Матроскин-мороженщик: об истории одного рекламного продукта

Виктория Зайкина, E-generator

«Матроскин, ты зачем нашу корову шоколадом кормишь?!» «Эх ты, Шарик, не понимаешь ничего… Раньше моя корова просто хорошее молоко давала, а теперь молоко с шоколадом давать будет!» В «Пятничном менеджере» – история придумывания в интернете рекламы мороженого «Простоквашино» и ее воплощения.

Эта статья посвящена демонстрации возможностей использования метода интернет-генерации в рекламе. На этот раз мы описываем процесс создания сценария для видеоролика на основе материалов, полученных в ходе работы интерактивного творческого агентства E-generator.ru.

Первым этапом на пути создания любого рекламного продукта, в том числе и видеоролика, является постановка задачи (составление творческого задания). Затем следует этап генерации идей, цель которого заключается в поступлении как можно большего числа вариантов, представляющих максимально возможное число точек зрения. После генерации происходит отбор наиболее жизнеспособных идей и доведение их до полноценного сценария. Окончательному выбору сценария, как правило, предшествует тестирование вариантов на целевой аудитории. Затем сценарий передается в производство.

Каждый из этих этапов освещен в данной статье.

Постановка задачи

Требовалось создать сценарий видеоролика для мороженого «Кот Матроскин», производимого под зонтичным брендом «Простоквашино» компании «Альтер-Вест». Это мороженое в вафельном стаканчике, упакованное в полипропиленовый пакетик типа «флоу-пак». Обычно подобный продукт выпускается без упаковки и специфических брендовых характеристик. Мороженое в вафельном стаканчике является на сегодняшний день самым продаваемым и самым дешевым видом мороженого в России.

Компания «Альтер-Вест» приступила к выпуску мороженого в стаканчиках после подписания лицензионного соглашения с Эдуардом Успенским на использование персонажей из мультфильма «Простоквашино» на упаковке мороженого. Цена на мороженое «Кот Матроскин» выше, чем у конкурентов, тем не менее, продажи под этой маркой идут хорошо. Годовые продажи под маркой «Простоквашино» составили 40% от всего объема продаж компании «Альтер-Вест», причем больше половины приходится на марку «Кот Матроскин».

Перед компанией E-generator была поставлена задача: создать сценарий видеоролика, способный сформировать у потребителя убеждение, что вафельный стаканчик «Кот Матроскин» – это настоящее, «правильное» мороженое, соответствующее советскому стандарту качества. Характер продукта был заявлен как демократичный, поэтому следовало избегать какого-либо «новорусского» налета или пафоса. Ролик необходимо было выдержать в стиле мультфильма, характеры персонажей должны были полностью соответствовать оригинальным.

Данный заказ был сформулирован очень узко: у нас уже были готовые персонажи и их характеры, оставалось только придумать интересную ситуацию и хорошо ее обыграть.

Генерация

Мы разбиваем генерацию на два этапа:

1) фиксация любых предлагаемых вариантов, близких к требованиям, указанным в творческом задании, корректировка (сортировка вариантов по направлениям, выбор наиболее адекватных направлений, выбор наиболее удачных вариантов в рамках выделенных, чтобы они служили ориентиром для дальнейшей работы)
2) генерация с учетом корректировки (или корректировок).

Ниже мы приводим небольшую часть оформленных идей, но еще не доведенных до полноценных сценариев. Их можно условно разбить на три направления:

1) пародия на мультфильм (замена фигурирующих в мультфильме предметов на рекламируемый товар);
2) шутки, обыгрывание характеров персонажей;
3) процесс производства мороженого.

