Нужен ли российскому менеджеру диплом MBA?

Сравним мнения по этому вопросу руководителей и HR-ов, с одной стороны, и наемных менеджеров – с другой.

МВА – панацея или просто модный диплом? Что дает российскому менеджеру принадлежность к титулованной бизнес-школе, и не целесообразнее ли обойтись отечественным образованием? Стоит ли выпускнику бизнес-школы рассчитывать на более быстрый карьерный рост? Что думают о кандидатах с отметкой MBA в резюме потенциальные работодатели, и в чем разница в отношении к диплому у руководителей, линейных менеджеров и HR-ов? И это далеко не полный список вопросов, возникающих у менеджеров, которые задумываются о получении дополнительного профильного образования. Executive в партнерстве с Международным Институтом Менеджмента ЛИНК провели исследование, нацеленное на понимание перспектив МВА-образования в России.

Основные цели опроса:

  • выяснить отношение менеджеров к программам МВА;
  • выявить различия между отношением к МВА работодателей (к этой группе мы условно причислили генеральное руководство и HR-директоров) и менеджеров других функциональных специализаций;
  • оценить уровень информированности аудитории о возможностях получения бизнес-образования в России.

В опросе приняли участие 2434 респондента, из них 63,8% - мужчины, 36,2% - женщины. Среди прошедших опрос 13,4% принадлежат к генеральному руководству, 6,2% - занимаются управлением персоналом, чуть больше 80% - менеджеры других специализаций.

Региональное распределение респондентов сложилось следующим образом: 56,7% - Москва и область, 10,6% - Санкт-Петербург, остальные регионы России – 24,8%, страны ближнего и дальнего зарубежья – 7,9%.

Среди тех респондентов, которых мы условно отнесли к категории работодателей (генеральное руководство и HR-специалисты), 17,6% являются собственниками компаний; 41,7% - руководители компаний; крупные независимые подразделения возглавляют 22,9% респондентов этой категории; менеджеры по персоналу составили 19%, HR-директора – 11,6%.

В категории, куда мы отнесли респондентов других функциональных специализаций, преобладают менеджеры среднего звена (31,2%) и функциональные менеджеры (32,2%). Руководителей крупных независимых подразделений компаний оказалось 21,5%, линейных менеджеров – 8,2%, специалистов, занимающих неменеджерские позиции, – 5,3%.

Что касается компаний, в которых работают участники опроса, то по своему масштабу они разделились на четыре практически равные части. Некоторое преимущество принадлежит небольшим компаниям с численностью сотрудников до 50 человек (27%), ровно четверть работает в очень крупных организациях (более 1000 человек), 22% - в компаниях от 200 до 1000 сотрудников; 26% - в компаниях, штат которых составляет от 50 до 200 человек.

По функционалу респондентов распределение масштабов компаний выглядит следующим образом:

Представляем полную версию отчета о проделанном исследовании.

Где можно получить настоящий МВА?

Более половины участников исследования убеждено, что место получения МВА не имеет значения - основными критериями хорошего бизнес-образования, по мнению 56,6% респондентов, являются качество обучения и преподавательский состав. Однако треть прошедших опрос (33,7%) полагает, что настоящий МВА можно получить только в западной бизнес-школе. В поддержку российских образовательных учреждений выступило всего 8,2% респондентов, из которых 6,3% отдали бы предпочтение отечественной бизнес-школе лишь в том случае, если она использует западные методики.

Среди альтернативных ответов (3,7%) преобладает мнение, что в первую очередь важен преподавательский состав школы, который обязательно должен состоять из преподавателей-практиков, желательно западных специалистов, имеющих реальный бизнес-опыт. Многие отметили необходимость в российских школах преподавания на английском языке и организации стажировок за границу. Неоднократно прозвучало мнение, что выбор школы зависит исключительно от дальнейших профессиональных планов, и если нет желания или возможности работать на Западе, то для российского бизнеса вполне достаточно «нашего» МВА. Некоторые заявили, что настоящий МВА – это престижный МВА, а несколько респондентов вообще серьезно задумывается о целесообразности получения степени.

