С чего начать автоматизацию бизнеса: 3 подхода

В наши дни практически невозможно работать эффективнее конкурентов без автоматизации, и это касается не только крупного бизнеса, но и небольших предприятий. На примерах кейсов автоматизации, которые находятся в открытых источниках, очень часто можно увидеть впечатляющие результаты. Однако выбор IT-решения – комплексный вопрос и зависит от ряда факторов, таких как: цели и задачи бизнеса, сфера деятельности, выбранная стратегия развития, способы повышения эффективности. Рассмотрим подробнее основные моменты, которые помогут сделать проект автоматизации полезным для любого руководителя.

3 признака того, что бизнесу нужна автоматизация

Некоторые руководители гонятся за автоматизацией ради самой автоматизации и платят за IT-решения только потому, что так делает конкурент. Первыми же триггерами для старта модернизации вашей компании должны стать следующие моменты:

  • зашкаливающий объем ручного труда с постоянным увеличением количества excel-файлов на ваших компьютерах;
  • трудности с оперативным сбором данных для принятия управленческих решений;
  • необходимость в повышении конкурентоспособности на рынке в условиях постоянной нехватки времени.

Если что-то из перечисленного становится для вас головной болью, то изменения действительно назрели.

Определить цель и приоритетные сферы

Для начала необходимо определиться с тем, чего вы хотите достичь. Существует множество специфичных целей, которые привязаны к отраслям. Реализация одних позволит повысить стабильность процессов, других – снизить риски утечки информации. Но какая бы ни была цель автоматизации вашего бизнеса, важно, чтобы она была измеримой, конкретной, достижимой, осязаемой и полезной. Вот примеры некоторых из реальных целей, которые можно встретить в технических заданиях:

  • Сокращение количества ошибок персонала на 10 %.
  • Увеличение производительности распределительного центра, пропускной способности склада и, соответственно, производительности труда в 2 раза.
  • Уменьшение времени на обслуживание одного клиента до 2 минут.

Сформируйте минимально необходимые критерии успешной реализации проекта. Ведь без учета оценки проделанной работы вы не сможете понять, насколько близко вы подошли к цели, и стоило ли оно того. Постарайтесь учесть не только количественные, но и качественные показатели.

Важным шагом на пути создания успешного проекта автоматизации является определение приоритетных сфер. Выделяются универсальные группы бизнес-процессов, которые можно найти практически в любой компании:

  • планирование ресурсов;
  • управление продажами;
  • информационная безопасность;
  • управление документооборотом;
  • управление контентом;
  • системы учета рабочего времени.

Примечательно, что почти все из этих направлений можно «закрыть» с помощью универсальных решений от отечественного производителя программного обеспечения – Фирмы «1С», а именно: «1С:Управление холдингом», «1С:ERP Управление предприятием», «1С:Документооборот», «1С: Корпорация», «1С:Комплексная автоматизация 8». Данные продукты тем более актуальны, что в условиях санкционных ограничений российского рынка западными странами и приостановки деятельности многих IT-гигантов позволяют крупному и среднему бизнесу в России на высочайшем уровне решать задачи по автоматизации бизнеса.

Способы внедрения автоматизации бизнеса

1. Самостоятельная разработка проекта

Данный подход можно использовать если у вас есть:

  • развитая IT-инфраструктура;
  • опыт внедрения и активного использования бизнес-приложений на своем предприятии;
  • вы хотите поменять старый софт на его новое поколение.

Для того чтобы понять, каких эффектов вы ждете от IT-системы в рамках этого подхода, потребуется: 

  • составление структурированного иерархического списка со всеми IT-задачами, которые уже стоят перед вашим бизнесом, и планируются в ближайшем будущем (для среднего бизнеса это от 100 до 200 задач).
  • построение целевой IT-архитектуры. Это не просто список софта, способного реализовывать указанные задачи, но и понимание границ, пустот, перекрытий и схемы взаимодействия этих программных продуктов между собой.

Отметим, что реализация проекта на основе такого подхода может занять несколько лет.

