Переговоры. С чувством, с толком, с расстановкой

Нас нигде не учат специально навыкам общения. Ни в семье, ни в школе, ни в институте. Мы учимся общаться, глядя на наших родственников, знакомых, учителей, в той среде, которая нас формирует. И к определенному возрасту у каждого из нас складывается привычная манера общения. Она может быть более или менее успешной, но у каждого она своя. И когда нам раз за разом приходится с кем-то договориться, убеждать в своей правоте, мы делаем это определенным, характерным для нас образом. Общаясь с разными людьми, мы замечаем, что с некоторыми людьми нам легко общаться, формировать доверительные, дружеские отношения, а с некоторыми – нет. Общение с ними вызывает у нас дискомфорт, сопротивление, конфликты.

И ситуация может стать острой, если это кто-то из наших коллег, начальник или партнер по бизнесу. Мы не понимаем этих людей, они кажутся нам неприятными и чужими.

И тут возникает вопрос: как научиться общаться с теми, кто не похож на тебя, чья привычная манера поведения сильно отличается от твоей?

Решить его можно, проанализировав свое поведение, поведение людей, с которыми легко выстраиваются коммуникации и тех, с кем общение доставляет дискомфорт. И на основании полученных заключений произвести нужную корректировку своего поведения.

Над этим вопросом еще в пятидесятые годы прошлого столетия задумался Чарлз Озгуд, американский психолог, разработчик методики семантического дифференциала, работающий над темами психолингвистик и, теории смысла, взаимоотношений языка и мышления.

Опираясь на теорию бихевиоризма, Осгуд считал, что в психике человека нет ничего, что не поддавалось бы наблюдению и описанию, и на этой основе проследил закономерность: в нашей речи отражаются наши психические свойства, личностные особенности. И, наблюдая за людьми, можно увидеть и систематизировать некоторые повторяющиеся в поведении и речи закономерности.

Следовательно, людей можно условно разделить на несколько коммуникативных типов, по принципу ярко выраженных личностных особенностей. Чарлз Озгуд также предпринимал попытки измерить значение слова (оценка, сила влияния, экспрессивность) и защитил диссертацию на тему «Измерение смысла». Он исследовал двадцать языков и двадцать одинаковых слов, описывающих поведение человека, которые в них используются и обнаружил, что во всех двадцати языках 50% слов было описательными (описывали поведение и факты), другие 50% – оценочными (оценивали, насколько мне это нравится). Причем те 50%, которые относились к описательным, тоже делились на два равных лагеря. Первый – это насколько человек стремиться доминировать при взаимодействии, и второй – насколько человек выражает свои эмоции. Получается, что мы воспринимаем поведение любого человек, наблюдая за тем, насколько он доминирует в беседе с нами и насколько ярко выражает свои эмоции. И затем делаем вывод, оценку – нравится нам это или нет.

В большинстве случаев нам нравится похожее на наше поведение, а вызывает недоверие незнакомое, непривычное для нас.

Так появилась теория четырех стилей коммуникации, разработанная основателем американской компании Persona Global Джоном Горштейном в начале 1980-х годов. Двадцать пять лет исследований Persona Global совместно с исследователями Applied Communication Technology и Университета Сан-Франциско, основанных на данных, собранных в ходе тренингов в различных странах, подтвердили гипотезу о присущих разным людям четырех стилях коммуникации:

  • аналитический,
  • контролирующий,
  • поддерживающий,
  • мотивирующий.

Проблемы, возникающие в ходе коммуникаций и ведения переговоров, одинаковы для людей во всем мире. Матрица социальных типов дает возможность увидеть и хорошо узнать другие коммуникативные типы – стили, отличные от вашего стиля, и выстроить с ними доверительные отношения наилучшим для них образом.

Так, например, для мотивирующего стиля важно владеть информацией. И если в ходе переговоров вы будете вести себя максимально открыто и уверенно, предоставлять большое количество информации, к тому же ссылаясь на лучшие мировые практики, то у вас будут все шансы договориться с партнером.

