Джо Понс: «Я знаю, что я хороший учитель, но плохой менеджер»

Созданные для обучения студентов прошлого, бизнес-кейсы стали универсальным инструментом в руках инвесторов настоящего. Проблематика задачи описана глазами участника реального случая, менеджер вынужден искать практический выход, применяя все полученные до этого знания. И теориями тут не отделаешься — зачастую необходимо просто чувствовать путь, довериться интуиции, и ситуация решится сама собой. Но если бы все было так легко...

Что есть современный маркетинг? Старые приемы с максимальной шумихой вокруг товара и дальнейшим его выставлением на полку супермаркета уже не срабатывают. Вот и приходится лучшим умам искать новые пути продвижения, а бывалым специалистам — переучиваться, ломая в себе старые стереотипы.

Основатель и президент AXIOMA Marketing Consultants профессор Джо Понс (Испания) — один из тех, кто помогает это делать. Он специализируется на кейс-методе преподавания маркетинга. Его конек — стратегический маркетинг и тренинг менеджеров высшего звена в области отношений с клиентами. Уже 14 лет он - профессор маркетинга Международной высшей школы менеджмента IESE в Барселонe, а на данный момент — еще и профессор школы бизнеса IEDC — Bled School of Management в Словении. Доктор Понс также преподает в IAE (Аргентина) и в Instituto Internacional San Telmo в Испании.

В Москве профессор проводил эксперт-класс «Управление инновациями: эффективное использование кейс-метода в деловых коммуникациях», организованный Ассоциацией менеджеров России и бизнес-школой IEDC — Bled School of Management. Участникам мастер-класса предлагалось найти эффективные способы вывода на рынок Великобритании инновационной модели душа. После оживленного обсуждения кейса участниками мастер-класса Джо Понс побеседовал с корреспондентом Executive.ru.

Executive.ru: Что потребуется, помимо денег и товара, для создания успешного бренда?

Джо Понс: Помимо денег и товара? Необходимо видение для правильного позиционирования бренда. Если у вас есть идея, то необходимо определить, какое место на рынке вы хотели бы занять и как наиболее точно вы можете быть на нем представлены. Это главное, что у вас должно быть.

Executive.ru: Завоевание симпатий потребителя — одна из задач, приписываемая маркетингу. Как вы относитесь к различным программам лояльности и бонус-системам?

Д.П.: Эти программы используются во всем мире. Многие компании реализуют такие программы, чтобы удовлетворить потребителей. Согласитесь, это более прибыльно, чем завоевывать 25% новых клиентов каждый год: лучше удерживать существующих, инвестируя в их лояльность. Программы могут работать или не работать, но лучший путь повышения лояльности — делать так, чтобы клиент постоянно оставался доволен. Дисконтные системы — это весьма эффективный метод. Но его полезность стремится к нулю, если услуги компании не отвечают понятиям качества. Вот, например, вы летаете Аэофлотом или SkyTeam, неважно. Если самолеты «Аэрофлота» постоянно задерживаются, то вы решаете больше не летать ими. Карточка становится бесполезна — вас не устраивает сама компания. Если вы не удовлетворены компанией, то любая программа лояльности едва ли поправит ваше отношение к ней.

Executive.ru: Какие качества необходимо воспитывать в будущих гуру маркетинга? Каков он — идеальный маркетолог?

Д.П.: Вы задаете вопрос, на который ни у кого нет ответа. Вы спрашиваете меня о качествах, которыми должен обладать гуру маркетинга, но кто он, этот маркетинг-гуру?

Executive.ru: Ну, скажем, человек знающий о маркетинге немного больше остальных.

Д.П.: Гуру маркетинга — это тот, кто может много рассуждать о маркетинге, но едва ли он применял это на практике. Я знаю, что я хороший учитель, но плохой менеджер. Да, у меня есть опыт повышения уровня коммуникабельности людей, их мотивации. У меня есть навыки, которые могут ассоциироваться с понятием «хороший менеджер», но в действительности я не такой. Я даже могу признаться: я очень плохой менеджер.

