Что даст толчок интеллектуальному бизнесу

Все главные вопросы, волнующие экспертов и практиков «умного бизнеса», будут в центре внимания Первой живой конференции «Интеллектуальная услуга 2016», которая состоится в Санкт-Петербурге 23-24 июня 2016 года. Организаторы конференции, основатели и руководители группы компаний WorkLine Евгения Громова (на фото слева) и Валерия Терентьева (на фото справа), уверены, что именно интеллектуальный рынок станет драйвером развития в России новой креативной экономики.

Ольга Цыбульская: Что вы вкладываете в понятие «интеллектуальный бизнес»?

Евгения Громова: Это бизнес, в котором основным видом деятельности является интеллектуальное производство, а основным инструментом – интеллектуальная деятельность. В современном мире такой бизнес выходит на первый план и приобретает все большее значение. Даже вокруг такого материального процесса, как производство металла, например, должно существовать множество интеллектуальных бизнесов, чтобы обеспечивать процесс производства на современном уровне. Например, разработка ПО для печи, в которой льют металл. Это бизнес интеллектуальный, но он включен в основное производство.

Валерия Терентьева: Современная экономика выглядит таким образом, что идеи, интеллектуальный продукт ценятся все больше. В прошлом остается рынок производства, современный рынок – это рынок идей, по отношению к которым производство вторично. Практически любая отрасль имеет интеллектуальную составляющую. Но в первую очередь, это интеллектуальные услуги: финансовые услуги, юридические услуги, девелопмент, маркетинговые исследования, стратегические разработки, брендинг, подбор, оценка и развитие персонала, образование, здравоохранение, разработки в области страхования.

Е.Г.: Решительный шаг в развитии интеллектуального бизнеса был сделан в конце XX века, когда брендинг стал настоящей силой, а бренд – ценностью, более значимой, чем материальный продукт. Лучший пример – Coca Cola. Стоимость самого напитка в общей стоимости конечного продукта составляет всего 10-15%, остальная стоимость приходится на бренд. Создание такой ментальной конструкции и есть интеллектуальный бизнес. Такой продукт – результат умственной, интеллектуальной работы.

Но в России брендинг как интеллектуальная услуга не ценится в достаточной мере. Подобно другим интеллектуальным услугам, он за последние двадцать лет не подорожал. На российском рынке до сих пор не сформировалось понимание того, насколько важны и ценны интеллектуальные услуги для любого бизнеса и для экономики в целом.

О.Ц.: Какую долю ВВП составляет сегодня в России интеллектуальный бизнес?

Е.Г.: Доля интеллектуального производства у нас, по разным оценкам, от 2,5% до 6%. А в США - от 60% до 98% ВВП. Это, в первую очередь, мощная индустрия IT и вся Кремниевая долина, юридические услуги и большая четверка консалтинговых компаний: PWC, Deloitte, EY, KPMG.

О.Ц.: Что мешает появлению таких гигантов на российском рынке?

В.Т.: Такой мощной выделенной отрасли интеллектуального бизнеса, как на Западе, у нас не существует по нескольким причинам. Крупные компании, которые всегда нуждаются в определенных интеллектуальных услугах – брендинге, консалтинге, подборе персонала, юридических консультациях – стремятся, чтобы все услуги были, по возможности, внутри компании. Вместо того, чтобы обратиться в маркетинговое агентство, они скорее создадут свой маркетинговый отдел. И даже «1С» устанавливает не человек со стороны, а свой собственный специалист, «купленный» вместе с «1С».

В результате интеллектуальный бизнес не организован должным образом, он представляет собой такой недособранный паззл. Когда все услуги свои, все внутри компании, то невозможно оценить уровень качества. Нет внешней силы. Специалисты, которых перекупают, чтобы они работали внутри неспециализированных компаний, лишаются своего интеллектуального поля. Кроме того, они не могут оказывать весь спектр услуг. А компания-наниматель считает, что если взяла на работу маркетолога, то он должен заменить целое агентство, и поручает ему задачи, которые выходят за пределы его возможностей. Существуют задачи, которые объективно не под силу одному человеку, их должна выполнять специализированная компания на аутсорсинге.

О.Ц.: Поставщики интеллектуальных услуг в России не достаточно сильны или не достаточно авторитетны?

Е.Г: Крупные российские компании с высоким потенциалом работают на западные рынки. Это происходит потому, что они ищут клиентов, которые в состоянии адекватно оценить их уровень. А отдельные высококлассные специалисты такой авторитетной силой являться не могут: они чаще всего работают на фрилансе, который равноценен штатной работе. Условия договора, заключаемого с фрилансером, привязывают его к компании, на которую он работает. И такой консультант не может оценивать процесс со стороны.

В.Т: Еще одно серьезное препятствие – низкая оценка интеллектуальных услуг. Носители знаний и технологий хотят получать стабильный доход. Но за знания сегодня мало кто платит столько, сколько эти знания, действительно, стоят. Вместо того, чтобы заказать продвижение крупному агентству, большинство компаний озадачит продвижением свой отдел рекламы, своих пиарщиков и наймет еще нескольких фрилансеров подешевле, чтобы они, например, напечатали рекламные листовки. В результате может получиться неэффективно. Не хватает знаний о том, в каких случаях нужно искать компанию на аутсорсинге, как правильно выбрать компанию-подрядчика, как оценить услуги.

