Альтернативный подход к изучению английского

Многие из нас, в особенности поколение 60-х-70-х, давно сложились как профессионалы, но именно поэтому «чуть-чуть» не хватило времени, для того чтобы овладеть иностранным языком. Высшее образование, удачный старт, второе высшее, семья, дети, карьерный рост – как найти время для изучения языка? Да, были и школьные уроки, и вуз, и даже какие-то курсы при МИДе – но достичь желаемого, к сожалению, не удалось. Путь к результату с помощью репетиторов и курсов превращается в бесконечный процесс. Кое-как получается вести переписку и читать корреспонденцию, а во время переговоров с зарубежными партнерами остается только напрягать слух и улыбаться, внимая безупречной речи молоденькой переводчицы…

Как правило, при академическом, общепринятом подходе к изучению иностранного языка, далеко не всем удается освоить главное – научиться применять полученные знания на практике. Язык, подобно живому организму, живет полноценной жизнью и существует только в среде себе подобных – иначе он не востребован и умирает. Проще говоря, перед изучающим иностранный язык стоит главная и самая сложная задача – не только изучение грамматической структуры языка, зубрежка слов и глагольных форм, а обучение реальным навыкам общения на языке. Но здесь есть еще одна сложность. Нам, успешным и состоявшимся во многих других областях и сферах деятельности, страшно совершить ошибку. А вдруг я скажу что-то неправильно? А вдруг я окажусь в смешном положении? А если почти подписанный контракт сорвется? С одной стороны, нет языковой практики, с другой, – даже когда появляется возможность использования языка – из-за боязни сделать ошибку, мы подчас упускаем такую возможность. В данной ситуации назревает необходимость в качественно новом подходе к изучению иностранного языка.

Именно поэтому несколько лет назад вновь заинтересовались интенсивным методом, который в советское время использовался в академии Дзержинского, ТАСС, для обучения летчиков и космонавтов. Был создан Лингвистический проект «Свобода слова», который расширил рамки традиционного обучения языку. Инновационная авторская методика позволяет за короткий период погружения в языковую среду получить измеряемый результат: нарастить словарный запас, структурировать грамматику, пройти «языковой барьер». В процессе обучения участники проекта получают то, что невозможно дать традиционными методами обучения – реальные навыки общения и мотивацию к использованию и дальнейшему совершенствованию языка.

Один из основных принципов методики, применяемой в данном обучении, – это принцип избыточности информации. Он позволяет максимально эффективно использовать время каждого участника учебного процесса. Если человеку давать гораздо больше материала, чем, как принято считать, можно запомнить, он запомнит меньше, чем предъявлялось, но усвоит в разы больше, чем при классическом «заучивании» за то же время.

Ученые заметили, что при усвоении новой информации, в частности, при изучении иностранного языка, человек запоминает не то, что проще звучит, а то, что воздействовало на него эмоционально, и для каждого это свои слова и формы. При обучении на интенсивных тренингах проекта «Свобода Слова» предъявляется огромное количество новой информации. В большом и разнообразном по форме подачи объеме материала всегда найдется «своё» для обучаемого, то, что находится в области его ближайшего развития в языке. К тому же, любой участник группы не только запомнит ранее не изученное, но отработает и закрепит то, что пока не использует активно в речи. А также ускорит собственный процесс обучения в дальнейшем при любом взаимодействии с изучаемым языком. Таким образом, курс «Свободы Слова» является интенсивным не в количественном, а качественном смысле.

Если условно разделить степень усвоения информации на три стадии, то первая – это «предзапоминание», вторая – «пассивное» знание и третья – это знание «активное».

Предзапоминание – это стадия накопления «критической массы» для выведения той или иной информации на уровень понимания, то есть стадии второй – «пассивного» знания. На данном этапе в обучении используется авторский обучающий софт - своего рода тренажер по запоминанию лингвистической информации. Программа позволяет дать человеку большое количество лингвистического материала по принципу нескольких «предъявлений». Первое – быстрое ознакомление с информацией (визуальное, аудиальное и моторное, т. е. человек видит текст, в наушниках слышит соответствующую ему речь и одновременно повторяет за диктором), затем второй просмотр с грамматическими комментариями, а третье - интерактивная фаза, когда человек пытается самостоятельно воспроизвести просмотренную, прослушанную и повторенную два раза информацию. Такой способ позволяет быстро нарастить словарный и фразеологический запас, минуя логический барьер восприятия, получив, таким образом, «пассивное» знание языка.

Для того чтобы перейти от «пассивного» знания к «активному», в курсе используются ролевые игры, тренинговые методики и погружение в язык посредством исключения общения на русском языке. Добровольный отказ от русского языка позволяет восполнить дефицит столь необходимой практики речи, создать языковой опыт, используя необходимость человека в общении и выражении эмоций. Поскольку он не может сделать это привычным для него способом - на русском языке, - у него постепенно развивается способность не только выражать свои мысли в речи, но и мыслить на другом языке.

