Как искусственный интеллект изменит личные и деловые отношения

Тема отношений не какая-нибудь «одна из». Она пронизывает всю историю человечества. И, безусловно, служит одним из основных драйверов цивилизации. Даже если кому-то изыскания Зигмунда Фрейда кажутся чересчур пошлыми и прямолинейными — просто расширьте ракурс и взгляните на отношения в целом. Не только в романтическом и сексуальном смысле, а на любые. Деловые, например.

Ведь продаются не товары или услуги, а доверие к продавцу. Каждая сделка на рынке – не более чем монетизация отношений. Именно отношения полностью определяют рентабельность того или иного проекта, бизнеса, команды. 

Но это мелочи. На фоне исторических процессов буквально пыль под ногами. Отношения определили появление и развитие языков, письменности, риторики и дипломатии. Все изобретения и технический прогресс, искусство и войны, по большому счету – производная от отношений. Переоценить их значимость невозможно. Она основополагающая, базисная. 

Можно без преувеличения сказать, что отношения и люди тесно переплетены. Мы как существа социальные нуждаемся в общении, учимся и действуем в коммуникациях с другими, добиваемся успеха по чужим оценкам, переживаем провалы тоже в результате внешних суждений. Это замкнутая система, целая вселенная смыслов. Ничего кроме нее у людей нет.

Не было.

А потом в чат зашел новый игрок – искусственный интеллект. С точки зрения матстатистики такие повороты не просто обогащают сюжет, они полностью его меняют. Помните задачу про три двери?

В этом отрывке Кевин Спейси еще до обнуления (кстати, в связи с тяжкими обвинениями относительно злоупотребления отношениями) и последующей реабилитации (а его оправдали, что редкость по таким процессам), так вот, он экранизирует Парадокс Монти Холла.

Если кратко, то внешний наблюдатель радикально меняет шансы на успех. Вжух, и мы из привычного Ньютоновского мира перемещаемся туда, где действуют квантовые законы. Это все звучит как уличная магия с наперстками. Но если интересно, посмотрите отрывок внимательно. Почитайте комментарии к нему. Там подробно разобрана математика явления.

Итак, это не совсем очевидный и уж точно не приятный факт: ИИ меняет правила игры в отношениях между людьми.

Еще раз, не скорость вычислений и точность поиска, даже не решение задачек по ТРИЗ «перебором по всем наборам». А в, казалось бы, в недосягаемой для машин сфере, по определению исключительно человеческой — в отношениях.

С другой стороны, чему здесь удивляться? Именно так количество переходит в качество. Точнее перейдет, пока мы находимся на старте новых трендов. Вот несколько примеров того, о чем идет речь.

Основной инстинкт

Начнем все-таки с биологии. Эволюцию сложно игнорировать, хотя некоторые до сих пор пытаются. Но люди как живые существа – продукт далеко не платонический. 

Логично, что есть много фильмов по такой богатой теме. Ближе всего, пожалуй, ленты вроде «Метод Хитча» с еще не обнуленным Уиллом Смитом (которого деклассировали за ошибку в отношениях, естественно) и «Голая правда» с Джерардом Батлером. 

Герой этих фильмов – опытный суфлер, наставник. Эдакий мачо-тренер, натаскивающий наивных партнеров в премудростях соблазнения. Технология общая, и она излагается почти в виде чек-листа: как говорить, с какой регулярностью, как одеваться, как себя вести в тех или иных ситуациях. Это алгоритм.

Выглядит все эффектно (это же кино, Голливуд). Местами достоверно. Конечно, если избегать глупых ошибок, то шансы на успех повышаются. Эта мысль была наглядно показана в фильме «День сурка». Всего лишь вечность в запасе, и вот уже можно добиться благосклонности коллеги. 

У обычных людей вечности нет, и своевременные подсказки критично полезны. Теперь представим, насколько качественным суфлером может быть ИИ. 

