Как снизить налоговую нагрузку на бизнес

Бизнесу необходимо платить налоги: очевидно и факт. И, с одной стороны, все выглядит просто и понятно: есть отчетные периоды, есть системы налогообложения, виды налогов и ставки. Бери и делай.

Но, с другой стороны, регулярно от представителей бизнеса можно услышать «страшные истории», которые связаны именно с уплатой налогов. О некоторых проблемах в части налогообложения и способах оптимизации налоговой нагрузки и поговорим.

Документальное подтверждение

Для начала коснусь самой распространенной сложности, с которой сталкиваются предприниматели при уплате налогов.

Действующим законодательством предусмотрена обязанность налогоплательщиков и налоговых агентов уплачивать законно и самостоятельно установленные налоги. На практике возникают проблемы. Например, независимо от способа уплаты налога, сам факт уплаты должен быть подтвержден документально. Но бывает, что документального подтверждения нет. В этом случае налог считается неуплаченным. И наказание за такую «неуплату» может быть весьма жестким (штраф).  

Налог оплачен был, но его не зачли: почему?

Почему так происходит? Приведу примеры. Налогоплательщик внес установленную сумму налога, а у банка, через который проведен платеж, отозвали лицензию. Денежные средства не поступили в бюджет. Налоговая инспекция выставляет требование в ходе проведения проверок и контрольных мероприятий. В этом случае налогоплательщик должен доказывать (возможно, и в судебном порядке), что уплата налога была совершена вовремя и в полном объеме, должен добиваться правды.  

Так же очень часто можно наблюдать элементарные ошибки. Например, указание в платежном поручении неверного КБК (код бюджетной классификации). Предприниматель уплатил налог, денежные средства поступили в бюджет государства. Но пока бухгалтер не напишет письмо в налоговые органы о розыске платежа и не сделает перенос или зачет средств, денежные средства официально не зачтутся, а за предприятием будет числиться задолженность. Это может привести также к негативным последствиям, штрафам и приостановке деятельности предприятия.

Регламент налоговой инспекции и точка

Самая главная проблема состоит в том, что налоговая инспекция не вникает в суть причин, связанных с неуплатой налогов. У налоговых органов есть регламент: если в течение определенного времени денежные средства не поступили в бюджет, то предпринимателю выставляется требование и инкассовое распоряжение в банк.

Расчетный счет организации или ИП может быть заблокирован. Деятельность компании фактически останавливается. А это колоссальные потери для бизнеса. Договорные отношения с заказчиками или поставщиками нарушаются, возникают основания для введения штрафных санкций и удержаний уже со стороны контрагентов. Получается, двойная нагрузка в виде потерь.

Ошибки, которые происходят по незнанию

Кейс из практики. У предпринимателя свой хлебобулочный комбинат, часть продукции он реализует через сеть своих же кафе и магазинов. Столкнулись с тем что, у предпринимателя кафе и магазины были двух налоговых системах: на системе ЕНВД (единый налог на вмененный доход) и часть на ПСН (патентная система налогообложения). Так было до 31 декабря 2020 года.

С 1 января 2021 года ЕНВД отменили, также были внесены изменения в части применения патентной системы налогообложения. Предприятие не среагировало оперативно, не перестроилось на альтернативные системы налогообложения. В результате в 2021 году предприятие потеряло приличную сумму на уплате налогов по УСН (упрощенная система налогообложения).

Несколько способов снижения налоговой нагрузки

А теперь скажу несколько слов о том, как можно оптимизировать затраты на уплате налогов. Не всегда для этого нужно применять «хитрые» схемы. Достаточно знать законы. Например, организации и предприниматели, у которых за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) не превысила в совокупности двух миллиона рублей, могут подать уведомление и получить освобождение от исполнения обязанностей плательщика НДС на год (ст. 145 НК РФ).

Также возможно получить отсрочку и рассрочку по налогам и взносам на льготных основаниях. Например, в текущей ситуации такое право имеют организации и ИП, у которых из-за ограничительных мер для борьбы с коронавирусной инфекцией снизились доходы:

  • если ведут деятельность в пострадавших сферах бизнеса;
  • заняты преимущественно туризмом и гостиничным бизнесом;
  • относятся к стратегическим, системообразующим и градообразующим компаниям;
  • сдают в аренду торговую недвижимость, и предоставили арендаторам отсрочку по арендной плате.

Это следует из пункта 1 Правил, утвержденных постановлением Правительства от 02.04.2020 № 409, в редакции постановлений Правительства от 24.04.2020 № 570, от 16.05.2020 № 699 и от 30.05.2020 № 792, пункта 1 информации ФНС от 04.06.2020.

Базовые действия, которые нужно выполнять на постоянной основе

Чтобы оградить бизнес от случайных ошибок в части налогообложения, снизить налоговую нагрузку, рекомендую:

  1. Ежемесячно выверять в Федеральной Налоговой Службе лицевой счет на предмет начисленных и уплаченных налогов.
  2. Заказывать в налоговых органах справку об отсутствии задолженности по налогам. Чтобы получить справку, нужно обратиться в инспекцию по месту регистрации с заявлением. Его можно подать при личном визите в налоговую инспекцию, через интернет или отправить почтой.

Я бы рекомендовала два этих важных действия прописать в KPI бухгалтеру, чтобы мотивировать специалиста заниматься данными вопросами.

Читайте также:

Расскажите коллегам:
Комментарии
Участники дискуссии: Юрий Петров
Генеральный директор, Украина

Я думаю, что государство в такой период должно снизить налоговую нагрузку на бизнес. Это самый логичный путь.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
3
Евгений Равич
Конечно. Иначе просто не могло быть. После появления книгопечатания очень многое изменилось. Но ...
Все дискуссии
HR-новости
Cпрос на сотрудников в гостинично-ресторанном бизнесе вырос на 60%

Зарплатные предложения для новых кадров выросли на 23% по сравнению с зимой прошлого года.

«Вкусвилл» запустил роботов для перевозки товаров в распределительных центрах

До конца 2024 года компания планирует роботизировать 30% операций, связанных с перемещением грузов из зоны приемки в зону хранения.

«Яндекс Еда» начала работать в Бишкеке

Киргизия стала шестой страной СНГ, где доступен сервис — после России, Казахстана, Беларуси, Армении и Узбекистана.

Более 40% наемных сотрудников не могут позволить себе больничный на работе

Свыше трети опрошенных отметили, что из-за проблем со здоровьем им отказывали в повышении.