Вернем работе радость!

Новое время диктует новые условия и способы обучения. Бизнес-симуляцию – погружение в виртуальную реальность, подчиняющуюся законам реального бизнеса, – многие эксперты называют тренингом будущего. Формат бизнес-симуляции позволяет не только усвоить теорию, но тут же на практике отработать возможности ее применения, разобраться в хитросплетениях влияющих на развитие бизнеса причин и следствий, что не всегда удается сделать в реальной жизни.

Определение понятия

Симуляция (simulation) – вымышленная ситуация, в которой участники должны продемонстрировать свои способности; предназначена для того, чтобы исключить возможность влияния прошлого опыта на поведение участника (в лучшую или худшую сторону) (Дж. Хей, Великобритания).

Поскольку сам термин «бизнес-симуляция» относительно новый, то его использование часто вызывает отторжение, связанное с устоявшимися правилами и стереотипами, или непонимание – сравнение с ролевыми играми, компьютерными играми, симуляторами-тренажерами. Иногда приходится слышать: «Бизнес-стимуляции? А что это такое?»

Области применения

Бизнес-симуляции активно используются в центрах оценки, центрах развития, в учебном процессе, а также в программах по командообразованию. Те, что применяются в центрах оценки и развития, предназначены для моделирования видов работы, в которых требуются навыки:

  • анализа и работы с письменной информацией
  • принятия индивидуальных и групповых решений
  • общения и влияния на людей
  • планирования и реализации проектов.

При этом производится оценка различных наборов профессиональных и управленческих компетенций. Так, у менеджеров среднего и высшего звена оцениваются:

A. Готовность к изменениям
B. Принятие решений и ответственность
C. Уверенность в себе
D. Анализ информации
E. Системный подход
F. Навыки планирования и прогнозирования
G. Способность к сотрудничеству
H. Коммуникативные навыки
J. Самокритичность и умение принимать обратную связь.

Принципиально важен выбор симуляций, отличающихся по своему сюжету от содержания повседневной работы. Это позволяет предоставить участникам равные возможности для проявления своего индивидуального потенциала, а не является простой фиксацией их знаний о текущей работе. Кроме того подобный выбор исключает риск непроизвольного проявления участниками неэффективных моделей поведения, привычных для их рабочего окружения.

Сроки и уровень сложности бизнес-симуляции выбираются в соответствии с целями программы и могут изменяться в зависимости от компетенций и уровня подготовки участников. Уровень сложности симуляции можно повысить, предоставляя участникам больше или меньше времени на выполнение определенных заданий. В зависимости от целей и задач центра оценки и развития, симуляции могут содержать следующие виды активности (Дж. Хей):

  • Консультации – встречи/дискуссии, направленные на сотрудничество;
  • Ситуация конфликта интересов – встречи и обсуждения при наличии у участников различных противоречивых мнений и интересов;
  • Ситуации неопределенности – упражнения, во время которых участники сталкиваются с непредвиденными ситуациями (инцидентами) и должны найти выход и принять необходимое решение;
  • Планирование – встречи/дискуссии с целью индивидуального или группового планирования деятельности (разработка плана действий, бюджетирование, составление маршрута);
  • Комбинация ситуаций – использование вышеупомянутых видов активности в четко определенной последовательности.

Адаптированные российскими специалистами бизнес-симуляции могут включать в себя все перечисленные виды активности и продолжаться до восьми часов. В зависимости от поставленных целей, виды активности можно использовать выборочно.

Преимущества использования симуляций в центрах оценки и развития:

  • Захватывающий сюжет, который исключает обычные страхи относительно того, как на участника посмотрят или как его оценят коллеги и эксперты.
  • Работая в симуляциях в рамках программы центров оценки, люди забывают о том, что их оценивают, и гораздо легче воспринимают обратную связь, включающую в себя информацию о своих сильных сторонах и областях дальнейшего развития.
  • Наблюдаемое экспертами поведение кандидатов, фиксация конкретных и неконтролируемых поведенческих проявлений участников дает возможность более объективно оценить их потенциал (по сравнению с любыми тестами, опросниками, а также оценкой, сделанной во время интервью или на основе анализа прошлого опыта).
  • Участие в программе оценки менеджеров и руководителей позволяет им по-новому увидеть своих коллег и подчиненных, в этом случае конечная оценка легко воспринимается линейными менеджерами – участниками центра оценки и развития.
  • Центр оценки и развития, построенный на основе симуляций, предоставляет организации наиболее актуальную информацию относительно текущего состояния и/или потенциала сотрудников, на основе которой разрабатываются планы их дальнейшего развития и карьерного роста.
  • Симуляции предоставляют участникам возможность показать свой реальный потенциал, особенно в случае если не сложились отношения и эффективное взаимодействие с непосредственным руководителем невозможно – он подавляет сотрудников или не воспринимает результаты их работы. Довольно часто «звездами» центров оценки становятся сотрудники, которых их руководство считает бунтарями или возмутителями спокойствия, поскольку они нередко проявляют независимость, решительность и другие качества, которые не приветствуются на низких должностных позициях.
  • Как и в классических центрах оценки и развития, симуляции дают организации возможность увидеть потенциал и ресурсы персонала, о которых в организации ранее не задумывались или не принимали во внимание.
  • Симуляции позволяют определить критерии для исследования поведенческих проявлений, непосредственно связанных с успешной деятельностью, на которых организация концентрирует свое внимание.

