Как бизнес расплачивается за сексуальные домогательства на работе

История увольнения в 2019 году с поста СEO McDonald's Стивена Истербрука за личную связь с сотрудницей, а также ряда подобных случаев с главами крупнейших компаний таких как Intel, Best Buy, Boeing, влечет за собой вопрос: «Чем именно обусловлено наличие в правилах большинства крупнейших компаний пункта о запрете на интимную близость, независимо от наличия доброй воли сторон с коллегами?»

Истинным ответом является, несомненно, защита интересов корпорации от потенциально опасных действий своих сотрудников. Означает ли это, что компании со зрелой корпоративной культурой рассматривают служебно-личные отношения как значительный фактор риска для собственного существования?

Частичным ответом на поставленный вопрос является статья "The real cost of workplace sexual harassment to businesses" на портале theconversation.com, в которой можно найти краткий обзор результатов научного исследования доцента Университета Манитобы (Канада), кандидата наук и выпускника ряда МВА программ, специализирующегося в области финансов Шиу Ик Ау (Shiu-Yik Au).

Статья интересна тем, что рассматривает вопросы принуждения к личным отношениям не по доброй воле – харассмента-домогательств – не столько с позиции нарушения морально-этических норм, сколько со стороны влияния этой практики на акционерную стоимость компании и возможности ее устойчивого развития. В статье данный риск-фактор описан и дополняется количественными показателями.

Три главных вывода статьи:

  • сексуальные домогательства на рабочем месте существенным образом негативно влияют на прибыль компаний, в которых они происходят;
  • стоимость привлечения и удержания рабочей силы значительно увеличивается для компаний с высоким уровнем «сексуальных домогательств»;
  • руководители должны рассматривать фактор наличия сексуальных домогательств как подрывающий долгосрочное устойчивое развитие компании и принимать меры для снижения данных рисков.

Прикладным следствием для топ-менеджеров является необходимость борьбы с явлением домогательств как одним из средств управления рисками для обеспечения долгосрочного устойчивого развития и снижения затрат корпорации.

Данные в статье приводятся в разрезе публично торгуемых Американских компаний. Аналог данных юридических лиц в РФ – форма собственности «публичное акционерное общество». При этом сама суть рассматриваемых явлений и прикладные рекомендации совпадают с российской практикой и применима к организациям любой формы собственности.

Перевод выполнен мной и сделан близко к тексту оригинала. 


Сексуальные домогательства наносят огромный ущерб сотрудникам компании, которые с ними сталкиваются, что приводит к:

  • увеличению текучести кадров;
  • снижению производительности труда;
  • увеличению количества прогулов;
  • увеличению затрат компаний на оплату отпусков по болезни-больничных листов.

Несмотря на то, что сексуальные домогательства действительно губительны для отдельных работников, почему стремящийся к максимизации прибыли директор крупной компании должен что-то делать с этим?

В исследовании доцента Шиу Ик Ау «MeToo: Влияют ли негативно сексуальные домогательства на рабочем месте на стоимость компании?», проведенному совместно с другими учеными Мингом Донгом (Ming Dong) из Йоркского университета и Андреанн Трембле (Andréanne Tremblay) из Университета Лаваля, были изучены данные действующих и бывших сотрудников из тысяч североамериканских компаний. Ученые исследовали обзоры вакансий, выпущенные сайтами Glassdoor и Indeed, собрав более 1,65 млн отзывов о более чем 1100 фирмах, чтобы выявить случаи сексуальных домогательств.

Затем команда исследователей рассчитала показатель «уровень возникновения сексуальных домогательств» за год для каждой компании в выборке и сопоставила его с прибыльностью и показателями стоимости данных публичных компаний на фондовом рынке.

Группа исследователей определила, что случаи сексуальных домогательств на рабочем месте существенно влияют на прибыль компаний, в которых они происходят.

Прямая связь между прибылью компании и сексуальными домогательствами может быть непонятна директорам. Некоторые из них могут ошибочно полагать, что случаи харассмента на рабочем месте единичны, редки или что их рядовые сотрудники не имеют прямого влияния на прибыльность бизнеса.

