Управление виртуальными командами. Как это делают геймеры?

Прежде чем начать писать эту статью, я изучила уже имеющиеся исследования виртуальных бизнес-команд в Интернете. Нашла не много. Цитирую описание одного из них: «Было проведено глобальное изучение деятельности успешных виртуальных команд во многих компаниях, включая BP PLC, Nokia, Ogilvy & Mather, отдельных подразделений WPP Group PLC. Кроме того, группа специалистов из London Business School исследовала работу более чем 1500 участников и лидеров 55 виртуальных команд из 15 европейских и американских транснациональных корпораций. Благодаря полученным результатам выделили общие черты и методы работы успешных виртуальных команд и их участников, а на основе их вывели правила организации эффективной работы виртуальной команды». Далее был выведен некий банальный набор правил работы с виртуальными командами. По сути, гора родила мышь – ничего нового выявлено не было. Чтобы удостоверится в этом, можно сравнить выводы данного исследования по работе с виртуальными командами с распространенными рекомендациями по работе с командами, которые общаются не только через Интернет.

Сравнительная таблица рекомендаций по управлению виртуальными командами с рекомендациями по управлению не виртуальными командами.

№ п/п

Виртуальные команды

Команды

1.

Инвестируйте в онлайн-ресурс, где участники смогут быстро узнать друг друга.

Участники должны коммуницировать между собой. Без этого команда невозможна. Чем быстрее участники узнают друг друга, тем лучше будет для создания команды.

2.

Лучше, если в команде будет несколько знакомых между собой людей.

Конечно, лучше, если хотя бы несколько человек будут между собой знакомы.

3.

В команде должны быть коммуникаторы, т.е. люди, которые получают удовольствие от общения.

Коммуникаторы в команде должны быть, а как же иначе.

4.

Создайте ресурс, где члены команды смогут общаться.

Для общения членов команды нужно создавать условия.

5.

Поощряйте общение членов команды, но не регламентируйте слишком этот процесс.

В общем, полностью подходит и к обычной команде.

6.

Делайте команду под цели и задачи, которые будут стимулирующими и интересными.

В идеале, любая команда должна строиться под цели и задачи, которые будут стимулирующими и интересными для ее членов.

7.

Миссия команды должна быть созвучна ценностям ее участников.

А как же без этого? Иначе команда не получится.

Получается, что все рекомендации по созданию виртуальных команд от рекомендаций по созданию не виртуальных команд ничем не отличаются. Но, с другой стороны, те, кто работает с подобными командами, знает, что управлять ими намного сложнее. Сказывается разобщенность в пространстве, времени.

Возникает вопрос: кто из сообществ в Интернете имеет опыт успешного создания виртуальных команд для применения их опыта в бизнес-командах? И есть ли таковой? Оказывается, что есть. Я нашла полезную информацию по организации виртуальных команд в сообществах геймеров и хакеров.


Для справки:

Геймер (англ. gamer) — человек, играющий в компьютерные игры.

Хакер - человек, увлекающийся исследованием подробностей (деталей) программируемых систем, изучением вопроса повышения их возможностей, в противоположность большинству пользователей, которые предпочитают ограничиваться изучением необходимого минимума. RFC 1983 усиливает это определение следующим образом: «Человек, наслаждающийся доскональным пониманием внутренних действий систем, компьютеров и компьютерных сетей в частности».


В этой статье я разберу, каким образом создают свои виртуальные команды геймеры. Геймеры для побед в командных играх разработали свод правил по созданию виртуальных команд-победителей. Выделю то, что может быть полезным для создания виртуальных бизнес-команд.

Рекомендации по созданию успешных геймерских команд начинаются с их лидеров. Какой должен быть лидер виртуальной команды? «Лидер должен стать примером для игроков. Не сдавайтесь ни при каких обстоятельствах, умейте вести за собой свою команду… Ставьте успех своего клана всегда выше собственных амбиций. Не поддавайтесь на провокации — идите вместе со своей командой только вперед… Умейте быстро принимать верное решение, ведь враги только и ждут того, чтобы вы совершили роковую ошибку».