По функциональным специализациям соотношение в целом сохраняется, но интересено, что та категория респондентов, которую мы не относим к работодателям, оказалась большей сторонницей западного бизнес-образования – почти 40% менеджеров проголосовали за западный MBA, в то время как генеральное руководство и HR-менеджеры относятся к нему спокойнее – 26,1% и 21,7% соответственно. Но, с другой стороны, именно HR-специалисты отдали минимум голосов за российские учебные учреждения (только 3,3%, причем все – за наши школы с применением западных методик). Остальные пропорции остаются такими же, как и в общей диаграмме.

Желания и возможности не всегда совпадают

Обладателями степени МВА уже являются 11,5% респондентов, чуть меньше – 9% - в данное время обучаются по программам МВА. Только планирует обучение треть участников опроса (35,6%); достаточно большой процент – 31,6 – хотел бы получить МВА, но возможности на это не имеет. Совсем не интересно бизнес-обучение 7,4% участников опроса, а 3,5% вообще об этом не задумываются.

В альтернативных ответах не раз прозвучали следующие мнения:

  • планирую Executive MBA;
  • пока не вижу необходимости/не решил(а), нужно ли это мне;
  • прошел(шла) различные бизнес-программы – не МВА;
  • не вижу преимуществ МВА/затраты не окупаются;
  • для России МВА не актуально;
  • западный МВА – слишком дорого.

Вполне закономерно, что среди генерального руководства процент респондентов, уже получивших МВА, значительно выше, чем в остальных двух категориях – 20,6% руководителей прошли обучение в бизнес-школах. Сказать то же самое можно только о 3,3% HR-менеджеров и 10,7% менеджеров других функциональных специализаций. Более того, HR-ы стали самой многочисленной группой, отдавшей свои голоса за пункт, предполагающий наличие желания, но отсутствие возможности получить MBA - 42,1% специалистов по управлению персоналом признались в невозможности для них в настоящий момент поступить в бизнес-школу. Заняться своим бизнес-образованием нет возможности и у 21,5% руководителей и 32,5% функциональных менеджеров. Впрочем, среди тех, кто еще только планирует обучение по программам МВА, большого расхождения нет: 29,8% - генеральное руководство, 32,9% - HR, 36,7% - менеджеры других специализаций. В целом соотношение выглядит следующим образом:

Кому и зачем нужен МВА?

Почти половина респондентов согласилась, что обучение на МВА – это только дань моде. Треть опрошенных (34,3%) считают, что МВА необходимо только топ-менеджерам, но 12,2% полагают, что обучение в бизнес-школе будет полезно как высшему, так и среднему звеньям менеджмента. Уверены, что МВА необходимо менеджерам, работающим в крупных компаниях, 18,2% участников исследования. МВА – важный фактор быстрого карьерного роста для 10% респондентов.

Среди ответов, которые предложили сами участники опроса (7,5%), наиболее часто повторяющимися стали:

  • МВА необходимо тем, кто стремится не только к карьерному, но и к профессиональному росту;
  • тем, кто хочет поменять профессиональную специализацию;
  • менеджерам, которые хотят делать свою карьеру в западных компаниях/за границей;
  • тем, кто хочет получить системные знания и навыки в области управления.

Распределение мнений по управленческому функционалу в процентном отношении практически не отличается от общих данных. Небольшой разрыв можно констатировать только в двух пунктах: генеральное руководство и HR-менеджеры чуть более активно, чем менеджеры других специализаций, выступили за то, что МВА необходимо для динамичного карьерного роста (15% против 10%), эта же категория, с другой стороны, пребывает в большей уверенности, что МВА – это не более чем дань моде (56,6% против 45,8%).


Система обучения персонала в компаниях

Более трети (37,7%) опрошенных заявило, что в их компаниях обучение персонала осуществляется периодически, когда для этого возникает необходимость. Чуть меньшее число респондентов (31,4%) отметило, что, как правило, в их организациях обучение носит эпизодический или случайный характер. Неактуальным обучение менеджеров считается в компаниях, в которых работают 15,5% участников исследования. И только в 13,6% случаях присутствует единая система переобучения управленческого персонала.

