Десять советов тем, кто не любит свою работу

Современные экономические реалии загоняют трудящихся в жесткие рамки: платежеспособность, платежеспособность и еще раз платежеспособность. Наличие этого качества стало столь необходимым, что для многих работа ради получения, прежде всего, удовольствия, а не средств к существованию, стала явлением из области научной фантастики. Точнее, не каждый может себе это позволить. Приличная зарплата, адекватное начальство, социальное признание и статус, дружный бодрый коллектив, вместе с которым можно не только поработать, но и отдохнуть, - это описание идеального рабочего места про вашу компанию? К сожалению, сочетание всего и сразу, плюс еще просто любовь к профессии в чистом виде, встречается не так часто. Людей, которые действительно получают удовольствие от работы (а, значит, и от жизни, поскольку работа занимает большую ее часть), не так много. Всем остальным приходится приспосабливаться, закрывать глаза на огрехи начальства, нескончаемую офисную рутину, не самую высокую зарплату, склоки и сплетни среди коллег и, начиная с понедельника, считать дни до следующей пятницы, чтобы в течение выходных отвести душу и морально подготовиться к очередному пятидневному противостоянию со всем миром.

Можно ли как-то спасти ситуацию, и сделать нелюбимую работу хоть немного желаннее? Одно из главных правил – стараться обращать внимание и концентрироваться на любых приятных моментах, связанных с работой и меньше обращать внимания на раздражающие ситуации и персоны. Конечно, на некоторые из них, например, на агрессивное или некомпетентное начальство, закрыть глаза бывает сложно, а уж как-то повлиять вообще представляется мало возможным. В таких случаях, когда раздражающие факторы слишком существенны и не поддаются изменению, лучше подумать о побеге к конкурентам. В менее критических ситуациях, когда условия работы позволяют совершать маневры по их улучшению, можно попробовать сделать следующее:

1. Принять тот факт, что работать необходимо, пусть даже работа не приносит того удовольствия, которое хотелось бы. С этой необходимость сталкивается каждый, кому в этой жизни приходится ежемесячно платить по счетам и водить детей в школу, а ведь у многих работы нет, и они подолгу не могут ее найти. Конечно, сказать такое гораздо проще, нежели претворить в жизнь. Но в определенном плане вам все-таки повезло.

2. Расширить круг своих обязанностей. Это не значит, что надо работать не только за себя, но и за того парня. Просто можно попытаться начать делать то, чего от вас никто не ожидает и получать от этого удовольствие. Например, возьмите на себя роль учителя или наставника. Возможность помогать другим и давать рекомендации поможет отвлечься и получать удовольствие. Видя, как другие растут над собой и становятся эффективнее и продуктивнее, вы будете знать, что в этих достижениях есть ваша прямая заслуга. Важно помнить, что чем больше даешь окружающим, тем, в свою очередь, больше отдача и возможность улучшить свою собственную карьеру.

3. Работать над коммуникативными навыками. Замкнутое пространство офиса вынуждает изо дня в день общаться с одними и теми же людьми. Казалось бы, скучно и монотонно. Однако здесь же кроется возможность изо дня в день совершенствовать навыки общения и социализации – учиться разрешать конфликты и межличностные проблемы. Что важно – это не значит участвовать в офисных интригах и разносить сплетни.

4. Строить с коллегами хорошие отношения и обзаводиться связями. Рекомендация вытекает из предыдущего правила. Положительные эмоции от каждодневного приятного общения с коллективом могут стать очень сильным стимулом для того, чтобы проникнуться к работе большей симпатией. Способов сплочения коллектива масса – от совместного отдыха на природе и тимбилдинга до просто приятных мелочей, например, тортика в честь дня рождения любимой кошечки. В этой ситуации все дело как раз в нюансах. Про важность деловых связей вообще нет необходимости вести разговор – чем их больше, тем лучше, поэтому устанавливать контакты нужно здесь и сейчас.

5. Открыться для всего нового. Всегда есть, чему научиться и узнать. Это не значит, что надо полностью погрузиться в рутинную работу. Важно сменить сам стиль работы – чаще встречаться с людьми, посещать мероприятия и так далее. Главное – найти неисследованную область знаний и навыков. Попробуйте то, чем раньше не занимались или ищите новые способы сделать привычную работу.