Направление «пародия»

Вариант «Дядя Федор заболел»
Автор: Игорь Варгафтик

Деревенский дом. Дядя Федор лежит в кровати, с шарфом на шее. Вокруг суетятся родители. Мама:
- Как же ты умудрился летом заболеть, Дядя Федор?
Шарик:
- А это все Матроскин виноват!
Передразнивает голосом Матроскина:
- Скушай, Дядя Федор, еще стаканчик мороженого, оно такое вкусное, настоящее, правильное!
Своим голосом продолжает:
- А как мороженое может быть правильным, если в нем колбасы нет?!
Матроскин:
- Балбес ты, Шарик. Вот скажи мне, что главное в мороженом?
Шарик:
- Вкус?
Мама:
- Молоко?
Папа:
- Вафельный стаканчик?
Дядя Федор (хриплым голосом):
- Количество!
Матроскин (с важным видом, расхаживая взад–вперед):
- Да, но главное, чтобы это мороженое было настоящим! Вот у меня оно настоящее, поэтому у него и вкус, и молоко, и стаканчик вафельный, все самое лучшее есть!
Пэкшот. Подпись: «Это настоящее мороженое. Эдуард Успенский».
Диктор: - «Матроскин» - Это настоящее мороженое!

Направление «шутки, обыгрывание характеров персонажей»

Вариант «Корова и шоколад»
Автор: Спицына

Поляна, деревенский дом.
Матроскин кормит корову шоколадом. В кадре появляется Шарик.
Шарик:
- Матроскин, ты зачем нашу корову шоколадом кормишь?!
Матроскин:
- Эх ты, Шарик, не понимаешь ничего… Раньше моя корова просто хорошее молоко давала, а теперь молоко с шоколадом давать будет. А мы из него настоящее мороженое шоколадное делать будем…
Шарик:
- Матроскин, а, может, ее мясом кормить, она нам колбасу давать будет!
Матроскин:
- Балбес ты, Шарик. Кто ж корову-то мясом кормит? Корова - животное нежное, ее настоящим шоколадом кормить надо, тогда и молоко настоящее будет, и мороженое тоже…
Пэкшот. Логотип «Альтервест». Подпись на экране «Это настоящее мороженое. Эдуард Успенский».
Голос диктора:
«Матроскин» - Это настоящее мороженое!

Вариант «Правильное имя»
Автор: Сергей Зорохович, Юрий Белоусов

В комнате Дядя Федор, Матроскин, Шарик и галчонок. На столе стоит ящик мороженого. Все держат в руках (лапах) по стаканчику. Кот Матроскин, облизывая мороженое:
- А хорошо, дядя Федор, мы придумали – мороженое из молока делать. И едим в свое удовольствие, и людЯм правильное мороженное поставляем.
Шарик:
- Я одного не пойму, почему это мороженое «Матроскин» называется?
Матроскин:
- А как еще правильное мороженое может называться? Это же стаканчик, а не шарик...
Дядя Фёдор:
- Ну не ссорьтесь, друзья! Главное, что мороженное у нас настоящее, правильное!
Пэкшот. Надпись: «Это настоящее мороженое! Эдуард Успенский»
Шарик:
- А если бы это шарик был, а не стаканчик, как бы назвали?
Матроскин:
- Вот если бы это был бы шарик, а не стаканчик, назвали бы его шарик... Матроскина... Правильное мороженое должно иметь правильное имя. А тебе, Шарик, с именем не повезло.

Направление: «Производство мороженого»

Вариант «Мороз»
Автор: Павел Стандзонь

Зима. Деревня. Шарик, одетый в валенки и шубу, доит корову.
Крупно. Полное ведро молока.
Шарик бежит от сарая к дому по морозу.
Открывается дверь в дом.
На пороге Шарик, весь в инее, лед на усах. За столом сидят дядя Федор и кот Матроскин.
Шарик:
- Вот, надоил! Парное, настоящее молоко! Подставляй чашки!
Пытается из ведра налить в стакан. Из ведра вываливается огромный кусок белого льда.
Матроскин:
- Эх! Говорил же я, корову в доме держать надо!
Дядя Федор:
- Это уже не парное молоко, а мороженое какое-то…
Матроскин:
- Эврика!
Следующий кадр.
За столом сидят Шарик, дядя Федор и Матроскин. Все едят мороженое.
Дядя Федор:
- А мороженое у тебя, Матроскин, настоящее получается!
Пэкшот. Логотип «Альтер-Вест». Подпись на экране «Это настоящее мороженое. Эдуард Успенский». Голос диктора:
«Матроскин» - Это настоящее мороженое!
Матроскин:
- Хоть ты и балбес, Шарик, но польза от тебя, какая-никакая, да есть!