Впрочем, можно уже не гадать, просто посмотреть. Вот пример алгоритма в виде скриптов для ChatGPT, как найти девушку и даже жену:

Кликните на картинку, чтобы посмотреть в полном размере

Таких чатботов уже довольно много. И навыки их прогрессируют с такой же скоростью, как развивается индустрия ИИ. Все по науке:

  • Первичный отбор по количеству и качеству фотографий в профиле, семантике анкеты, упомянутых интересах и возможно стоп-словах с точки зрения пикапера-хакера.
  • Отсев чересчур вульгарных, слишком высокомерных. 
  • Проверка данных анкет по открытым базам и различным источникам, чтобы снизить вероятность фейков, мошеннических схем. 
  • Регулярность ответов, прогнозируемая доступность в прямом физическом смысле по пересечению геолокаций и «окон» в личных расписаниях. 
  • Знакомство, обмен первыми фразами, вторыми, сотыми. Поддержание виртуального знакомства достаточно долго, чтобы возникло желание перейти на следующий уровень.
  • Проработка реплик для собеседования по телефону или в видеочате. 
  • Потом дополнительная работа над свиданием, как над ивентом. Выбор оригинальных мест, романтических событий, маршрутов. Подарки в качестве знака внимания. Как одеться, как себя вести. Тайминг. 

В таком виде подход уже слегка ошеломляет технологичностью, правда? Но это самая верхушка айсберга.

Главное, ИИ неутомимы. Программный робот может одновременно вести и сто «переговоров», и десятки тысяч. На бизнес-портале нет нужды рассказывать о том, как работает воронка продаж. Сам факт повышения пиарной мощности по экспоненте поднимает вероятность «заключения сделки».

Коммерческая терминология тут не случайна. Все это полностью и бесшовно масштабируется на деловые отношения.

Нетворкинг на стероидах

ИИ поможет сделать безукоризненный отбор кандидатов для общения. Автоматически и сразу по всем контрагентам собираются досье (в перспективе больше, чем они сами о себе знают). Идеальные расписания, никакой рискованной спешки, ни одного пропущенного звонка. Идеально спланированные встречи.

В свое время Дейл Карнеги произвел фурор идеей про запоминание имен собеседников. С тех пор благодаря CRM и спамерам мир продвинулся значительно дальше. Однако только ИИ переведут нас всех еще на уровень выше, даже на несколько.

Парадокс в том, что пугающе умные машины легко учатся снижать механистичность общения. Достаточно несложного уточнения в задании, чтобы Chat GPT начал говорить с паузами, в разном темпе речи, со словами-паразитами. Неразличимо похоже на живого человека:

Масштабируем болтовню ни о чем на любые деловые аспекты и вуаля! С помощью роботов можно выглядеть более естественным в глазах других людей.

Полностью снимается риск отпугнуть кого-то, насторожить, переборщить с интенсивностью контактов. Наоборот, ИИ настроит невероятную кастомизацию. Он сможет говорить голосом вашего поставщика или партнера. С официальных или личных номеров и контактов, привычными интонациями. А также с учетом всего последующего общения, которым благодаря такой дьявольской информированности будет легко манипулировать. 

Понятно, что оживятся мелкие воришки, это уже происходит. Звонки из условного банка или от родственников станут неразличимо достоверными. Вообще довольно страшно, как ИИ будет пользоваться криминал. 

Но хуже всего смена парадигмы. Тот самый квантовый скачок, как в примере про двери с призами. Что нас всех ждет за закрытой дверью на этом конкурсе автоматизации? 

Немного футурологии

Роботы наведут порядок в базах данных, а заодно справятся с тяжким наследием прошлого в компьютерных системах. Все будет работать очень быстро и безошибочно. CRM мечты, да.

Заодно внушительные досье на каждого сотрудника, контрагента, клиента. А также на потенциальных клиентов. 