Что можно взять лидеру бизнес-команд на вооружение? Он должен быть примером, особенно это важно для виртуальных команд. Чем дальше лидер, он же руководитель команды, тем сложнее ему руководить. Только менеджерскими приемами не обойтись. Необходимы лидерские приемы. Их мы и находим в рекомендациях у геймеров. Это умение вести за собой, принимать верные решения и не сдаваться ни при каких обстоятельствах. И, конечно, важнейшее свойство лидера успешной виртуальной команды – ставить успех команды выше собственных амбиций.

Далее в рекомендациях по формированию команд геймеров очень много внимания уделяется целям. Для чего лидеру нужна команда? От этого зависит ее успех и время существования. Процитирую положения геймеров относительно целей создания команд:

1. «Создать хорошую репутацию в глазах друзей и соперников. Вообще, это самый простой вариант. Если ваша цель такова — то в скором времени, достигнув ее, вы потеряете интерес к команде и пустите все на самотек. Этого делать ни в коем случае нельзя, ведь на вас рассчитывают другие геймеры».

Обратите внимание на мудрость этого положения. Зачастую виртуальная команда в бизнесе разваливается только потому, что она создается на короткий срок и под личные цели руководителя. Если команда является инструментом для достижения личных целей, то она будет недолговечна и неэффективна. Сотрудники очень быстро поймут, что их используют, и перестанут быть эффективными. Команды как таковой не получится.

2. «Создать мощный клан для участия в турнирах и соревнованиях. Эта цель, пожалуй, самая достойная. Но она одновременно и сложна. Вам предстоит всего себя посвятить своей команде. Вас ждут упорные тренировки, общение со своими «подчиненными», долгие беседы и выяснение отношений. Если вы не боитесь трудностей, то такая цель вам подойдет. Прежде чем создать свой клан, проведите естественный отбор игроков. Геймеры, которые станут частью вашей команды, должны не просто любить игру Counter-Strike. Они обязаны полностью посвятить себя игровому процессу. Они должны жить этой игрой. Только так вы сможете создать сплоченную команду».

В этой цитате, по сути, перечислены действия руководителя по созданию эффективной онлайн команды. Переведем лексику геймеров в бизнес-лексику. «Создать мощный клан для участия в турнирах и соревнованиях» - это значит, что мы создаем команду для длительной работы. Это должна быть команда победителей, достигающих поставленные цели эффективнее, чем подобные коллективы в конкурентных компаниях. «Вас ждут упорные тренировки, общение со своими «подчиненными», долгие беседы и выяснение отношений». Руководитель бизнес-команды не должен ограничиваться приказами, уставами, проверками исполнения. Он должен уделять много времени общению в виртуальном пространстве – проведению видео-конференций, организации онлайн площадки для общения всех членов команды. Каждая ошибка, вопрос должны быть замечены и выяснены. Мелкое недоразумение в виртуальном пространстве может привести к срыву проекта, если вовремя не будет выяснено и решено.

Обзор рекомендаций «от геймеров» закончу их посылом лидеру виртуальной команды: «Помните о том, что вы должны обладать всеми качествами лидера. Если вы не сможете вести за собой свою команду, у вас ничего не получится. Если вы не умеете быть достойным примером — вас ожидает крах. Если вы стесняетесь и боитесь высказать свое мнение, играйте в одиночку. Ну, а если вы чувствуете в себе силы — учитесь, учитесь и еще раз учитесь».

Очень надеюсь, что положения людей, длительное время находящихся в виртуальном пространстве, помогут вам в работе над созданием успешных бизнес-команд.

В следующей статье я разберу работу хакерских команд и перенесу их успешные наработки в область виртуальных бизнес-команд.

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Генеральный директор, Санкт-Петербург

Единство целей и ценностей - залог крепкого брака в семье и сплочённой команды в бизнесе. И расстояния ничего не меняет, особенно в наш век Интернета.

HR-директор, Москва
Павел Кузовников пишет: И расстояния ничего не меняет, особенно в наш век Интернета.
Павел, а вы делали команды на расстоянии? Есть у вас подтверждение практикой?
Адм. директор, Москва

Надеялся найти собственные соображения автора. Однако маловато..., хотя и нашел.

