Цифровой переворот: без интернета вашему бизнесу не выжить

Добиться стабильности в бизнесе сегодня сложнее, чем когда-либо в прошлом. Трудно достичь прочного конкурентного преимущества, а добравшись до вершины, трудно на ней удержаться. Так, согласно американской статистике, 52% компаний, входивших в Fortune 500 в 2000-м году, уже не существуют. Еще один характерный показатель: средний срок жизни компаний, входящих в Standard & Poor’s 500, который в 1960 году составлял 60 лет, к 2020 снизится до 12 (оценка).

бизнес

Причина такого пятикратного сокращения срока лидерствапереход бизнеса на цифровые рельсы, свидетелями и участниками которого мы являемся. Так называемый «Цифровой переворот» (Digital Disruption) – горячая тема и среди аналитиков, и в советах директоров компаний.

Бизнес становится цифровым «по умолчанию»

С одной стороны, никто не хочет повторить судьбу Kodak, упустившего момент перехода с пленки на «цифру» в фотографии. С другой стороны, Amazon, Uber, Airbnb и другие показывают, как можно воспользоваться цифровым переворотом – придумать и реализовать радикально новые схемы ведения бизнеса. Прошли времена, когда интернет рассматривался как дополнение к офлайн-бизнесу сначала в роли онлайн-витрины, затем в роли онлайн-магазина. Выход на сцену жизни новых поколений – молодежи, буквально живущей в сети – заставляет бизнес становиться онлайновым («цифровым»), в первую очередь, по умолчанию.

Какие-то отрасли и страны цифровой переворот затронул раньше и сильнее, кого-то меньше. Первыми под каток попали медиа и развлечения, затем телекомы и банки. Но и по общему мнению аналитиков, и по результатам опросов менеджеров компаний, в итоге в той или иной степени он затронет всех.

Цифровой переворот заключается в том, что офлайновый бизнес в каком-то смысле становится дополнением к интернету, а не наоборот. Не верите? Спросите у Сбербанка. Цитирую первого зампреда Льва Хасиса, его комментарий для РБК: «Для банков участие в гонке за клиента в цифровом пространстве становится вопросом жизни и смерти… Сегодня Сбербанк – это, по сути, IT-компания с банковской лицензией, а физическая сеть все больше становится интерфейсом, дополняющим возможности наших удаленных каналов обслуживания». Так как банки одними из первых подверглись цифровому перевороту, их опыт поучителен для других отраслей. Например, такой факт: сегодня больше половины клиентов, принимающих решение о переходе в другой банк, в качестве причины указывают… что бы вы думали? Не низкие ставки и не наличие офиса в шаговой доступности – неудовлетворительное банковское мобильное приложение! Причем сегодня это не просто приложение для смартфона, позволяющее контролировать свой счет, осуществлять переводы и платежи – наиболее продвинутые банки видят себя в роли финансового советника, помогающего клиенту (к обоюдной выгоде) делать правильные покупки по выгодной цене.

Книгоиздание также в числе лидеров цифрового переворота. Сегодня мы все чаще узнаем о новых книгах от друзей в соцсетях и заказываем их либо в электронном виде, либо онлайн с доставкой на дом. Причем зачастую книга не лежит на складе, а печатается по требованию, под заказ. Бывает, что я просто захожу в книжный магазин, чтобы побродить между стеллажей, полистать не цифровую, а «аналоговую» книгу. Но издательство, которое не развернет всю свою деятельность от интернета, вряд ли выживет. Причем это касается работы и с читателями, и с писателями. Помните, была такая профессия – машинистка? В более-менее крупных организациях были машбюро – где они сейчас? Сначала мы все стали сами себе машинистами, теперь каждый желающий может стать сам себе издателем, воспользовавшись услугой печати по требованию (Print on Demand).