В то время как с анализирующим стилем краткость, подтвержденная цифрами, будет куда более уместна зажигательного эмоционального диалога с большим количеством информации. Это люди системного склада ума и пунктуальности. Они не любят ошибаться.

Если говорить о людях контролирующего стиля, то для них на первый план выходит эффективность и результативность. Они экономят свое время и хотят быть уверенны в быстрых результатах. Чтобы выстроить отношения с такими людьми, необходимо говорить коротко и по существу.

Поддерживающий стиль характерен для людей мягких и внимательных к людям. Как правило, о них говорят «хороший человек». Для них важно личное участие в делах и внимательное отношение к себе и окружающим.

Общение с этим коммуникативным стилем не терпит суеты.

Здесь вступает в силу платиновое правило переговорщиков: «Поступай с другими так, как они бы хотели, чтобы с ними поступили».

А как хотят люди, чтобы с ними поступали? И тут возникает тема потребностей. И они тоже свои у каждого типа. Это глубинные потребности каждого стиля, которые проявляются в общении, попадание в которые позволяет с большой долей вероятности выстроить эффективные доверительные отношения с любым партнером.

Мы не можем требовать понимания от другого человека, но мы сами можем стать гибче и демонстрировать через свое поведение и слова то, что хочет увидеть или получить другой человек. Для успеха в переговорах важна гибкость, также необходимо понимать, что происходит с твоим собеседником по переговорам, и проявлять эмпатию. И даже если внутри мы хорошо понимаем, как наш партнер себя чувствует, – этого недостаточно. Надо уметь продемонстрировать свое понимание собеседнику через поведение. Так, чтобы другой увидел и почувствовал, что вы с ним на одной волне, он нам интересен. Тем самым проявив эмпатию.
Прирожденные переговорщики, несомненно, существуют. И даже для прирожденного переговорщика важно систематизировать имеющийся опыт и навыки для того, чтобы вывести их с уровня интуиции на уровень мастерства. Для тех же, кто вынужден сам себе прокладывать дорогу к успешным переговорным практикам, теория четырех коммуникативных стилей дает самые доступные для усвоения инструменты. (Высокий уровень удержания навыков по сравнению с теориями DISC и MBTI (80,09%, 67,62% и 59,86% соответственно) подтвержден исследователями Applied Communication Technology и Университета Сан-Франциско, основанных на данных, собранных в ходе тренингов в различных странах, включая Англию, Японию, Новую Зеландию, Швейцарию и США).

Екатерина Манагарова, BIRC

Фото: nippononline.ru

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Новости образования
Завершился второй поток корпоративной программы ВШБ ВШЭ «Академия CFO»

Более половины содержания программы было посвящено практической работе, в том числе рассмотрению реальных кейсов «Газпром нефти».

74% работодателей направят руководителей на бизнес-обучение в ближайшие годы

Рост промышленного производства и повышение предпринимательской уверенности могут увеличить спрос на программы обучения руководителей.

СПбГУ присоединится к бакалавриату для создателей ИИ

В новом учебном году набор на программу увеличится в пяти вузах-партнерах: ИТМО, НИУ ВШЭ, МФТИ, Иннополис и СПбГУ.

Руководители IT-компаний из 10 регионов прошли скейларатор Корпорации МСП и НИУ ВШЭ

Отдельный блок программы был посвящен инструментам развития малых технологических компаний.

Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
В России начнут борьбу с неофициальной занятостью

По оценке Минтруда, нелегально в России работают 9,6 млн человек.

Число вакансий с медстраховкой выросло на 70%

В 2025 году российские работодатели стали в разы активнее предлагать дополнительные бонусы потенциальным сотрудникам.

80% желающих уволиться, остаются после контроффера

Самым эффективным и важным финансовым инструментом удержания, по мнению работников, является конкурентоспособная зарплата.

Половина россиян планируют работать в майские праздники

Среди тех, кто реже всего планируют работу на майских, вошли сотрудники образования, юристы и IT-специалисты.