Три табу для частного инвестора

Андрей Руденко

О том, как выбрать инвестиционную стратегию, сформировать портфель, остаться в выигрыше и не нарушить табу - в статье из серии публикаций о российском рынке ПИФов.

Очевидно, что на сегодняшний день ПИФ — наиболее удобная схема для частного инвестирования, которая, кстати, на Западе является фактически единственным инструментом, при помощи которого частный инвестор, непосредственно не участвуя в биржевой деятельности, имеет возможность заставить свои деньги работать. Различия заключаются лишь в названии и организационно-правовой форме фонда — так, например, во Франции большой популярностью пользуются так называемые контрактные инвестиционные фонды, которые формируются в результате заключения контракта между управляющей компанией и инвестором, в результате чего управляющая компания продает инвестору право участия в имуществе, составляющем фонд. Данная схема является аналогом паевых инвестиционных фондов в России.

Впрочем, говоря о привлекательности паевых инвестиционных фондов, необходимо оговориться: любая инвестиционная деятельность на фондовых рынках сопряжена с двумя категориями — доходность и риск. Поэтому, принимая решение об инвестировании, частному инвестору необходимо провести достаточно серьезную аналитическую работу по сравнению фондов между собой, а также с другими инвестиционными возможностями. По словам Павла Теплухина, президента управляющей компании «Тройка Диалог», для частного инвестора, собирающегося вложить свои средства в паевой инвестиционный фонд, существуют три непререкаемых табу.

П.Т.: Когда мы говорим о паевых инвестиционных фондах, нужно придерживаться трех аксиом. Во-первых, даже при том, что информация о деятельности, например, открытых ПИФов публикуется ежедневно, нельзя анализировать и сравнивать доходность фондов за день, неделю, квартал и т. д. Минимальный интервал, на который инвестор должен ориентироваться даже на подсознательном уровне, не должен быть меньше года, поскольку год — это минимальный срок, за который портфельный менеджер управляющей компании может предпринять какие-то ощутимые действия на рынке. Поэтому делать инвестиции на срок меньше года просто не имеет смысла. Это не значит, что инвестор не может забрать деньги в любой момент. Просто длительный временной лаг позволяет снизить вероятность убыточности вложений — фондовый рынок находится в постоянной динамике, и, например, если вы захотите выкупить свой пай через полгода, велика вероятность того, что котировки ценных бумаг, в которые вложены ваши деньги, могут оказаться в своей низшей точке. Безусловно, можно следить за динамикой ПИФа и каждый день, однако только лишь для того, чтобы констатировать факт — я стал на 1% богаче или наоборот. Для сравнительного анализа сроки меньше года некорректны.

Второе табу заключается в том, что нельзя сравнивать друг с другом разные фонды отдельно по рискам и по доходности, так как риск и доходность — понятия, не существующие друг без друга и прямо между собой коррелирующие. Поэтому, сравнивая фонды между собой, мы должны вводить двухмерную систему координат. Риски, безусловно, зависят от структуры портфеля, и сравнивать между собой можно только фонды одной категории. Их, как известно, три — фонды облигаций, фонды акций и смешанные фонды. Так, некорректно сравнивать между собой по доходности фонд облигаций «Илья Муромец» и фонд акций «Добрыня Никитич». Естественно, что доходность фонда «Илья Муромец» будет ниже, чем у фонда «Добрыня Никитич», однако волатильность последнего в свою очередь значительно превышает таковую у «Ильи Муромца».

Наконец, третье табу — сравнение паевых инвестиционных фондов с текущими банковскими депозитами. Дело в том, что по закону о банковской деятельности банк имеет право обещать клиенту фиксированный годовой доход, в то время как управляющая компания таковыми правами не обладает: ни одна управляющая компания не может сказать клиенту, что через год он получит фиксированные 13 или 17% доходности. Можно сравнивать между собой ПИФы и срочные банковские депозиты, однако и в этом случае нужно быть предельно аккуратным, так как нужно вводить временной фактор. Так, если человек придет в банк и спросит, какова будет доходность на вложенные 10 тыс. руб., банк назовет ту доходность, которую инвестор получит через 12 месяцев, вложив деньги именно сегодня. В случае с паевыми фондами доходность является не фиксированной, а накопленной за год. В данном случае мы видим очевидную противоположность философии инвестирования: банк гарантирует ставку процента, а все заработанные деньги зачисляет в свой актив, в то время как все чистые активы фонда принадлежат инвесторам.

