Нужен ли российскому менеджеру диплом MBA?

Сравним мнения по этому вопросу руководителей и HR-ов, с одной стороны, и наемных менеджеров – с другой.

МВА – панацея или просто модный диплом? Что дает российскому менеджеру принадлежность к титулованной бизнес-школе, и не целесообразнее ли обойтись отечественным образованием? Стоит ли выпускнику бизнес-школы рассчитывать на более быстрый карьерный рост? Что думают о кандидатах с отметкой MBA в резюме потенциальные работодатели, и в чем разница в отношении к диплому у руководителей, линейных менеджеров и HR-ов? И это далеко не полный список вопросов, возникающих у менеджеров, которые задумываются о получении дополнительного профильного образования. Executive в партнерстве с Международным Институтом Менеджмента ЛИНК провели исследование, нацеленное на понимание перспектив МВА-образования в России.

Основные цели опроса:

  • выяснить отношение менеджеров к программам МВА;
  • выявить различия между отношением к МВА работодателей (к этой группе мы условно причислили генеральное руководство и HR-директоров) и менеджеров других функциональных специализаций;
  • оценить уровень информированности аудитории о возможностях получения бизнес-образования в России.

В опросе приняли участие 2434 респондента, из них 63,8% - мужчины, 36,2% - женщины. Среди прошедших опрос 13,4% принадлежат к генеральному руководству, 6,2% - занимаются управлением персоналом, чуть больше 80% - менеджеры других специализаций.

Региональное распределение респондентов сложилось следующим образом: 56,7% - Москва и область, 10,6% - Санкт-Петербург, остальные регионы России – 24,8%, страны ближнего и дальнего зарубежья – 7,9%.

Среди тех респондентов, которых мы условно отнесли к категории работодателей (генеральное руководство и HR-специалисты), 17,6% являются собственниками компаний; 41,7% - руководители компаний; крупные независимые подразделения возглавляют 22,9% респондентов этой категории; менеджеры по персоналу составили 19%, HR-директора – 11,6%.

В категории, куда мы отнесли респондентов других функциональных специализаций, преобладают менеджеры среднего звена (31,2%) и функциональные менеджеры (32,2%). Руководителей крупных независимых подразделений компаний оказалось 21,5%, линейных менеджеров – 8,2%, специалистов, занимающих неменеджерские позиции, – 5,3%.

Что касается компаний, в которых работают участники опроса, то по своему масштабу они разделились на четыре практически равные части. Некоторое преимущество принадлежит небольшим компаниям с численностью сотрудников до 50 человек (27%), ровно четверть работает в очень крупных организациях (более 1000 человек), 22% - в компаниях от 200 до 1000 сотрудников; 26% - в компаниях, штат которых составляет от 50 до 200 человек.

По функционалу респондентов распределение масштабов компаний выглядит следующим образом:

Представляем полную версию отчета о проделанном исследовании.

Где можно получить настоящий МВА?

Более половины участников исследования убеждено, что место получения МВА не имеет значения - основными критериями хорошего бизнес-образования, по мнению 56,6% респондентов, являются качество обучения и преподавательский состав. Однако треть прошедших опрос (33,7%) полагает, что настоящий МВА можно получить только в западной бизнес-школе. В поддержку российских образовательных учреждений выступило всего 8,2% респондентов, из которых 6,3% отдали бы предпочтение отечественной бизнес-школе лишь в том случае, если она использует западные методики.

Среди альтернативных ответов (3,7%) преобладает мнение, что в первую очередь важен преподавательский состав школы, который обязательно должен состоять из преподавателей-практиков, желательно западных специалистов, имеющих реальный бизнес-опыт. Многие отметили необходимость в российских школах преподавания на английском языке и организации стажировок за границу. Неоднократно прозвучало мнение, что выбор школы зависит исключительно от дальнейших профессиональных планов, и если нет желания или возможности работать на Западе, то для российского бизнеса вполне достаточно «нашего» МВА. Некоторые заявили, что настоящий МВА – это престижный МВА, а несколько респондентов вообще серьезно задумывается о целесообразности получения степени.