В играх обучаемый попадает в ситуации, где ему необходимо решать конкретные задачи (говорить при этом он может только на английском языке). Эти виды деятельности связаны с работой в команде и мотивируют человека посредством интереса к ситуации и стремления к результату. На данном этапе очень важен правильный сценарий мероприятий.

В курсе используются и психологические приемы, такие как снятие стресса с помощью активных игр и аутотренинга; приемы по раскрепощению и избавлению человека от чувства излишней ответственности, которое мешает пройти «языковой барьер»; построенное с учетом физиологических ритмов расписание, в котором используются принципы смены деятельности, чтобы держать человека постоянно либо в «воспринимающем» либо в «воспроизводящем» режиме; четкое управление временем, позволяющее максимально эффективно использовать каждую минуту.

Как же все это происходит? Обучение проходит в комфортабельном подмосковном пансионате. В открытой форме существует два варианта программ - интенсивный восьмидневный курс и двухдневный коммуникативный тренинг. На восьмидневном курсе обучаемый прорабатывает все языковые аспекты (словарный запас, структуризация грамматики и реальное использование всех знаний в ролевых играх и мероприятиях) и получает объем знаний, равный годичному обучению на курсах (128 часов занятий, к тому же непрерывность обучения увеличивает эффективность на 30-40%). Двухдневный коммуникативный тренинг больше нацелен на разговорную практику, прохождение «языкового барьера» и отработку наиболее востребованных в жизни ситуаций (преимущественно деловое общение). Обе программы создают у человека огромную мотивацию к дальнейшему совершенствованию и использованию английского языка. Помимо этого, современный деловой человек получает, несмотря на очень интенсивный график обучения, глубокий отдых в результате смены деятельности и ярких эмоций от процесса обучения (сочетание обучения с активным отдыхом, которого нам всем так не хватает).

В последнее время все более актуальным является корпоративное обучение языку и поддержание высокого уровня владения английским языком персонала компании. Здесь необходимо как повышение уровня знания языка, так и мотивация персонала к его дальнейшему использованию (что является важным для компаний, где английский язык является общекорпоративным). Как правило, сотрудники занимаются в группах, по окончании рабочего дня. Зачастую это длительный и недостаточно эффективный процесс, поскольку сказываются нехватка времени и концентрации на процессе, недостаточность мотивации и наглядности результата. Процесс обучения становится прерывистым и растягивается на неопределенный срок.

Для компаний основным преимуществом сотрудничества с Лингвистическим проектом «Свобода Слова» является скорость изучения языка и, таким образом, быстрый возврат инвестиций, вложенных предприятием в обучение своих сотрудников. Также важно, что существует возможность наполнения курса специализированной отраслевой лексикой (по предоставленной компанией тематике и содержанию), создание контентных словарей из профессиональных текстов. Кроме повышения уровня языка, дополнительными результатами обучения являются приобретение навыков работы с большими объемами информации, развитие коммуникативных навыков и эффективной работы в команде.

Во взаимоотношениях с иностранным языком для любого менеджера рано или поздно наступает момент принимать решение: «Или я его, или он!» И если кажется, что уже опробованы все способы изучения английского, а результат все еще оставляет желать лучшего – не падайте духом. Есть и другие возможности, главное, - вовремя прочитать об этом в интернете…

Партнерский материал

Фото: freeimages.com

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Новости образования
«Яндекс» и НИУ ВШЭ расширят подготовку специалистов по ИИ

В следующие 10 лет количество выпускников программ «Яндекса» в НИУ ВШЭ увеличится в 4 раза по сравнению с прошлым десятилетием.

ВШБ НИУ ВШЭ провела выездной модуль программы МВА на Байкале

Участники отработали теоретические основы и взаимодействие, после чего им предстоял переход через озеро Байкал.

Высшая школа бизнеса НИУ ВШЭ представила программу GMP

«Бизнес-лидер будущего» — первая в России программа уровня GMP (General Management Program).

В МИРБИС прошел тренинг «Эффективный руководитель. Управление бизнес-процессами»

В нем приняли участие представители 16 компаний.

Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Россияне стали меньше тревожиться из-за работы

Год назад уровень тревожности россиян по поводу различных возможных проблем на работе был выше.

Уровень счастья напрямую влияет на продуктивность большинства россиян

При этом почти каждый четвертый респондент считает, что их руководитель ничего не делает для счастья сотрудников.

70% россиян отмечают сильное влияние работы на уровень стресса

Наибольший стресс создают строгие дедлайны, внезапные и большие объемы задач, а также собственные ошибки при выполнении задач.