Определите рамки

finB_cover.jpgДжеймс С.Ван Хорн, Джон М.Вахович, мл. «Основы финансового менеджмента», - М.,СПб.,Киев: «Вильямс», 2010

Книга «Основы финансового менеджмента» — одно из самых популярных изданий по финансовому менеджменту. От аналогичных изданий ее отличает практическая направленность, поэтому финансисты-практики могут использовать ее для решения стандартных проблем компании: инвестиционного проектирования, управления оборотными активами финансирования бизнеса.

Читатели также научатся читать финансовую отчетность компании и разрабатывать финансовые планы. Кроме того, практические разделы книги опираются на комплексное и доступное изложение базовых концепций финансового менеджмента: в книге рассматриваются такие темы: как стоимость денег во времени, оценка акций и других финансовых активов, риск и доходность ценных бумаг.

Несмотря на то что книга представляет собой учебник по курсу финансового менеджмента, она также может служить справочником для финансовых работников и пособием при подготовке к экзаменам на получение диплома сертифицированного финансового аналитика. Наконец, после изучения теоретического материала читатель может попробовать свои силы в решении задач различного уровня сложности. При этом свои успехи в усвоении материала он может проверить тут же, обратившись к специальному разделу с подробным изложением хода решения этих задач. Для решения ряда задач используются файлы Excel, размещенные на сайте издательства «Вильямс».

Книга «Основы финансового менеджмента» рассчитана не только на студентов экономических вузов, но и на слушателей курсов повышения квалификации менеджеров; она пригодится тем, кто готовится к различным профессиональным экзаменам, а также специалистам-практикам в области финансов.

Определение рамок финансового анализа

Для анализа финансового состояния фирмы можно использовать несколько подходов. Многие аналитики отдают предпочтение определенной методике проведения расчетов и обобщения полученных данных. Рискуя посягнуть на чьи-то убеждения, осмелимся все же предложить принципиальный подход к проведению финансового анализа, рассчитанный на ситуацию с применением внешнего финансирования. Факторы, подлежащие анализу, представлены на рис. 6.1.

Если перечислять их в порядке степени важности, то первым должны быть названы динамика и характер колебаний потребности в финансировании. Какой объем финансирования потребуется фирме в будущем и какова природа этой потребности? Существуют ли сезонные колебания в объеме требуемых финансовых ресурсов? Аналитический инструментарий, используемый для обоснования ответа на этот вопрос, включает информацию из отчета о движении фондов, отчета о движении денежных средств и кассового плана. Для оценки финансового положения и качества управления финансовыми ресурсами фирмы используются финансовые коэффициенты, рассматриваемые в данной главе.

01-1.jpg

Финансовый аналитик использует эти коэффициенты подобно тому, как опытный врач использует результаты лабораторных анализов. Взятые в совокупности и за определенный период времени, финансовые коэффициенты дают возможность оценить «здоровье» фирмы изнутри – ее финансовое положение и прибыльность. Завершает первый этап финансового анализа оценка предпринимательских (деловых) рисков, связанных с деятельностью фирмы. Предпри­нимательские риски включают риски, неразрывно связанные с предпринимательской деятельностью фирмы. Некоторые фирмы функционируют в очень неустойчивых сферах бизнеса, и/или их рентабельность может колебаться около нуля. Другие, наоборот, действуют в стабильных условиях и/или имеют высокий уровень рентабельности. Машиностроительная компания может оказаться в первой группе, в то время как прибыльная коммунальная компания по производству энергии, вероятно, попадет во вторую. Аналитик должен оценить степень предпринимательского риска для анализируемой фирмы.