По функциональным специализациям соотношение в целом сохраняется, но интересено, что та категория респондентов, которую мы не относим к работодателям, оказалась большей сторонницей западного бизнес-образования – почти 40% менеджеров проголосовали за западный MBA, в то время как генеральное руководство и HR-менеджеры относятся к нему спокойнее – 26,1% и 21,7% соответственно. Но, с другой стороны, именно HR-специалисты отдали минимум голосов за российские учебные учреждения (только 3,3%, причем все – за наши школы с применением западных методик). Остальные пропорции остаются такими же, как и в общей диаграмме.

Желания и возможности не всегда совпадают

Обладателями степени МВА уже являются 11,5% респондентов, чуть меньше – 9% - в данное время обучаются по программам МВА. Только планирует обучение треть участников опроса (35,6%); достаточно большой процент – 31,6 – хотел бы получить МВА, но возможности на это не имеет. Совсем не интересно бизнес-обучение 7,4% участников опроса, а 3,5% вообще об этом не задумываются.

В альтернативных ответах не раз прозвучали следующие мнения:

  • планирую Executive MBA;
  • пока не вижу необходимости/не решил(а), нужно ли это мне;
  • прошел(шла) различные бизнес-программы – не МВА;
  • не вижу преимуществ МВА/затраты не окупаются;
  • для России МВА не актуально;
  • западный МВА – слишком дорого.

Вполне закономерно, что среди генерального руководства процент респондентов, уже получивших МВА, значительно выше, чем в остальных двух категориях – 20,6% руководителей прошли обучение в бизнес-школах. Сказать то же самое можно только о 3,3% HR-менеджеров и 10,7% менеджеров других функциональных специализаций. Более того, HR-ы стали самой многочисленной группой, отдавшей свои голоса за пункт, предполагающий наличие желания, но отсутствие возможности получить MBA - 42,1% специалистов по управлению персоналом признались в невозможности для них в настоящий момент поступить в бизнес-школу. Заняться своим бизнес-образованием нет возможности и у 21,5% руководителей и 32,5% функциональных менеджеров. Впрочем, среди тех, кто еще только планирует обучение по программам МВА, большого расхождения нет: 29,8% - генеральное руководство, 32,9% - HR, 36,7% - менеджеры других специализаций. В целом соотношение выглядит следующим образом:

Кому и зачем нужен МВА?

Почти половина респондентов согласилась, что обучение на МВА – это только дань моде. Треть опрошенных (34,3%) считают, что МВА необходимо только топ-менеджерам, но 12,2% полагают, что обучение в бизнес-школе будет полезно как высшему, так и среднему звеньям менеджмента. Уверены, что МВА необходимо менеджерам, работающим в крупных компаниях, 18,2% участников исследования. МВА – важный фактор быстрого карьерного роста для 10% респондентов.

Среди ответов, которые предложили сами участники опроса (7,5%), наиболее часто повторяющимися стали:

  • МВА необходимо тем, кто стремится не только к карьерному, но и к профессиональному росту;
  • тем, кто хочет поменять профессиональную специализацию;
  • менеджерам, которые хотят делать свою карьеру в западных компаниях/за границей;
  • тем, кто хочет получить системные знания и навыки в области управления.

Распределение мнений по управленческому функционалу в процентном отношении практически не отличается от общих данных. Небольшой разрыв можно констатировать только в двух пунктах: генеральное руководство и HR-менеджеры чуть более активно, чем менеджеры других специализаций, выступили за то, что МВА необходимо для динамичного карьерного роста (15% против 10%), эта же категория, с другой стороны, пребывает в большей уверенности, что МВА – это не более чем дань моде (56,6% против 45,8%).


Система обучения персонала в компаниях

Более трети (37,7%) опрошенных заявило, что в их компаниях обучение персонала осуществляется периодически, когда для этого возникает необходимость. Чуть меньшее число респондентов (31,4%) отметило, что, как правило, в их организациях обучение носит эпизодический или случайный характер. Неактуальным обучение менеджеров считается в компаниях, в которых работают 15,5% участников исследования. И только в 13,6% случаях присутствует единая система переобучения управленческого персонала.

Сами менеджеры в поле «другое» (3,3%) отметили следующие варианты:

  • системы обучения нет совсем;
  • система обучения находится в процессе формирования;
  • приветствуется самообучение и самообразование менеджеров;
  • есть система обучения, но она не заточена специально под управленческий состав;
  • дважды прозвучали ответы о наличии в компании такого института как корпоративный университет.