6. Слушайте и погружайтесь в происходящее вокруг. Не стоит закрываться в ракушку и копаться в мрачных мыслях о не сложившейся профессиональной судьбе. Вслушивайтесь в разговоры коллег и учитесь у них новым эффективным навыками и моделям поведения. Обращайте внимание, что именно им удается особенно хорошо, и пытайтесь скопировать эту модель поведения или работы.

7. Не винить себя за совершенные на работе ошибки и просчеты. Есть категория людей, которая даже малейший промах трактует как приговор собственной компетентности и профессионализму (а порой переносит это и на личные качества), а потом очень долго мучается от осознания собственной якобы «никчемности», превращая свою офисную жизнь в настоящий ад. Нет таких ошибок, которые нельзя было бы исправить, а не ошибается тот, кто ничего не делает. Ошибиться может каждый, как и быстро справить свой просчет.

8. Не брать работу на дом. Вот еще один фактор, который в случае злоупотребления им может любого заставить ненавидеть свою работу. Так что правило работы «от звонка до звонка» правомерно и позволит удержаться от ненужных негативных эмоций по поводу работы. Закончил работу - вышел из офиса, оставив в нем все проблемы, связанные с работой. Дома вас ждут совсем другие дела и занятия, требующие не меньшего внимания.

9. Отдыхать от работы. Целый год работать как папа Карло, чтобы летом взять заслуженные две недели и слетать в Турцию, а новогодние зимние каникулы проваляться на диване. Для многих ситуация знакомая, но она в корне не верна. Из года в год такой график выматывает и может заставить возненавидеть даже самую любимую работу. Выход – недолгие, но частые передышки для активного отдыха и путешествий, а не лежания перед телевизором.

10. Перестать ныть. Пора прекратить постоянно твердить о том, что вы ненавидите свою работу. В конце концов, то, что вы выбрали именно эту профессию и эту компанию – исключительно ваша заслуга. Не нравится работа – только вам под силу что-то изменить, например, найти новую. Но пока вы все еще в старом офисе, вместо того, чтобы яростно презирать его, можно попробовать занять себя чем-то более продуктивным, нежели бесполезной тратой нервов. Например, больше работать над собой и профессиональным ростом, постоянно напоминать себе, что вы здесь для того, чтобы учиться новому и получать опыт. Ну, и, конечно, претворять эти идеи в жизнь, которая, кстати, слишком коротка, чтобы тратить ее на пустое раздражение и постоянное недовольство собой и окружающими обстоятельствами.

Материал подготовила Ольга Бедарева, E-xecutive

Также смотрите:

«После 30 лет менеджеры теряют смысл жизни и мотивацию»

