Облачно, без осадков: как упростить внедрение SaaS-решений

SaaS простым языком

SaaS расшифровывается как software as a service. Это значит, что пользуясь такими решениями, вы покупаете программу не как продукт, который можно скачать и установить, а как виртуальную услугу на определенный период времени. По сути, это аренда, поэтому оплата происходит по модели подписки.

Самые популярные и понятные примеры SaaS-решений — это хранилища данных со всеми их дополнительными функциями: Google Drive, Dropbox, iCloud Drive и другие. Да, эти сервисы можно скачать на компьютер или смартфон, но перед вами будет не программа, а ее панель управления — сами данные будут находиться на удаленном сервере.

Бизнес в облаках

Сегодня действенные идеи быстро распространяются и внедряются. То есть, компании опираются на одни и те же примеры и методологии. Это приводит к тому, что ограничения у всех игроков рынка схожи. Одинаковые условия означают, что компаниям нужно много базового программного обеспечения: HR, бухучет, маркетинг, продажи и разработка. Высокий спрос на такое ПО создает эффект масштаба, отсюда небольшая стоимость и легко проверяемая эффективность, а значит низкие риски — все это делает SaaS-решения привлекательными для бизнеса.

Переход к таким решениям высвобождает ресурсы IT-отделов: коробочные решения нуждаются в планировании доработок, поддержке, инфраструктуре, а SaaS требует только администрирования. Так бизнес получает возможность автоматизировать разные сферы и сконцентрироваться на главном.

Еще одно преимущество SaaS — возможность оперативно настроить его под свои потребности: например, платить только за актуальное количество пользователей или определенный набор функций, необходимый именно вашему бизнесу — раньше для этого приходилось устанавливать разные программы, дорабатывать действующее ПО и покупать мощную технику.

Запрос на SaaS-решения стал расти и из-за коронавируса и его последствий. Организовать удаленным сотрудникам доступ к облачным сервисам гораздо проще, чем к классическому ПО. Сегодня бизнес понял, что часть сотрудников может работать из дома, а следующий этап развития SaaS-решений — создание функциональных мобильных версий, чтобы окончательно попрощаться с «оседлым» образом работы.

Антикейс: пилотное внедрение за 8 месяцев вместо 2

Один из наших облачных продуктов предназначен для автоматизации крупных отделов продаж в больших корпорациях. Делимся с вами одной историей тестового внедрения, которая может быть полезна всем компаниям, поглядывающим в сторону SaaS-решений.

К тому моменту в компании не было процедур для SaaS-решений. Заказчик пошел по пути, придуманному для заказного софта и коробочных решений. Большую часть времени заняли запросы нерелевантной документации, и согласования пилота растянулись на четыре месяца. В то же время с подходящей процедурой мы обычно укладывались в один.

В процессе внедрения у заказчика не было команды ответственных за пилот. Вместо нее был один сотрудник, который просто тонул в согласованиях и вопросах со всех сторон. Вдобавок к этому не было четких ожиданий от продукта, а обратную связь собирали хаотично или не собирали совсем. Планировали провести тест за один месяц, а он продлился четыре.

Итого: с начала внедрения до принятия решения прошло восемь месяцев — на полгода больше запланированного срока.

В интервью и опросах участники пилота показали, что реальная ценность внедрения есть, и в итоге заказчик был доволен результатами. Но мы для себя сделали кое-какие выводы, и делимся ими с вами.

Оптимизация оптимизации: как внедрять SaaS легко и быстро

При внедрении SaaS нельзя опираться на опыт установки заказного коробочного решения. Например, нет смысла писать техническое задание для готового или эволюционирующего сервиса — классический SaaS не занимается заказной разработкой, а если и занимается, то не в части базового функционала и интеграций. Вместо этого внедряющей компании предстоит провести исследование рынка решений, затем определиться с поставщиком, интегратором и запустить процесс.

Внедряя заказные IT-решения, вы собираете обратную связь от пользователей и отправляете ТЗ на доработку. В случае c SaaS необходимо подобрать готовое решение, подходящее для вашей команды, и поменять его, если оно оказывается неудобным. Сменить один доступный сервис на другой можно гораздо быстрее и дешевле, чем дорабатывать собственный, поэтому не стоит зацикливаться на чем-то одном на этапе выбора.

Из этого следует третья особенность: переходить на SaaS можно и нужно постепенно, начиная с пилота и частичного внедрения. На этом этапе можно понять, что что-то идет не так, и не допустить до массовых пользователей неподходящее ПО, сэкономив тем самым массу ресурсов. Кроме того, сотрудники сами могут предлагать разные SaaS-сервисы — они находятся в свободном доступе, у многих есть бесплатные пробные периоды.

Чтобы сократить длительность пилота, не назначайте одного ответственного — сформируйте команду из разных специалистов, но не раздувайте ее, обычно достаточно по одному представителю из каждой сферы. И, конечно, обязательно сформулируйте конкретные цели и показатели — это поможет вам остановить пилот досрочно, если вы увидите, что показатели выполнены либо недостижимы.

Самое главное

SaaS (software as a service) — это услуга подписки на пользование виртуальным ПО на определенный период времени (пример: iCloud Drive).

SaaS-решения для бизнеса дешевле заказной разработки и универсальнее коробочного ПО. На рынке таких сервисов много, они подходят для автоматизации базовых направлений: HR, бухучет, продажи и прочие.

SaaS не привязан к локальной сети или офисному компьютеру, с такими решениями проще организовать удаленную работу.

Не переносите опыт внедрения коробочных решений на SaaS:

  • вместо ТЗ на разработку программы проводите тесты готовых облачных решений с набором дополнительных функций;
  • меняйте сервис, если он вам не подходит;
  • частичное внедрение поможет понять, стоит ли масштабировать решение на отдел или даже компанию;
  • для оперативного проведения пилота определите цели и показатели, соберите команду.

Правильное внедрение SaaS — процесс быстрый, в этом его преимущество. Используйте его, чтобы попробовать четыре решения, пока конкуренты тестируют одно.

Комментарии
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Половина россиян продолжает работать на больничном

Больше всего на больничном работают бухгалтеры и IT-специалисты.

Facebook наденет на своих сотрудников AR-очки

Facebook уверяет, что будет очень осторожен в том, как использовать и применять очки в общественных местах.

Walmart увеличит почти в два раза зарплату 165 тысячам сотрудников

Работники компании будут получать от 15 долларов до 30 долларов в час.

Четверть россиян врут о своем самочувствии ради отгула

Однако большинство участников опроса не обманывали так своего работодателя.