Е.Г.: Создание интеллектуального продукта – это, чаще всего, коллективный труд. До бизнеса необходимо донести, что покупать нужно не человека, а продукт. Тогда и качество интеллектуальных услуг будет на более высоком уровне.

В.Т.: В прояснении отношений между производителями интеллектуального продукта и его потребителями в равной степени нуждаются и заказчики. У нас существует закон о защите прав потребителей, но он касается потребителей материального продукта. Скажем, поменять ботинки, которые вам не подошли, вы можете, а произвести замену в команде консультантов, которую вы наняли на условиях аутсорсинга, затруднительно. Заказчикам важно иметь выбор между разными провайдерами, разными специалистами одного уровня. Но компаний, которые предлагают интеллектуальную услугу как бизнес-продукт, не хватает. Клиентский сервис в интеллектуальной сфере развит у нас очень плохо.

С другой стороны, нет возможности защитить свои права на интеллектуальный продукт. Например, на образовательную программу, методику исследований. Авторское право на них не распространяется.

О.Ц.: Почему сложилась такая ситуация?

Е.Г.: Причина в том, что в XX веке наша страна была заточена на классическую индустриализацию. Мы пропустили период развития экономики, связанный с бурным ростом сферы услуг. И сразу оказались в настоящем, на пороге четвертой экономической революции, связанной с проникновением интернета и «знаниеемких» технологий во все области промышленности и жизни. А это новая креативная среда, которая не похожа даже на 2007 или 2008 год.

О.Ц.: Какова цель живой конференции «Интеллектуальная услуга-2016»?

Е.Г.: Мы хотим выделить и объединить «умников», создателей интеллектуального продукта, создать среду для их общения и взаимодействия. Это важно для развития рынка интеллектуальных услуг, для повышения их веса в экономике и капитализации интеллектуального потенциала.

О.Ц.: Чем «живая» конференция отличается от традиционной?

В.Т.: У нас не будет классических выступлений, когда все сидят на стульях и слушают оратора. Мы проведем серию интерактивных мероприятий, творческих мастер-классов, где каждый сможет высказаться и увидеть себя на большом мониторе. Дискуссиями будут управлять модераторы.

О.Ц.: На конференции будет представлена новая книга «ИнАрт», в которой предложена концепция интеллектуального серфинга. Что это такое?

В.Т.: Это способ поиска качественной информации для решения конкретных интеллектуальных задач на основе имеющихся и вновь создаваемых знаний. Способность поймать интеллектуальную волну, которая требует навыков работы с большими объемами информации.

О.Ц.: Какое развитие получит работа, начатая на конференции?

Е.Г.: Мы планируем создать краудсорсинговую платформу, которая объединит представителей рынка интеллектуальных услуг и где можно будет коллективно вырабатывать решения, важные для развития рынка. Например, инициировать законодательные изменения, которые бы способствовали развитию интеллектуальной составляющей экономики. Важно сделать первый шаг к формированию среды постоянного общения людей, заинтересованных в развитии высококлассных интеллектуальных бизнесов.

Партнерский материал

Познакомиться с программой конференции «Интеллектуальные услуги-2016» вы можете на сайте.

Расскажите коллегам:
Комментарии
Участники дискуссии: Владимир Токарев, Дмитрий Федоров
Генеральный директор, Нижний Новгород

С удовольствием своим комментом прорекламирую лишний раз полезную конференцию.

Цитата - Такой мощной выделенной отрасли интеллектуального бизнеса, как на Западе, у нас не существует по нескольким причинам. Крупные компании, которые всегда нуждаются в определенных интеллектуальных услугах – брендинге, консалтинге, ... скорее создадут свой маркетинговый отдел, ...

Мне кажется указанная причина вторична.

Вот что первично (на мой взгляд):

Это отсутствие крупных успехов у компаний, которым помогли наши консультанты.

Причины этого вижу (на примере услуг управленческого консультирования) в том, что консультанты научились продавать свой продукт (на жизнь хватает), но плохо продают решение, которое получилось в результате консультирования - чтобы оно было реализовано клиентом.

Понятно, что если клиент положил решение в стол - ожидать успеха не стоит.

А пока нет успеха по части конкурентоспособности на мировом рынке нашей продукции - ожидать успехов (по части вложения в ВВП от консалтинга) не стоит.


Откуда следует важный вывод: проблема не в клиентах, а в консультантах.


Директор по рекламе, Москва

Да, да и еще раз да! Если посмотреть по форумам я уже неоднократно здесь писал, что Россия безусловно станет мировым лидером в "экономике идей"!

^_^

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
3
Евгений Равич
Хороший пример конспирологии. Есть реальные примеры? Просьба заодно уточнить, что такое "не понр...
Все дискуссии
HR-новости
Сотрудники не готовы отказаться от гибрида даже за повышение зарплаты

При этом 47% работодателей все еще считают такой формат работы привилегией, а не данностью.

Спрос на операторов call-центра в продажах вырос в 3,5 раза

В целом за первый квартал 2024 года по России количество вакансий в продажах выросло на 26% за год.

53% компаний возьмут студентов и подростков на летнюю подработку

За год интерес к такой практике вырос на 8%.

Россиян ждет шестидневная рабочая неделя

Шестидневной эта неделя оказалась за счет переноса выходного дня на понедельник – 29 апреля – для того, чтобы отдыхать россияне могли без перерыва.