Бизнес с друзьями: да или нет?

Экономическая ситуация все больше разделяет бизнес на малый-средний и корпоративный.

Во главе первого, который по праву можно назвать предпринимательским, как правило, стоят люди, которые этот бизнес придумали, взрастили и поддерживают, иногда ценой нечеловеческой концентрации силы воли и работой 24/7.

Я всегда болел душой за таких предпринимателей, и сам им являюсь. Поэтому искренне полагаю, что это и есть те люди, которые двигают жизнь и прогресс вперед. Неважно, делают они это в своем небольшом сегменте с нишевым продуктом или делают что-то глобальное, впоследствии перерастая в международные корпорации.

Ведя предпринимательскую деятельность сам или в рамках консалтинга, я встречаю много «подводных камней», коварных моментов, связанных с управлением и развитием бизнеса, начинающегося с предпринимательской идеи. Я говорю именно о «подводных камнях», которые не относятся к академическим дисциплинам, как то: финансовый менеджмент, маркетинговая деятельность, управление продажами, логистика, налоговая грамотность. «Подводные камни», о которые можно запнуться на этапе становления. Да так, что потом сложно подняться, несмотря на то, что все остальное идет вроде бы хорошо.

Одному из таких «камней» посвящена эта статья. А именно ответу на вопрос: стоит ли делать бизнес с друзьями?

И правда, на этапе бизнес-идеи меньше всего есть времени и сил заниматься регулярным менеджментом с наемными сотрудниками или искать партнеров «на улице». У вас есть друзья, хорошие знакомые, с которыми взаимный «менеджмент» был подтвержден годами. Возможно, вы вместе ходили в поход, организовывали отпуск, ремонтировали автомобиль, просто пили пиво по пятницам. Вы уже притерлись, доверяете друг другу, и вам кажется вполне естественным наличие полного понимания с другой стороны. Да и кто, как не близкий человек, друг, поможет в тяжелые времена стартапа? Не бросит, не предаст вас и вашу идею, будет поддерживать во всем. Кому не надо будет объяснять, что хорошо работать — хорошо.

Вооружившись этими доводами, предприниматель мысленно вычеркивает из списка все, что связано с делегированием, планированием, контролем.

Воображение и, в некоторой степени, бравурность «мы сейчас такое замутим», подкидывают иллюзию того, что бизнес станет чем-то вроде совместной экспедиции в далекие дали, — безусловно трудной, рискованной, но с гарантией, что люди рядом всегда будут выкладываться на все 100%, и охотно протягивать руки помощи. Все риски и опасности будут подстерегать бизнес вовне, но никак не внутри его структуры.

И обратная ситуация (представление о ней) — на другой чаше весов. Если в новой компании кроме бизнесмена будут только наемные сотрудники, то их придется регулярно заставлять работать, каждый час, да что там, каждую минуту. До боли разжевывать понятные вещи «это вот так, а это — так», подозревать в недобросовестности. Наемные сотрудники склонны в отличие от друзей ходить в отпуска, брать больничные, просто опаздывать на работу. Если случиться кризис, надежды на наемников нет. Разбегутся, не преминув прихватить что-нибудь с собой, что нажито непосильным трудом.

Примерно такие две чаши весов обычно представляются. Человек устремляется предлагать свою бизнес-идею друзьям. Кажущиеся преимущества перевешивают. Иллюзия заставляет поверить.

Что же происходит, на самом деле? Безусловно, не в 100% случаев, но увы, таких историй я видел очень много, да и сам в них попадал. Опишу по пунктам основные риски, просчеты, с которыми можно столкнуться, делая бизнес со «своими».

Опыт и профессионализм

Договоренности с друзьями о совместном бизнесе, зачастую, отрицают всякую необходимость в соответствующем опыте и профессионализме оных. Ты считать умеешь? Ок, будешь бухгалтером. Любишь общаться с людьми? Отлично! Нам нужен руководитель отдела продаж. А помнишь, у тебя в гараже все было по полочкам? Вот и хорошо, нам нужен человек в логистике. Я утрирую, конечно. Но не так, чтобы очень.

Функционал и делегирование

Разлад в регулярном менеджменте прямо вытекает из предыдущего пункта.

Договариваясь с друзьями о бизнесе, мы создаем перед собой иллюзию, что все будут выкладываться на 100%, 24 часа в день, 365 дней в году. Причем исключительно интуитивно понимая: что, как, кому, в какой последовательности.

В результате любые попытки делегирования и разделения функционала воспринимаются за оскорбление. Или, как минимум, за ненужную суету.

Сознание отторгает любые доводы, основываясь на том, что если вы так много лет успешно организовывали, условно, пикники, то эта же «магия» перевоплотиться и в совместном бизнесе.

Деньги поровну

Вы вложили 99% своего опыта, знаний, энергии в запуск проекта. А может и денег тоже. Но, несмотря на это — финансовая система существует на основе «деньги поровну». Просто потому, что друзья.