То же самое можно сказать и о гуру маркетинга как о менеджере. Он должен иметь видение, и он должен уметь привносить в деятельность компании дополнительную ценность. Он может и должен знать, как удовлетворить потребителя в условиях возрастающей конкуренции и тем самым принести компании прибыль. Поверьте, для этого нужны не только академические знания.

Давайте не будем забывать, что у менеджера сегодня совершенно иные проблемы, нежели двадцать лет назад. Сегодня у нас есть интернет — происходит изменение конкурентной среды. Большие, существенные вызовы.

Executive.ru: А в чем состоит маркетинговая концепция, которой вы рекомендуете придерживаться?

Наверняка вы слышали о CRM-связях с потребителями. У моей бабушки был свой магазин. Когда мне было 9 лет, мои родители позволяли мне работать в этом магазинчике, и за кассой я стоял на деревянном ящике. Я знал, что многие приходят посмотреть на меня, как на экспонат — я был маркетинговым инструментом (смеется). Это был своего рода туризм для них. В этом магазине были карточки, на которых были указаны имена покупателей: карточки были красные, желтые и зеленые. Если у покупателя была красная карточка, то я ему не давал кредит. Если зеленая, то покупатель мог заплатить и потом. Таким образом мы не теряли ни одного покупателя. Это и есть CRM в действии. CRM без компьютерных программ.

Executive.ru: Ну, это для небольших компаний...

Д.П.: Конечно, существуют разные типы CRM в зависимости от масштаба бизнеса. Иногда люди думают, что программное обеспечение принимает решение за них. Это не так!

Если бы я два года назад начал говорить на эту тему, вы бы меня вообще не остановили. Два года назад у меня возникли проблемы с одной авиакомпанией. Я жаловался и требовал от авиакомпании компенсации. Я настаивал, чтобы в мой следующий рейс я летел бизнес-классом. Мне отвечали: «Это абсолютно невозможно, нет, нет, нет!» Через месяц я получил письмо от авиакомпании: сработала CRM-система и сообщила, что мой следующий рейс переведен в бизнес-класс. То есть глупая система смогла дать мне бизнес-класс, тогда как менеджер такого права предоставить мне не смог. Парадокс — CRM стала более влиятельна в процессе принятия решения, чем человек.

Executive.ru: Кого бы вы могли выделить в мире маркетинга? Есть ли такие персоны?

Филип Котлер — фантастическая фигура. Никто в мире не знает маркетинг так, как Котлер, его познания просто невероятны. Ну, и гарвардцы — они тоже развиваются в сторону маркетинга. Я читал много публикаций на эти темы.

Executive.ru: Каковы будут ваши рекомендации российским маркетинг-менеджерам?

Я бы рекомендовал подписаться на Harvard BusinessReview и The McKinsey Quarterly — это и есть маркетинговая наука в действии. Кстати, теперь они просто обязаны перечислять мне комиссионные (смеется).

Фото в анонсе: ipm.by

Фото Ассоциации менеджеров России

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Участники дискуссии: Елена Рыжкова
Генеральный директор, Нижний Новгород

Спасибо команде е-хе за статью.ИМХО:- две ценных мысли и одно суждение, тоже ценное. Для небольшого объема публикации даже много:))))

Генеральный директор, Нижний Новгород

Спасибо команде е-хе за статью.
ИМХО:
- две ценных мысли и одно суждение, тоже ценное.
Для небольшого объема публикации даже много:))))

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
3
Павел Вайнштейн
Раз я в очередной раз сюда заглянул, отвечу на Ваш запрос.Алкоголь - это конечно не моя тема, но ...
Все дискуссии
HR-новости
Треть сотрудников российских компаний хотят этой осенью поменять работу

64% сотрудников положительно оценивают шансы устроиться на новую работу осенью, потому что это наилучшее время для поиска.

Две трети работодателей не ждут от соискателей сопроводительные письма

Сложная ситуация на рынке труда трансформирует практику сопроводительных писем.

В Японии трудоустроили кошек, чтобы спасти сотрудников от выгорания

Большинство усатых работают по графику 24/7, а остальных отпускают домой вместе с их хозяевами.

Названы сферы с самым высоким уровнем конкуренции

Для того, чтобы оставаться конкурентоспособными на рынке труда, треть респондентов получают дополнительные непрофессиональные навыки.