Много лет назад был любопытный проект по продаже недвижимости, которая… не продается. Ребята справедливо решили, что если оцифровать все кадастры по городу, то неважно, что там выставлено на продажу, а что нет. Это вопрос цены. Если покупатель предложит достаточно много, то вот и основания для сделки.

Эту бизнес-модель скоро получится распространить на все сферы жизни. И не только деловые. Иезуитски внимательные, вкрадчивые алгоритмы придут на смену дуболомным спамерам прошлого. Противостоять им будет сложнее. В том числе по той причине, что дозированный контент будет сопровождаться оптимальным таймингом каждого сообщения. 

Все станет предиктивным: нетворкинг, воронки продаж, PR, поддержка, допродажи. В конечном счете роботы научатся прогнозировать реакции людей настолько хорошо, что такой мелочью, как сам факт принятия решений, можно будет пренебречь. 

Ирония в том, что пока никакой фантастики. Логистические подхватывающие центры давно так работают. Прогнозирование спроса позволяет начинать доставку до покупок.

Разница начинается с кастомизации. Вместо работы по площадям, когда примерно ясно сколько чего и куда завезти в определенный период — можно будет предсказывать что купит, как поступит тот или иной конкретный человек. А вдобавок как воздействовать на него, чтобы повысить вероятность одних решений и снизить вероятность других. 

К сожалению, здесь мы выходим за рамки личной и деловой жизни в сторону новой, невиданной ранее антиутопии.

Если все пойдет по наметившимся векторам, отношения будущего перестанут быть не то что интимными или тайными. Они вообще девальвируются до реакции мышцы на электрический ток. Как у Евгения Базарова с лягушками. Определенное напряжение (в различных смыслах) на входе, однозначная реакция подопытного на выходе. 

Конечно, для масштабного планирования наступит золотой век. Вся рыночная экономика легко поместится в небольшую виртуальную папку со скриптами для ИИ. Хотя к тому времени вендоры-монополисты уже все интегрируют в свои «черные ящики» и черные зеркала, никаких скриптов не понадобится. 

Эволюция поисковых систем показывает, что за десятилетия действительно впечатляющего развития информативность и управляемость интерфейсов катастрофически ухудшилась. Они сами решают за пользователей, что и в каком виде лучше показать. 

Системы рекомендательного контента лучше нас знают, кого и о чем мы хотим почитать или посмотреть. Они вмешиваются в личное общение, играя коэффициентами в показах постов друзей. Роботы (а точнее их владельцы) не намерены делиться с нами нашим собственным вниманием.

Добавляем уходящий за горизонт событий рычаг ИИ… Только отсутствие точки опоры может спасти Землю. Автоматизация пока что оперирует уже созданными смыслами. Системы генеративного контента устроены как гигантские калейдоскопы. Они перемешивают все данные мира и выдают новые узоры из прежних компонентов.

Лучик надежды остается в этом направлении. Возможно, наши потомки научатся лавировать между хищными щупами идеальных чатов, как мы справились со спамом и контекстной рекламой. Но домик в тайге уже не кажется безумной идеей. 

Все что мы пока знаем про развитие технологий особых иллюзий не внушает. 

Читайте также:

Расскажите коллегам:
Комментарии
Researcher, Москва

Каждая сделка на рынке – не более чем монетизация отношений. Именно отношения полностью определяют рентабельность того или иного проекта, бизнеса, команды.

Господи, какая глупость.

Руководитель, Москва
Сергей Средний пишет:

Каждая сделка на рынке – не более чем монетизация отношений. Именно отношения полностью определяют рентабельность того или иного проекта, бизнеса, команды.

Господи, какая глупость.

