Инструкция по применению: как выбрать SMM-щика

SMM — явление уникальное, хотя бы потому, что само направление родилось совсем недавно и значительно моложе, чем большинство существующих компаний. И если раньше с ним мало кто хотел считаться, думая, что для бизнеса это необязательная роскошь, то сейчас уже никто не спорит, что  это незаменимое средство для продвижения. Правда, до сих пор мало кто понимает, как с этим инструментом работать. Поэтому в реальной жизни часто встречаешь запрос от собственников бизнеса о развитии социальных медиа, звучащий как «покажите, где мы во «ВКонтакте?». В итоге на эту должность берут специалиста широкого профиля, не понимая до конца, что с него спрашивать, и каких результатов ждать.

Зачем нам SMM?

Кто бы что ни говорил про миссию, желание сделать этот мир лучше, все равно главная задача любой компании — это получение прибыли. Ну, а для этого необходимо привлекать новых клиентов, поддерживать лояльность уже существующих, предлагать дополнительные услуги и многое другое. Большую часть этих задач решает работа с социальными медиа (Social Media Marketing).

В этом контексте SMM — это способ привлечения трафика или внимания к бренду и продуктам/услугам компании с помощью социальных сетей, блогов, форумов, сообществ. При этом не стоит навешивать этот функционал на офис-менеджера, продавца, администратора или дочь директора. Заниматься этим направлением в компании должен отдельный человек с определенными навыками и опытом. И это аксиома. 

SMM-специалист – кто это?

Давайте начистоту: сфера SMM привлекает подчас случайных людей, не имеющих квалификации и опыта. Сколько таких «займусь вашим аккаунтом за N-рублей» вам приходило на почту и в Директ? Потенциальным кандидатам тоже приходится несладко, работодатели требуют буквально «многфункциональности и многорукости»: чтобы и писал как бог копирайтинга, и картинки обрабатывал лучше всякого дизайнера, и акции продумывал круче, чем среднестатистический маркетолог. И о выполнении заранее согласованных KPI речи совсем не идет. Поэтому перед тем, как давать задание по поиску специалиста, подготовьте бриф со списком задач, и опишите сферу ответственности этого человека. 

Перейдем к основным компетенциями, которыми должен обладать или SMM-специалист, или аутсорсинговая компания, которая выполняет этот функционал:

  • Аккумулировать все вопросы, полностью отвечать за проект (компетенции аккаунт-менеджера).
  • Вносить предложения по корректировке планов, вложений бюджета, изменения площадок, учитывая динамику данных (компетенции стратег-менеджера).
  • Разбираться в цифрах, которые выдают различные программы аналитики и конвертировать их в выводы (компетенции веб-аналитика).
  • Наполнять площадки бренда текстовой, графической и прочей информацией; быть грамотным, подстраиваться под разные целевые аудитории (компетенции контент-менеджера).
  • Оформлять площадки бренда в соответствии с брендбуком, трендами и общей креативной концепцией компании (компетенции фотографа, дизайнера).
  • Отвечать от имени компании на вопросы, связанные с брендом. Должен владеть полной информацией о компании и ее бизнес-процессах. Договариваться с лидерами мнений в тематической среде, блогерами. Уметь работать с возражениями, формировать позитивное мнение о компании (компетенции коммьюнити-менеджера).
  • Нести ответственность за трафик на всех площадках бренда, включая сайт и другие продающие платформы, знать правила размещения рекламы, следить за обновлениями и многим другим  (компетенции трафик-менеджера).
  • Выстраивать работу с внешними площадками по распространению платного и бесплатного контента (компетенции PR-менеджера). 

При этом, как и в каждой современной профессии, SMM-специалисту необходимо постоянно развиваться, быть в курсе последних рейтинговых новостей, мемов, как регионального, так и мирового масштаба. Умение лавировать в этом потоке будет большим плюсом: вовремя поднятая «горячая» тема значительно повышает активность пользователей.

Все, что я перечислила выше, не может, да и не должно идеально выполняться одним человеком. Для настройки рекламы и веб-аналитики требуется математический склад ума, для выстраивания коммуникаций и написания текстов — гуманитарный, а для фотографии и дизайна нужен креатив. Каждая из обозначенных компетенций является узким направлением, в которых есть высококлассные профи.

В процессе поиска ориентируйтесь на рекомендации и на кейсы, максимально близкие к вашим потребностям. Обратите внимание, что наличие собственных активных аккаунтов в соцсетях или популярного личного бренда совсем не является обязательным для профессионала. Хорошие SMM-щики часто любят оставаться в тени, и это ничуть не делает их квалификацию ниже.