Использование бизнес-симуляции в учебных целях и командообразовании

Лицензионные бизнес-симуляции, используемые в учебных целях, направлены скорее на осознание имеющихся у менеджеров сильных и слабых сторон, а не на оценку данных компетенций. При этом симуляции позволяют на практике развивать и тренировать необходимые навыки и умения у менеджеров среднего и высшего звена. Кроме того, они привносят элемент игры в учебный процесс, благодаря чему участники сами осознают свои сильные стороны, а также те качества, которые им необходимо развивать и совершенствовать.

Менеджеров, обладающих большим опытом, обычно просят выступить в роли экспертов, благодаря чему участники получают возможность получить обратную связь от коллег и соответствующим образом изменить свое поведение в будущем.

При выборе симуляций мы отдаем предпочтение программам с необычным для участников сюжетом. Симуляции с фабулой, приближенной к повседневной работе участников, кажутся наиболее подходящими применительно к сфере деятельности какой-либо компании, однако необычные сюжеты предоставляют участником больше возможностей для принятия самостоятельных решений, по сравнению с сюжетами, отражающими их обычную практику (которая в действительности может быть не самой эффективной стратегией поведения!).

При проведении программ, связанных с командообразованием, симуляции могут представлять особый интерес. Они позволяют участникам еще лучше познакомиться друг с другом, объединиться ради достижения одной общей цели, преодолеть возникающие препятствия и ощутить радость победы. Для достижения максимального эффекта в этом формате используется элемент соревнования за счет участия нескольких команд из одного или различных подразделений организации.

Преимущества использования симуляций в учебном процессе:

  • Самопознание: осознание сильных сторон и областей дальнейшего развития (этот эффект достигается благодаря системе самоотчетов после каждого этапа симуляции, итогового отчета, обратной связи, благодаря чему сделанные выводы могут лечь в основе плана по дальнейшему развитию участника).
  • Осуществление реальных изменений, применение новых моделей поведения, проявление скрытых способностей и резервов в безопасной обстановке.
  • Улучшение коммуникации в командном взаимодействии, осознание неэффективных моделей поведения, в особенности соперничества и откровенного давления.
  • Возможность «себя показать и на других посмотреть» – соревнование двух-трех команд.
  • Для руководителей – возможность непосредственного наблюдения и оценки умений, навыков и потенциала сотрудников.
  • Азарт, увлеченность, «адреналин», вызываемый настольной игрой, сравнимый с гонками.

Опыт передачи технологии проведения одной из бизнес-симуляций двум компаниям-клиентам и ее использование для внутрикорпоративных целей выявил также ряд дополнительных возможностей и преимуществ этой симуляции:

  • Технологичность – четко отработанный процесс, апробированный в многократном применении;
  • Вариабельность – возможность изменения, реконструкция модели под конкретные задачи;
  • Функциональность – совокупность обучающего, развивающего, диагностического, исследовательского и эмоционального элементов;
  • Множественность выбора решений в условиях неопределенности и непредсказуемых внешних влияний;
  • Многокомпонентность анализа (количественный, качественный, анализ отношений);
  • Целостность, самодостаточность – взаимосвязанность этапов, структурных единиц с возможностями реализации различных видов деятельности (от анализа проблемы и разработки проекта до его реализации).

В качестве заключения хотелось бы упомянуть о позитивном и «энергизирующем» эффекте, который отмечают и испытывают многие участники бизнес-симуляций. А значит, у компаний и отдельных людей появляется возможность отойти от своих привычных стереотипов поведения и практики и сделать свою работу еще более эффективной и радостной.

Фото: freeimages.com


Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Новости образования
ИБДА РАНХиГС возглавил индекс популярности среди бизнес-школ России

Индекс составляется по ряду показателей, среди которых уникальные просмотры страниц бизнес-школ, новостей и анонсов, количество переходов на сайты вузов.

Зарплата выпускников IT-курсов растет в среднем на 50% после обучения

При этом каждый третий айтишник трудоустраивается во время учебы.

Исследование RAEX: как абитуриенты выбирают вуз

Выяснилось, что рейтинги влияют на выбор абитуриентов больше, чем мнение родителей.

В России впервые составили справочник корпоративных университетов

В пуле участников исследования представлены 43 корпоративных университета крупнейших российских компаний и субъектов федерации.

Дискуссии
Mini dsc 0050 3 sq 2
Сергей Средний
Забейте тогда.А я научился, понял и оценил концепцию. И просто кайфую от качества ресурса и возм...
Все дискуссии
HR-новости
Самые странные корпоративные правила: итоги опроса россиян

Общий поход на обед отделом, пение корпоративного гимна и кормление животных в офисе – попали в топ странных офисных правил и традиций.

Россияне назвали самые престижные и доходные профессии

В лидерах – работники сферы IT и государственные служащие. 

Владелец «Л’Этуаль» полностью выкупил сеть магазинов косметики «Подружка»

В России работает 287 магазинов сети «Подружка».

Стать предпринимателем пробовал каждый третий в мире

Доля заинтересованных в развитии своего бизнеса выше в странах Латинской Америки и в Индии, ниже — в Японии, Нидерландах, Бельгии, Швеции.