Марина Трещова: «Сегодня креатив и мечтательность ценятся все меньше»

Взять успешный западный продукт и воспроизвести его на российском рынке. Неинтересно? Зато выгодно. В феврале 2012 года венчурная компания Fast Lane Ventures продала один из своих активов ― обувной интернет-магазин Sapato (создавался по образцу американского Zappos.com) ― крупнейшему российскому онлайн-ритейлеру Ozon.ru. Как сообщает Коммерсантъ со ссылкой на оценку экспертов, сумма сделки близка к $50 млн, ритейлер расплатился своими акциями.

Примечательно, что американский гигант Amazon.com (Ozon.ru создавался по его образцу) в 2009 году заключил аналогичную сделку, поглотив тот самый Zappos.com. То есть российский бизнес копирует не только зарубежные бизнес-модели, но и сделки. Хотя, возможно, это просто совпадение.

Fast Lane Ventures самостоятельно выращивает компании: сами утверждают идею, модель, а затем находят команду, которая воплотит задумку в жизнь. Сейчас в портфеле Fast Lane Ventures 14 компаний, созданных по моделям успешных западных стартапов. В 2012 году венчурная компания планирует привлечь от зарубежных инвесторов около $50 млн и запустить еще десять новых стартапов в четырех ключевых направлениях ― электронная коммерция, контент и реклама, услуги, социальные модели.

Что инвесторы ценят в предпринимателях, почему повторение успеха ― это тоже новаторство и какая российская отрасль больше всего интересует западных инвесторов, Executive.ru выясняет у генерального директора Fast Lane Ventures Марины Трещовой (о сделке с Ozon.ru стало известно спустя несколько дней после интервью, поэтому этот вопрос в беседе не затрагивается)

Executive.ru: Какие качества цените в предпринимателях?

Марина Трещова: Инвестору важно, чтобы вы верили в свою идею и понимали, как к ней продвигаться. Потому что мы часто встречаем мечтателей. У них возникает идея, они обсуждают ее со знакомыми, а потом приходят к нам и предлагают, например, создать компанию по продаже бутилированной воды. Почему вода? Как ее продавать? В чем особенность? Как стать лидером рынка? Четких ответов на эти вопросы у мечтателей нет. Даже если вложить деньги и силы в мечтателя, он все равно не станет исполнителем. Так во всем мире, а не только в России.

Хотя американские предприниматели понимают: если не можешь качественно подготовить и структурировать идею, то надо прочитать определенные книги, пообщаться со знающими дело людьми. Там нация готова к стартапам. У нас же часто думают: «У инвестора деньги шальные, я приду ― и мне их дадут». Это нереальные ожидания.

Executive.ru: А что насчет оригинальности идеи?

М.Т.: Креатив, мечтательность, долгий процесс создания продукта ― сегодня это ценится все меньше и меньше. Интернет изменился. Идеи летают в воздухе, выигрывает не тот, кто придумал идею интереснее, а тот, кто ее первым реализовал. Потому что даже самая оригинальная идея через какое-то время теряет актуальность. В Америке такой подход завоевывает все большую популярность. Мы тоже уделяем особое внимание первым месяцам жизни компании. В это время нужно работать жестко. А смотреть в разные стороны, заниматься креативом, придумывать новые ценности ― все это можно делать, когда уже есть основной продукт, продажи, трафик, инвестиции.

Executive.ru: Вы придерживаетесь принципа copycat, то есть воспроизводите успешные мировые продукты на российском рынке. Случалось отказываться от перспективного проекта из-за этого принципа?