2. Реализация пилотного проекта на 3-6 месяцев с опытной компанией по автоматизации

Мы рекомендуем его, если:

  • у вас нет своей IT-инфраструктуры;
  • для вас ИТ-проект – это «купить и поставить программу»;
  • вы не видите в этом особой роли для бизнеса.

Этот вариант позволит проработать возможные ошибки, которые будут не столь критичны для бизнеса при таком масштабе проекта. У вашей компании появится опыт, который она сможет использовать.

3. Обратиться за консультацией к профессионалам

Мы рекомендуем его, если: 

  • вы ищете что-то совсем «маленькое», с чего можно начать, чтобы не тратить много времени;
  • вы совсем не понимаете, с какой стороны подойти к автоматизации, и вам не хочется тратить время и силы на самостоятельный поиск решений;
  • вы многое уже сами «нагуглили» и хотите перепроверить, совпадает ли ваше мнение с мнением экспертов;
  • у вас есть желание что-то изменить, и возникает много вопросов, а экспертами в автоматизации вы себя не считаете.

Мы, как игроки рынка автоматизации знаем, что вне зависимости от масштабов проекта и специфики организации, внедрение, автоматизация и цифровизация — это всегда ответственные и трудоемкие задачи, которые стоит доверять только квалифицированным специалистам.

Как выбрать партнера для автоматизации предприятия

При выборе компании-интегратора обязательно учитывайте следующие параметры:

  • количество и уровень предоставляемых услуг;
  • опыт работы на рынке, портфель клиентов и рекомендации;
  • профессионализм и вежливость технических специалистов и операторов службы поддержки;
  • гарантии исполнения обязательств, замена специалистов в случае их вынужденного отсутствия.

«1С-Архитектор бизнеса» имеет большой практический опыт и владеет отлаженной методологией внедрения продуктов «1С»: от анализа задач до сопровождения системы. Мы поможем вам существенно сократить время на поиск решения, запуск и освоение программ, избежать ошибок в работе и повысить эффективность всех бизнес-процессов. Будучи заинтересованными не только в продаже своих услуг, но и в развитии рынка и собственной отраслевой экспертизы, мы всегда готовы оперативно дать ответы на сформировавшиеся вопросы в удобном для вас формате общения. 

Заключение

Обозначив цели автоматизации, не стоит забывать про выбор руководителя проекта и проектной группы. Важно учесть, что вне зависимости от внедряемой IT-системы, ключевое влияние на успех проекта будет оказывать именно компетентность руководителей проекта с соответствующей отраслевой экспертизой (производство, финансы, логистика и так далее).

Автоматизация бизнеса ради самой автоматизации не принесет вам пользы, ведь это длительный процесс, и чем масштабнее ваш бизнес, тем больше времени потребуется потратить для внедрения IT-решения. Даже если вы владелец небольшой торговой точки, мгновенно все наладить не получится. Но как правило, результаты последовательно проведенной автоматизации бизнес-процессов окупают расходы на нее уже в течение первых месяцев.

Внедрение современных информационных систем часто связано с высоким уровнем рисков организационного и технологического характера. Помните, что бороться с рисками бессмысленно, ими надо управлять.

Партнерский материал

Расскажите коллегам:
Комментарии
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
3
Евгений Равич
Конечно. Иначе просто не могло быть. После появления книгопечатания очень многое изменилось. Но ...
Все дискуссии
HR-новости
Cпрос на сотрудников в гостинично-ресторанном бизнесе вырос на 60%

Зарплатные предложения для новых кадров выросли на 23% по сравнению с зимой прошлого года.

«Вкусвилл» запустил роботов для перевозки товаров в распределительных центрах

До конца 2024 года компания планирует роботизировать 30% операций, связанных с перемещением грузов из зоны приемки в зону хранения.

«Яндекс Еда» начала работать в Бишкеке

Киргизия стала шестой страной СНГ, где доступен сервис — после России, Казахстана, Беларуси, Армении и Узбекистана.

Более 40% наемных сотрудников не могут позволить себе больничный на работе

Свыше трети опрошенных отметили, что из-за проблем со здоровьем им отказывали в повышении.