После определения компетенций и задач специалиста, компания необходимо сделать выбор между аутсорсингом (агентство/фрилансер) или штатным специалистом. Для крупной компании, возможно, понадобится целый отдел. Для небольшой — рекомендую нанимать специалиста, который возьмет на себя большую часть функционала, а задачи, в которых он менее компетентен, отдаст на аутсорсинг.

Давать ли тестовое задание? 

Да! Его объем должен быть таким, чтобы время выполнения занимало не более 30-60 минут. Но не стоит начинать знакомство с него — такое задание можно давать после прохождения первого собеседования или сделать онлайн в офисе. Вопросы и ответы на задание дают понять, как человек мыслит, принимает решения, какие вопросы задает, какими знаниями уже обладает, совпал ли с идеологией вашей компании. Также предлагаю уточнить, какие KPI сам себе может выставить специалист, что является показателями его работы.  

Поздравляю, первый этап пройден!

После того, как вы определитесь с функционалом и тем, кто будет за него отвечать, необходимо понять, какие могут быть точки контроля, и как, даже с поверхностными знаниями, увидеть эффективность работы SMM-направления для вашего бизнеса. Об этом я расскажу в следующей статье.

Комментарии
Директор по развитию, Москва

Ну уж если начистоту:

Когда вы сами хоть что-то покупали в соцсети или подписывались на группу бренда, что бы вас заваливали тонной не нужной вам информации? Зачем вообще подписываться на группу бренда, ради чего?

Верно, никогда не подписывались, если вы в здравом уме и ваше время стоит денег.

Нет продаж из соцсетей и не будет, потому как люди туда приходят за развлечениями и общением с друзьями, а никак не за покупками и нет смысла париться с SMMщиком, по большому счету он вам просто не нужен. Мои конкуренты все в соцсетях, но по выручке самый ближайший конкурент меньше меня в три раза, то есть соцсети им всем не помогают.

В каких случаях я использовал соцсети для общения с каким-либо брендом? Поругаться с сотовым оператором, когда мне неождиданно подключили платный тариф с ежедневным списанием денег который я не заказвыаал и всё. 

Кстати по поводу поругаться, это сразу всё выплывает в пубичную плоскость и мне не раз уже говорили бренды что я уронил их выручку потому как в соцсети написал про них негатив на ихней же странице (ну они того заслуживали, я счиатю что поступал справедливо так как их техподдержка не реагировала на мои обоснованные претензии). А не было бы оператора в соцсетях, что бы я сделал? Писал или звонил им бы в техподдержку, соцсети здесь имено на поругаться, а не заработать дополнительную маржу. зарабоать не получиться, а вот потерять вполне возможно.

Если вы очень большая компания, то вам нужен SMM для галочки, что бы дать возможность выпускать пар недоволными клиентами, и не более, во всех остальных случаях прироста ваших клиентов это вам не даст. Тратье бюджеты на более полезные вещи.

Менеджер, Украина

Что бы вы хотели бы видеть о компании с которой подумываете сотрудничать в ВК или ФБ? Что в их ленте поможет вам? Вот это же должно быть в вашей. Чтобы помочь вашим партнерам.

Генеральный директор, Челябинск

Формально хорошая, а на самом деле очень вредная статья. По крайней мере для малого бизнеса.

Если без этой статьи, то наймут хотя бы кого нибудь, хоть что нибудь может получится, и начнет накапливаться опыт работы с SMM.

Если только с этой статьей, то возникает полное замешательство: специалиста с таким набором компетенций найти невозможно. И вместо действий руководитель остается в ступоре и бездействии.

Эта статья могла бы быть ценной, если бы давала хоть какую то практическую рекомендацию - с чего начать. То есть если сузить поле вариантов.

Например, для большинства оффлайн-бизнесов имеет смысл начинать с публикации акций в городских сообществах.

Это уже может дать продажи, и одновременно с этим уменьшает поле вариантов в десяток раз.

Директор по продажам, Санкт-Петербург

Функционал написано-то верно. Всё, как положено и ожидаемо. Вопрос в том, что не уделено большого внимания конкретике.  Где ж его такого правильного найти? Чтоб и делал и ответственность нёс?( этот пункт особо понравился!)

Руководитель, Новосибирск
Олег Хан пишет:

Ну уж если начистоту:

Когда вы сами хоть что-то покупали в соцсети или подписывались на группу бренда, что бы вас заваливали тонной не нужной вам информации? Зачем вообще подписываться на группу бренда, ради чего?

Верно, никогда не подписывались, если вы в здравом уме и ваше время стоит денег.