М.Т.: Для нас проект перспективен, если в его основе лежит проверенная идея. Этот принцип мы соблюдаем в 100% случаев. Это наше кредо, наш стратегический фокус. Если проверенной модели нет ― отказываемся. Надо понимать, что почти любая вещь основывается на чем-то, что было создано раньше. Меня удивляет, когда говорят: «Ой, ну это не интересно». Да, вы беретесь за реализацию проверенной бизнес-модели, но вы же делаете это первым на новом рынке! Это уже делает вас пионером. К тому же в любом бизнесе огромный простор для творчества. Возьмите, например, онлайн магазин обуви Sapato: он стал первым специализированным онлайн магазином обуви на российском интернет-рынке. Мы построили его по модели американского Zappos и адаптировали под российский рынок: это другие бизнес-процессы, другой ассортимент, другой маркетинг ― западные женщины уже давно привыкли покупать обувь через интернет, а наших пришлось приучать, убеждать.

Executive.ru: Дмитрий Чихачев из Runa Capital считает, что электронная коммерция ― это уже не венчурный, а сложившийся рынок. По-вашему, в торговле через интернет все еще можно придумать что-то новое?

М.Т.: Можно, конечно. В России не хватает массы банальных вещей. Рынок до сих пор маленький. Возьмите сто лучших американских компаний электронной коммерции, у которых оборот больше $500 млн, и посмотрите, что из этого есть в России. У нас можно развивать любое продуктовое направление. Те же детские товары ― сложный бизнес, с одной стороны, у него огромные перспективы ― у нас для него огромная аудитория (женщины, а именно они покупают детские товары, ― самая активная покупательская аудитория Рунета). А с другой ― он низко маржинальный, и эту ситуацию изменить пока сложно, так как в России дорогая логистика, доставка в регионы стоит дорого, а размер покупательской корзины в этой категории обычно небольшой. Этот бизнес требует серьезных инвестиций, поэтому в 2012 году серьезных игроков появится мало.

На самом деле все западные инвесторы, с кем я общаюсь, а это сотни людей, в 60% случаев интересуются в России исключительно электронной коммерцией. Их привлекает размер рынка: мы вышли в лидеры в Европе по числу интернет-пользователей, при этом рынок еще совсем пустой. Взять ту же обувь. В Европе сегодня есть три-четыре онлайн продавца модной обуви, зарабатывающих по $250-300 млн. А в России пока только один крупный игрок ― Sapato. И этот сегмент чрезвычайно перспективен: общий объем рынка обуви у нас в стране (офлайн плюс онлайн) огромный ― $20-25 млрд. Очевидно, что доля онлайна в этом объеме будет стремительно расти.

Executive.ru: Сколько нужно денег, чтобы запустить проект в электронной коммерции на российском рынке?

М.Т.: Если вы хотите строить крупный бизнес, на запуск одной компании надо в среднем 300-500 тыс. евро. На эти деньги вы сможете собрать команду, закупить первоначальный ассортимент, запустить сайт и основные бизнес-процессы. Плюс у вас будет определенный запас на разного рода тесты в онлайн-маркетинге. Дальше надо будет улучшать бизнес-модель и наращивать объемы. Самый простой проект можно сделать и за 50 тыс. евро. Но вопрос в том, насколько быстро вы раскрутитесь.

Executive.ru: Может ли стартап добиться успеха без поддержки инвестора?

М.Т.: Если вы айтишник и способны сами разработать продукт, например, игру, то вам все равно придется найти кого-то, кто сможет этот продукт продвигать. Есть истории, когда люди добивались успеха без помощи инвесторов. Но, опять же, вопрос в том, сколько времени у вас уйдет на раскрутку без средств. Серьезный бизнес без инвестиций сегодня сделать сложно.

Executive.ru: Кто ― инвестор или основатель стартапа ― должен заработать денег, чтобы историю можно было назвать успешной?

М.Т.: И тот, и другой. Важно, чтобы у них был схожий взгляд на стратегию бизнеса. Потому что бывает, что инвестор вкладывает деньги, но у него совершенно другое представление, куда надо двигаться. Или инвестор, который не собирается участвовать в следующих раундах, который хочет быстро выйти. Все это серьезные препоны для развития. Потому что основатель стартапа будет вынужден тратить время на решение разногласий, а не на развитие бизнеса. Важно, чтобы инвестор верил в тебя, в то, что ты делаешь, полностью поддерживал и помогал. Но заработать в идеале должны все.