Итак, введя трехмерную систему координат — время, доходность и риск, — частный инвестор может обозначить для себя приоритеты и выбрать структуру инвестиционного портфеля. В инвестиционном мире принято классифицировать задачи по времени, отпущенному на их решение. По принятой общеэкономической терминологии временные лаги делят на краткосрочные (0,5–5 лет), среднесрочные (6–10 лет) и долгосрочные (свыше 11 лет). В зависимости от выбранных целей строится как инвестиционная политика, так и временная. По мнению Игоря Золотарева, автора книги «Все, что вы хотели знать о паевых инвестиционных фондах», длительное время работавшего на фондовом рынке США в качестве главы департамента международных операций в Home Federal Savings Bank, а также в качестве консультанта в сфере фондовых рынков, каждый из классов активов подходит для решения определенных задач людьми определенного возраста и характера. Так, в зависимости от целей, можно условно выделить следующие варианты инвестиционных портфелей.

Распределение активов (варианты портфеля) Акции, % Облигации, % Возможные цели
Краткосрочный (безопасный) 20 80 Новая машина
Среднесрочный (стабильный) 45 55 Накопление средств на обучение детей
Долгосрочный (амбициозный) 75 25 Деньги на совершеннолетие пятилетнего ребенка
Долгосрочный (агрессивный) 100 Пенсионный план

В первом случае сфокусированность портфеля на облигациях позволяет решать проблему надежности при краткосрочных вложениях. Как правило, сегодняшние действующие фонды сформированы на базе государственных облигаций. Меньшая часть работает с корпоративными облигациями. Это, как правило, крупнейшие корпорации, имеющие кредитный рейтинг, сопоставимый с рейтингом российского государства («ЛУКойл», «ЮКОС», «Газпром»). В подобных фондах инвестор несет наименьший риск, который возможен в рублевом поле. Здесь присутствует только риск обменного курса, который российские управляющие компании не имеют права преодолеть, так как существует значительное количество ограничений Центробанка по приобретению фондами активов, деноминированных в иностранной валюте.

Второй, среднесрочный портфель позволяет опередить инфляцию, погасить колебания цен, и инвестор, в обмен на некоторую подвижность стоимости портфеля, получает больший возврат.

В третьем и четвертом случаях инвестор должен игнорировать возможную временную потерю стоимости. В данном случае уровень рисков связан с акциями крупнейших российских корпораций. На рынке акций большая часть инвесторов — иностранцы, и рынок акций гораздо в большей степени подвержен глобальным процессам, нежели рынок облигаций. От этого рынок российских акций довольно сильно страдает, так как российские акции являются частью глобального портфеля. Поэтому волатильность акций, несмотря на их высокий долгосрочный кредитный рейтинг, на коротких промежутках времени гораздо выше, чем у облигаций. Как правило, управляющие компании дают значительную премию (до 25%). В этом случае инвесторы должны ориентироваться на доходность по акциям примерно на 20–25% выше, чем по облигациям, за счет более высокой волатильности.

Так или иначе, но, определив цели инвестирования и структуру портфеля, необходимо выбрать управляющую компанию и фонд, с которыми инвестору предстоит работать. Для этой цели рекомендуется использовать два коэффициента — «Бета» и «Альфа».

Коэффициент «Бета» (уровень нестабильности фонда) сравнивает колебания цены акций с колебаниями всего фондового рынка (в США за точку отсчета берется индекс S&P 500). Этим коэффициентом характеризуется относительное изменение доходности портфеля акций по сравнению с доходностью рынка. «Бета» показывает, как рынок будет действовать на изменение доходности портфеля. Например, если «Бета» портфеля равна 5, то увеличение доходности в среднем по рынку на 1% приведет к увеличению доходности портфеля на 5%. Естественно, что при падении доходности в среднем по рынку на 1% портфель с «Бетой», равной 5, потеряет 5%.