Униженные и оскорбленные

Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Нач. отдела, зам. руководителя, Люксембург
>Целый год работать как папа Карло, … В качестве частного комментария, - папа Карло вел асоциальный образ жизни. Если верить только лишь известному сказочному повествованию, он никогда не работал, побираясь всю жизнь различными формами попрошайничества. Если же брать изначальную историю (вернее, довольно большую совокупность историй неаполитанского фольклора весьма фривольного и скабрезного содержания), нашедшую выражение в уличной пьесе Витторио Жильярди, легшую в основу известной сказки и ничего не имеющую общего с ее содержанием, то это вообще очень одиозная фигура, которая вообще не то даже, что не работала, а занималась сугубо подсудной и аморальной деятельностью. Что до общего выражения содержания статьи, то начиная с определенного момента, работа вообще перестает замечаться человеком. Он настолько сживается и свыкается с ней и со своим окружением, что даже перестает всё это замечать, обращая внимание лишь на незначительные изменения, происходящие время от времени в офисе. Будь то прием на работу нового сотрудника или смена части обстановки. Если ситуация действительно доходит до такого уровня, то каких-либо конфликтов у такого человека уже ни с кем объективно не возникает. Т.к. для этого просто нет причин и оснований. Да и дружить против кого-либо просто нет смысла. Единственным исключением является совершенно закономерный случай смены руководства подразделением и неприятием такого нового руководителя, который просто не вписывается в привычную картину, которую данный человек привык воспринимать в офисе. Да и не только он, а все старые сотрудники, работающие в компании длительное время и вынужденные регулярно общаться с новым руководителем. В результате чего, в течение непродолжительного времени все они под разными предлогами покидают организацию, замещаемые новыми сотрудниками. Что до общего восприятия рабочего процесса, то за рубежом, например, хорошо известно, что человек должен менять рабочее место не реже одного раза в 3-5 лет. Как внутри одной организации, так и переходя в другие организации. Это считается нормальным. Поскольку данного периода времени достаточно для того, чтобы он мог полностью реализовать на своем рабочем месте все имеющиеся у него возможности, мысли, идеи и разработки, полностью став на нем бесполезным. Однако это не значит, что он становится бесполезным для компании, в которой его просто переводят в другую сферу деятельности, а на его место назначают нового сотрудника, которому предстоит в течение следующих 3-5 лет показать, на что он способен. Перезрелые сотрудники в западных компаниях – это большая редкость. Исключая случаи, когда человек просто идеальным образом подходит именно для данного места или когда источник идей и новых разработок в его лице не иссякает со временем. Что дает ему возможность не только сохранять рабочее место, но и продвигаться вверх по служебной лестнице. Но таких мало. Да и, собственно говоря, много их и не должно быть. Усталость от работы и всевозможные размышления на тему смысла жизни у сотрудников организаций появляются именно тогда, когда они понимают, что не могут реализовать себя в компании. В силу возраста, в силу отсутствия таланта, в силу выработки ресурсов и возможностей или каким-то иным образом. Но подобное состояние всегда связано с тем, что человек всё больше и больше начинает внутренне ощущать себя в компании лишним. Чего не было с ним раньше, когда он реально видел результаты своей работы и что самое главное, видел ту пользу, которую приносит их реализация в компании, если ему удается их «пробить». В подобной ситуации он действительно всё чаще начинает считать дни от понедельника до пятницы, всё больше и больше отдаляясь от коллег, постепенно всё менее заинтересованно занимаясь работой, которая становится для него с каждым днем все более рутинной и надоевшей. По крайней мере, в том виде, в каком она им воспринимается, - хотя она вполне могла быть таковой и раньше, но восприниматься иначе. Т.е. налицо формирование состояния «корпоративного старения» сотрудников, которое не всегда совпадает со старостью биологической, но демонстрирует в поведении человека те же самые прогрессирующие признаки увядания и угасания, которым подвержены лица старших возрастных категорий. Но применительно к работе, к окружающим и к иным моментам, связанным с пребыванием человека в компании. Что полностью включает в себя все без исключения перечисленные в статье признаки и состояния. В подобной ситуации руководители поступают в отношении своих сотрудников по-разному. Сообразно тому, что это был за человек. И что это был за руководитель. Если происходит смена руководства, то такие кадры безжалостно из организации изгоняются без всяких размышлений о том, чем кончится для таких «постаревших» кадров уход на улицу. Если руководство остается прежним, то существуют возможности реанимировать такие «уставшие» кадры в рамках их перевода внутри организации. Либо на новую должность, либо к исполнению новых обязанностей. Однако оптимальным фактором, позволяющим «вылечить» таких людей даже в самой серьезной и запущенной обстановке их состояния – это предоставление им отдельного кабинета, изолированного от остальных сотрудников, своеобразным образом меняющего их социальный статус как в самом коллективе, так и их самих в собственных глазах. Как с изменением должностного и функционального статуса, так и без оного. Т.е. речь идет о чем угодно, - о личном кабинете, об индивидуальной «клетке» в аквариуме, об индивидуальной «ячейке» в «лингафоне», но это всегда должно быть полностью изолированное от других лиц место, - обязательно с закрывающейся в течение всего рабочего дня дверью (а не открытой настежь, хотя и такой вариант возможен в некоторых случаях «лечения»). В дальнейшем, по прошествии реабилитационного периода, сотрудник возвращается в общую комнату. И в подавляющем большинстве случаев чувствует себя прекрасно, воспринимая себя и окружающих, как если бы он только что вернулся из долгосрочной командировки полным сил, здоровья и переполняющих его новых идей и возможностей. Да и отношение окружающих к такому человеку становится более предусмотрительным и проявленным, что вновь заставляет его почувствовать себя полноценным членом трудового сообщества, делающего пусть и рутинную, но все-таки кажущуюся ему в чем-то новой работу. Со всеми из того вытекающими для преодоления «корпоративного старения». При этом, следует помнить, что освободившийся кабинет или автономное рабочее место такого человека нельзя никем занимать раньше чем через два месяца, оставляя пустым или используя для (условно) складских или иных целей, чтобы избежать понижения негласного статуса такого сотрудника и его восприятия в коллективе. В дальнейшем, в эту комнату можно посадить следующего кандидата на «лечение». И т.д. Собственно, для этого в организациях на Западе всегда присутствует несколько таких специальных помещений, которые позволяют проводить кадровую реабилитацию и психологическое восстановление сотрудников без отрыва от работы. И главное, - с пользой для самих сотрудников и организации, в которой они работают. Так что в статье разобрана ситуация, которая лишь отчасти определяется сотрудником, но которая может быть с успехом разрешена опытным руководителем к общей пользе.
Нач. отдела, зам. руководителя, Томск