Как люди и вещи получили цифровые интерфейсы

Цифровой переворот стал возможен благодаря сочетанию социальных сетей, мобильных приложений, аналитики «больших данных» и облачных технологий (SMAC – social, mobile, analytics, cloud). Почему именно эта комбинация, что объединяет эти технологии? Они дают возможность обойтись без человека, заменив его «роботом», в областях деятельности, в которых раньше это было немыслимо. (Разумеется, речь идет не о карикатурных человекообразных роботах, а о программном обеспечении в облаке, взаимодействующем с потребителями через мобильные приложения и умеющем собирать и анализировать информацию, поступающую от объектов реального мира и из социальных сетей.)

Возьмем, например, продажи. До сих пор, чтобы что-то продать, надо было установить контакт с покупателем. Просто вывесить информацию о товаре на сайте, как правило, недостаточно – нужно нанять продавца, который позвонит потенциальному клиенту, а то и съездит и встретится с ним лично. А теперь Uber или «Яндекс-такси» демонстрируют, что робот может обслуживать потребителя даже лучше, чем оператор-человек. Это стало возможным благодаря тому, что теперь у большинства есть смартфоны (у молодого поколения – практически поголовно). Нужна свежая бизнес-идея, опирающаяся на новые возможности, достаточно удобное мобильное приложение и умный робот в сети – и миллионы клиентов ваши.

Причем надо иметь в виду, что смартфон – это даже больше, чем мобильный компьютер с постоянным подключением к сети: например, благодаря встроенным сенсорам приложение (следовательно, и робот) знает, где вы находитесь, куда движетесь (GPS) и насколько активно (акселерометр). Это дает самые неожиданные применения. Например: как «Яндекс» получает информацию о пробках? Через мобильное приложение, которое сообщают роботу «Яндекса», где находится водитель, и с какой скоростью движется (или стоит в пробке). А на Западе есть сервис, который аналогичным образом, но уже используя GPS в сочетании с акселерометром, обнаруживает ямы на дорогах – тоже полностью автоматически! Плюс к смартфону могут подключаться носимые браслеты и часы, которые способны измерять ваш пульс, например. На этом можно строить приложения для контроля собственного здоровья или для мониторинга больных и немощных людей.

Дополнительные возможности открывает «интернет вещей» (Internet of Things). Если мобильные приложения – это цифровой интерфейс к людям, то интернет вещей – это цифровой интерфейс ко всему остальному – к «умному дому», к GPS-приемнику в грузовой фуре, к видеокамерам на дорогах и т.д. Благодаря этим технологиям впечатляющие перемены происходят и в бизнесе, и в государстве, и в жизни. Например, камеры на дорогах и автоматическая выписка штрафов за превышение скорости уже привели к радикальному изменению культуры вождения на наших дорогах. Я убежден, что никакими другими методами добиться этого бы не удалось – ни драконовскими, ни просветительскими. Только робот, успевающий выписывать штрафы сотнями в секунду, мог переломить менталитет водителей – «всех не переловите», «всегда можно договориться». И это было только начало – Департамент транспорта Москвы недавно анонсировал мобильное приложение, позволяющее небезразличным гражданам фиксировать неправильные парковки и призывать к порядку водителей, плюющих на окружающих – тоже с помощью робота.

Резюмирую: смартфоны и носимые устройства предоставляют «цифровой интерфейс» к человеку, позволяют избавиться от человека-посредника и тем самым обеспечивают огромный выигрыш и в стоимости, и в скорости/производительности, и в качестве.

Прогресс в области мобильных технологий не останавливается! Возьмем Google Glass – он открыл дорогу к еще более революционным изменениям. Соедините мини-камеру с мини-экраном и с технологией распознавания образов добавьте мобильное подключение к сети – и инженер сможет увидеть прямо у себя перед глазами виртуальную сервисную карточку оборудования, рядом с которым он стоит, и страницу руководства по его обслуживанию. А врач – фамилию пациента и выдержку из его истории болезни. Первый Glass был прототипом, и мы обязательно увидим новый Glass, причем не только и необязательно в исполнении Google. Еще одно революционное изменение – распознавание голосовых команд. Пусть качество пока далеко от идеала, но это путь к радикальному упрощению интерфейса.

