Медиатренды-2019: как будет развиваться рынок информации

Есть у меня тайная страсть: люблю читать всевозможные прогнозы. Материализуются они обычно в конце года или в самом начале года грядущего. И чем дальше простираются предсказания экспертов, тем смелее высказываются те или иные гипотезы. Это как в старой притче про Ходжу Насреддина: «Тут или падишах загнется или ослик копыта откинет…». Собственно, не смог преодолеть искушения, прикоснуться к чудесному отчету Reuters & Oxford University о трендах в медиа в 2019, тем более, что это то будущее, которое, как говорится, можно будет потрогать руками уже в этом году.

1. Аудитория утрачивает доверие к информации

Один из главных тезисов, упомянутый в отчете – утрата доверия аудитории к информации из соцсетей и всевозможных UGC-платформ (User generated content, пользовательский контент. – Executive.ru). К сожалению, информационные войны, где фейки являются главным оружием, дают о себе знать. Все больше обывателей начинают понимать суть кликбейта и fake news. Всевозможные «распятые мальчики» и «визуализации компьютерных игр» вместо реальной хроники боевых действий, наконец-то добрались до «медвежьих углов». И если раньше очередную «дичь» обсуждали неделю, то сегодня уже через несколько часов можно прочесть опровержение на прилетевший совсем недавно фейк.

Причем, с текущим ритмом жизни рядовой пользователь иной раз даже не успевает схватиться за прилетевшую «утку», как вслед за ней уже летит вся история «случившейся магии» с обязательным, как водится, сеансом ее разоблачения. Почему так происходит?

2. Пользователи исследуют происхождение «уток»

Во-первых, постепенно у аудитории формируется критическое мышление и навык перепроверять кажущиеся столь очевидными на первый взгляд факты.

Во-вторых, высокоскоростной мобильный интернет и социальные платформы, разрушившие монополию медиа на дистрибуцию контента, добравшись до глубинки, постепенно служат противоядием для распространяющихся небылиц. Сегодня читателю ничего не мешает прочесть не только саму новость, но и уточнить ее происхождение и проанализировать различные экспертные оценки ситуации.

3. Роль экспертов повышается

Что это значит для нас, пиарщиков? Во-первых, растет значимость работы с экспертами. Их мнения и оценки, особенно в кризисных ситуациях, критически важны. От того, что и как они будут транслировать, зависит скорость и контекст итоговой информационной повестки. Посмотрите, например, как Правительство России работало с темой повышения пенсионного возраста. В какой-то момент даже противники по политическому лагерю начали говорить о неизбежности пенсионной реформы. При этом набор базовых тезисов был очень гомогенен.

4. Скорость имеет значение

Второй аспект – курс на открытость и скорость реакции. С учетом растущего недоверия к информации из соцсетей, общество ждет от вас буквально мгновенной реакции по возникающим резонансным ситуациям. И здесь крайне важно быть максимально точными в формулировках. Обидно, когда представители одного и того же ведомства или компании при массовых коммуникациях в кризисе порой одновременно говорят взаимоисключающие тезисы. Это лишь множит панику и скепсис.

5. Серьезные медиа берегут репутацию

Следующий пункт из вышеупомянутого отчета касается классических медиа. Постепенно, если верить авторам доклада, к площадкам приходит осознание значимости репутации в долгосрочной перспективе. Однажды у меня был весьма любопытный диалог с руководителями редакций уважаемых изданий. Я спросил, почему стало модным публиковать материалы с формулировками: «Возможно…», «Вероятно…», «Не исключено, что…». Где под видом фактов выдаются совсем уж дикие предположения.

Например, «Возможно Россия передаст Курильские острова Японии» и т. д. На что мне был дан довольно циничный ответ: «Все решает трафик. Трафик – это деньги. Не напишу я, напишет сосед по цеху. Все так делают. Если идти против течения, останешься и без читателей, и без денег…». Так вот, если посмотреть на то, как западные медиа начинают говорить о внедряемых ими методах верификации контента и работы с источниками, закрадывается робкая надежда на то, что когда-нибудь мы вновь сможем верить печатному слову, не проверяя его в трех источниках.

