IT-компании позвали малый бизнес в «облака»

Прикосновение к области IT и общение с ее тружениками у людей, далеких от компьютеров и серверов, вызывает либо священный трепет, либо легкую панику. Но без специалистов в области высоких технологий уже нельзя. Современный бизнес вне зависимости от его масштабов так плотно сидит на айтишной игле, что любая попытка разграничить IT и собственно бизнес предприятия заканчивается принципиальной невозможностью автономности одного от другого. Вот и приходится пользователям в больших компаниях мириться со слабой (в большинстве своем) клиентоориентированностью хэлпдесков и системных администраторов, а руководителям компаний поменьше – с необходимостью содержать IT-специалиста. Для малых компаний - сущее разорение.

Холдинг Softline решил заработать на ценовой чувствительности маленьких компаний и объявил о старте проекта Softcloud. Новый сайт группы компаний представляет собой площадку, где любая заинтересованная структура может купить программное обеспечение по диковинной пока для России модели «софт как услуга» (software-as-a-service, далее - SaaS). По этому поводу «Софтлайн» организовал пресс-конференцию, где представители компании объяснили, почему, по их мнению, концепция облачных вычислений обречена на успех в том числе и на таком традиционно консервативном рынке, как российский.

Основатель и председатель совета директоров Softline Игорь Боровиков начал с того, что привел несколько цифр. К настоящему времени «Софтлайн» является одним из лидеров по продажам «коробочного» софта и занимает на этом рынке, по собственным оценкам, от 30% до 40%. Оборот холдинга за 2009 год составил примерно $300 млн, что примерно на 20% ниже, чем годом ранее – сказался кризис. Стратегически компания нацелена на расширение географии присутствия (в том числе и за пределами России и стран ближнего зарубежья) и на увеличении доли сервисов в структуре продуктов до 30% от «вала» до конца 2012 года. Основные надежды в этом отношении возлагаются как раз на SaaS и на облачные вычисления.

По словам Игоря Боровикова, в IT-индустрии сейчас наступил переломный момент, после которого все без исключения участники рынка будут наблюдать смену парадигмы использования программного обеспечения. Трансформация приведет к тому, что малый и средний бизнес практически все необходимые ему задачи будет выполнять при обращении к сервисам через интернет-подключение. Сидящему за монитором безразлично, как работают необходимые онлайн-приложениям – главное, что они работают. Именно поэтому данная идеология получила метафоричное название «облачных вычислений».

По всем признакам, небольшие бизнесы уже готовы потреблять «облачные» продукты, поскольку их выгода очевидна. Подход, при котором используется SaaS, не предусматривает капвложений в дорогое «железо» и серверный софт, а также позволяет избежать усложнения корпоративной IT-инфраструктуры. Gartner оценил годовой объем рынка SaaS и cloud computing в $7,5 млрд. (2009 год) и спрогнозировал почти удвоение этого рынка в 2010-м. По оценкам экспертов, самыми популярными сервисами будут приложения для совместной работы, CRM, программные инструменты для HR и онлайн-бухгалтерия. Опрос на сайте Softcloud.ru показал почти идентичную картину. Пользователи были бы не прочь получать из «облака» сервис электронной почты, офисный пакет и CRM-систему. По заверениям Игоря Боровикова, Softline вложит в развитие «облачного» сайта $5 млн до 2012 года. Со временем сайт должен превратиться в настоящий портал, где появятся тысячи «облачных» приложений от сотен разработчиков. Пока их число значительно скромнее – 28 и 16 соответственно.

Но главный слайд презентации Игоря Боровикова последовал чуть позже. Руководитель IT-холдинга рассказал об идее приблизить «облачную» идеологию потребления софта к основным клиентам. Softcloud уже начал привлекать партнеров для совместной работы по схеме white label, которая местами похожа на традиционный франчайзинг. Новые партнеры – а Softcloud ориентируется главным образом на небольших IT-аутсорсеров, мелких хостеров и даже на операторов связи - смогут воспользоваться технологиями проекта Softcloud и развернуть под своим брендом онлайн-площадку для продажи услуг SaaS уже своим клиентам. Как показывает практика, это неплохой бизнес. За год с небольшим, в течение которого Softcloud торгует приложениями из «облака», проект на продаже сервисов от одной только Microsoft заработал около $1 млн.