В то же время управленцы рассматривают сексуальные домогательства как неприятные издержки ведения бизнеса, а также полагают, что сотрудники будут продолжать работать, несмотря на сексуальные домогательства, из-за более высокой заработной платы или карьерных возможностей.

Затраты на одного работника

При этом есть исследования, которые показывают, что средний ущерб в виде потери производительности и текучести кадров из-за сексуальных домогательств составляет $22,5 тыс. на одного работника, а также, что сексуальные домогательства затрагивают и окружающих, создавая атмосферу страха и запугивания.

Например, один из участников выборки исследования, управляющий розничным магазином мебели, сказал: «Лучший способ решить проблему, связанную с сексуальными домогательствами или физическими угрозами со стороны руководства — не обращаться в отдел кадров. Если вы укажете на проблему, вам станет еще хуже, а ваша карьера будет поставлены под угрозу».

Так что же делать генеральному директору?

Просто принять сексуальные домогательства как «плату» за ведение бизнеса? Или принять меры, чтобы решить эту проблему и избежать ее, а также всех ее потенциально разрушительных последствий?

Результаты работы ученых показывают, что управленцам необходимо бороться с этой проблемой, поскольку показатели компаний с наибольшим количеством случаев сексуальных домогательств отстают от (значений индекса) фондового рынка США примерно на 19,9% за год.  Любому самодовольному директору стоит серьезно задуматься над этим!

В качестве источников данных исследователи выбрали ресурсы, которые позволяют избежать занижения показателей о случаях сексуальных домогательств из-за страха возмездия — онлайн-обзоры вакансий являются анонимными и публикуются как нынешними, так и бывшими сотрудниками. Страх возмездия вызывает искреннюю озабоченность у жертв сексуального харассмента, как показало исследование Комиссии США по равным возможностям трудоустройства. Один из респондентов, сотрудник строительного магазина, сообщил: «В итоге они уволили девушку, потому что она начала заявлять о сексуальных домогательствах».

В рамках исследования ученые оценили и выявили все фирмы из выборки, в которых присутствуют случаи сексуального домогательства. Затем для каждого года выделили компании с наибольшим количеством случаев сексуального харассметнта. Ими оказались 2 топ-процента выборки, которые по своим биржевым индексам отставали от фондового рынка США, включая индексы NASDAQ, AMEX и NYSE, в среднем на 19,9% в год. Что представляет собой среднюю потерю рыночной капитализации в размере $2,1 миллиарда на фирму.

Совокупная рыночная капитализация 101 компании, которая вошла в категорию наихудших по уровню сексуальных домогательств, составляла примерно $ 1,1 трлн в 2017 году. Это означает общий убыток в размере $212,2 млрд в год ($1,1 трлн, умноженный на 19,9%) или среднегодовой убыток в размере $2,1 млрд на фирму.

Не только фондовые рынки

Этот ущерб не ограничивается результатами компании на фондовом рынке. Прибыльность бизнеса также сильно страдает: рентабельность активов (ROA) и рентабельность собственного капитала (ROE) снизились соответственно примерно на 4,2% и 10,9% в течение следующих двух лет для лидеров рейтинга худших по уровню сексуальных домогательств компаний. 

Кроме того, стоимость рабочей силы для этих фирм за аналогичный период возрастает в среднем на 7%.

Текущий, установленный законодательно, федеральный «предел возмещения ущерба» от случаев сексуальных домогательств в США составляет $300 тыс., что ничтожно мало по сравнению с $2,1 миллиарда ежегодных убытков. Иными словами, ежегодная потеря акционерной стоимости примерно в 7 тыс. раз превышает максимальную компенсацию каждой жертве домогательств. Таким образом, сексуальные домогательства на рабочем месте обходятся бизнесу гораздо дороже, чем прямые компенсации пострадавшим от харассмента сотрудникам.

Интересно, что эти результаты не связаны с внезапной реакцией на движение #metoo. Исследование проводилось в период с 2011 по 2017 год, в то время как движение #metoo стало вирусным только в октябре 2017 года.

Результаты исследования показывают, что случаи сексуальных домогательств наносили ущерб компаниям еще до резкого повышения уровня осведомленности общественности об этой проблеме. В настоящее время активисты, обозреватели СМИ и политики рассматривают сексуальные домогательства как моральный проступок, который следует искоренить.