Выбор варианта и доведение его до полноценного сценария

В нашем случае не обязательно проводить тестирование вариантов на фокус-группах, так как задача была сформулирована предельно узко – сценарий должен быть близок по своей подаче на мультфильм «Простоквашино» и хорошо передавать образы главных героев. Выбор пал на вариант «Правильное имя». Перед тем, как передать сценарий в производство, необходимо было его сократить и доработать. Также было принято решение заменить дядю Федора на Печкина как более фактурного персонажа.

Вариант «Правильное имя»

Мультипликация. Крупно логотип «Альтервест». Логотип уходит в расфокус, на фоне него появляется интерьер деревенского дома из мультфильма «Простоквашино». За столом сидят кот Матроскин, Шарик и Печкин. На столе стоит блюдо со множеством стаканчиков мороженого (в упаковках). Все едят мороженое. Печкин поедает мороженое таким же образом, как в оригинальном мультфильмы конфеты («за два укуса»). Кот Матроскин, облизывая мороженое, говорит довольным голосом:

Крупно логотип «Альтервест». Логотип уходит в расфокус, на фоне него появляется интерьер деревенского дома из мультфильма «Простоквашино». За столом сидят кот Матроскин, Шарик и Печкин. На столе стоит блюдо со множеством стаканчиков мороженого (в упаковках). Все едят мороженое. Печкин поедает мороженое таким же образом, как в оригинальном мультфильмы конфеты («за два укуса»). Кот Матроскин, облизывая мороженое, говорит довольным голосом:

- А все-таки, правильно мы придумали – мороженое делать.
В окно всовывается голова Мурки. Матроскин нежно обнимает её за шею, начинает гладить и говорит:
- Наша Мурка, наше молоко, наше…
В этот момент Мурка языком слизывает за раз все стаканчики с блюда и начинает жевать. При этом Печкин пытается удержать блюдо. Матроскин снисходительно, с улыбкой:
- … мороженое…
Матроскин тут же достает из-под стола новое блюдо со стаканчиками, продолжает:
- …простоквашинское…
Шарик недовольным голосом:
- Я одного не пойму, почему это мороженое наше…
Шарик смотрит на упаковку. Крупно упаковка с надписью «Матроскин».
- …а называется «Матроскин»?

Матроскин, важно:
- А как еще! Это же стаканчик, а не шарик...
Печкин, не отрываясь от поедания мороженого:
- Стаканчик... шарик… Главное, чтобы мороженое правильное было!

Изображение расплывается и становится фоном. Пэкшот. Подпись на экране «Это настоящее мороженое. Эдуард Успенский». Голос диктора:
«Матроскин» – Это настоящее мороженое!

Шарик, в руках держит мороженое, задумавшись:
- А если бы это шарик был?
Матроскин:
- Вот тогда… назвали бы его шарик... Матроскина... Правильное мороженое должно иметь правильное имя. А тебе, Шарик, с именем не повезло…

Для того чтобы сюжет лучше воспринимался, создается аниматика: упрощенная мультипликация с наложенным рабочим текстом. Аниматика позволяет оценить, понятна ли история и попадает ли ролик в хронометраж. Не всегда текстовая шутка может быть хорошо реализована в видео или мультфильме. Аниматика также используется при тестировании сценариев на фокус-группах, т.к. тексты проверять бессмысленно и неэффективно, поскольку тестируемые не всегда обладают режиссерским воображением.