Что, механическая торговля с роботами напрямую уже началась? У людей иначе, нам важны отношения. Например, доверие к продавцу или поставщику

Аналитик, Москва

Картина маслом! )))
В принципе, если не вдаваться в технические дебри, то Вы правы. Я даже разделяю вашу тревогу. Появилось что-то совершенно новое и пока необычное. Ну как атомная бомаб после 2-й Мировой. Необычайно интересное оружие, кторые сделает бессмысленными, казалось тогда, войны.

Можно привести примеры и попроще - радио, телефон, телевидение. Казалось наступает новая эра. Да, интернет покруче будет с некоторой точки зрения, чем атомная бомба. 

Но вот в чём парадокс. Всё решает физиология и быт человека. Примерно в 1991 году на одной из лекций мне задали вопрос "А в чём эффективность интернета?". Тогда такой вопрос сразил меня своей простотой и я стал рассказывать, что вот сейчас ваша жена пишет рецепты в записной книжке, а с интернетом она просто сделает поиск. Я был неубедителен. Я тогда работал программистом, для нас тогда инет был выходом в открытое пространство, а быт никак не реагировал на это. 

Прошло 30 лет. Да, мы привычно заказываем еду через инет, такси, смотрим кино. Списывает дипломные работы друг у друга, переводим онлайн деньги. И всё? Да как-то да, всё! Удивительно, но я так и не нахожу для себя ответа на тот вопрос. Какова эффективность интернета. На бытовом уровне. Да и на макроэкономическом.

Раньше у меня на полке стояло два десятка справочников по разным наукам, они и сейчас стоят. Но я в 99 процентов случаях ищу справочную информацию в инете. 

И всё? Всё! Ну общаемся вот в чатах, на форумах, и в каналах. Телефон с проводом забыт. 

Да, самое-то главное забыл - маркетплейсы! Ну как же, это и правда важно. Но десятки миллионов спокойно живут без Алиэкспресса.

Смею утверждать,что даже интернет не проник всей душой в быт. Есть масса старинных способов его заменить на более простой, дешёвый и полезный механизм или алгоритм. 

А искусственному интеллекту ещё ох как далеко до нашего быта и физиологии.

IT-менеджер, Москва

Очень много шума. Не сомневаюсь, что большие перспективы.
Уже сейчас многое подвластно, например, распонавание лиц. Ушла старая программистская задачка: как отличить кошку от собаки.

Генеральный директор, Москва

Роботы наведут порядок в базах данных, а заодно справятся с тяжким наследием прошлого в компьютерных системах. 

С нетерпением ждём.

А еще выиграют чемпионат мира по футболу и слетают на Марс. А потом захватят власть. Заодно.

Аналитик, Москва
Евгений Равич пишет:

Роботы наведут порядок в базах данных, а заодно справятся с тяжким наследием прошлого в компьютерных системах. 

С нетерпением ждём.

А еще выиграют чемпионат мира по футболу и слетают на Марс. А потом захватят власть. Заодно.

Вы совершено правы!
Уборка (наведение порядка) - один из тяжелейших человеческих трудов. Никому за тысячи лет не удавалось навести иделаьный порядоу в своём жилище. Убрать пыль, выбросить мусор, сжечь ненужные вещи, расставить мебель по фень-шую. Дискретные мероприятия получаются, но сделать это до конца, на веки вечные - ещё не было таких примиров. Любая хозяйка это скажет. Обычно уборка заканчивается с упадком сил.

Забавно будет, если доверить это роботу. Так и слышу голос раздражённого мужчины из вечных баек: "Куда подевались мои носки?". ))))

Можно конечно удалённый мусор из баз данных хранить отдельно и там тоже наводить порядок, типа архив с мусором. Тоже ведь аналоги есть - нам кажется, что мы аккуратно убираем отходы из наших квартир, но мы всег лишь вывозим их за город/выбрасываем в окна/вывозим на дачи.

Точно так же с электромоилями. Вся антиэкологичность переместилась из цкентров больших городов к дымящим электростанциям, к залежам аккумуляторов. 

Так и таскаем веками мусор за собой.