Все три вышеназванных фактора должны быть учтены при определении потребности в финансировании для фирмы. Более того, они должны приниматься во внимание в совокупности. Чем больше финансовых ресурсов необходимо фирме, тем большую потребность в финансировании она будет испытывать. Характер этой потребности может определить выбор источника финансирования. Если потребность в финансировании носит сезонный характер, то она может быть наилучшим образом удовлетворена за счет краткосрочных банковских кредитов. Степень предпринимательского риска, свойственная деятельности фирмы, также значительно влияет на выбор источника финансирования. Чем выше риск, тем менее желательно привлечение заемных средств и тем выше вероятность выбора финансирования за счет эмиссии акций. Иначе говоря, финансирование путем эмиссии акций более безопасно по сравнению с привлечением заемных средств, поскольку отсутствуют обязательства по срочной уплате процентов и возврату основной суммы долга. Таким образом, было бы опрометчиво рекомендовать фирме с высокой степенью предпринимательского риска принимать на себя еще и значительный риск, связанный с привлечением заемных средств.

Следующие факторы выбора источника финансирования – это финансовое положение и эффективность деятельности фирмы. Чем выше ее ликвидность, прочнее общее финансовое положение, тем более рискованные источники финансирования могут быть привлечены. Это означает, что по мере укрепления финансового положения и повышения ликвидности фирмы заемные источники могут становиться все более привлекательными. Пункт, заключенный в кружок на рис. 6.1, говорит о том, что недостаточно просто составить оптимальный, с точки зрения фирмы, план финансирования и надеяться на то, что он легко осуществится. Его необходимо еще и «продать» потенциальным инвесторам. Можно, например, сделать вывод о необходимости привлечения $1 млн в краткосрочных кредитах, однако кредиторы могут не согласиться либо с заявленной суммой, либо с условиями ее предоставления. В конце концов, фирма должна привести свой финансовый план в соответствие с реалиями рынка.

Суммы, сроки и условия оплаты финансовых ресурсов определяются в процессе переговоров фирмы с потенциальными кредиторами. Часто эти переговоры очень напоминают торги на восточном базаре, хотя и протекают не так шумно. В любом случае очевидно, что в процессе переговоров с кредиторами подтверждаются или опровергаются выводы, сделанные на предыдущих этапах анализа (см. рис. 1). Последний не может проводиться без учета того факта, что по его результатам в конечном итоге будет составлено предложение кредиторам. В то же время кредиторы должны непредубежденно оценивать финансовую стратегию компании, даже если она отличается от их собственной.

Таким образом, понятно, что финансовый анализ имеет несколько аспектов. По-видимому, он должен проводиться по определенной схеме, подобной описанной выше. В противном случае легко упустить из вида конечную цель его проведения, и поставленные перед ним вопросы останутся без ответа. Следовательно, составной частью финансового анализа является анализ финансовых коэффициентов, которому и будет посвящена оставшаяся часть этой главы.

Использование финансовых коэффициентов

Для оценки финансового положения и управления финансовыми ресурсами аналитику необходимо провести диагностику различных аспектов «состояния здоровья» фирмы. Инструмент, часто применяемый для этой цели, называется финансовым коэффициентом (financial ratio). Он является показателем, устанавливающим связь между двумя элементами финансовой информации путем определения отношения первого ко второму.


Финансовый коэффициент (financialratio)

Показатель, представляющий связь между двумя учетными показателями и получен­ный делением одного из них на другой.


Зачем тратить время на расчеты коэффициентов? Почему бы не ограничиться изучением исходных показателей самих по себе? Мы рассчитываем коэффициенты потому, что таким путем проводим сравнение, которое может дать лучшие результаты, чем просто изучение абсолютных показателей. Например, представим себе, что фирма получила за год $1 млн чистой прибыли. Казалось бы, перед нами весьма прибыльное предприятие. Но что будет, если общая сумма активов этой фирмы составляет $100 млн? Поделив чистую прибыль на общую стоимость активов, получаем отдачу в один цент на каждый вложенный доллар. Это означает, что каждый вложенный в фирму доллар использован с доходностью в 1%. Текущий депозитный счет обеспечивает более высокую отдачу на вложенный капитал, чем данная фирма, – и к тому же с меньшим риском. В этом случае коэффициент оказался весьма информативным. Но будьте осторожны в выборе и интерпретации коэффициентов. Например, возьмите товарно-материальные запасы и поделите их на дополнительно оплаченный капитал. Получился некий коэффициент, но попробуйте теперь дать его сколько-нибудь осмысленную экономическую интерпретацию.