Таким образом, активы с «Бетой» >1 являются более рискованными, чем рынок, а с «Бетой»

Из уравнения регрессии

,

где

Rp — доходность портфеля фонда;

Rm — доходность рыночного индекса;

Rf — доходность безрискового инструмента;

ep — случайная погрешность;

Rm – Rf — избыточная доходность портфеля фонда;

можно найти значение «Бета»:

.

Показатель «Бета» широкого рынка принимается за 1,00. Соответственно, если «Бета» фонда равна 1,15, это означает, что в случае роста широкого рынка, избыточная доходность фонда, в исторической перспективе, на 15% превышает доходность базового индекса, а в случае падения рынка результаты фонда оказываются на 15% ниже (при условии, что другие факторы остаются неизменными). Напротив, «Бета» 0,85 указывает на то, что результаты фонда на 15% ниже результатов широкого рынка в периоды его роста и на 15% выше в периоды падения. В то же время низкое значение «Бета» не обязательно говорит о низком уровне волатильности фонда; скорее, оно свидетельствует о низком риске, связанном с рыночными колебаниями.

Кроме показателя «Бета» используется коэффициент «Альфа», называется также «Альфа Йенсена». Показатель эффективности инвестиционного портфеля; определяет разницу между фактической доходностью фонда и его ожидаемой доходностью при заданном уровне риска (измеряемого с помощью показателя «Бета»). Положительное значение «Альфы» указывает на то, что фонд показал лучшие результаты, чем можно было бы предполагать, судя по его «Бета». Напротив, отрицательное значение «Альфа» говорит о том, что доходность фонда является недостаточно высокой в сравнении с ожиданиями, основанными на «Бета». Этот показатель эффективности базируется на модели CAPM (Capital Assets Pricing Model), демонстрирующей соотношение ожидаемого риска и дохода и основанной на допущении, что инвесторы хотят получать более высокий доход при повышенном риске. Согласно указанной концепции, ожидаемая доходность ценной бумаги зависит от ее чувствительности к колебаниям индекса широкого рынка. Скорректированная по риску эффективность фонда может быть выражена уравнением линейной регрессии, соотносящим действительную избыточную доходность данного фонда с действительной избыточной доходностью общерыночного портфеля.

Из уравнения регрессии

,

где

Rp — доходность портфеля фонда;

Rm — доходность рыночного индекса;

Rf — доходность безрискового инструмента;

ep — случайная погрешность;

Rm – Rf — избыточная доходность портфеля фонда;

можно найти значение «Альфы Йенсена»:

.

Некоторые инвесторы рассматривают «Альфу Йенсена» как показатель качества работы менеджера фонда, то есть меру добавленной или вычтенной стоимости портфеля, обусловленной работой менеджера. Однако при помощи «Альфы» не всегда можно дать точную оценку деятельности менеджера. В некоторых случаях отрицательное значение «Альфы» может быть следствием расходов, отраженных в результатах фонда, но не представленных в результатах соответствующего индекса. «Альфа» зависит от точности расчета «Бета»: если инвестор принимает «Бета» как окончательную меру риска, то положительное значение «Альфы» будет итоговым индикатором позитивных результатов фонда.

Итак, имея на руках статистические данные о деятельности фонда, правила и проспект эмиссии (которые публикуются в открытом доступе в СМИ и на сайтах управляющих компаний), инвестор вполне может решить для себя задачу по выбору фонда и инвестиционной стратегии. Приведенная таблица поможет сравнить показатели различных фондов.

Фото: pixabay.com

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Россияне стали меньше тревожиться из-за работы

Год назад уровень тревожности россиян по поводу различных возможных проблем на работе был выше.

Уровень счастья напрямую влияет на продуктивность большинства россиян

При этом почти каждый четвертый респондент считает, что их руководитель ничего не делает для счастья сотрудников.

70% россиян отмечают сильное влияние работы на уровень стресса

Наибольший стресс создают строгие дедлайны, внезапные и большие объемы задач, а также собственные ошибки при выполнении задач.