Но причем здесь операторы связи? Ответ на этот вопрос дал Сергей Белоусов, глава Parallels – компании, которая выступила технологическим партнером для запуска первого в России полноценного «облака» и предоставила для проекта платформу Parallels Automation. По его словам, статус поставщика продуктов SaaS поможет операторам повысить конкурентоспособность. Для нашей страны это, возможно, пока не очень актуально, а для американского рынка – вполне. В США интернет-гигант Google с его сервисом Talk уже воспринимается как телеком-компания. А уж когда вышла операционная система Android для смартфонов, связисты в полной мере почувствовали свою уязвимость перед угрозой из интернета. Не исключено, что диверсификация бизнеса операторов в направлении продажи SaaS поможет им выжить.

Если сомнения в технологической готовности поставщиков IT-услуг к «облачному» бизнесу были развеяны презентациями Игоря Боровикова и Сергея Белоусова, то последующий диалог с журналистами вернул спикеров из «облаков» к суровым реалиям. Зная о консерватизме большей части российских потребителей IT-услуг, журналисты стали задавать неудобные вопросы. Один из представителей прессы поинтересовался, как Softcloud планирует убеждать народ в безопасности и надежности «облачного» софта, ведь сбой в работе, скажем, CRM-системы может привести к потере данных о клиентах предприятия.

Игорь Боровиков, похоже, ожидал подобного вопроса, но все равно немного стушевался:

- В лицензионных соглашениях производителей софта говорится, что их продукты продаются as is (как есть). Ни один из разработчиков не несет ответственности за то, если что-то случается с пользовательскими данными. Думать о том, что сервисы из cloud будет оцениваться по другим правилам, по меньшей мере странно.

- Но позвольте! – у автора вопроса про потерю данных явно был лишний туз в рукаве. - По российскому законодательству продажа продукта и услуги – две совершенно разные вещи! Вы даже платите за них по-разному. По закону, за продукт вы должны платить до того, а за услугу – после…

- Правильно! – подхватил другой оппонент, словно почувствовавший, что не только в его душе шевелятся сомнения. – Ведь, когда мы летаем на самолетах, авиакомпании несут ответственность за нашу безопасность. Давайте уж тогда говорить на том же уровне!

Сергей Белоусов взял микрофон и встал с диванчика, давая коллегам из «Софтлайна» понять, что огонь с дальних рядов аудитории он вызывает на себя.

- Действительно, авиакомпании несут ответственность. Если вы падете и разбиваетесь, авиакомпания заплатит вашим родным $400 компенсации – так написано в соглашении. Это, конечно, гигантская ответственность. Она очень успокаивает меня, потому что я летаю 10 раз в месяц.

По залу пронесся нервный смешок. Про то, что глава Parallels практически живет в самолете и уже приобрел иммунитет к джет-лагам, курсируя между офисами компании на разных континентах, известно всем. Сергей Белоусов продолжил:

- Что касается облачных вычислений, то давайте посмотрим, чем они в лучшую сторону отличаются от вашего IT-департамента. Ваш IT-департамент вам вообще ничего не гарантирует. Единственное, что вам действительно гарантирует ваш IT-департамент – это то, если у вас падает почта, вы можете покричать на своего системного администратора. Это может доставить вам моральное удовлетворение. Наш мир абсолютно неабсолютный. В нем нет ничего абсолютно хорошего и абсолютно плохого. Есть только вещи лучше или хуже. Поэтому вопрос только в одном: ваша IT-служба будет работать лучше, чем работает сервис из «облака», или все-таки она будет делать это хуже? Скорее, даже так: чаще ли сервис будет не работать, или он будет не работать реже? Если будет не работать реже – это хорошо. Если чаще - плохо.

...«Облачное» будущее IT-миру пророчат не только аналитики. Крупнейшие разработчики софта и интернет-компании и без слов экспертов знают, куда дует ветер, и словно наперегонки строят дата-центры в надежде «подсадить» на свои сервисы как можно больше пользователей. С точки зрения денег цель очень благородная, ведь объем мирового IT-рынка составляет $3-4 трлн. Треть этих колоссальных денег в индустрию приносит средний и малый бизнес, и именно эту треть предстоит разделить тем, кто делает ставку на облачные вычисления.