Сами менеджеры в поле «другое» (3,3%) отметили следующие варианты:

  • системы обучения нет совсем;
  • система обучения находится в процессе формирования;
  • приветствуется самообучение и самообразование менеджеров;
  • есть система обучения, но она не заточена специально под управленческий состав;
  • дважды прозвучали ответы о наличии в компании такого института как корпоративный университет.

Распределение ответов по функционалу практически не носит отличий от общих данных. Хотя о наличии единой системы обучения персонала в компании более активно заявили именно сами HR-специалисты, в то время как генруководство и менеджеры других специализаций более осторожно отнеслись к этому варианту ответа (21,7% против 8,6% и 13,8% соответственно). И наоборот, пожаловались на то, что обучение менеджеров не считается актуальным, в большей степени менеджеры – не HR-ы (17%), в то время как только 6,6% специалистов по управлению персоналом признали, что обучение в их компаниях рассматривается как нечто неактуальное. Полностью распределение мнений респондентов по функционалу выглядит следующим образом:

Кто оказывает решающее влияние на решение об обучении сотрудников?

Как показывают результаты опроса, в большинстве случаев (46,2%) на решение об обучении сотрудников влияет мнение топ-менеджмента компании, но при этом почти 30% респондентов заявили, что такие решения – компетенция только первого лица в организации. Мнение руководителей подразделений и проектов имеет вес в 25,9% случаях, а вот HR-ов - только в 20,7%. Почти 5% участников исследования не знают о том, на ком в компании лежит ответственность за принятие решения о дополнительном обучении персонала.

Из 4,1% участников опроса, давших другие ответы, многие респонденты сообщили о том, что в их компаниях сотрудники сами принимают решение о своем обучении. Часто эти решения остаются на усмотрение собственника компании, а некоторые участники опроса отметили, что в их организациях обучение не предусмотрено в принципе.

Как видно из диаграммы, приведенной ниже, по функционалу мнения распределились лишь с небольшими расхождениями от общей схемы. Заметное различие наблюдается лишь в ответе о том, что на решение об обучении сотрудников влияет руководитель службы персонала. Сами HR-ы считают себя достаточно влиятельными в данном вопросе – 47,4%, однако руководители и менеджеры других специализаций не разделяют это мнение (только 17,8% и 19,2% соответственно). В остальном распределение мнений респондентов по функционалу сложилось следующим образом:

Отношение руководства к обучению менеджеров на программах МВА

По этому вопросу преобладающими стали диаметрально противоположные точки зрения: руководство поддерживает желание перспективных менеджеров учиться (36,9%), и отношение руководителей к обучению сотрудников на МВА близко к безразличному (29%). О том, что руководители рекомендуют перспективным сотрудникам получить степень МВА, заявили в опросе только 10% респондентов. Настороженное отношение проявляют топ-менеджеры компаний, в которых трудятся 5,6% участников опроса, но за явно негативное отношение высказались только 1,9%. 16,3% не смогли оценить отношение своего руководства к обучению сотрудников на программах МВА.

Что касается распределения мнений по функционалу, то здесь расхождения достаточно очевидны и закономерны. Представители генерального руководства, говоря за себя, достаточно уверены в том, что они поддерживают и даже рекомендуют перспективным менеджерам пойти учиться на МВА (54,3% и 23,7% соответственно). И с ними в целом согласны HR-специалисты. Однако менеджеры других специализаций далеко не так уверены в лояльности руководства к обучению сотрудников на МВА (31,9% и 6,2% соответственно). Более того, 34% менеджеров полагают, что их руководство безразлично к данному вопросу, в то время как только 11,7% руководителей склонны считать свое отношение равнодушным.

В целом распределение мнений респондентов по функционалу представлено на диаграмме:

Оценка карьерного продвижения менеджеров с МВА

Почти половина участников опроса (43,6%) не смогла оценить этот фактор либо по причине отсутствия в их компании менеджеров с МВА, либо по другим причинам. Среди респондентов, представивших свое мнение по данному вопросу, на первом месте (21,4% от всей выборки, или 38% от числа имеющих сложившееся мнение) те, кто считает, что наличие МВА слабо влияет на продвижение по службе, а 11,1% заявили, что наличие степени не оказывает никакого влияния на карьерные успехи. Согласны с тем, что скорость продвижения по карьерной лестнице менеджеров с МВА выше, чем у тех, в чьем активе МВА нет, 17,7% респондентов, что ниже – всего 0,4%. 5,7% участников опроса считают, что менеджеры, отучившиеся на программах МВА, часто уходят из компании.