Может, моя мысль крамольна, а может, навеяна текущей личной ситуацией, но мнение такое: если работа не нравится, её нужно точно менять. Причина этому только одна - вы занимаетесь не своим. (Временные ситуации усталости и каких-то затыков в счёт не берём. Думаю, взрослые люди умеют отличать одно от другого). Практические советы из статьи могут быть полезны действительно только тогда, когда ОЧЕНЬ нужны средства для жизни, а других источников пока нет, или новые источники ещё не дают нужного уровня.
Пытаться сделать более интересным и найти способы делать более эффективно ту работу, которая вам претит - зарывать голову в песок. К сожалению, многие наёмные работники так и остаются в этой стадии, кому-то может помочь временный перевод, расширение круга обязанностей, но годом раньше/годом позже нелюбимое дело вылезет полной апатией, болячками, алкоголизмом и т.п.

Директор по развитию, Москва

Интересная статья, но она адресована не тем читателям, на мой взгляд. Что-то с трудом верится, что аудитория сообщества состоит из сплошь неудовлетворенных своей работой субъектов. А те, кто ее сейчас читает или уже прочел, найдут тысячу способов самореализоваться и получать удовольствие от своей деятельности.

Менеджер, Калининград
Спасибо! Статья может служить напоминанием об известных истинах, которые иногда забываются в суматохе рабочего дня. Дамир Калымбаев, Наверное, Вы правы, но, если вы догадываетесь, что в Вашей компании есть работники, неудовлетворенные своим профессиональным положением, и эта статья может им помочь, ничего не мешает Вам повесить распечатку для них на доске объявлений, как это сделал я :)
Директор по развитию, Москва
Макс Гирий, Для того, чтобы работник осознал свою неудовлетворенность работой, нужно, чтобы он как минимум вырос в личностном плане до того уровня, чтобы это осознать. ''Мудрец может оставаться свободным и в тюрьме'' - из к/ф ''Не бойся, я с тобой''. Но включается в работу парадокс: чем выше и образованнее становится человек, тем сложнее ему менять место работы. Объяснять эту точку зрения и вдаваться в детали лениво, тк аргументация А) приводилась в других ветках, Б) слишком уж объемна по содержанию. Но при этом ему проще заниматься каким-нибудь хобби, которое при удачном стечении обстоятельств и должном напоре, может стать и бизнесом, и делом жизни.
Нач. отдела, зам. руководителя, Москва
Романов Николай пишет: Усталость от работы и всевозможные размышления на тему смысла жизни у сотрудников организаций появляются именно тогда, когда они понимают, что не могут реализовать себя в компании. ...В подобной ситуации он действительно всё чаще начинает считать дни от понедельника до пятницы, всё больше и больше отдаляясь от коллег, постепенно всё менее заинтересованно занимаясь работой, которая становится для него с каждым днем все более рутинной и надоевшей... Т.е. налицо формирование состояния «корпоративного старения» сотрудников,
Верно, но нынче корпоративное старение компании скорее опережает корпоративное старение ее сотрудников, чем наоборот)). И они либо ищут компанию ''более молодую'' - как было сказано, не в смысле календарного возраста, а по уровню энергии, настроя, возможностей реализовать свой потенциал; либо скучают, либо приводят себя в форму, используя приведенные в статье способы. И, кстати, эти способы неплохо работали в 60-80-е, когда сотрудники, не имея возможности менять работу каждые 3-5 лет, прибегали к ним просто по наитию.
HR-директор, Москва

Достаточно интересный старт для размышлений.