Внутрифирменные сравнения

Анализ финансовых коэффициентов включает проведение двух основных типов сравнений. Во-первых, можно сравнивать коэффициенты за текущий период с аналогичными коэффициентами за прошлые периоды или их плановыми значениями для той же компании. Значение коэффициента текущей ликвидности (отношение оборотных активов к краткосрочным обязательствам) текущего года можно сравнить с его значением за предыдущий год. Когда имеются данные о значениях финансовых коэффициентов за несколько лет, аналитик может оценить их динамику и направления изменения, определить, улучшается или ухудшается финансовое состояние и управление финансами компании за весь рассматриваемый период. Короче говоря, не так важно значение коэффициента на какой-то момент времени, как его динамика за период времени. Финансовые коэффициенты могут также быть рассчитаны на основе прогнозируемых данных для сравнения со значениями за текущий и предыдущие периоды времени.

Внешние сравнения и среднеотраслевые значения

Второй тип сравнения предполагает сравнение финансовых коэффициентов фирмы с показателями по аналогичным фирмам или со среднеотраслевыми значениями за тот же период времени. Это дает возможности для проведения сравнительного анализа финансового положения предприятия и управления его финансами. Такое сравнение позволяет еще и выявить любое значительное отклонение от любого сопоставимого среднеотраслевого значения (норматива). Финансовые коэффициенты для разных отраслей рассчитываются и публикуются такими организациями, как The Risk Management Association, Dun & Bradstreet,Prentice Hall (Almanac of Business and Industrial Financial Ratios), Federal Trade Commission/Securities and Exchange Commission, а также различными кредитными агентствами и отраслевыми ассоциациями. В то же время среднеотраслевые значения коэффициентов не должны восприниматься как самоцель. Скорее, это информация к размышлению.

Аналитик должен также избегать применять для сравнения одни и те же стандарты ко всем отраслям экономики. Постулат, гласящий, что коэффициент текущей ликвидности должен составлять самое малое 1,5 для любой компании, неприемлем. Необходимо учитывать характер бизнеса, в котором действует фирма, и особенности самой фирмы. Критерием ликвидности фирмы служит ее способность вовремя оплатить свои обязательства. Многие финансово устойчивые компании, в том числе энергогенерирующие и коммунальные, демонстрирует эту способность, несмотря на то, что коэффициент текущей ликвидности у кия существенно ниже 1,5. Следовательно, это зависит от природы бизнеса. Нежелание учитывать характер бизнеса и особенности фирмы иногда приводит к неправильной интерпретации финансовых коэффициентов. Мы не можем согласиться с ситуацией, подобной той, когда студент, получивший средний балл 3,5 на Заочных курсах по косметологии Ральфа и К°, будет признан более сильным, чем студент, получивший средний балл 3,4 на юридическом факультете Гарвардского университета, только на том основании, что средний балл первого выше, чем средний балл второго. Только сопоставление финансовых коэффициентов фирм примерно с одинаковыми условиями и характером деятельности позволяет делать обоснованные выводы.

В той мере, в какой это возможно, учетная информация различных компаний должна быть нормализована (то есть представлена в сопоставимом виде). Яблоки нельзя сравнивать с апельсинами. Даже имея дело с сопоставимыми данными, аналитик должен соблюдать осторожность при интерпретации результатов анализа.