Иной подход может вызывать обиды и обвинения в жлобстве.

Очень мало людей способны на таком уровне отделять зерна от плевел: вы платите друг за друга в баре, не сверяясь со счетом, кто сколько заказал. А на рабочем месте, руководствуетесь жесткой доктриной «по способностям, функционалу и вкладу в общее дело».

Тайм-менеджмент

Поскольку функционал и делегирование существуют (точнее, не существуют) на фундаменте «мы же друзья», то об управлении временем можно забыть.

Опять срабатывает иллюзия, что раз вы слаженно смогли развести костер в холодном и сыром лесу, то и в бизнес-процессах, вас будет охватывать такая же синергия.

Не будет. Хотя бы потому, что большинство бизнес-процессов имеют продолжительность, измеряемую кварталами и годами, а не краткосрочное мероприятие из разряда «занести рояль на седьмой этаж».

Он не обманет

Да, возможно, друзья, с которыми вы делаете бизнес, вас не обманут, в прямом смысле слова. Но, в совместном бизнесе может быть полно латентных обманов, по совокупности действующих куда вредней чем то, что в народе называется кидаловом. Например, неверные действия во вред бизнесу. Нескоординированные, плохо скоординированные, противоречащие друг другу. В результате, к моменту, когда уже пора выносить мебель из офиса, вы думаете обо всем этом, как об обмане «да, как же он так мог».


Если взять эти пять рисков и помножить на неопределенность, сложность и турбулентность начала и развития бизнеса, то в конце может получиться следующая картина: друзья стали врагами, бизнес развалился. И единственное, что теперь объединяет некогда близких людей, это мысль: «Уж лучше бы ничего не делали».

Какие есть способы избежать этого, если, несмотря на все риски, вы решили привлечь к своему бизнесу друзей? Способ, собственно, один. Он называется «Договориться «на берегу». До того, (а не «по ходу пьесы»!) как вы начали что-то делать, договориться о функционале, делегировании полномочий, распределении времени и, конечно же, о деньгах.

Причем, все это желательно делать с позицией, отрицающий прежний опыт дружбы: мы два человека, которые только что встретились, мы ничего друг о друге не знаем, у нас нет тотального понимания на уровне инстинктов, мы ничего друг другу не должны, кроме того, о чем сейчас договоримся.

Жестко? Возможно. Но, повторюсь, бизнес — не разовый кавалерийский скачок (в большинстве случаев), а долгая осада, в которой самое важное — следить за всеми ресурсами: энергетическими, временными, финансовыми. Так как же тут без жесткости?

Что до меня, то я однозначно ответил на вопрос «да или нет»: с друзьями (родственниками) лучше бизнес не делать. Причина проста: очень мало людей, которые способны держать «dura lex, sed lex», отделив личную шерсть от государственной. И даже, если вы исключение и готовы к такому разделению, вовсе не факт, что к нему готовы ваши друзья.


Текст участник Летнего конкурса статей «Менеджмент-2019»

Фото: pixabay.com

Расскажите коллегам:
Комментарии
Независимый директор, Москва

А вот наши чиновники считают по другому.
Бизнес с родственниками в их случае - на каждом шагу. 
Дружба ничего не гарантирует.
Я сам видел генерального, который школьный друг учредителя компании.
И это не мешает ему воровать деньги через откаты с поставщиков.

Генеральный директор, Москва

Данные вещи несовместимы. С друга никогда не спросишь так, как с наёмного сотрудника. Есть хорошая поговорка: хочешь потерять и друга и бизнес - возьми его к себе на работу.

Из нашей практики: очень часто, спустя некоторое время, лояльность друзей к своему другу-руководителю перерастает в скрытую зависть к нему со всеми вытекающими отсюда последствиями. Видя благополучие своего друга, подчиненных друзей начинает "душить жаба" и зависть. Страх увольнения слабый, стремление украсть сильное, так как слабый или отсутствует контроль. Всё же на доверии....:-)))) Друг якобы не подведет....:-))). И всё заказчивается разорением или большими убытками. 

Консультант, Украина

Правило трех Д: с кем не надо делать бизнес

  • Дураки
  • Друзья
  • Дамы

 

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
3
Евгений Равич
Хороший пример конспирологии. Есть реальные примеры? Просьба заодно уточнить, что такое "не понр...
Все дискуссии
HR-новости
Больше 70% россиян работают по выходным и во время отпуска

97% россиян регулярно задерживаются на работе.

В каких городах России наибольший прирост вакансий

В целом по России спрос работодателей за год вырос на 36%.

Исследование: какую зарплату хотят получать россияне

Пожелания по заработной плате мужчин и женщин коррелируются в зависимости от возраста соискателей.

80% работодателей отмечают нехватку квалифицированных работников

В целом слишком долгое закрытие вакансий волнует 45% представителей бизнеса.