6. Фейки могут быть опровергнуты

Что из этого следует для профессиональных коммуникаторов? Первое – не бойтесь опровергать фейки. И чем скорее, тем больше шансов вступить на подножку взлетающего хайпа.

Второе – чем серьезнее издание, тем выше по иерархии можно подниматься в поисках справедливости. К сожалению, как показывает жизнь, судебные решения существенного влияния на имидж пострадавшей стороны не оказывают. Безусловно, наличие опровержения со стороны распространявшего фейки СМИ всегда лучше прозвучавшего и оставшегося без ответа обвинения, но путь к правде нередко долог, тернист и требует существенных финансовых затрат. Тогда как «обидчик» своими грязными ботинками все это время будет с удовольствием оттаптываться на вашем добром имени. Увы, жизнь – это боль, как говорили классики.

7. Время «портянок» прошло

Следующий пункт отчета касается формата подачи информации. Многие площадки обратили внимание на Stories. Это значит, что текстовые «портянки» уходят в прошлое. Контент трансформируется, хранится меньше, становится короче и требует большей вовлеченности аудитории. Здесь и сейчас. Желательно с видео и звуком. Я бы еще добавил: «И с субтитрами». Поскольку значительную часть контента пользователи потребляют с мобильных устройств в общественных местах. Для нас, пиарщиков, это значит, что всевозможные отчетные и обзорные видео можно смело делать не больше одной-двух минут. И обязательно их титровать.

8. Подписная модель становится популярной

Еще одно любопытное наблюдение из доклада – курс медиа на подписную модель. Хочешь качественный контент – плати. И тут у пиарщиков, как мне кажется, два пути: специальные проекты с медиа или производство собственного контента. Здесь в качестве примера я бы вспомнить историю «Калашников Меdia». Коллеги утверждают, что перестали работать по модели «Пресс-релиз – рассылка – публикация – отчет». Делая упор на создание собственного эксклюзивного контента, они научились стимулировать рост цитируемости своего бренда за счет заимствований их материалов традиционными медиа с обязательным упоминанием источника. Звучит неплохо.

9. Аудитория Facebook стареет

И последнее, о чем хотелось бы сказать. Минувший флешмоб #10yearschallenge в Facebook показал, что аудитория соцсети стареет. Постепенно некогда модный и прогрессивный «фейсбучек» превращается в филиал «Одноклассников», да простят меня коллеги из этой уважаемой площадки, знаю и про крутость, и про молодость аудитории, но стереотипы вещь стойкая.

Тем не менее, думаю, что у каждого пользователя социального общежития под названием Facebook уже возникали ситуации, когда благодаря существующим уведомлениям получалось поздравлять с днем рождения ушедших в мир иной друзей. Механизмы ретро-уведомлений лишь добавляют дровишек к мыслям о неизбежном конце. Так вот, это еще один мостик для встраивания собственной повестки в жизнь вашей аудитории. Мода на ретро не иссякнет. Сегодня – это 1990-е. Не за горами очередной флешмоб по 2000-м годам.

Так я вижу. Ваша Ванга (с).

Расскажите коллегам:
Комментарии
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Олег Катасонов
Похоже на манипуляции сознанием вассалов. Вообще похоже, что от настоящего буддизьма ничего не о...
Все дискуссии
HR-новости
Каждый второй россиянин уже использует ИИ в работе

81% видят в развитии ИИ-технологий новые карьерные возможности.

Большинство российских компаний внедряют программы well-being

В условиях дефицита кадров компании стали чаще внедрять или расширять программы благополучия сотрудинков.

Каждый второй HR-специалист использует ИИ в подборе персонала

Искусственный интеллект берет на себя рутинные задачи и освобождает время на творческие.