Проще всего отмахнуться и сказать: «эти ваши гаджеты – всего лишь молодежное увлечение». Но где сейчас, в эту секунду, находится ваш мобильный, уважаемый читатель? Скорее всего, на расстоянии вытянутой руки. И, вероятно, это смартфон под управлением iOS или Android – я угадал?

Социальные сети: не только маркетинг

Следующая составляющая цифрового переворота – социальные сети. С точки зрения бизнеса, я бы выделил три аспекта. Первый и самый очевидный – маркетинг в социальных сетях. Новые поколения не смотрят телевизор и слабо реагируют на традиционную рекламу – они больше ориентируются на «френдов», их лайки и «комменты» в соцсетях. Друзья рекомендуют, а не продают вам и не пытаются сделать на вас деньги. Поэтому цифровой маркетинг сегодня является приоритетом для множества компаний.

Но не следует сводить цифровой переворот только к маркетингу – реклама через соцсети это лишь верхний слой. Следующий уровень – это формирование, поддержание и развитие в соцсетях сообщества, лояльного вашему бренду, вашим продуктам и услугам.

В 2012 году Facebook купил Instagram за $1 млрд – компанию, которая не зарабатывала ничего, ноль! Они сошли с ума? Это вряд ли. На момент покупки Instagram насчитывал 30 млн активных пользователей, то есть Facebook заплатил порядка $30 за пользователя. С тех пор число пользователей выросло примерно в 10 раз, а текущая стоимость сервиса по некоторым оценкам превышает 30 млрд ($100 за пользователя). В 2014 тот же Facebook купил WhatsApp – 600 млн пользователей, $19 млрд (те же $30 за пользователя). Очевидно, инвесторы считают, что не так важно, сколько денег принесли вам пользователи по бухгалтерскому отчету в завершившемся финансовом году – важно, сколько вы можете заработать на пользователе за все время, пока он является вашим клиентом (Customer Lifecycle Value). Причем это справедливо не только по отношению к виртуальным сервисам и миллиардным сделкам – лояльные клиенты являются ценностью для любого бизнеса.

И третий уровень – это поиск клиентов и формирование для них таргетированных предложений. Активные пользователи соцсетей оставляют в них своего рода «виртуальное отражение»: по публикуемым статусам, комментариям, лайкам можно составить представление об интересах, предпочтениях и нуждах человека. Дальше – дело техники, например, выяснить, что клиент недавно вступил в три группы FB, посвященных уходу за новорожденными, и предложить ему специальный банковский вклад «от рождения до университета». Техника эта называется «анализ больших данных», и это один из технологических столпов цифрового переворота.

Недавно прошло в новостях, что Королевские ВМФ Великобритании испытывают трудности с набором будущих подводников. Причина: на подводной лодке нет выхода в Facebook, что для молодых людей жизненно необходимо. В данном случае это ограничение объективно, но может ли бизнес вести себя, как будто он находится в подводной лодке, и игнорировать стиль жизни, предпочитаемый новыми поколениями? Если он хочет выжить, то нет.

Невообразимая легкость облаков

Наконец, четвертая составляющая технологического фундамента цифрового переворота SMAC – Cloud. Облачные вычисления и платформы – это то, что обеспечивает быстроту реакции – в частности, способность быстро подстроиться под спрос, растущий на десятки процентов в месяц, что характерно для успешных бизнес-проектов, завязанных на интернете. То есть, с одной стороны, вы можете начать с малого – небольших вычислительных ресурсов, и платить за них помесячно – никаких капитальных затрат, только аренда. А с другой, при необходимости вы можете в несколько кликов мыши нарастить эти мощности в десять, в сто, в тысячу раз.

Итак, пазл сложился: найти своего клиента по его отражениям в социальных сетях, воспользовавшись для этого методами обработки больших данных, установить с ним связь через мобильное приложение, воспользоваться неограниченной масштабируемостью и минимальной задержкой в развертывании, предоставляемыми облачными сервисами. Вот технологии, позволяющие выстроить принципиально новый, «цифровой» бизнес.