Ученые предлагают взглянуть на ситуацию не только с точки зрения того, что это предосудительно и аморально, но и чрезвычайно вредно и разрушительно для любой компании с финансовой точки зрения. Именно поэтому руководители должны обратить на этот момент особое внимание.

Читайте также:

Расскажите коллегам:
Комментарии
Директор по развитию, Самара

Домогательства - это абсолютное зло. Будь моя воля, я бы протащил закон о физической кастрации домогателей. 

Взаимное влечение и взаимное согласие на работе не считаю чем-то зазорным. Мало того, уверен - ничто так не стимулирует на сверхрезультаты, чем задорный, здоровый секс с коллегой противоположного пола ;)

Директор по маркетингу, Москва

Запретите себе запрещать

Аналитик, Москва
Александр Егоршин пишет:
уверен - ничто так не стимулирует на сверхрезультаты, чем задорный, здоровый секс с колегой

Так везде ж камеры понавешали. Или Вы в туалете приспособились? Поделитесь опытом то.

Директор по развитию, Псков
Александр Егоршин пишет:

Домогательства - это абсолютное зло. Будь моя воля, я бы протащил закон о физической кастрации домогателей. 

Взаимное влечение и взаимное согласие на работе не считаю чем-то зазорным. Мало того, уверен - ничто так не стимулирует на сверхрезультаты, чем задорный, здоровый секс с коллегой противоположного пола ;)

А,что на сверхрезультаты стимулирует секс только с противоположным....? Дискриминация...

Специалист, Пермь
Александр Егоршин пишет:
Взаимное влечение и взаимное согласие на работе не считаю чем-то зазорным.

Вот это и есть самое интересное.

В приведенном кейсе с CEO и служащей McDonalds - насколько понял, отношения были добровольны - без принуждения.

Несмотря на это, директор был вынужден уйти с поста после придания огласке этих фактов. 

Т.о. акционеры -во всяком случае в западных корпорациях - рассматривают даже добровольные служебные романы как нечто, таящее в себе угрозу благополучия  - в т.ч. репутационного и финансового - компании в долгосрок.

 

 

Директор по продажам, Санкт-Петербург
Михаил Кузнецов пишет:
Так везде ж камеры понавешали. Или Вы

А, вы тут столько лет создавали имидж продвинутого... А, оказывается.... Камеры, давно уже друзья и помошники, а не контролёры. Вот вам и опыт. 

Начальник участка, Москва
Валерий Андреев пишет:
Михаил Кузнецов пишет:
Так везде ж камеры понавешали. Или Вы

А, вы тут столько лет создавали имидж продвинутого... А, оказывается.... Камеры, давно уже друзья и помошники, а не контролёры. Вот вам и опыт. 

Если правильно под камеры расставить это еще одно направление бизнеса.  Собираешь контент на коллег и получаешь кучу бонусов:

- шантаж;

- манипуляции;

- продажа контента на специализированне хабы.

Директор по продажам, Санкт-Петербург
Алексей Уланов пишет:
контент

+обучающие видео методички и тестовые задания в рамках предварительного собеседования. 

Михаил Кузнецов пишет:
Поделитесь опытом то.

 

Директор по развитию, Самара
Михаил Кузнецов пишет:
Поделитесь опытом то.

Я могу поделиться только личным опытом руководителя компаний, где такие отношения существовали. Как руководитель, делюсь: такие пары демонстрировали очень высокую производительность, бесконечный оптимизм в работе, и очень хорошие, позитивные отношения к своим коллегам :) Другого опыта нет.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Какими услугами самозанятых работодатели пользуются чаще всего

70% работодателей в России привлекают к решению рабочих задач самозанятых.

Количество социальных предпринимателей в России выросло на 27% за год

В обучающих программах Лаборатории социального предпринимательства в 2022 году приняли участие свыше 4,5 тыс. человек.

Студенты назвали лучших работодателей России

Международные компании перестают быть фаворитами у студентов, а смысл и ценность работы для начинающих специалистов становятся все более важным фактором при выборе работодателя.

Сеть Fix Price создала 4,2 тыс. новых рабочих мест в России в 2022 году

Всего за прошлый год компания Fix Price открыла более чем 750 новых магазинов в России и в зарубежных странах присутствия.