Нет продаж из соцсетей и не будет, потому как люди туда приходят за развлечениями и общением с друзьями, а никак не за покупками и нет смысла париться с SMMщиком, по большому счету он вам просто не нужен. Мои конкуренты все в соцсетях, но по выручке самый ближайший конкурент меньше меня в три раза, то есть соцсети им всем не помогают.

В каких случаях я использовал соцсети для общения с каким-либо брендом? Поругаться с сотовым оператором, когда мне неождиданно подключили платный тариф с ежедневным списанием денег который я не заказвыаал и всё. 

Кстати по поводу поругаться, это сразу всё выплывает в пубичную плоскость и мне не раз уже говорили бренды что я уронил их выручку потому как в соцсети написал про них негатив на ихней же странице (ну они того заслуживали, я счиатю что поступал справедливо так как их техподдержка не реагировала на мои обоснованные претензии). А не было бы оператора в соцсетях, что бы я сделал? Писал или звонил им бы в техподдержку, соцсети здесь имено на поругаться, а не заработать дополнительную маржу. зарабоать не получиться, а вот потерять вполне возможно.

Если вы очень большая компания, то вам нужен SMM для галочки, что бы дать возможность выпускать пар недоволными клиентами, и не более, во всех остальных случаях прироста ваших клиентов это вам не даст. Тратье бюджеты на более полезные вещи.

Олег, как здорово, что вы нашли время и написали такой развернутый ответ! Отличный кейс мне в копилку, что недовольные клиенты всегда найдут время высказать негатив, а с довольными нужно работать чуть дольше)))

Я, как человек который очень ценит свое время и должен оставаться в курсе событий, подписана на много групп и людей. К некоторым я заглядываю, когда есть конкретный вопрос, по другим у меня стоят пуш-уведомления на все новые посты.

Скажем честно, рекламы вокруг слишком много. Что бы запомнить и захотеть купить бренд, нам нужно не менее 5-7 касаний. Соц.сети - это одно из очень важных касаний.

Соц.сети не продают? Продаю, если грамотно выстроена маркетинговая стратегия продвижения всей компании.

Соц.сети не генерируют трафик? Да, если вы не вкладываете сюда бюджет.

Соц.сети не нужны? возможно именно вашей компании, да. у других компаний будет свой ответ. 

Вопрос продвижения решается намного легче, если компании поймут, что не люди должны приходить в соц.сети компаний. А компании в соц.сети людей)))

 

Руководитель, Новосибирск
Максим Баранник пишет:

Что бы вы хотели бы видеть о компании с которой подумываете сотрудничать в ВК или ФБ? Что в их ленте поможет вам? Вот это же должно быть в вашей. Чтобы помочь вашим партнерам.

Верно заметили, Максим, спасибо. Это про контент. Я во второй части расскажу про это. А то слишком много заталкивать бы пришлось.

Руководитель, Новосибирск
Александр Селезнев пишет:

Формально хорошая, а на самом деле очень вредная статья. По крайней мере для малого бизнеса.

Если без этой статьи, то наймут хотя бы кого нибудь, хоть что нибудь может получится, и начнет накапливаться опыт работы с SMM.

Если только с этой статьей, то возникает полное замешательство: специалиста с таким набором компетенций найти невозможно. И вместо действий руководитель остается в ступоре и бездействии.

Эта статья могла бы быть ценной, если бы давала хоть какую то практическую рекомендацию - с чего начать. То есть если сузить поле вариантов.

Например, для большинства оффлайн-бизнесов имеет смысл начинать с публикации акций в городских сообществах.

Это уже может дать продажи, и одновременно с этим уменьшает поле вариантов в десяток раз.

Александр, моя компания не берет в работу только соц. сети. В основном начинаем со стратегии, а дальше по всем каналам. А вот как к консультанту приходят. Когда я рассказываю, что спрашивать с SMM, объясняю также про возможности аутсорсинга, и плюсы\минусы работы 1 специалиста in-house. В идеале для небольшого оффлайн бизнеса собственнику нужно начать с собственных геоточек, заведения аккаунтов с минимальной информацией. Обязательно делать мониторинг отзывов, хорошо на старте сделать кобрендинговую активность со смежными направлениями или блогерами схожей тематики. Через программы постинга 1 пост можно размещать в 4 соц.сетях. Т.е. в принципе при минимальных бюджетах можно и нужно делать самому. И пусть рядом лежит шпаргалка из обязательных пунктов, к которым можно стремиться)

Руководитель, Новосибирск
Валерий Андреев пишет:

Функционал написано-то верно. Всё, как положено и ожидаемо. Вопрос в том, что не уделено большого внимания конкретике.  Где ж его такого правильного найти? Чтоб и делал и ответственность нёс?( этот пункт особо понравился!)