Executive.ru: Вы сознательно работаете только на российском рынке?

М.Т.: Да. Мы операционный партнер, который дает инвестиции на ранней стадии. Операционный партнер знает, как делать операции на каком-то конкретном рынке. Если работать на глобальном рынке, то эффективность снижается. Скажем, если запускать бизнес в Бразилии, то я не до конца понимаю, как там выстраивать менеджмент. Хотя некоторые лидеры наших портфельных компаний уже замахиваются и на глобальный рынок. Это хорошо. Известный принцип ― запускайтесь локально, развивайтесь, а потом думайте, можете ли сделать что-то в других странах.

Executive.ru: Недавно беседовали с человеком, который перебрался в 1990-х в Штаты и занялся там стартапами. Сейчас у него есть бизнес и в России. Так вот он говорит, что у российских стартапов две проблемы ― люди и законы. Насколько вам комфортно работать в российской юрисдикции?

М.Т.: Честно говоря, я не вижу проблем. Американцы любят об этом поговорить. Им ближе рынок Латинской Америки, в Россию они соберутся, я думаю, не раньше 2013 года. Первые переговоры с американцами, встречи, презентации, коммуникации по e-mail начались уже в 2011 году, но любой стратегический вход в страну готовится минимум пару лет.

У европейских инвесторов вопросов особо не возникает, поэтому их в России все больше, и действуют они с каждым годом все активнее.

Конечно, есть бюрократия, есть специфика. Некоторых инвесторов это останавливает, у них все это вызывает недоверие и недопонимание. Но мы давно делаем бизнес в России, знаем, как с этой спецификой работать. Помогаем иностранным партнерам улаживать сложности. Участвуем в рабочих группах по вопросам законодательства, наши юристы дают рекомендации. То есть нельзя сказать, что законы тормозят развитие бизнеса. Есть нормальный рабочий процесс.

Executive.ru: Азия интересуется российским рынком?

М.Т.: У нас один из инвесторов ― японский фонд, недавно мы закрыли с ними первую сделку, они инвестировали в нашу компанию Teamo. Но это пока практически единичный случай. Несколько раз встречались с крупными китайскими бизнесами, они тоже рассматривают Россию. Наши интернет-рынки похожи, у китайцев он тоже очень локальный. Там большинство крупный игроков ― местные компании. До этого долго общались с другим японским фондом. Долгие переговоры ― это вообще их отличительная черта, особенно это заметно у японцев. Легко могут года три думать. Это немного не наша история, потому что мы привыкли делать все быстро. Но переговоры ведем, поэтому, возможно, рано или поздно договоримся.

Executive.ru: Что посоветуете предпринимателям в 2012 году?

М.Т.: Создавайте бизнесы. Верьте в то, что делаете. Смотрите, что уже успешно сделано. Пусть ваша идея самобытна на 70%, но оставшиеся 30% перепроверьте со всех сторон. Посмотрите, как сделали другие. Учитесь на этом. Тогда вы правильнее распорядитесь своим временем и средствами. Потому что обучение ― это и есть наблюдение за успешным опытом.