Распределение ответов по функционалу практически не носит отличий от общих данных. Хотя о наличии единой системы обучения персонала в компании более активно заявили именно сами HR-специалисты, в то время как генруководство и менеджеры других специализаций более осторожно отнеслись к этому варианту ответа (21,7% против 8,6% и 13,8% соответственно). И наоборот, пожаловались на то, что обучение менеджеров не считается актуальным, в большей степени менеджеры – не HR-ы (17%), в то время как только 6,6% специалистов по управлению персоналом признали, что обучение в их компаниях рассматривается как нечто неактуальное. Полностью распределение мнений респондентов по функционалу выглядит следующим образом:

Кто оказывает решающее влияние на решение об обучении сотрудников?

Как показывают результаты опроса, в большинстве случаев (46,2%) на решение об обучении сотрудников влияет мнение топ-менеджмента компании, но при этом почти 30% респондентов заявили, что такие решения – компетенция только первого лица в организации. Мнение руководителей подразделений и проектов имеет вес в 25,9% случаях, а вот HR-ов - только в 20,7%. Почти 5% участников исследования не знают о том, на ком в компании лежит ответственность за принятие решения о дополнительном обучении персонала.

Из 4,1% участников опроса, давших другие ответы, многие респонденты сообщили о том, что в их компаниях сотрудники сами принимают решение о своем обучении. Часто эти решения остаются на усмотрение собственника компании, а некоторые участники опроса отметили, что в их организациях обучение не предусмотрено в принципе.

Как видно из диаграммы, приведенной ниже, по функционалу мнения распределились лишь с небольшими расхождениями от общей схемы. Заметное различие наблюдается лишь в ответе о том, что на решение об обучении сотрудников влияет руководитель службы персонала. Сами HR-ы считают себя достаточно влиятельными в данном вопросе – 47,4%, однако руководители и менеджеры других специализаций не разделяют это мнение (только 17,8% и 19,2% соответственно). В остальном распределение мнений респондентов по функционалу сложилось следующим образом:

Отношение руководства к обучению менеджеров на программах МВА

По этому вопросу преобладающими стали диаметрально противоположные точки зрения: руководство поддерживает желание перспективных менеджеров учиться (36,9%), и отношение руководителей к обучению сотрудников на МВА близко к безразличному (29%). О том, что руководители рекомендуют перспективным сотрудникам получить степень МВА, заявили в опросе только 10% респондентов. Настороженное отношение проявляют топ-менеджеры компаний, в которых трудятся 5,6% участников опроса, но за явно негативное отношение высказались только 1,9%. 16,3% не смогли оценить отношение своего руководства к обучению сотрудников на программах МВА.

Что касается распределения мнений по функционалу, то здесь расхождения достаточно очевидны и закономерны. Представители генерального руководства, говоря за себя, достаточно уверены в том, что они поддерживают и даже рекомендуют перспективным менеджерам пойти учиться на МВА (54,3% и 23,7% соответственно). И с ними в целом согласны HR-специалисты. Однако менеджеры других специализаций далеко не так уверены в лояльности руководства к обучению сотрудников на МВА (31,9% и 6,2% соответственно). Более того, 34% менеджеров полагают, что их руководство безразлично к данному вопросу, в то время как только 11,7% руководителей склонны считать свое отношение равнодушным.

В целом распределение мнений респондентов по функционалу представлено на диаграмме:

Оценка карьерного продвижения менеджеров с МВА

Почти половина участников опроса (43,6%) не смогла оценить этот фактор либо по причине отсутствия в их компании менеджеров с МВА, либо по другим причинам. Среди респондентов, представивших свое мнение по данному вопросу, на первом месте (21,4% от всей выборки, или 38% от числа имеющих сложившееся мнение) те, кто считает, что наличие МВА слабо влияет на продвижение по службе, а 11,1% заявили, что наличие степени не оказывает никакого влияния на карьерные успехи. Согласны с тем, что скорость продвижения по карьерной лестнице менеджеров с МВА выше, чем у тех, в чьем активе МВА нет, 17,7% респондентов, что ниже – всего 0,4%. 5,7% участников опроса считают, что менеджеры, отучившиеся на программах МВА, часто уходят из компании.