Культурный слой называется. После нас будут сполошные базы данных с мусором прпо какую-нибудь инстасамку. Она же рейтинговая. Вот наши потомки удивятся, чем же эти дрение и дикие люди занимались в 21 веке))).

Консультант, Калининград
Анатолий Курочкин пишет:
И всё? Всё! Ну общаемся вот в чатах, на форумах, и в каналах. Телефон с проводом забыт.  Да, самое-то главное забыл - маркетплейсы! Ну как же, это и правда важно. Но десятки миллионов спокойно живут без Алиэкспресса.

Ну и ну. Это все, в чем Вы видите влияние Интернета, даже если процитировать не только этот пассаж, но и остальные из Вашего поста?

...В свое время революцию произвело книгопечатание, потому что уже не нужно было искать мудрецов и ездить из монатыря в монастырь, где были библиотеки, и молить о доступе к сакральным книгам в надежде что-то из них узнать. Можно было пойти в доступную библиотеку или даже купить книгу, принести домой и выяснить то, что нужно. Но на это тоже требовалось время, зачастую немаленькое, а главное -- нужную книгу можно было не найти, а нужным вопросом не задаться.

Интернет -- это следующая революция, потому что он сокращает время поиска информации до минимума и подсказывает, что еще искать и куда/как двигаться. Скорость изменений в технологиях и общественном устройстве, которая наблюдается последние годы, -- следствие Интернета как одного из решающих факторов.

Но если ограничить восприятие мира тетрадкой рецептов и покупками на маркетплейсах... вообще поразительно для программиста, хоть и бывшего.

Аналитик, Москва
Елена Бреслав пишет:
Анатолий Курочкин пишет:
И всё? Всё! Ну общаемся вот в чатах, на форумах, и в каналах. Телефон с проводом забыт.  Да, самое-то главное забыл - маркетплейсы! Ну как же, это и правда важно. Но десятки миллионов спокойно живут без Алиэкспресса.

Ну и ну. Это все, в чем Вы видите влияние Интернета, даже если процитировать не только этот пассаж, но и остальные из Вашего поста?

...В свое время революцию произвело книгопечатание, потому что уже не нужно было искать мудрецов и ездить из монатыря в монастырь, где были библиотеки, и молить о доступе к сакральным книгам в надежде что-то из них узнать. Можно было пойти в доступную библиотеку или даже купить книгу, принести домой и выяснить то, что нужно. Но на это тоже требовалось время, зачастую немаленькое, а главное -- нужную книгу можно было не найти, а нужным вопросом не задаться.

Интернет -- это следующая революция, потому что он сокращает время поиска информации до минимума и подсказывает, что еще искать и куда/как двигаться. Скорость изменений в технологиях и общественном устройстве, которая наблюдается последние годы, -- следствие Интернета как одного из решающих факторов.

Но если ограничить восприятие мира тетрадкой рецептов и покупками на маркетплейсах... вообще поразительно для программиста, хоть и бывшего.

Благодарю, Елена! Нет, это не всё, что я вижу. Мне казалось, что сарказ заметен. Или гипербола, как Вам удобнее. Я, кстати, не бывший программист, я действующий. А это как-то должно влиять на мировосприятие? А если бы я был,допустим, зубным врачём?

Но замечу, что и Вы не добавили ни одного примера к моему убогому списку. 

И Вы, как и я сводите весь интернет всего лишь к быстрому поиску. Поиску чего? Чужой информации? Часто непроверяемой, ложной и мусорной. Приведите пример хотя бы одного научного открытия, которое можно сделать только и исключительно с использованием интернета.

А вот с помощью молотка и зубила открытия,да ещё какие, делались.

О какой скорости общественного устройства вы говорите? Как были партии,так они и остались. Когда-то я активно участвовал в организации социальных интернет-групп. Сколько было надежд,что вот он новый мир! Вот что будет сутью нового общества!