Перекрасить здание снаружи – недостаточно

До сих пор мы говорили только о внешней стороне бизнеса – обращенной к заказчикам, поставщикам, партнерам. Безусловно, это главное в цифровом перевороте. Но внешний «фасад» бизнеса невозможно перестроить без изменений внутри организации. Какие способности должна развить у себя организация, чтобы оседлать «цифровую волну»? Об этом мы поговорим во второй части.

Источник изображений: technologyreview.com

Расскажите коллегам:
Комментарии
Нач. отдела, зам. руководителя, Москва

Для чего мы пишем статьи? Для того, чтобы поделиться какой-либо новой информацией, до сих пор не опубликованной, свежей идеей, для того, чтобы выразить новый взгляд на уже описанные ранее события, опубликовать данные исследования или удачный (неудачный) кейс и т.д. Для чего написана данная статья, повторяющая уже многократно (причем более подробно) написанное?

Researcher, Москва
пишет: Для чего мы пишем статьи? Для того, чтобы поделиться какой-либо новой информацией, до сих пор не опубликованной, свежей идеей, для того, чтобы выразить новый взгляд на уже описанные ранее события, опубликовать данные исследования или удачный (неудачный) кейс и т.д.
Вы неверно оцениваете ситуацию. Автор статьи занимается консалтингом. А это значит... Что ничего из Вами обозначенного он писать не МОЖЕТ. Это источник его дохода... Он это продает! А такие статьи пишутся по двум причинам (целям): 1. Заявить читателям (потенциальным потребителям его услуг), что он еще живой и здравствует 2. Заявить что он умный и вон чего и как может рассуждать. Статья на мой взгляд достигла своих целей. Действительно человек живой и рассуждает очень здраво и логично... Можно покупать :-))
Нач. отдела, зам. руководителя, Москва

О! Я попал на заседание ученого совета? :) Особенно забавно претензии по поводу целей написания статей смотрятся от аккаунта с числом публикаций 0 (прописью: ноль).

По существу: как-то у меня хронически не получается вписаться в стандартный формат e-xe (да и вообще интернет-публикаций, если уж на то пошло). Слишком длинно, приходится резать на части и публиковать в виде серии статей. Данная публикация есть первая часть, и в ней рассматривается постановка бизнес-проблемы. Особой новизны тут вообще-то не предполагается, как не предполагается новизны в первой главе диссертации. Вторая часть будет посвящена методологии, третья - технологиям.

Тем не менее, некоторая новизна, как мне кажется, присутствует и тут. Во-первых, я долгое время не мог понять, почему все как заведенные повторяют одну и ту же мантру: ''мобильность, соцсети, большие данные, облака''? Почему именно этот набор технологий так активно продвигается аналитиками и вендорами? В какой-то момент я нашел для себя ответ, им и делюсь. (Другой вопрос - насколько мне удалось быть понятным и убедительным.)

Во-вторых, для термина Digital Disruption до сих пор нет устойчивого варианта русского перевода. Я взял на себя смелость предложить вариант ''Цифровой переворот''. Нравится, не нравится, есть альтернативные предложения, вообще не актуально?

Нач. отдела, зам. руководителя, Москва

Отличная статья, Анатолий!
Интересная и актуальная. Жду второй и третьей части.
P.S. На троллинг не ведитесь - для e-xe в последнее время это стало обычным делом, к сожалению.

Редактор, Москва
Андрей Казанцев пишет: P.S. На троллинг не ведитесь - для e-xe в последнее время это стало обычным делом, к сожалению.
В последние 15 лет, я бы сказал ))
Нач. отдела, зам. руководителя, Москва

Уважаемый Андрей Белайчук! Вы правильно заметили - это действительно мой первый комментарий и обсуждение на данном сайте. Давно получаю рассылку, но никогда не участвовал в обсуждениях. А вот ваша статья зацепила своей, уж простите, ''ниочемностью''. Что нового в Вашей статье? Информация о Кодак? Она уже просто надоела, есть множество других примеров. Информация о необходимости использования соц. сетей? Сейчас надо говорить о том КАК их использовать. Далее, облачные решения - что нового Вы открыли? ... Стало жаль потерянного на чтение времени, вот и решил написать... Почему начал читать? Заголовок зацепил. За заголовок Вам Пять! Если же Вы (и кто-либо ещё) действительно считаете свою статью актуальной, то могу в личку (не буду заниматься рекламой) порекомендовать несколько форумов, где действительно актуально (в том числе и я) пишут на выбранную тему. А так прав Валерий статья для собственного пиара...