Распределение мнений по управленческому функционалу в процентном отношении лишь незначительно отличается от общих данных:

Оплата компанией обучения на программах МВА

Почти 60% участников исследования заявили о том, что в их компаниях обучение на программах МВА оплачивается только для топ-менеджента. Вообще не было случаев оплаты обучения в организациях 11,4% респондентов, и примерно столько же честно сказали, что они просто не знают, как обстоит дело с этим вопросом в их компаниях.

10% участников опроса сообщили о том, что в их компаниях МВА оплачивается только при условии последующей отработки сотрудником определенного срока в данной организации. В 4,3% случаях оплата обучения на МВА является частью компенсационного пакета по личным заслугам сотрудника. Некоторые респонденты отметили, что в их компаниях практикуется частичная оплата обучения (не более 50% стоимости) или оплата в рассрочку/выдача кредита.

Распределение мнений по управленческому функционалу в процентном отношении лишь незначительно отличается от общих данных:

Решающие аспекты выбора МВА

Для всех трех категорий респондентов решающим фактором при выборе программы МВА является практическая отдача от обучения (72,4% - руководители, 80% - HR-специалисты, 66,5% - менеджеры других специализаций). Практически равное число участников каждой категории высказалось и за такой аспект как цена обучения (16,3%, 18,4% и 18%, соответственно). Репутация учебного заведения важная для трети руководителей, прошедших опрос, такой же доли HR-ов и 38% менеджеров других специализаций. А вот международный диплом больше ценит категория неработодателей – он имеет значение при выборе программы МВА для 26,3% менеджеров, в то время как среди работодателей за этот аспект отдали голоса 14,7% руководителей и только 8,6% менеджеров по управлению персоналом.

Интересно отметить, что сами менеджеры придают даже большее значение обучению без отрыва от работы, чем представители руководства и HR-ы. Возможность учиться в удобном режиме важна для 41% менеджеров различных специализаций, для 20,9% руководителей и 18,4% HR-специалистов.

Среди альтернативных ответов менеджеров стоит отметить следующие повторяющиеся варианты:

  • состав преподавателей;
  • состав обучающихся;
  • возможности расширения контактов в деловой среде.

Индекс известности бизнес-школ

Топ-10 наиболее известных российских учебных заведений с программами МВА:

  1. Академия народного хозяйства (АНХ) при Правительстве РФ – 68,2%
  2. Государственный университет «Высшая школа экономики» (ГУ ВШЭ) – 49,4%
  3. Московская высшая школа МИРБИС – 40,6%
  4. Высшая школа бизнеса МГУ – 38,1%
  5. Стокгольмская школа экономики – 36,5%
  6. Международный институт менеджмента ЛИНК – 35,1%
  7. Государственный университет управления (ГУУ) – 24,8%
  8. Институт экономики и финансов «Синергия» - 16,2%
  9. Международный институт менеджмента С.-Петербург (ИМИСП) – 13,1%
  10. Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (МГУЭСИ) – 8%.

Наиболее известные западные университеты, реализующие программы МВА в России:

  1. The Open University Business School MBA (МИМ ЛИНК) – 39,3%
  2. International Executive MBA (Стокгольмская Школа Экономики России) – 38,5%
  3. MBA London Metropolitan University («Мирбис») – 25,4%
  4. MBA Kingston University (АНХ) – 22%
  5. МВА California State University, Hayward (Институт бизнеса и экономики, АНХ) – 20,5%
  6. МВА Grenoble Ecole de Management (АНХ) – 18,2%
  7. EMBA Universiteit Antwerpen Management School (ИБДА АНХ) – 13,1%
  8. МВА University of Durham («Синергия») – 11%
  9. MBA AFW Wirtschaftsakademie Bad Harzburg (АНХ) – 5,8%.

Выводы:

1. Большая часть менеджеров считает, что для получения МВА важна не страна, а качество обучения и преподавательский состав. Однако, выбирая между отечественными и зарубежными бизнес-школами, предпочтение респонденты отдают все-таки западным программам.

