Путь в бизнес: тернии разных стран

Бизнес начинается, как правило, с малого. Индивидуальный предприниматель (ИП) и общество с ограниченной ответственностью – две самые популярные юридические формы регистрации компаний во всем мире. Они предполагают небольшой стартовый капитал, быструю регистрацию и налоговые преимущества. В какой стране лучше всего живется ИП и ООО – в обзоре E-xecutive.

В Европейском Союзе 99,8 % всех предприятий относятся к малому и среднему бизнесу. Среди них 91,8 % – это микропредприятия (от 1 до 10 работников). Самые большие успехи у Германии, где  на малых и средних предприятиях (3,6 млн компаний) заняты более 25 млн человек (самое большое число работников). 

Малый бизнес традиционно торжествует и в США, где  около 98% всех компаний являются малыми. При этом в Америке велико и количество индивидуальных предпринимателей: в 2009 году официально насчитали 15,3 млн ИП.

А в России, по данным Росстата, к 2009 году было зарегистрировано всего 2 млн 742 тыс. ИП, 1 млн 65016 микропредприятий, 219,7 тыс. (к февралю 2011) – малых и 14170 средних предприятий. Это, признаться, довольно мало.

От базара до огорода

Больше всего российских ИП занимаются оптовой и розничной торговлей, а также ремонтом автотранспортных средств. На втором месте – транспорт и связь. Дальше следуют операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг, обрабатывающие производства. Совсем небольшое количество ИП занимается строительством, сельским хозяйством и образованием.

IP.jpg

Источник: Росстат

 

В США, опять же, ситуация выглядит иначе. Американская статистическая служба подготовила отчет, по которому видно, что больше всего частных предпринимателей заняты оказанием услуг (уход за ребенком, парикмахерские, чистка, приготовление пищи, частные детективы, автосервис, строительные работы). Причем уход за детьми занимает первое место уже несколько десятилетий. Далее следуют профессии, связанные с офисной работой (стенографисты, операторы компьютеров, передатчики посылок и документов). Последнее место (как частные предприниматели) занимают программисты, инженеры и техники.

В самой сильной экономике Европы – немецкой – в малом бизнесе (среди индивидуальных предпринимателей) также доминирует сфера услуг (48,9%) и производство (19,7 %). Торговля же, в отличие от России, стоит на последнем месте (19,7%).

Индивидуальность и неограниченность

Во всем мире самостоятельность так или иначе облагается налогами, а статус индивидуального предпринимателя, кроме преимуществ, имеет и один большой недостаток – неограниченную ответственность. То есть при печальном развитии бизнеса, предприниматель может поплатиться всем своим имуществом и сбережениями.

В Германии под статус частного предпринимателя фактически попадают все представители свободных профессий, не наемные сотрудники. Так, немецкие врачи, занимающиеся частной практикой (а таких – половина) считаются ИП, но и свободные журналисты, художники относятся к этой категории. Отсюда вытекает множество не очень приятных вещей. Художник или журналист, к примеру, как и ИП, должны оплачивать помимо всего прочего медицинское страхование по более высокой ставке, чем наемные работники.

При регистрации ИП Россия, в отличие от многих стран, просит будущего бизнесмена зарегистрироваться в налоговой инспекции, получить так называемое свидетельство о государственной регистрации в налоговом органе. Для ведения дел (открытия счета в банке, нотариального заверения банковской карточки, постановки на учет во внебюджетных фондах, для получения кодов статистики, участия в тендере и торгах, заключения договора, получения кредита или ссуды, совершения сделок с недвижимостью, получение лицензий) предпринимателю также необходима выписка из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП). Как и в США или в Европе, ИП у нас не предполагает уставного капитала. Регистрация ИП в России стоит всего 800 рублей.

Понятно, что процедура постановки на учет в налоговой инспекции, запросы выписки требуют времени. Фактически на регистрацию ИП уходит от двух недель до месяца. Предприниматель сталкивается также с бумажной, а не электронной как в европейских странах и в США волоитой.