После того, как подготовили аниматику, было решено немного изменить сценарий. Действие вынесли на свежий воздух, чтобы показать натуральность продукта, а также добавили холодильник с логотипом «Альтер-Вест», так как мороженое надо откуда-то доставать. Сценарий пришлось еще подрезать, т. к. он не умещался в хронометраж.

Ниже режиссерский сценарий мультфильма. Заметим, что в процессе написания режиссерского сценария добавился еще один момент: «Печкин смотрит на один стаканчик, потом на другой, затем сдвигает два стаканчика вместе и лижет их одновременно».

N т Описание видеоряда Звук
1 3 Общий заявочный план, идет небольшой наезд. Простоквашинский дом с логотипа, только в летнем варианте. На лужайке перед домом стоит холодильный короб на колесиках (в таких развозили мороженое на пляжах) с надписью «МОРОЖЕНОЕ» (шрифт, как у логотипа «Альтер-Вест») и крупным логотипом «Простоквашино». За холодильником стоит кот Матроскин он вытаскивает из холодильника упаковку мороженого, упаковка бликует. Справа от холодильника стоит почтальон Печкин со стаканчиками мороженого в обеих руках. Справа к Печкину подходит корова. Слева стоит Шарик в кепке и разглядывает упаковку с мороженым. Начинается музыка. Через секунду звучит голос Матроскина: - А все-таки, правильно мы придумали…
2 3 Средний план. В кадре Матроскин и Печкин. Матроскин держит упаковку с мороженым за нижнюю часть. Хорошо видна этикетка. Вторая лапа движением сверху вниз снимает упаковку, в лапе остается вафельный стаканчик с белой шапкой мороженого. После реплики Матроскин лижет его. Все это время Печкин быстро по очереди лижет стаканчики мороженого из двух рук. Сочный звук разрываемой упаковки. Матроскин: - мороженое делать.
4,5 Корова входит в кадр. Матроскин, увидев корову, протягивает к ней лапы, говорит ей добрые слова. Корова в ответ тянет голову к Матроскину, но неожиданно на словах «мороженое…» слизывает мороженое из руки у Печкина. Печкин удивляется, но на следующем слове «простоквашинское» Матроскин моментально вынимает из холодильника и протягивает Печкину новую упаковку, на холодильнике хорошо читается надпись «Простоквашино». Матроскин: - Наша Мурка, наше молоко, наше мороженое… (Звук слизывания.) простоквашинское
4,5 Камера переводится влево. За кадром остаются корова и Печкин, в кадре появляется Шарик в кепке. Шарик говорит. Наезд на Шарика с упаковкой до крупного плана. Шарик заканчивает вопрос. На слова «Матроскин» хорошо читается надпись на упаковке у него в лапах. Шарик: - Я одного не пойму, почему это мороженое наше…, а называется Матроскин?
3.5 В кадр справа всовывается голова Матроскина. Морда Матроскина почти вплотную приближается к носу Шарика. Рука Матроскина одним движением срывает упаковку и в руках Шарика остается стаканчик с мороженым, видна структура мороженого. На словах «а не шарик» Матроскин рукой указывает на стаканчик. Матроскин: - А как же еще? Это же стаканчик… (сочный звук разрываемой упаковки) а не шарик!
3 4 Средний план. Печкин с двумя морожеными. Печкин смотрит на один стаканчик, потом на другой, затем сдвигает два стаканчика вместе и лижет их одновременно. Печкин: - Стаканчик... шарик… Главное, чтобы мороженое правильное было!
4 4.5 Пэк-шот. Трехмерная блестящая упаковка мороженого. Подпись с упаковки на экране 'Это настоящее мороженое. Эдуард Успенский'. В правом верхнем углу экрана логотип «Альтер-Вест», солнышко на логотипе облизывается. Затем диктор продолжает. Голос диктора: «Матроскин» - настоящее простоквашинское мороженое! Звук слизывания. Голос диктора: - От компании Альтер-Вест.
5 3 Средний план. Шарик и Матроскин. Шарик удивленно смотрит на стаканчик с мороженым. Матроскин натягивает Шарику кепку на глаза и ехидно говорит. Матроскин: - А тебе, Шарик, с именем не повезло!