Есть одна особенность рынка труда, которая может приводить к серьезным последствиям. Решая свои рутинные задачи работодатель хочет иметь на рабочем месте человека с опытом работы. Что с экономической точки зрения справедливо. Но здесь есть деталь, о которой мы все знаем, но иногда не придаем значения.
Попав в русло конкретной специальности человек становится ее заложником на годы. Даже получив серьезную переподготовку он может проработать лет 15-20, например, директором по юридическим вопросам или персоналу. При этом на другие позиции его не будут рассматривать. Зная свое дело и изучив еще 5-6 специальностей он становится универсалом.

Из политических соображений на первую позицию его не поставят, при этом он будет получать распоряжения, при которых ''любой пациент из Кащенко сможет считать себя абсолютно здоровым''. Это касается многих специальностей, если не всех. Поэтому на определенном этапе встанет вопрос перспектив. Кризис на время приоткрыл дверь в малый бизнес...

Иногда сюда добавляется ''кризис переходного возраста'' и рамка ''до 45''. Если же специальность выбрана наугад, то ситуацию сможет разрулить только волевое решение. Именно здесь лежат истоки проблемы ''ненужные люди на чужих местах''.

Если вспомнить историю, то в ходе полубуржуазной полуреволюции большая часть людей изменила не только своей профессии, но и предназначению по экономическим соображениям.Помните факт, приведенный на этом портале, ''в предкризисные годы зарплата выросла на 30%, а производительность на 5%''? Можно долго удивляться низкой производительности труда, объемам употребления спиртного, числу конфликтов, но база этих явлений лежит в плоскости выбора и готовности идти на большие жертвы ради истины. Спасибо.

Крахотин Александр Васильевич, мастер делового администрирования

Адм. директор, Москва

Статья интересная, спасибо автору, что поднял эту тему.

Я бы посоветовала подобным сотрудникам последовать этим двум советам одновременно. В случае, если не нравится работа, нужно обязательно начать поиск новой, но не ''рвать ноги'' на первое попавшееся место. Подождите, осмотритесь, почувствуйте ситуацию... А параллельно можно и коучингом заниматься, и самообразованием, и новые территории в своей :D компании осваивать. Тем более, что летом деловая активность падает.
И еще: очень не советую уходить и хлопать дверью. Никогда не знаешь, как жизнь сложится. Я много раз была свидетелем, когда сотрудники возвращались обратно.

Менеджер по обучению персонала, Москва

Ничего нового для себя не нашел. =(
Из всей статьи для целевой аудитории оставил бы только п. 10 и раскрыл бы его поглубже: как перестать ныть? чем заняться вместо нытья? как из нытья извлечь пользу?

Генеральный директор, Нижний Новгород
Дамир Калымбаев пишет: Что-то с трудом верится, что аудитория сообщества состоит из сплошь неудовлетворенных своей работой субъектов.
Мне кажется, что такие статьи очень полезны - заставляют задуматься. Дело в том, что в любой, даже самой любимой работе, есть разные ее аспекты, от ''ловлю кайф'' до ''почти ненавижу'' - и это все одна и та же работа, но разные ее аспекты. Потому не соглашусь с Дамиром по существу - это статья ДЛЯ КАЖДОГО участника Е-хе. И, быть может, потому, было бы полезно услышать дополнение в перечень пунктов тех участников, кто нашел свое решение.
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
Цифры и факты
​Каков размер взяток в РФ

Цифра дня: Общая сумма выявленных взяток достигла почти 2 млрд руб.

​Работу офшоров ужесточают

Тренд дня: Резидентам офшоров придется открыть реальные офисы и нанять сотрудников.

Микрозаймы для малого бизнеса увеличились

Цифра дня: Размер микрозайма для малого и среднего бизнеса увеличен до 5 млн руб.

​Москвичи уходят в мессенджеры

Связь дня: Мобильный голосовой трафик в Москве снижается.