Не можете найти в команду, возьмите на аутсорсинге агентство или человека. Маркетологи сейчас свободу любят, правда тяжело найти в штат на постоянку(

Директор по маркетингу, Москва

Ульяна, здравствуйте. 

Спасибо Вам от души, что беретесь объяснять людям, что без этого нынче никак особенно в fmcg и В2В. Многие ещё долго не поймут реальную пользу такого специалиста, но всему свое время. Люди растут вместе со своим бизнесом...и наоборот, к сожалению, тоже.

Заметил незначительные нестыковочки, что показывает небольшую глубину Вашего дайвинга в теме. Все гораздо серьёзней и важнее, ну да ладно. Есть пара вопросов по тексту.

1. Что конкретно предлагаете тестировать новому SMMщику в качестве проверки его компетенций?

2. Привлекаете ли сторонних экспертов в оценке профпригодности кандидата? (тех людей, которые могут читать статистику и аналитику не поверху. Цифры могу показать положительную динамику и по трафику и по конверсии, а продажи вместе с этим могут упасть).

3. Ну и вопрос как к зачинщику темы. Взяли ли бы Вы SMMщика из сектора онлайн-образования или инфобизнеса на промоушн электронных гаджетов или фэшн-сегмента? 

Руководитель, Новосибирск
Дмитрий Ляшенко пишет:

Ульяна, здравствуйте. 

Спасибо Вам от души, что беретесь объяснять людям, что без этого нынче никак особенно в fmcg и В2В. Многие ещё долго не поймут реальную пользу такого специалиста, но всему свое время. Люди растут вместе со своим бизнесом...и наоборот, к сожалению, тоже.

Заметил незначительные нестыковочки, что показывает небольшую глубину Вашего дайвинга в теме. Все гораздо серьёзней и важнее, ну да ладно. Есть пара вопросов по тексту.

1. Что конкретно предлагаете тестировать новому SMMщику в качестве проверки его компетенций?

2. Привлекаете ли сторонних экспертов в оценке профпригодности кандидата? (тех людей, которые могут читать статистику и аналитику не поверху. Цифры могу показать положительную динамику и по трафику и по конверсии, а продажи вместе с этим могут упасть).

3. Ну и вопрос как к зачинщику темы. Взяли ли бы Вы SMMщика из сектора онлайн-образования или инфобизнеса на промоушн электронных гаджетов или фэшн-сегмента? 

Дмитрий, доброго дня. Спасибо за комментарий. С удовольствием обсужу "нестыковочки" в личной переписке. Всегда приветствую мнение профессионалов! Подобныю статью - инструкцию писала для владельцев одной организации - получалось 10 страниц с заданиями, здесь такой глубинный текст никто бы читать не стал))) По вопросам:

1. Тестирование в соответствии с задачами, которые стоят у организации как первостепенные. Если первейшая задача супер -  wow тексты, пусть человек напишет пару абзацев в соответствии с идеологией компании. Если трафик, пусть покажет на примере какого - то прошлого опыта как делает настройки в рекламном кабинете.

2. У меня агентство, которое занимается созданием маркетинговых стратегий, со специализацией в мониторинге, репутации, комьюнити. Клиенты приходят из  совершенно разных областей и под каждый проект я собираю команду. Если беру нового человека, то тестирую на конкретной задаче я и узкий специалист этого направления. Это касается любой области работы.

3. У меня есть мнение основанное на своем 5 летнем опыте работы с проектами. Научиться и разобраться можно почти во всех сферах рынка, если получаешь кайф от своей работы. Если человек Хочет в новую сферу, значит он читал, разбирался, поговорил с лидерами сегмента, посмотрел вебинары, поучился у опытных товарищей и т.д. Да, возьму.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Эксперты: 4-дневная рабочая неделя приведет к снижению зарплат

Закон не препятствует пропорциональному снижению ФОТ при переходе на четырехдневную рабочую неделю.

75% россиян не верят в пенсии

Три четверти россиян не верят в пенсии, показал опрос Райффайзенбанка. А те кто верят, полагают, что она составит всего 10-20 тыс. руб.

Японцы доказали, что при четырехдневной рабочей неделе производительность растет. В Microsoft сообщили о росте на 40%

Японское подразделение Microsoft подвело положительные итоги месячного эксперимента по переходу на четырехдневную рабочую неделю.

 
Кто счастлив в России?

Самыми счастливыми оказались - медики, госслужащие и HR-ы. Об этом сообщается в исследовании Headhunter.