Ролик был изготовлен видеостудией «Стрекоза» – видеостудия РГ «Мелехов и Филюрин», режиссер Михаил Васильев, художник-мультипликатор Юрий Прокофьев, звукорежиссер Даниил Чудинов.

Как упоминалось выше, рынок насыщен стаканчиками. Рекламой стаканчиков, как и вообще рекламой «эконом-класса» никто не занимался. «Талосто» продвигает свои «Слитки», рожок «Ля Фам», эскимо «Алиби», которые по цене стоят далеко выше, реклама Nestle – это реклама еще более дорогих продуктов. Компания «Альтер-Вест» поставила задачу занять сегмент недорогого мороженого, выпустив для этого серию «Простоквашино».

Алексей Дробинин, вице-президент компании «Альтер-Вест»: «Матроскин» - один из самых дешевых видов нашего мороженого, и, казалось бы, какой смысл его рекламировать, ведь заработок на нем ничтожный? На самом деле, все не так. Во-первых, цена на «Матроскина» совсем не бросовая. Если посмотреть на генезис этого продукта, то можно отчетливо проследить положительную динамику роста цены на стаканчик. Во время и после проведения рекламной кампании цена поднимется еще больше. Целесообразность рекламной кампании надо оценивать не по стоимости одной порции рекламируемой продукции, и даже не по прибыли от реализации этой порции, а по дополнительной марже, возникающей от роста продаж этого вида в целом, то есть в интеграле. И вот здесь и получается, что хотя порция «LUXUS» стоит значительно больше «Матроскина», но объемы продаж «эконом-класса» столь велики, что суммарная прибыль, возникающая от, скажем, удвоения продаж эконом- и премиум-классов оказывается одинаковой. При проведении рекламной кампании важно чтобы продукт был хорошо представлен в торговой сети. У «Матроскина» с этим проблем нет. Эффективность рекламного воздействия (при одинаковых денежных вложениях) будет тем выше, чем выше показатели потребительской лояльности и узнаваемости у рекламируемой торговой марки. И здесь опять трудно кому-то спорить с «Матроскиным». За это особо надо благодарить и Эдуарда Успенского, придумавшего Матроскина, и Аркадия Шера, нарисовавшего его в мультфильме, и конечно, Олега Табакова, придавшего этому коту бесподобные интонации.

Кроме того, «Матроскин» – это только первый персонаж в компании из Простоквашино, с которого мы начнем продвижение всего бренда «Простоквашино». Следующим будет рожок «Печкин», на котором маржа заметно выше. В целом задача состоит в том, чтобы сформировать в этой популярной, демократичной группе товаров бренд национального масштаба».

Рекламоспособность ролика «Матроскин» была по достоинству оценена жюри фестиваля рекламы «ПРОФИ-04» призовым местом. Критериями оценки была не только «художественная ценность», но и соответствие изготовленного продукта маркетинговой цели, поставленной заказчиком.

Фото: pixabay.com

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Олег Катасонов
Похоже на манипуляции сознанием вассалов. Вообще похоже, что от настоящего буддизьма ничего не о...
Все дискуссии
HR-новости
Каждый второй HR-специалист использует ИИ в подборе персонала

Искусственный интеллект берет на себя рутинные задачи и освобождает время на творческие.

Microsoft уволит тысячи сотрудников и инвестирует в ИИ

Это уже второе масштабное сокращение в 2025 году: в мае компания сократила 6 тыс. позиций.

Кадровый резерв в России сократился на 13% за год

Наибольшее количество незанятых трудовых ресурсов сосредоточено в Дагестане, наименьшее – в Санкт-Петербурге.

90% российских компаний отмечают влияние выгорания на бизнес

Однако с ментальным здоровьем сотрудников работают лишь 45%.