Виды финансовых коэффициентов

Наиболее широко используются финансовые коэффициенты двух типов. Первый представляет некоторую информацию о финансовом положении фирмы на определенный момент времени – на момент составления баланса. Мы будем называть их балансовыми финансовыми коэффициентами, что вполне соответствует их сущности, поскольку и числитель, и знаменатель в них взяты непосредственно из баланса. Второй тип представляет информацию о каких-либо аспектах деятельности фирмы за определенный период времени, обычно за год. Такие коэффициенты называются коэффициентами на основе отчета о прибылях и убытках либо коэффициентами на основе баланса/отчета о прибылях и убытках. Коэффициенты на основе отчета о прибылях и убытках сопоставляют различные показатели, определенные нарастающим итогом. Коэффициенты на основе баланса/отчета о прибылях и убытках сопоставляют показатель, определенный нарастающим итогом (из отчета о прибылях и убытках), с показателем состояния активов и пассивов на отдельный момент времени (из баланса) (рис. 6.2). Такое сопоставление таит в себе некоторые проблемы. Возникает риск несопоставимости этих данных. Показатели состояния активов и пассивов, будучи по природе «мгновенными снимками» на момент составления баланса, ничего не говорят о величине соответствующих статей на протяжении остального отчетного периода. (Можно ли по фотографии, сделанной в разгар новогоднего праздника, судить о том, как вы выглядите каждый день?)

06-1.jpg

 

а Коэффициентыпокрытиятакжеуказываютнато, какфирмаиспользует финансовый «рычаг»
b Коэффициентыделовойактивности, касающиесяиспользования товарно-материальныхзапасовидебиторскойзадолженности, такжеуказывают наликвидностьданныхоборотныхактивов

Рис. 6.2. Виды финансовых коэффициентов

Таким образом, там, где это необходимо, приходится рассчитывать среднеарифметическое значение отдельных показателей баланса, чтобы получить приближенное представление об их среднем уровне в течение года и использовать для расчета финансовых коэффициентов. (Подробнее об этом см. ниже.)


Совет

Межфирменный сравнительный анализ, бенчмаркинг, то есть оценка операций и деятельности фирмы по сравнению с мировыми лидерами в данном бизнесе, может проводиться и с применением финансовых коэффициентов. Таким образом, в дополнение к сравнению коэффициентов предприятия со среднеотраслевыми значениями можно их сравнивать с показателями мировых лидеров в данной сфере бизнеса.


В дополнение к сказанному, в целях проведения дальнейшего анализа можно разделить все финансовые коэффициенты на пять отдельных групп: ликвидности, финансового «рычага» (или задолженности), покрытия, деловой активности и рентабельности. Ни один коэффициент в отдельности не дает достаточно оснований судить о финансовом положении и деятельности фирмы.

Только анализируя группу финансовых коэффициентов, можно прийти к обоснованным выводам. Необходимо также убедиться в том, что учтены сезонные особенности бизнеса. Какие-либо глубинные тенденции могут быть раскрыты только на основе сопоставления исходных данных и финансовых коэффициентов за одни и те же периоды времени. Так, нельзя сравнивать данные по состоянию на 31 мая и на 31 декабря. Необходимо выбрать информацию по состоянию на 31 декабря двух лет подряд.

Хотя количество возможных финансовых коэффициентов при привлечении дополнительной финансовой информации возрастает в геометрической профессии, в этой главе будут рассмотрены только основные из них. Собственно говоря, количество действительно существенных для анализа финансового состояния коэффициентов относительно невелико.

Фото: pixabay.com

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Участники дискуссии: Юрий Зиненко
Аналитик, Тюмень

Неужели в Сообществе ясли открыли? Тогда уж лучше начать с Маяковского ''Что такое хорошо и что такое плохо''...

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Бизнес OBI в России продали за 600 рублей

До пандемии бизнес OBI в России оценивали в €100 млн.

В Санкт-Петербурге на месте закрывшегося кинотеатра в ТЦ открыли фуд-холл

За полгода количество кинозалов в России сократилось на 12,4%.

Производитель бумаги «Снегурочка» продал свой российский завод

Сумма сделки составит 95 млрд рублей.

В строительной отрасли растет дефицит кадров

По данным Минстроя России, сектору сегодня не хватает около 3 млн человек.