Адм. директор, Москва
Галина Сартан пишет: Павел, а вы делали команды на расстоянии? Есть у вас подтверждение практикой?
Мне как раз предстоит эту работу проделать для реализации замысла ''ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КЛАСТЕР''. И мне представляется. что команду делает не обязательно лидер. И еще, почему-то!, мне кажется, что организуемая общность - не совсем ''команда''. Ранее такую организованность именовал иная общность. Виртуальная команда - тривиально и поверхностно, надо найти более точный термин такой иной общности.
HR-директор, Москва

Команда ради команды не нужна. Если ваши цели предопределяют их более эффективное достижение через создание команды, то тогда ее стоит создавать. Если вы можете их достичь и без командной организации процесса, то зачем делать лишнее.

HR-директор, Москва

Также в ваши корпоративные стандарты эффективности может входить командное управление или не входить. Если не входит, то команды делать не стоит. Они не будут поддерживаться ценностями компании, а все, что не на деле, а на словах - не выживает.

HR-директор, Москва

Сергей, также сравните ваши ожидания и возможности с определением команды.
Команда – это небольшая группа людей (до 20 человек) со взаимодополняемыми навыками, приверженных общим миссии, целям и подходу к делу, за реализацию которых они несут коллективную ответственность.
Команда объединяет в себе квалификацию, идеи и опыт всех людей, ее составляющих.
Команда преуспевает при решении задач, связанных с достижением эффективности. Отсутствие таких задач ее ослабляет, и команда перестает оправдывать свое существование. В общем, в реальности бизнеса не стоит экспериментировать только ради создания команды для команды.

Нач. отдела, зам. руководителя, Красноярск

Сравнение с геймерами бизнеса по меньшей мере странно. Они действуют в среде где правила ''игры'' жестко закреплены и вообще отсутствует возможность изменения ситуации. Меняются только действия и реакция людей. Кроме того в каждом игровом клане такая текучка которая не снилась худшим компаниями. Люди приходят и уходят постоянно. Потому что имеется четкий механизм обучения до определенной стадии, да нарастание сложности линейно.

Конечно хорошо создать бизнес который будет так же увлекателен как игра, но это утопия.

Адм. директор, Москва
Галина Сартан пишет: Сергей, также сравните ваши ожидания и возможности с определением команды.
У меня - другие представления и команду сравниваю с группой, обществом, звеном, бригадой, бандой - то есть другими формами (типами?) общности. Здесь важно отметить, что встретившись на заседании секции № 1 Московского экономического форума 2014 года (круглый стол ''От слов - к делу'', тема ''Индустриальный образовательный кластер. Попытка составления дорожной карты''), участники продолжают работу в ''дистанционном'' режиме, в режиме ''дистанционный офис'' - форумы, документы гугл, скайп, фейсбук и т.л. Здесь виртуальность присутствует в обоих значениях: и как условие или смысл коммуникации, взаимодействия и сотрудничества (вызвавший интерес замысел)(1) и как сетевая интернет общность.
HR-директор, Москва

Сергей, возможно, для реализации ваших целей - создание сообщества в он-лайн команда в полном понимании этого термина и не нужна. А организация группы людей, получающих своевременную информацию и участвующих в обсуждении ближе к хорошей постановки менеджмента. Если нужна будет помощь в этом, пишите, с удовольствием помогу. Экономический форум - очень своевременное и нужное мероприятие.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
McDonald's окончательно уйдет с рынка РФ и продаст российский бизнес

Имя, логотип и брендинг компании больше нельзя будет использовать в России.

В России в 2 раза вырос спрос на специалистов со знанием китайского языка

Логистика вошла в топ отраслей, которые испытывают потребности в сотрудниках, владеющих китайским языком.

Российские активы Renault перешли в госсобственность

На заводе Renault возобновят производство автомобилей под брендом «Москвич», заявил Сергей Собянин.

В России впервые с 1 марта выросло число безработных

В регионах усилены меры поддержки занятости в связи с ростом безработицы.