А резульат? А результат - пшик! В крайнем случает нагнетание массового психоза и бунтов через проплаченных ботов. Вы считаете это прогрессом?

Скорость в технологиях? Вы можете привести пример? Может вакцина против короны? Увы. Нам год за годом спускаю якобы новые версии самртфонов, компьютеров, автомобилей. хотя все эти новшества дваным-давно были известны, а вводятся всего лишь ради игр маректологов, продавцов и т.д. Почему MS DOS был всего 3, ну 4 базовых версий, а у винды и её аналогов уже со счёту сбились? ВЫ не задумывались над этим? А просто потому, что очень выгодно придерживать разработки до нового цикла.

Коробка-автомат для автомобилей? Когда она появилась ВЫ помните? Я её ещё в конец 60-х видел на советских автмобилях.

Генеральный директор, Москва
Анатолий Курочкин пишет:
Можно конечно удалённый мусор из баз данных хранить отдельно и там тоже наводить порядок, типа архив с мусором.

Я пока сомневаюсь, что автор, говоря о БД, имеет в виду что-то конкректное. Возможно, это неплохо звучит - с его точки зрения.

Генеральный директор, Москва
Елена Бреслав пишет:
Анатолий Курочкин пишет:
И всё? Всё! Ну общаемся вот в чатах, на форумах, и в каналах. Телефон с проводом забыт.  Да, самое-то главное забыл - маркетплейсы! Ну как же, это и правда важно. Но десятки миллионов спокойно живут без Алиэкспресса.

Ну и ну. Это все, в чем Вы видите влияние Интернета, даже если процитировать не только этот пассаж, но и остальные из Вашего поста?

...В свое время революцию произвело книгопечатание, потому что уже не нужно было искать мудрецов и ездить из монатыря в монастырь, где были библиотеки, и молить о доступе к сакральным книгам в надежде что-то из них узнать. Можно было пойти в доступную библиотеку или даже купить книгу, принести домой и выяснить то, что нужно. Но на это тоже требовалось время, зачастую немаленькое, а главное -- нужную книгу можно было не найти, а нужным вопросом не задаться.

Ревоюция состояла в том, что принципиально уменьшилась стоимость копии. Это, в свою очередь, сняло часть объективно существовавших барьеров на пути обучения грамотности, хотя бы для некоторых сословий и профессий, и далее везде. Заняло столетия.

Интернет -- это следующая революция, потому что он сокращает время поиска информации до минимума и подсказывает, что еще искать и куда/как двигаться. Скорость изменений в технологиях и общественном устройстве, которая наблюдается последние годы, -- следствие Интернета как одного из решающих факторов.

Интернет и другие виды телекоммуникаций - это определённым образом регулируемая среда, в которой происходит передача информации. Улучшается постоянно и послойно - еще не столетия, но уже несколько десятилетий. Скорее эволюционно. Революцией в этом жанре были, возможно, электросвязь и радио.

Но изменения в общественном устройстве происходят куда медленнее - или вообще не происходят. Отделим технику от социальных и исторических процессов.

Но если ограничить восприятие мира тетрадкой рецептов и покупками на маркетплейсах... вообще поразительно для программиста, хоть и бывшего.

Это была шутка - поверьте.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Названы лучшие ESG-проекты России

В конкурсном отборе принимали участие более 600 претендентов.

Половина россиян остаются работать в компании по итогам стажировки

Чаще всего после стажировки молодые специалисты остаются работать в сферах транспорта, логистики и доставки, медицине и IT-сфере.

Больше половины россиян готовы переехать ради работы

Больше всего склонны к перемещениям молодые люди в возрасте 25-34 лет.

Половина россиян трудоустраивали друзей и родственников в свою компанию

Чаще других в хантинге принимали участие специалисты из сфер маркетинга, рекламы и PR, туризма, гостинично-ресторанного и автомобильного бизнеса.