Распределение мнений по управленческому функционалу в процентном отношении лишь незначительно отличается от общих данных:

Оплата компанией обучения на программах МВА

Почти 60% участников исследования заявили о том, что в их компаниях обучение на программах МВА оплачивается только для топ-менеджента. Вообще не было случаев оплаты обучения в организациях 11,4% респондентов, и примерно столько же честно сказали, что они просто не знают, как обстоит дело с этим вопросом в их компаниях.

10% участников опроса сообщили о том, что в их компаниях МВА оплачивается только при условии последующей отработки сотрудником определенного срока в данной организации. В 4,3% случаях оплата обучения на МВА является частью компенсационного пакета по личным заслугам сотрудника. Некоторые респонденты отметили, что в их компаниях практикуется частичная оплата обучения (не более 50% стоимости) или оплата в рассрочку/выдача кредита.

Распределение мнений по управленческому функционалу в процентном отношении лишь незначительно отличается от общих данных:

Решающие аспекты выбора МВА

Для всех трех категорий респондентов решающим фактором при выборе программы МВА является практическая отдача от обучения (72,4% - руководители, 80% - HR-специалисты, 66,5% - менеджеры других специализаций). Практически равное число участников каждой категории высказалось и за такой аспект как цена обучения (16,3%, 18,4% и 18%, соответственно). Репутация учебного заведения важная для трети руководителей, прошедших опрос, такой же доли HR-ов и 38% менеджеров других специализаций. А вот международный диплом больше ценит категория неработодателей – он имеет значение при выборе программы МВА для 26,3% менеджеров, в то время как среди работодателей за этот аспект отдали голоса 14,7% руководителей и только 8,6% менеджеров по управлению персоналом.

Интересно отметить, что сами менеджеры придают даже большее значение обучению без отрыва от работы, чем представители руководства и HR-ы. Возможность учиться в удобном режиме важна для 41% менеджеров различных специализаций, для 20,9% руководителей и 18,4% HR-специалистов.

Среди альтернативных ответов менеджеров стоит отметить следующие повторяющиеся варианты:

  • состав преподавателей;
  • состав обучающихся;
  • возможности расширения контактов в деловой среде.

Индекс известности бизнес-школ

Топ-10 наиболее известных российских учебных заведений с программами МВА:

  1. Академия народного хозяйства (АНХ) при Правительстве РФ – 68,2%
  2. Государственный университет «Высшая школа экономики» (ГУ ВШЭ) – 49,4%
  3. Московская высшая школа МИРБИС – 40,6%
  4. Высшая школа бизнеса МГУ – 38,1%
  5. Стокгольмская школа экономики – 36,5%
  6. Международный институт менеджмента ЛИНК – 35,1%
  7. Государственный университет управления (ГУУ) – 24,8%
  8. Институт экономики и финансов «Синергия» - 16,2%
  9. Международный институт менеджмента С.-Петербург (ИМИСП) – 13,1%
  10. Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (МГУЭСИ) – 8%.

Наиболее известные западные университеты, реализующие программы МВА в России:

  1. The Open University Business School MBA (МИМ ЛИНК) – 39,3%
  2. International Executive MBA (Стокгольмская Школа Экономики России) – 38,5%
  3. MBA London Metropolitan University («Мирбис») – 25,4%
  4. MBA Kingston University (АНХ) – 22%
  5. МВА California State University, Hayward (Институт бизнеса и экономики, АНХ) – 20,5%
  6. МВА Grenoble Ecole de Management (АНХ) – 18,2%
  7. EMBA Universiteit Antwerpen Management School (ИБДА АНХ) – 13,1%
  8. МВА University of Durham («Синергия») – 11%
  9. MBA AFW Wirtschaftsakademie Bad Harzburg (АНХ) – 5,8%.

Выводы:

1. Большая часть менеджеров считает, что для получения МВА важна не страна, а качество обучения и преподавательский состав. Однако, выбирая между отечественными и зарубежными бизнес-школами, предпочтение респонденты отдают все-таки западным программам.