В Америке порядок регистрации частного предпринимателя (self-employment) меняется от штата к штату. Но чаще всего регистрации ИП вообще не требуется или ограничивается регистрацией имени в секретариате штата по Интернету с последующим получением унифицированного идентификационного бизнес-номера (UBI number). Время регистрации: неделя. Затраты – в среднем $180. Ежегодный сбор за перерегистрацию – около $250. Но любой предприниматель вне зависимости от формы бизнеса должен сам обратиться в налоговую службу США за федеральным налоговым идентификационным номером (Federal Tax Identification Number), который используется для налоговой отчетности. Помимо этого, федеральным законодательством предусмотрена обязанность компании-нанимателя направлять отчеты о принятых работниках в Службу по гражданству и миграции. Выбор имени – свободен. Предполагается сверка по списку зарегистрированных имен в секретариате штата.

Уже упомянутая особенность немецкого законодательства об индивидуальном предпринимательстве и самостоятельной деятельности создает дополнительный этап в процессе регистрации ИП. Для начала в Германии надо доказать ведомству по финансам, что вы будете работать, например, в статусе человека свободной профессии, а не как торгово-промышленное предприятие. Причем, ведомство оставляет за собой право решать самостоятельно, какой статус будет иметь будущий предприниматель. Если вы добьетесь своего, то для регистрации статуса «свободной профессии» вам останется только зафиксировать это в этом ведомстве по финансам. Если же вы получите статус продавца или производителя, то вам нужно зарегистрироваться в промышленной палате и внести свое имя в общий регистр.

Следующий этап – получение всевозможных разрешений от торгово-промышленной палаты Германии, за которыми надо вовремя обращаться. К счастью, Германия считается одной из самых интернетофицированных стран мира, поэтому многочисленные формуляры возможно заполнить и отправить по Интернету. В частности, выбранное вами имя фирмы должно быть одобрено торгово-промышленной палатой. Регистрация занимает от 6 до 8 недель.

Финансирование будущего проекта в Германии можно обеспечить за счет программ поддержки малого бизнеса. Министерство экономики и технологии даже создало специальную базу данных потенциальных инвесторов. Уставного капитала для ИП также не требуется, достаточно личных ресурсов.

ООО! Малый-средний бизнес

Еще одной популярной юридической формой регистрации компании является общество с ограниченной ответственностью, то сеть учрежденное одним или несколькими лицами хозяйственное общество, уставный капитал которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров. Участники общества не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов.

Знаменитое английское Ltd. считается одной из самых удачных форм ООО.

В Великобритании стартовый капитал для ООО равен одному фунту стерлингов, то есть – его попросту нет. Акционерное общество также считается организованным, если есть хотя бы один акционер. Процедура регистрации занимает всего одну неделю. Если прибыль от Ltd будет составлять до 14 тыс. евро, то налогами оно не облагается. Начальная ставка налогообложения при прибыли от 14 до 28 тыс. евро – 11, 875%. Максимальная налоговая ставка – 26,97% при доходах свыше млн. евро. Ставка налога с оборота составляет 17,5%. Затраты на регистрацию: 440 евро.

В России регистрация ООО также считается несложной. Ее порядок регулируется Федеральным законом «Об обществах с ограниченной ответственностью» (ред. от 29.04.2008, с изм. от 22.12.2008 N 14-ФЗ). Учредители заключают учредительный договор и утверждают устав общества (устав - это, практически, единственная особенность российского ООО), которые будут являться учредительными документами общества. Если общество учреждается одним лицом, учредительным документом общества является только устав. Учредители избирают исполнительные органы общества, а также в случае внесения в уставный капитал общества неденежных вкладов утверждают их денежную оценку. Уставной капитал для ООО в России на данный момент составляет 10 тыс. рублей. Но ходят слухи о его увелечении. Затраты на регистрацию – опять минимальные (4тыс. рублей за регистрацию юридического лица, 800 рублей за регистрацию каждого нового участника и ихменений в уставных документах). Налогообложение: ООО может выбрать одну из двух налоговых схем: общую или специальную (упрощенная, для сельхозпроизводителей). В первом случае платятся НДС – 18%, налог на прибыль – 20%, налог на имущество – 2.2%. Во втором случае, не нужно платить НДС  и налог на прибыль. Взносы во внебюджетные фонды составлют в обоих случаях 34%, в зависимости от выбранной схемы также платится от 6% до 15%  от всех полученных доходов.