Разумеется, новой идеологии потребления софта необходимо завоевать доверие аудитории. Как заметил один из крупных западных IT-менеджеров, покупка сервисов в cloud computing аналогична ситуации, про которую спела группа Eagles в песне Hotel California: «You can check in but never check out». Другими словами, провайдер облачных сервисов приобретает над клиентом опасно большую степень контроля. Но пока IT-специалисты раздумывают, быть или не быть «облакам» в составе инфраструктуры бизнеса их компаний, родственная концепция SaaS заходит с флангов. Электронная почта Gmail, сервисы Google Apps и временные хранилища файлов типа iFolder заключают обычных пользователей интернета в мягкие, но крепкие объятия. Приглядитесь, господа. Вы уже в «облаках».

Фото: pixabay.com

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Директор по развитию, Московская область

Отстают ребята из Softline, за рубежом уже все работает, реклама в англ социальных сетях набирает силу.
http://your123employee.com/. В России акцент надо делать на защите от рейдеров и госчиновников, включая вымогателей из МВД.

. . . . Директор по развитию, Москва

Попытался зарегистрироваться на сервисе для дистанционного обучения... Не получилось, система постоянно дает ошибку. Желание изучать сервис как то улетучилось...

IT-менеджер
В лицензионных соглашениях производителей софта говорится, что их продукты продаются as is (как есть). Ни один из разработчиков не несет ответственности за то, если что-то случается с пользовательскими данными.
учитывая ''ненавязчивый российский сервис'', эта фраза меня больше всего и отталкивает. ни одной серьезной конторе с тайм-критикал бизнесом не советую переезжать на публичные ''облака''. постраение же своих - огромные (и, зачастую, единоразовые, что требует аккамуляции средств) вложения. посему, пока ''облака'' - горячая тема - пускай их тестируют гугл и ко, так как они могут это себе позволить )
Юрий Меньшиков Юрий Меньшиков Руководитель, Санкт-Петербург

:) угу, они в облаках сами летают. Предполагают сотню-другую пользователей, завязать в одной программе, через интернет с пропускной способностью канала и адекватным железом, где то там :) . А также возможность для конторы подарить налоговикам всю инфу одним разом. Прихлопнут, как тараканов тапком. Очнь удобно, даже далеко ходить не надо.

Финансовый директор, Украина
Юрий Меньшиков пишет: А также возможность для конторы подарить налоговикам всю инфу одним разом. Прихлопнут, как тараканов тапком. Очнь удобно, даже далеко ходить не надо.
Юрий, меня тоже очень интересует вопрос безопасности информации при такого рода услугах. А есть ли какие-то серьезные доводы, подтверждающие то, что реальная безопасность обеспечивается только внутри организации? Есть ли проверенные рецепты - как не подарить инфу любой заинтересованной организации, готовой заплатить за это деньги?
Директор по операциям, Москва

Александр, таких рецептов нет. Вопрос даже не в том - заплатят ли за вашу информацию или возьмут по судебному приказу. Я бы опасался банальной конкуренции. Вот представьте - лежат ваши ''облачные сервера'', а клиенты не получив сервиса уходят, уходят, уходят....

. . . . Директор по развитию, Москва

Исходя из наших фобий, целесообразно будет продавать услугу наших SaaS за рубежом, а у нас пользоваться их разработками. Что например я с успехом и делаю. Вопрос сохранения данных решается традиционно - просто заказываешь бэк-ап на регулярной основе.

Системный аналитик, Москва
Вопрос безопасности облачных сервисов активно прорабатывается уже довольно давно, создан ''Cloud Security Aliance'', который вырабатывает best practices по безопасному переходу ''в облака''. На сегодняшний момент выпущено второе издание ''Security Guidance for Critical Areas of Focus in Cloud Computing'' в котором раскрыты как проблемы безопасности облачных сервисов, так и конкретные практики позволяющие обеспечить безопасность облачных сервисов.
Юрий Меньшиков Юрий Меньшиков Руководитель, Санкт-Петербург

