Как проверить, сколько работник наработал в свой выходной

Российское законодательство четко определяет ситуации, когда работника можно привлечь к работе сверхурочно без его согласия. Однако порой сотрудники сами инициируют задержки на работе по объективным и не очень причинам. В таком случае, часто сотрудником движут два мотива: чувство корпоративной солидарности (в компании принято работать внеурочно) либо расчет на дополнительный доход.

Действующее законодательство ограничивает максимальную суммарную продолжительность сверхурочной работы 120 часами в год. При этом «праздничный труд», согласно закону, стоит минимум вдвое дороже, чем «будничный». Оплатить нерабочий день допускается не только деньгами, но и отдыхом: свободными днями или даже часами. С этим все ясно. Но как работодателю определить, что сотрудник добросовестно выполняет должностные обязанности, а не имитирует сверхурочный труд в ожидании двойной оплаты или других компенсаций? Если раньше в нечестной игре подозревали только нанимателей, то теперь под подозрение попадают и работники.

Как измерить продолжительность работы?

Доказать сам факт сверхурочной занятости несложно. Современные инструменты контроля позволяют точно измерять занятость сотрудников, даже когда работа связана с разъездами. Вот лишь несколько примеров:

  • Службы доставки устанавливают на рабочие мобильные телефоны курьеров приложения с поддержкой GPS, которые отслеживают все перемещения.
  • Мебельные фирмы выдают сборщикам планшеты, чтобы в процессе работы они присылали в офис фотографии-отчеты.
  • Для учета рабочего времени водителей служебные автомобили вооружают устройствами слежения. Они фиксируют не только маршрут, но и расход топлива.
  • Чтобы определить, где находится работник крупного склада либо цеха: на рабочем месте или, скажем, в курилке – применяют маячки. Их вешают и на технику, и даже на спецодежду.

Все это доступные и вполне законные методы контроля персонала. С другой стороны, навигационные системы позволяют подсчитать продолжительность, но мало говорят о качестве работе. Качественный анализ рабочего времени в полном объеме доступен разве что в офисе, где главный рабочий инструмент – компьютер.

Зачем контролировать сотрудников?

В офисе, особенно в выходные, когда пустуют соседние рабочие места, легко поддаться ничегонеделанию и выдать за сверхурочную работу вязание или игру в Black Desert. В этом и состоит одна из задач специализированного ПО – понять, почему сотрудники приходят на работу в выходные, ради выгоды или потому что не справляются с обязанностями в рамках графика.

С подобной ситуацией столкнулся наш клиент – торговая компания. Во время тестирования нашей системы учета рабочего времени отдел экономической безопасности решил понаблюдать за работой кладовщиков. Их должностные обязанности предполагали присутствие на рабочем месте в выходные с получением двойного оклада, как и положено по закону. Так вот все три недели, пока продолжалось тестирование, рабочая активность кладовщиков в субботу и воскресенье не превышала двух часов. Для сравнения: в будние дни честное рабочее время составляло семь часов и больше. В итоге из графика кладовщиков вычеркнули выходные дни, а их самих лишили премии, тем самым сэкономив деньги без ущерба для деятельности компании.

Сколько стоит работа в выходные?

Возьмем для расчета среднестатистическую зарплату, которая равняется 36,2 тыс. рублей в месяц, и среднюю продолжительность рабочего времени 160 часов. Тогда для оплаты всех 120 разрешенных законом сверхурочных часов потребуется 54 тыс. рублей в год.

Однако ликвидировать утечки рабочего времени требуется не только для того, чтобы сэкономить на оплате сверхурочных. Сверхзадача заключается в том, чтобы помочь команде избавиться от «пожирателей времени» – лишних, но упорно воспроизводимых действий. Если привить уважение к собственному времени и времени коллег, тогда и разногласий по поводу сверхурочной работы станет меньше.

Здесь пригодятся системы контроля рабочего времени, которые не только обнаруживают аномалии в трудовом ритме, но и помогают проанализировать содержание нарушений. Например, понять, почему сотрудник не справляется в рабочие дни и приходит на работу в выходные? Наш опыт подсказывает: тот, кто отстает, не всегда крайний. Возможно, этот сотрудник слишком перегружен, тогда как у его коллег в отделе мало задач. Или другие сотрудники так задерживают выполнение работы на своем участке, что тормозят всю команду.