Researcher, Москва
Андрей Казанцев пишет: P.S. На троллинг не ведитесь - для e-xe в последнее время это стало обычным делом, к сожалению.
Дети интернета... Толлинг-шмолинг... Понахватались иностранных слов, а смысла то и не понимают. СМС общение отбило навык понимания предложений более 5 слов. Поясняю: человек, а именно Олег Харитонов, спрашивает ЗАЧЕМ, для чего написанная эта статья. Я и он, мы, НЕ говорим что она плохая! Задается вопрос - ЗАЧЕМ . Проще говоря - КОМУ АДРЕСОВАНА И КАКАЯ У НЕЕ ЦЕЛЬ. Как бывший преподаватель могу сказать, что она может быть прочитана как лекция студентам... Отличная лекция для студентов 3 курса гуманитарного ВУЗа. Без шуток. Но автор то молчит... Если оценивать стиль изложения, язык, знания материала - то очень хорошо! Пример для 80% авторов этого сайта. Но вопрос остается - ЗАЧЕМ ???
Нач. отдела, зам. руководителя, Москва

Да, ещё раз перечитав статью, вынужден признать, что не увидел в ней, видимо, самого главного - последнее предложение: ''Об этом мы поговорим во второй части''. Приношу автору свои извинения. Мне, как практику, такая длинная постановка вопроса - на всю статью - всё равно кажется ''водой'', которую может написать хороший копирайтер за 250руб./1000 знаков. Но, возможно, я ошибаюсь и у Вас есть действительно какие-либо оригинальные предложения.... Андрей, поздравляю Вас с достижением цели! Теперь и я, как нелояльный читатель, с нетерпением буду ждать вторую часть! Надеюсь, она не разочарует)))...
... А про троллей, конечно, без комментариев...

Нач. отдела, зам. руководителя, Москва

Коллеги, вы так уверены, что статьи пишутся ЗАЧЕМ? Я лично статьи пишу скорее ПОЧЕМУ! Обычно потому что самому тема интересна, сам в чем-то разобрался. Что касается стиля, то по-моему хороши все стили, кроме скучного.

Ничего нового? Я выше сказал, что, на мой взгляд, является новым. Но уважаемый Олег этого в упор не видит. Это и называется троллинг.

По поводу заголовка: пятерка уходит редколлегии e-xe, у меня заголовки не столь хлесткие и не столь безапелляционные.

Без интернета не выжить? Да ладно...? Если бы я увидел эту статью и стал бы комментировать, не читая ничего кроме заголовка, как это сейчас принято ;) то мне нашлось бы чем заклеймить автора )))

Нач. отдела, зам. руководителя, Москва

Скажу просто...
Хочу вторую часть!)
А вообще-то мне кажется, что тут многие не поняли о чем речь...)
Но боятся признаться....) Я сам чувствовал себя очень дремучим в новых технологиях...

Бросил всё) И начал изучать...) Теперь понял... (после почти года изучения), что вообще ничего не знаю...)
Все очень быстро идет вперед! Так что иллюстрируйте (пожалуйста) 2-ю статью комиксами). Просмотры очень сильно возрастут...)

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Россияне стали меньше тревожиться из-за работы

Год назад уровень тревожности россиян по поводу различных возможных проблем на работе был выше.

Уровень счастья напрямую влияет на продуктивность большинства россиян

При этом почти каждый четвертый респондент считает, что их руководитель ничего не делает для счастья сотрудников.

70% россиян отмечают сильное влияние работы на уровень стресса

Наибольший стресс создают строгие дедлайны, внезапные и большие объемы задач, а также собственные ошибки при выполнении задач.