:) поговорим более технично.
Эээ, так как доступ в облако, можно рассмотреть только как канал через интернет, в нашем случае, никто вас напрямую завязать оптикой не сможет за разумные деньги. (Варианты, беспроводно-широкополосно не считаются) . Значит, использовать общий канал через Вашего провайдера в интернет, подразумевает, что его ширины пропускания, должно быть достаточно, для одновременной работы n-кол-ва пользователей. Смеюсь дальше. Кому реально нечем заняться, запустите у себя клиента 1с (база на сервере), (на заметку 1с 7, не поддерживала вообще вай-фай в общей работе), ну и там по мелочи, оутлок, браузер, аська, ексель - все это добро, как я понимаю, будет торчать на облаке. И все это, разом получается мы подключим к какому то удаленному серверу. Эээ, тут даже если терминалы и тонкие клиенты ставишь, оборудование тормозит, а здесь еще это ляжет на канал.
Дальше, типа они подразумевают, что софт, который используют люди, будет стоять на облаке, вернее парить. Ага, как они представляют это, замену автокаду с клиентскими лицензиями? Axapta - настроить на 50 компов? Я вообще не понимаю, смысл ихнего предложения. У меня кстати, хостинг моего сайта, там же где и доменное имя регил, так вот - как удаленный сервер, особенно в середине дня, полная фигня с вариациями. Я плохо себе представляю, пропускную способность канала/провайдера + железо под эти задачи, у предоставляющего услуги. Если одна-две машины, и ничего нормального - то возможно, а если больше? Все эти красивые слова, не подкрепленные конкретикой, рассматриваю, с точки зрения непрактичности. Нужно - что за софт, сколько стоит и насколько пользователей потянет.

Если, применить это ко мне, то - получается я на облако положу только 1С и офисный пакет. Ну и зачем мне это счастье? Один раз база будет не доступна, потеряю в прибыли намного больше сразу же.

Если, мне не изменяет память Пентагон вообще наружу не глядит, сам в себе. Это про безопасность. Меня этот вариант, вообще не заботит. И причина одна - мое железо достаточно и подконтрольно мне, а на облаке, использование ресурсов будет зависить от того, кто мне предоставляет услуги, аналогично любому хостингу, со всеми вытекающими.

Сорри, за слог - уже голова с трудом соображает.
Я в статье, конкретики не увидел. Такое очень часто в тренингах прокатывает, когда кто то что то предлагает, очень умно и красиво, а практической пользы нет совсем, и как будет работать на практике, абсолютно не понятно. И вообще, продажа софта, одна из составляющих моего бизнеса, одно из подразделений софтлайна, аксофт - мой партнер, подожду, пока они мне это втюхать попробуют для конечника :) .

Юрий Меньшиков Юрий Меньшиков Руководитель, Санкт-Петербург

Ну какую же порой люди фигню пишут:
''Ваш IT-департамент вам вообще ничего не гарантирует. ''
Если, у вас стоит лицензионный софт, постоянно обновляемый, а пользователи не могут ничего сами воткнуть или снести. Для настройки 1С используется за отдельную деньгу вызываемый программист, который ваяет под ваши задачи, то что вы скажете. Ваш сервер, это нормальное железо с нормальным охлаждением с рейдом под хотсвоп, и у вас нет проблем, то пусть мне кто нибудь объяснит, чем лучше, это же, но только с кучей вероятных проблем? Типо дешевле? Вряд ли - если проблемы у меня - я их решу, а если где то там, то их будет решать, кто то там, и как он их решит, фиг знает. А ничего тяжелого туда все равно не воткнешь, почему, писал выше. И вообще, по мне, это просто попытка одной конторы найти нишу, убедить людей, и попытаться втюхать им то, что еще никто не втюхивал. МОЛОДЦЫ!!!!! Идут по пути развития капиталистического общества, так как сами ничего толком придумать не в состояние :) .
Все, взял лопату, пошел машину откапывать. Всем удачного вечера.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Россияне стали меньше тревожиться из-за работы

Год назад уровень тревожности россиян по поводу различных возможных проблем на работе был выше.

Уровень счастья напрямую влияет на продуктивность большинства россиян

При этом почти каждый четвертый респондент считает, что их руководитель ничего не делает для счастья сотрудников.

70% россиян отмечают сильное влияние работы на уровень стресса

Наибольший стресс создают строгие дедлайны, внезапные и большие объемы задач, а также собственные ошибки при выполнении задач.