Вот еще случай из практики нашего клиента. Бухгалтер регулярно жаловался на сильную загрузку и тотальную нехватку времени. Но хронометраж его работы, проведенный с помощью нашей системы, показал, что 30% времени сотрудник проводил не в бухгалтерских приложениях, а во «ВКонтакте». При этом средняя зарплата специалиста составляла 50 тыс. рублей в месяц, то есть фирма платила ему 200 тыс. в год за лайки и репосты.

Комплексные системы учета рабочего времени не просто записывают время включения и выключения компьютера, входа и выхода из приложений, но накапливают и автоматически сортируют данные. Это помогает руководителю провести ретроспективный анализ и увидеть слабые звенья, понять, на каком этапе случился сбой, почему растянулись сроки и как изменить процесс. Цель – чтобы сотрудники больше не выпадали из графика, не продлевали стандартную рабочую неделю за счет выходных и праздников и не тратили деньги компании на оплату мнимых сверхурочных.

Расскажите коллегам:
Комментарии
Участники дискуссии: Сергей Алейников, Дмитрий Изосимов
Адм. директор, Санкт-Петербург

Привлечение сотрудников на работу вне графика - это сбой в производственном процессе либо реакция на форс-мажорные обстоятельства, поэтому постановка задачи "проверить, сколько работник наработал в свой выходной" кажется мне просто некорректной!

Зачем вывели сотрудника в выходной? Если это "сдельщик" - то наверное, чтобы выполнить срочный заказ или довести товарную партию до нужного объёма? Если это операционный менеджер - то чтобы обработать в срок объём первичной или сопутствующей документации, если управленец среднего звена - то для быстрого принятия корректирующих решений.

В приведённых мной примерах ОТСУТСТВИЕ рабочей деятельности будет не просто заметно, а повлечёт за собой ощутимые негативные последствия для компании, которая рассчитывала на этот РЕЗУЛЬТАТ от работы в неурочное время!

Если же рассматривать статью как способ продвижения "Комплексных систем учета рабочего времени" - то всё становится понятным...

Нач. отдела, зам. руководителя, Москва
Сергей Алейников пишет:
Привлечение сотрудников на работу вне графика - это сбой в производственном процессе либо реакция на форс-мажорные обстоятельства, поэтому постановка задачи "проверить, сколько работник наработал в свой выходной" кажется мне просто некорректной!
Зачем вывели сотрудника в выходной? Если это "сдельщик" - то наверное, чтобы выполнить срочный заказ или довести товарную партию до нужного объёма? Если это операционный менеджер - то чтобы обработать в срок объём первичной или сопутствующей документации, если управленец среднего звена - то для быстрого принятия корректирующих решений.
В приведённых мной примерах ОТСУТСТВИЕ рабочей деятельности будет не просто заметно, а повлечёт за собой ощутимые негативные последствия для компании, которая рассчитывала на этот РЕЗУЛЬТАТ от работы в неурочное время!
Если же рассматривать статью как способ продвижения "Комплексных систем учета рабочего времени" - то всё становится понятным...

Сергей, спасибо за ваш комментарий.

Вы правы, что привлечение сотрудника на работу вне графика - это реакция на форс-мажор. Я сталкивался с ситуациями, когда, например, программисты работали по выходным, мотивируя это тем, что они не успевают сдать проект вовремя.
Собственно, в статье я не просто так говорю о системах контроля, т.к. именно они позволяют понять, во-первых, насколько обосновано желание сотрудника поработать вне графика, а во-вторых, проконтролировать его деятельность в этот самый день "X". Часто бывает и такое, что человек-то вроде вышел на работу, а настроиться на рабочий лад не может - выходной же. При этом свои законные 8 часов на работе он отсидит, а потом еще и получит двойную оплату своего "труда".

Иметь в команде сотрудников, которые работают на результат - мечта каждого руководителя и владельца бизнеса. Но в жизни все иначе. Никакой работник не будет относиться к бизнесу так, как относиться к нему его владелец.

Отсутствие результата, опять же, не всегда означает отсутствие деятельности. Тут нужна объективность (системы контроля).

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Треть профессионалов не доверяют своему руководству

Специалисты меньше, чем руководители и директора, склонны к доверию.

Зарплатные ожидания IT-специалистов превышают возможности работодателей в 1,5-2 раза

Общий рост зарплат в IT-сфере за первые 9 месяцев 2023 года составил 15-20%.

Россияне стали меньше тревожиться из-за работы

Год назад уровень тревожности россиян по поводу различных возможных проблем на работе был выше.

Уровень счастья напрямую влияет на продуктивность большинства россиян

При этом почти каждый четвертый респондент считает, что их руководитель ничего не делает для счастья сотрудников.