В США аналогом ООО является LLC. Поскольку большинство государств не ограничивают право собственности, участниками общества могут быть лица, корпорации, другие ООО и иностранные организации. Не существует максимального количества участников общества. Иметь одного владельца ООО, однако, может не во всех штатах. Также в США выделяются типы деятельности, которые не могут быть зарегистрированы как ООО (банки и страховые компании).

Поскольку федеральное правительство не учитывает ООО при начислении налогов, каждое ООО должно классифицировать себя в соответствии со структурой как корпорация, товарищество или индивидуальное предпринимательство.

Налогообложение: Вы платите 13.3%, если ваш доход составил более $400. Если у вас есть сотрудники, то вам необходимо также оплатить социальное обеспечение и медицинское страхование; федеральный подоходный нало, налог на безработицу (FUTA).

Если мы вернемся к Германии, то ООО (GmbH) тоже одна из самых любимых юридических форм немецкого среднего бизнеса. Причем эта форма регистрации бизнеса появилась там около 150 лет назад: одной из причин является и тот факт, что 95% немецких предприятий являются семейными, передающимися из поколения в поколение, в управлении ими участвуют несколько поколений. Время регистрации общества – самое продолжительное в Европе: 6–8 недель. Стартовый капитал также высок – 25 тыс. евро (норма Европейского Союза). Наем сотрудников сопровождается большой бюрократической волокитой. Каждого сотрудника необходимо зарегистрировать в одной из компаний медицинского страхования, в пенсионном фонде, получить страховку от безработицы, на время беременности (причем также и для работников мужского пола) и получить на него регистрационный номер. Налогообложение: НДС – от 7 до 16%, корпорационный налог и промысловый налог – от 10 до 20%. 25 % – налог на прирост капитала, налог на имущество, налог на содержание пожарной охраны, плюс налоги Федеральной Земли и коммуны.

Удивительным образом, но, возможно, самая сложная система регистрации и контроля бизнеса в Европе не препятствует росту малого и среднего бизнеса в Германии. То есть, успех такого бизнеса не так уж сильно зависит от упрощений, уменьшения ставки налога и смягчения законов...

Фото в анонсе: Unsplash

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Генеральный директор, США

Не следует писать, если не знаете точно, о чем пишите. В статье куча неточностей, относящихся к США. Так, например, ''индивидуальному предпринимателю'', если его деятельность не лицензируется штатом (список лицензируемых видов меняется от штата к штату, вообще нигде не надо регистрироваться, просто при заполнении личной налоговой декларации нужно выделить доходы/расходы, связанные с предпринимательской деятельностью. Федеральный Tax ID -- это НЕФОРМАЛЬНОЕ название, которое означает либо Employer ID (называется EIN, для компаний), либо SSN для индивидуалов. Получение EIN при открытии новой компании занимает примерно 1 секунду (через интернет), и не стоит ничего. Никаких отчетов федералам про сотрудников никогда не посылают (и USCIS никакого отношения к вопросам занятости не имеет), а данные эти посылаются в комиссию по труду штата. Аналогом ООО в США является C-Corporation, а LLC в России аналогов не имеет (это структура с ОГРАНИЧЕННЫМ количеством владельцев, в которой доходы/расходы не обособливаются, а прямо транслируются в доходы/расходы владельцев, исключая тем самым двойное налогообложение, присущее C-corporations). В целом, создание и функционирование компаний -- это очень сложная наука (хотя на первый взгляд, это 2 минуты -- 3 копейки), и поэтому подобные статьи только вводят людей в заблуждение.

Менеджер, Екатеринбург

Тема безусловно интересная! Но, учитывая, то, что автор, описывая ситуацию в России, опирается на устаревшую информацию (примерно двухлетней давности), то возникают обоснованные сомнения в компетенции автора, касательно ситуации в других странах. И предыдущее сообщение на форуме говорит о том, что данные сомнения не беспочвенны).