2. Значительная часть менеджеров еще только планирует свое обучение на МВА, но нередко желание учиться не совпадает с возможностями для этого. Уже являются обладателями МВА чуть больше 10% управленцев с существенной долей представителей генерального руководства.

3. Половина руководителей российских компаний обладает степенью МВА, причем западным и российским в равном соотношении.

4. Обучение на МВА большинством менеджеров рассматривается как дань моде или образование, необходимое только для управленцев высшего звена.

5. Обучение персонала в компаниях, работающих на российском рынке, осуществляется периодически, когда для этого возникает необходимость, или вообще носит эпизодический, случайный характер. Единая система обучения управленческого состава присутствует только в 13,6% компаний.

6. На решение об обучении сотрудников влияет мнение топ-менеджмента компании или вообще только ее первого лица. При этом HR-специалисты считают себя достаточно влиятельными в данном вопросе, однако руководители и менеджеры других специализаций не разделяют их мнение в этом вопросе.

7. Руководители компаний полагают, что они поддерживают и даже рекомендуют перспективным менеджерам обучение на программах МВА, однако сами менеджеры далеко не всегда чувствуют эту поддержку, будучи уверенными, что топ-менеджмент их компаний относится к обучению сотрудников с определенной степенью безразличия.

8. Динамика карьерного роста менеджеров с МВА тяжело поддается оценке, в том числе и по причине отсутствия во многих российских организациях менеджеров с МВА. Из числа респондентов, высказавших свое мнение по данному вопросу, лишь треть считает, что наличие МВА существенно сказывается на динамике продвижения по служебной лестнице.

9. Оплата обучения менеджеров не стала распространенной практикой в компаниях, работающих на российском рынке. В основном, оплачивается обучение на программах МВА только для топ-менеджмента.

10. Решающим фактором при выборе программы МВА считается практическая отдача от обучения. Далее по уменьшению значимости следуют репутация учебного заведения и возможность обучаться без отрыва от работы. Цена имеет определяющее значение менее чем для одной пятой респондентов. Международный диплом ценится менеджерами среднего звена, в то время как руководители не придают ему решающего значения. Кроме того, для категории, условно отнесенной к «неработодателям», оказалось немаловажным обучение без отрыва от работы, что для руководства и HR-специалистов, напротив, не является значимым фактором.

11. Наиболее известным российским учебным заведением с программами МВА стала Академия народного хозяйства при Правительстве РФ. Самым известным западным университетом, реализующим программы МВА в России, была названа The Open University Business School, которая является партнером Международного Института Менеджмента ЛИНК.

Обработку статистических данных подготовила Екатерина Арутюнова, E-xecutive

Источник изображения: pixabay.com

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Новости образования
В Высшей школе бизнеса НИУ ВШЭ прошла Весенняя Неделя карьеры

Ключевым мероприятием стала стендовая сессия компаний работодателей – в ней приняли участие 22 компании, входящие в рейтинги Эксперт 400 и Global 500.

Высшая школа бизнеса ВШЭ провела первый выездной модуль МВА в Китае

Партнером ВШБ стала бизнес-школа CEIBS (China European International Business School).

Бизнес-школа АМИ запустила Executive MBA в Казахстане

Казахстанские предприниматели получат бизнес-образование в петербургской школе.

Студенты ВШЭ и «Яндекса» выиграли международную олимпиаду по программированию

Олимпиада ICPC – одно из крупнейших и наиболее престижных соревнований по программированию в мире.

Дискуссии
3
Евгений Равич
Хороший пример конспирологии. Есть реальные примеры? Просьба заодно уточнить, что такое "не понр...
Все дискуссии
HR-новости
53% компаний возьмут студентов и подростков на летнюю подработку

За год интерес к такой практике вырос на 8%.

Россиян ждет шестидневная рабочая неделя

Шестидневной эта неделя оказалась за счет переноса выходного дня на понедельник – 29 апреля – для того, чтобы отдыхать россияне могли без перерыва.

Половина россиян будут работать в майские праздники

Женщины чаще мужчин сообщали, что не собираются работать в государственные выходные.

Cпрос на специалистов в сфере производства вырос почти в 2 раза

Средние предлагаемые зарплаты в производстве выросли на 16% в I квартале по сравнению с аналогичным периодом в прошлом году.