2. Значительная часть менеджеров еще только планирует свое обучение на МВА, но нередко желание учиться не совпадает с возможностями для этого. Уже являются обладателями МВА чуть больше 10% управленцев с существенной долей представителей генерального руководства.

3. Половина руководителей российских компаний обладает степенью МВА, причем западным и российским в равном соотношении.

4. Обучение на МВА большинством менеджеров рассматривается как дань моде или образование, необходимое только для управленцев высшего звена.

5. Обучение персонала в компаниях, работающих на российском рынке, осуществляется периодически, когда для этого возникает необходимость, или вообще носит эпизодический, случайный характер. Единая система обучения управленческого состава присутствует только в 13,6% компаний.

6. На решение об обучении сотрудников влияет мнение топ-менеджмента компании или вообще только ее первого лица. При этом HR-специалисты считают себя достаточно влиятельными в данном вопросе, однако руководители и менеджеры других специализаций не разделяют их мнение в этом вопросе.

7. Руководители компаний полагают, что они поддерживают и даже рекомендуют перспективным менеджерам обучение на программах МВА, однако сами менеджеры далеко не всегда чувствуют эту поддержку, будучи уверенными, что топ-менеджмент их компаний относится к обучению сотрудников с определенной степенью безразличия.

8. Динамика карьерного роста менеджеров с МВА тяжело поддается оценке, в том числе и по причине отсутствия во многих российских организациях менеджеров с МВА. Из числа респондентов, высказавших свое мнение по данному вопросу, лишь треть считает, что наличие МВА существенно сказывается на динамике продвижения по служебной лестнице.

9. Оплата обучения менеджеров не стала распространенной практикой в компаниях, работающих на российском рынке. В основном, оплачивается обучение на программах МВА только для топ-менеджмента.

10. Решающим фактором при выборе программы МВА считается практическая отдача от обучения. Далее по уменьшению значимости следуют репутация учебного заведения и возможность обучаться без отрыва от работы. Цена имеет определяющее значение менее чем для одной пятой респондентов. Международный диплом ценится менеджерами среднего звена, в то время как руководители не придают ему решающего значения. Кроме того, для категории, условно отнесенной к «неработодателям», оказалось немаловажным обучение без отрыва от работы, что для руководства и HR-специалистов, напротив, не является значимым фактором.

11. Наиболее известным российским учебным заведением с программами МВА стала Академия народного хозяйства при Правительстве РФ. Самым известным западным университетом, реализующим программы МВА в России, была названа The Open University Business School, которая является партнером Международного Института Менеджмента ЛИНК.

Обработку статистических данных подготовила Екатерина Арутюнова, E-xecutive

Источник изображения: pixabay.com

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Новости образования
Завершился второй поток корпоративной программы ВШБ ВШЭ «Академия CFO»

Более половины содержания программы было посвящено практической работе, в том числе рассмотрению реальных кейсов «Газпром нефти».

74% работодателей направят руководителей на бизнес-обучение в ближайшие годы

Рост промышленного производства и повышение предпринимательской уверенности могут увеличить спрос на программы обучения руководителей.

СПбГУ присоединится к бакалавриату для создателей ИИ

В новом учебном году набор на программу увеличится в пяти вузах-партнерах: ИТМО, НИУ ВШЭ, МФТИ, Иннополис и СПбГУ.

Руководители IT-компаний из 10 регионов прошли скейларатор Корпорации МСП и НИУ ВШЭ

Отдельный блок программы был посвящен инструментам развития малых технологических компаний.

Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
В России начнут борьбу с неофициальной занятостью

По оценке Минтруда, нелегально в России работают 9,6 млн человек.

Число вакансий с медстраховкой выросло на 70%

В 2025 году российские работодатели стали в разы активнее предлагать дополнительные бонусы потенциальным сотрудникам.

80% желающих уволиться, остаются после контроффера

Самым эффективным и важным финансовым инструментом удержания, по мнению работников, является конкурентоспособная зарплата.

Половина россиян планируют работать в майские праздники

Среди тех, кто реже всего планируют работу на майских, вошли сотрудники образования, юристы и IT-специалисты.