Николай Романов Николай Романов Нач. отдела, зам. руководителя, Люксембург
>А в России, по данным Росстата, к 2009 году было зарегистрировано всего 2 млн 742 тыс. ИП, 1 млн 65016 микропредприятий, 219,7 тыс. (к февралю 2011) – малых и 14170 средних предприятий. Это, признаться, довольно мало. В процентном отношении статистика не выходит за рамки того, что имеет место в развитых странах. Более того, в условиях организации российского бизнеса, такое число можно смело назвать подвигом создающих их людей. Однако следует учитывать, что по различным данным «живых» из их общего числа – от 22 до 28%%. Все остальные существуют и регистрируются массовым образом лишь на бумаге в целях обеспечения различного рода теневой деятельности, - будь то уводы и отмывание денежных средств или же саме распространенные операции по их обналичиванию или обезналичианию. Т.е. предприятия не выполняют ту основную функцию, которая возлагается на них экономикой, - не производят продукции и не оказывают услуг. За исключением той их части, которая связана с дроблением и перераспределением в стране денежных средств. Собственно, что тоже в какой-то степени можно назвать бизнесом. Поскольку за отсутствием реальной деятельности можно перерабатывать … и деньги. >В самой сильной экономике Европы – немецкой – в малом бизнесе (среди индивидуальных предпринимателей) также доминирует сфера услуг (48,9%) и производство (19,7 %). Артизанальное производство (всевозможные мастерские по изготовлению странноватых изделий, обуви, одежды, украшений, пекарни и т.д.), утилизация вторсырья (преимущественно электронной техники, автотраснпорта и т.д.) бытовой сервис (починка обуви, одежды, проявление пленок, изготовление ключей, услуги химчистки и прачечной и т.д.), а также ресторационный сервис (небольшие кафе, ресторанчики и т.д.). А также мелкооптовая и розничная торговля (обычно то, чем всегда изобилуют улочки и улицы любых европейских городов). Т.е. мелкие частники традиционно продолжает занимать те ниши, которые им оставляет открытыми большой капитал. Но при этом, - мелкий бизнес всегда остается видимым. Т.е. деятельность каждого такого предприятия, - вне зависимости от того, доминирует ли данное направление деятельности на рынке отдельно взятой страны, - ее всегда можно увидеть, а предприятие – «пощупать», т.е., например, зайти выпить чашечку кофе. В России ситуация складывается иначе. Где находятся эти предприятия зачастую понять просто невозможно. Т.е. их визуально нет. Они – невидимы для глаз потребителя и значительной части экономических агентов (в данном случае, речь идет о тех 22 – 28%%, которые хотя бы как-то себя проявляют). Чем они и отличаются от аналогичных предприятий на Западе. Если за рубежом они есть, то в России их как бы не существует. >Торговля же, в отличие от России, стоит на последнем месте (19,7%). А если брать Францию, Италию или Грецию, то этот показатель будет выше. А в Испании и Португалии выше будет сервисная часть бюизнеса. Все зависит от страны. Мелкие предприятия и индивидуальные предприниматели «кормятся» от того, что в их распоряжение реально может предоставить страна. Именно поэтому по ним можно легко изучать теорию сравнительных преимуществ, - в зависимости от того, какие направления деятельности больше представлены в среде индивидуальных и малых предприятий той или иной экономики. >В США аналогом ООО является LLC. В США – это “РС“ (т.е. «Private Company»), а в более широком содержании - “Plc”/”Ltd” (т.е. “Private Limited Company”), – не путать с “PLC” (т.е. “Public Limited Company” – преимущественно, Великобритания), - имеющие значение как акционерной компании закрытого типа, так и общества с ограниченной ответственностью. “LLC” (т.е. ''Limited Liability Company'') – это т.н. компания с ограниченной ответственностью. Не общество с ограниченной ответственностью. В России данная юридическо-правовая форма аналогов не имеет. В общем и целом, - при организации любого бизнеса за рубежом, связанного с регистрацией юридического лица, в первую очередь следует изначально задумываться о том, а насколько это вам, как иностранцу (нерезиденту или даже резиденту) нужно. Поскольку предприятие всегда обеспечивает некие потребности и некую цель. Просто ради того, чтобы чем-то заняться, их иностранцы не открывают. Т.е. это должен быть изначально очень хорошо известный и привычный им бизнес. Или некие операции, под которые они собираются задействовать предприятие, оформленное в виде юридического лица. Например, - покупку личной недвижимости или приобретение т.н. «статуса коммерсанта» с целью обеспечения возврата НДС по всем мало-мальски крупным операциям, которые оформляются на предприятие. Т.е. предприятия всегда решают некую задачу, что и определяет их популярность в той или иной стране. Равно как и популярность их отдельно взятых организационно-правовых форм. Вот это следует учитывать. Кроме того, организация предприятия, его регистрация и совершение иных действий, связанных с обеспечением деятельности предприятия, включая подачу отчетности и т.д., - это всегда крайне затруднительная процедура. Даже в США, где все информатизировано. Внешняя простота в оформлении еще не является залогом простоты и успешности в регистрации. Поэтому без местной квалифицированной юридической поддержки иностранцу здесь не обойтись. Тем более, когда нужно поддерживать деятельность предприятий. Даже в случае организаций, регистрируемых поточным способом в оффшорах. Поскольку законодательство, а также прецедентное право, - как в США и Великобритании, - могут таить в себе массу крайне неприятных сюрпризов. Даже в случае BVI, Джерси или Род-Айленда. Поэтому в данном случае аргументом не является то, насколько это внешне легче или сложнее в одних странах чем в других, и что для того требуется или не требуется. Кажущаяся простота в настоящем всегда и без каких-либо исключений скрывает под собой проблемы в будущем. Николай Ю.Романов
Нач. отдела, зам. руководителя, Москва

