозможной и борьбу с более изощренными, «беловоротничковыми» видами воровства, которые распространены практически везде. Например, с откатами и проведением сделок через подконтрольные фирмы, когда есть место манипуляциям с финансовой отчетностью и выводу огромных средств. Здесь руководство так же может быть в курсе происходящего, а нередко и в сговоре, искренне полагая, что всё это происходит в русле общепринятых норм.

Частично отследить такие махинации может помочь специальное программное обеспечение SIEM-класса (SIEM – это объединение двух терминов, обозначающих область применения ПО: SIM – управление информационной безопасностью и SEM – управление событиями безопасности. Технология SIEM обеспечивает анализ в реальном времени событий безопасности, исходящих от сетевых устройств и приложений).

Как полностью оградить бизнес от воровства

Для того, чтобы избежать повторения перечисленных ситуаций или же пресечь на корню их появление там, где подобное, к счастью, еще не происходило, требуется основывать свою работу на следующих принципах и правилах:

  • Независимо от характера и степени хищений, воровство остается воровством. Всем сотрудникам должно быть сказано о нетерпимости к любым кражам и махинациям. Нельзя даже допускать мысли о том, что это в том или ином виде возможно. Иначе воровство станет постепенно частью системы.
  • Собственники и руководители не должны бояться устанавливать жесткие правила игры в своих компаниях. Несмотря на возможное противодействие со стороны персонала, необходимо развивать кадровую и экономическую безопасность, внедрять системы учета и контроля, в том числе для удаленного мониторинга рабочих процессов. Например, для контроля корпоративного автопарка стоит установить систему мониторинга транспорта и контроля расхода топлива.
  • Противодействие воровству должно стать частью корпоративной культуры компаний. Стремление работать честно без корыстных побуждений нужно доносить до коллектива в качестве одной из главных ценностей.

Если вы поставите себе целью ликвидировать воровство как данность и будете постоянно напоминать об этом себе и своим сотрудникам, то вы с высокой вероятностью сможете сформировать команду, где каждый думает о том, как увеличить зарплату с помощью своего труда, а не как изобрести новый способ поживиться.

Оставить заявку на бесплатное 30-ти дневное тестирование системы мониторинга транспорта можно здесь

Партнерский материал

Читайте также:

Расскажите коллегам:
Комментарии
Аналитик, Нижний Новгород

Раз материал партнёрский, значит дискутировать не с кем. А тема ох какая злрбодневная.

Сказано очень мало. Можно сказать ничего не сказано. Если посмотреть на практику борьбы с воровством, то руководители предприятий идут по пути Секъюритизации. Т. Е. Усиливают различные варианты контроля. Воспитывать дольше и сложнее. Но никто осознанно не использует более эффективное средство - Системы контроля ресурсов (СКР).

Руководитель управления, Казань
Михаил Трофименко пишет:
Можно сказать ничего не сказано.

Зря Вы так, Михаил к партнерскому материалу относитесь...

"не можешь победить врага - возглавь его", создай ООО и на законных основаниях собирай деньги за безопасность или консультации по безопасности.

Менеджер по обучению персонала, Москва

Согласен, тема злободневная, ибо если посмотреть потери различных организаций от воровства сотрудников, то у некоторых цифры впечатляющие (привести не могу, давно не интересовался темой, под рукой нет). Тащат от пачки бумаги (дескать, "да кто ее считал?!"), до фур с продукцией. И если "несуна" фуры еще есть шанс отследить, то маркеры/бумагу/бензин и т.п. мелочевку сложно. "Воровать плохо" - на схеме все так.

Но когда дело доходит до конкретики, то возникают, как обычно "нюансы". Вот мы говорим сотруднику: "воровать нельзя", подразумевая "сотрудник воровать не должен". А он нам в ответ: "если воровать нельзя, то какого ... вы мне премию не выплатили, хотя по положению о премировании обязаны были, и нефиг ссылаться на тяжелые времена. И если "воровать нельзя", то сами не воруйте. Вы в прошлом месяце мне з/п задержали, на две недели, т.е. украли у меня, N-ное количество денег" и т.п. Очень напоминает морализаторствующего отца, учащего сына жить честно, параллельно припрятывающего заначку от жены.

Опять таки, в некоторых случаях "запланированный процент "утруски/усушки" (сиречь - воровства) закладывается как некая часть компенсационного пакета. Особенно в продаже, где широко хождение "серого/черного нала" - для подмазывания нужных людей на стороне клиентов. Понятно, что что-то "прилипает к рукам". Но отними - так и инструмента лишишься, и кадры разбегутся, которые процент от проходящего через их руки нала рассматривают как постоянную статью в семейном бюджете.

Я ни в коем случае не оправдываю воровство сотрудников. Я к тому, что вопрос на самом деле сложнее, чем просто: "отследить и всех уволить".

Аналитик, Нижний Новгород
Игорь Чиркунов пишет:
Очень напоминает морализаторствующего отца, учащего сына жить честно, параллельно припрятывающего заначку от жены.
Но отними - так и инструмента лишишься, и кадры разбегутся, которые процент от проходящего через их руки нала рассматривают как постоянную статью в семейном бюджете.
Я ни в коем случае не оправдываю воровство сотрудников. Я к тому, что вопрос на самом деле сложнее, чем просто: "отследить и всех уволить".