Фото: youtube.com


Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Руководитель проекта, Украина
Есть генераторы новых прорывных идей, есть внедрители уже проверенных идей. Одно не лучше другого. Они просто разные. Новая идея - дает большую амплитуду колебаний: больше риска, но и больше выигрыш в случае успеха. Внедрение проверенных идей дает меньшую амплитуду: риска меньше, но и масштаб внедрения и выигрыш меньше. Конечно sapato было сделать проще, чем его прототип zappos. Но и суммы выигрыша разные: sapato продан за 50 млн, а zappos был продан за сумму больше 1 млрд. Коммерчески успешных внедрителей проверенных идей много, а самая дорогая компания мира Apple. Нет нужно критиковать Трещову и им подобных - может это как раз и есть начальная стадия развития нашего венчурного рынка - сначала научиться хорошо внедрять чужие идеи. Котята должны учиться охотиться на птенчиков. Подрастут, наберутся сил и опыта, может смогут и свои идеи придумывать. С другой стороны, не нужно делать вид, что это и есть главный и единственный путь поведения. Это просто одна из сторон медали. Рынок всегда делали и будут делать творцы. Если творцов не будет, то копировщикам просто некого будет копировать. Копировщик может при желании научиться стать творцом. Если будет ставить себе такие задачи. Например, если пока слабый и в финансовом и в организационном смысле российский венчурный фонд введет себе за практику, небольшую часть своих проектов выбирать с уникальными, прорывными идеями. Тогда рано или поздно, он научится создавать и управлять такими проектами. Но, можно, как было сказано в интервью изначально сделать ставку на копирование: ''Для нас проект перспективен, если в его основе лежит проверенная идея. Этот принцип мы соблюдаем в 100% случаев. Это наше кредо, наш стратегический фокус. Если проверенной модели нет ― отказываемся.'' Тогда Вы навсегда останетесь внедрителем чужого. Это не хорошо и не плохо. Это просто Ваш выбор. Выбор есть всегда. Как гениально сказал Николай Фоменко: даже, если Вас съели, у Вас все равно остается два выхода. Удачных Вам выборов!
Член совета директоров, Москва
пишет: Почему нельзя давать деньги мечтателям? Почему вредно долго шлифовать продукт? Сколько стоит вход на рынок объемом $25 млрд? И можно ли считать себя новатором, если копируешь чужой успех? E-xecutive.ru выясняет у главы венчурной компании Fast Lane Ventures Марины Трещовой. Марина Трещова: «Сегодня креатив и мечтательность ценятся все меньше»
Локализуют 100% успешные стартапы. Что же здесь венчурного, кроме названия компании?
Researcher, Украина
Виталий Федяев пишет: Локализуют 100% успешные стартапы.
Изложено действительно не супер... но есть отличие:
Для нас проект перспективен, если в его основе лежит проверенная идея. Этот принцип мы соблюдаем в 100% случаев. Это наше кредо, наш стратегический фокус. Если проверенной модели нет ― отказываемся.
В основе новой идеи, интервьюер желает увидеть проверенную модель. На которой можно обосновать действенность новой идеи. По мнению автора мысли, даже новая идея должна, и может быть реализована, как говорится - ''по старой схеме''.
Меня удивляет, когда говорят: «Ой, ну это не интересно». Да, вы беретесь за реализацию проверенной бизнес-модели, но вы же делаете это первым на новом рынке!
Возможно это и так...
Аналитик, Калуга
Юрий Гринько пишет: В основе новой идеи, интервьюер желает увидеть проверенную модель.
Проверенную модель психологических реакций нужных ЦГ.. как-то так наверное ))) (это в маркетинге, это о наболевшем)))
Аналитик, Калуга

Целевые группы, а то в своей мечтательности креативщики в основном вокруг себя и своей гениальности ходят

Генеральный директор, Москва

у фонда нормальное (для инвестиционного бизнеса) минимизировать риски.
а венчура и правда не много...

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
Цифры и факты
Роскомнадзор проверит VPN

Роскомнадзор заказал разработку системы автоматической проверки качества VPN-сервисов.

Китай: взрыв на химзаводе

В Китае на химзаводе «Цзянсу Тяньцзяи» произошел мощный взрыв.

​Государство уходит в цифру

Правительство определилось с планом работ по оптимизации и цифровой трансформации госуслуг.

МТС повышает дивиденды

МТС повышает дивиденды на 7,6%.