Вот в этой стране малый бизнес реально работает серьёзно:
http://world.lib.ru/w/walentin_l/smetw2004doc.shtml
http://gpir.narod.ru/ve/661986.htm

В других местах его дело шешнадцатое, увы.

Николай Романов Николай Романов Нач. отдела, зам. руководителя, Люксембург
>Вот в этой стране малый бизнес реально работает серьёзно: В других местах его дело шешнадцатое, увы. Здесь все достаточно просто. Чем выше степень индивидуализации, внутренней самообособленности и эгоистичности граждан того или иного государства, - в первую очередь и в тех случаях, когда это навязывается им с детства вместе с воспитанием, тем очевиднее их склонность к индивидуализации не только личной жизни, но и в бизнесе. В парадоксальном обществе современных индивидуалистов они просто не могут ни с кем ужиться, иначе как в случае наличия неких лиц у себя в вынужденном или добровольном подчинении. В результате чего они и работать вынуждены отдельно от других. Организуя свое маленькое дело. Не будучи в состоянии уживаться с другими людьми в коллективах и предпочитая фрилансерство и удаленный рабочий доступ. Крупные и даже средние коллективы их выводят из себя. Или вынужденным образом вступая в состав небольших микрогрупп для обеспечения этой деятельности. Собственно, отсюда и столь высокий рост индивидуального и мелкого предпринимательства в западных странах. Когда кто-то работает индивидуальным образом или привлекает в свой бизнес близких ему членов семьи. Философия прогрессирующего индивидуализма находит свой выход и в такой форме деятельности, как предпринимательство. Поэтому, чем более развитым является государство, чем более самообособленными по тем или иным причинам являются его граждане, тем очевидно выше в среде этих граждан склонность к индивидуальной предпринимательской деятельности. В силу разрушения традиционных для бизнеса идей коллективизма и общности. Приведенный пример Тайваня интересен, но малопоказателен. В силу того, что действие происходит на ограниченной территории. А в подобной ситуации мелкий бизнес всегда является численно доминирующим, хотя, по понятным причинам и не является препятствием для роста средних и крупных предприятий. В силу того, что индивидуальная предпринимательская деятельность – это не для всех. Чисто психологически. В любом обществе. Следствием чего является развитие тех или иных форм коммунотарности, являющихся основой формирования крупных и средних предприятий или иных форм деятельности, основанных не на индивидуальном, а на коллективном труде или вовлечении в эту деятельность граждан. Николай Ю.Романов
Аналитик, Москва
>В России регистрация ООО также считается несложной. Ее порядок регулируется Федеральным законом «Об обществах с ограниченной ответственностью» (ред. от 29.04.2008, с изм. от 22.12.2008 N 14-ФЗ). Учредители заключают учредительный договор и утверждают устав общества (устав - это, практически, единственная особенность российского ООО), которые будут являться учредительными документами общества В российских ООО учредительный договор не является учредительным документом общества по зак-ву РФ.
Оксана Чопак Оксана Чопак Бухгалтер, Украина

Вообще-то заключительная фраза по поводу трудностей оформления бизнеса в Германии не мешает тому, что малый и средний бизнес очень развит меня удивила. Это же в Германии! Если у нас нужно таскатся по кабинетам в поисках то госчиновников, которых нет на рабочем месте, то узнавая, стоптав ноги что, куда и зачем, то в Германии, хоть документов и процедур много, но, я думаю, они проходят в быстром, четком темпе и без корупции, как у нас, и с компетентными должностными лицами, а не с двоечниками-родственниками, которых обычно у нас бкрут на госслужбу. А потом еще и жалуемся - предпринимателей мало... Взяточников много!