Проблема эта, Игорь, решается санитарами леса. Помните "В мире животных"? Дроздова? Про хищников? На предприятии можно обойтись без поощрений и наказаний, но все будут работать как ужаленные. И контролировать никого не надо. Надо просто подготовить стаю волков, KPI которых будет связан с выявлением дряхлых и больных вороватостью. И речь не о внутренней системе контроля, практика показывает, таких тоже надо контролировать, а о сотрудниках выполняющих функцию контроллинга, Поставщиков решений (ПР). Вы контролируете процессы и связанных с ними людьми просто считая, собирая информацию о возможностях улучшений.

Исполнительный директор, Саратов

По факту в статье кроме внедрения политики неприемлемости воровства и системы мониторинга на транспорте реальных способов не указано. Со своей стороны отмечу, что в нашей организации помогает предотвращать воровство следующие моменты:

1. Система биометрического контроля рабочего времени - позволяет не оплачивать то время когда сотрудник "ушел пораньше"

2. Система Глонас на транспорте не допускает подработок "на стороне", т.к. "сливы" топлива, как правило, в далеком прошлом. Весь маршрут сохраняется в истории.

3. Глобальная система видеонаблюдения и точечные реакции на те или иные действия сотрудников дают ощущение тотального контроля рабочего процесса.

4. Доскональная проверка первичной документации позволила дважды за год избежать попадания в расход "левых" чеков

5. Извещение о предстоящей проверке на полиграфе с однократной амнистией позволило предотвратить хищения разного рода в будущем

В любом случае при отборе сотрудников на ключевые позиции стараемся собирать сведения от СБ прошлых мест работы, а также тестируем внештатным психологом с последующим заключением на предмет возможного воровства

Аналитик, Нижний Новгород
Валерий Вдовин пишет:
Со своей стороны отмечу, что в нашей организации помогает предотвращать воровство следующие моменты:

Валерий, Вы просто убиваете своих сотрудников. Представляю как морально тяжело у Вас работать. У меня сестра работает приблизительно в таких условиях тотального надзора.

В описанных условиях инициатива сотрудников практически невозможна, иногда наказуема. Обычно процветает местничество авторитаризм ключевых сотрудников концентрирующих функции надзора. На надзор тратятся не маленькие средства и в плане технического обеспечения и в качестве персонала осуществляющего функции контроля. Скажите что это не так.

Но несмотря на перечисленный негатив, Вы ничем не хуже многих успешных развивающихся компаний. Секьюритизация в условиях, когда работники изначально не уважают частную собственность кажется единственным разумным выходом. Но это только кажется. Вам нужно создавать такие управляющие системы, когда неправомерные действия одних сотрудников будут наталкиваться на нанесение ущерба интересам других сотрудников. Контроль будет происходить без широкого участия службы безопасности, отдела аудита и прочих надзирающих структур. Отсутствие плотного контроля и следующих за контролем наказаний, позволит создавать более работоспособные коллективы с минимизацией затрат на контроль.

Так работают Системы двойных информационных потоков. Ещё один плюс заключается в получении практически готовой Системы принятия взвешенных решений. Это не только теория, но и практика с вполне осязаемыми алгоритмами работы.

Да, чуть не забыл. В двух строках сказать очень сложно. Почитайте о контроллинге, особенно в немецком варианте. То, о чём я говорю по идеям близко к контроллингу, но более продвинуто.

Директор по маркетингу, Краснодар
Валерий Вдовин пишет:

2. Система Глонас на транспорте не допускает подработок "на стороне", т.к. "сливы" топлива, как правило, в далеком прошлом. Весь маршрут сохраняется в истории.

Увы, Валерий, сливы в настоящем и будущем. Если не контролировать жестко и ежемесячно. Это практика тысяч компаний, которым мы ставим оборудование для контроля уровня топлива.

Директор по маркетингу, Краснодар
Михаил Трофименко пишет:
Раз материал партнёрский, значит дискутировать не с кем. А тема ох какая злободневная.

Раз на раз не приходится. Мы за активную дискуссию.

Аналитик, Нижний Новгород
Максим Вальпа пишет:
Раз на раз не приходится. Мы за активную дискуссию.

Ну так свой ход я же сделал.

Нач. отдела, зам. руководителя, Волгоград

Всем доброго дня! Система контроля это очень хорошо и необходимо, однако надо учитывать, что кормят предприятие не бухгалтера, службы безопасности и экономисты, а простые рабочие и вспоминая историю прошлых лет считаю целесообразным рассматривать данную проблему в сфере кнута и пряника, помимо жесткого контроля еще необходимо создать достойный уровень жизни людям, непосредственно выполняющим обязанности производителя, тогда и системы контроля будут более продуктивны и малочисленны, навеяно анекдотом про муравья и шершня.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
3
Евгений Равич
Конечно. Иначе просто не могло быть. После появления книгопечатания очень многое изменилось. Но ...
Все дискуссии
HR-новости
Cпрос на сотрудников в гостинично-ресторанном бизнесе вырос на 60%

Зарплатные предложения для новых кадров выросли на 23% по сравнению с зимой прошлого года.

«Вкусвилл» запустил роботов для перевозки товаров в распределительных центрах

До конца 2024 года компания планирует роботизировать 30% операций, связанных с перемещением грузов из зоны приемки в зону хранения.

«Яндекс Еда» начала работать в Бишкеке

Киргизия стала шестой страной СНГ, где доступен сервис — после России, Казахстана, Беларуси, Армении и Узбекистана.

Более 40% наемных сотрудников не могут позволить себе больничный на работе

Свыше трети опрошенных отметили, что из-за проблем со здоровьем им отказывали в повышении.