Партнер, Украина

5 лет назад к нам обратилась одна европейская компания с предложением партнерства в проекте.
Суть его была в следующем.
В одной европейской стране правительство провело анализ расходов бюджетных средств и определило, что в ней расходы на коммуникации с бизнесом составляют 5%, тогда как в других странах - 4% (выдача лицензий, регистрация компаний, сбор налоговой отчетности и т.п.).
Был открыт проект, который должен был путем всяческих стандартизаций и автоматизаций сократить эти расходы до 3,75%.
Часть функций аутсорсится в частные компании (печать и выдача редких оставшихся бумажных документов).

Проект был реализован и в данный момент расходы сокращены.
Причем по результатам удалось продать эту систему частично другой стране, окупив часть расходов на ее разработку.

Вот чем руководствуются нормальные страны при разработке процессов взаимодействия с бизнесом. Упрощение и удешевление. Налоги должны тратиться не на выдачу бумажек, а на реальную помощь.

Был еще трогательный рассказ нашего бывшего соотечественника, попавшего во Францию.
Он открыл в Париже небольшой копировальный центр. Нанял 3 человек и открыл ихнее ''малое предприятие''.
Под бухгалтерию он приспособил ящик из под копировального аппарата и скидывал туда все бумажки.
В конце отчетного периода к нему приходил бухгалтер, которому он торжественно передавал ящик и тот через некоторое время присылал ему хвитанцию об оплате налогов, которые он должен заплатить.
Отчет отправлялся тем же бухгалтером в местное налоговое отделение.
И вот пришел кризис, заказов стало меньше, но на жизнь хватало.
В конце года пришел тот самый бухгалтер, унес бумажки и потом прислал письмо о том, что платить ничего не надо.

Через некоторое время владельцу позвонили из налоговой и попросили встретиться. Как наш человек он приготовился, на всякий случай сходил в банкомат, снял налички... Приехал мальчик на велосипеде и затеял такой разговор...
мы посмотрели на ваш отчет и увидели, что ваша компания получила убыток за прошлый год. Можно посмотреть документы?
Пресловутый ящик был передан мальчику и он два дня ковырялся в уголке, что-то вводя в ноутбук.
Через два дня он торжественно окончил, уехал к себе и попросил встретиться в конце недели.
Владелец снял еще налички и стал напряженно ждать.
Мальчик приехал и произнес речь со следующим смыслом: - мы провели анализа вашей деятельности за прошлый год и поняли, что уменьшение оборота и дохода не было компенсировано снижением затрат. Самым простым решением этой проблемы могло бы стать уменьшение вознаграждений ваших сотрудников, которого Вы, в отличие от многих других компаний не проводили. За что Вам большое уважение от правительства Франции. Мы можем предложить Вам наши бесплатные консультации по развитию бизнеса, чтобы попытаться увеличить доходы, но они проводятся другим отделом, поэтому с Вашего согласия я могу написать вам направление. Или если Вы человек скромный и Вам неудобно, я могу взять на себя тяжелую функцию и убедить Ваших сотрудников в том, что они должны разделить с Вами тяготы сложного экономического периода.

Ну он там что-то уже сам придумал и отказался.
Но сама история показывает коренные отличия в отношению к бизнесу. Они не имеют большого отношения к документальной части. Но документы - это ведь не самое главное... главное цель...

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Производитель бумаги «Снегурочка» продал свой российский завод

Сумма сделки составит 95 млрд рублей.

Microsoft сокращает расходы на сотрудников, обучение и корпоративы

Компания пытается сократить расходы всеми доступными способами.

Самые странные корпоративные правила: итоги опроса россиян

Общий поход на обед отделом, пение корпоративного гимна и кормление животных в офисе – попали в топ странных офисных правил и традиций.

Россияне назвали самые престижные и доходные профессии

В лидерах – работники сферы IT и государственные служащие.