На правах рекламы
Интервью с Мисаком Вартановым, деканом факультета «Компьютерных технологий в бизнесе» Академии Народного Хозяйства.
Executive.ru: Насколько востребована степень MBA в России?
Мисак Вартанов : Мы считаем, что в условиях сегодняшней России MBA востребован, потому что главная проблема сейчас – это недостаток квалифицированных менеджеров, особенно с менеджеров среднего и высшего звена. Таким менеджерам обычно не хватает образования, которое связывало бы воедино необходимые руководителям специальные знания и навыки. Например, маркетинг с операционным менеджментом, со стратегическим менеджментом, с human resources management, с теорией организации.
Исходя из потребностей российского рынка, мы создали три программы MBA у себя на факультете. Эти программы были, с одной стороны, построены с учетом нашего профиля, «компьютерных технологий в бизнесе», а с другой, позволяют нашим студентам лучше воспринять опыт западных бизнес-школ. Из них две – совместные, с обучением на английском языке, и одна наша собственная, но построенная по западным образцам, с обучением на русском. Наши совместные программы созданы с европейскими школами, которые, возможно, и нельзя отнести к мировым top schools, но, тем не менее, на локальном европейском уровне они являются школами первой величины.
Кроме того, эти школы стоят на позициях применения самых современных методов обучения. Для нас, естественно, очень важно применение активных методов и дистанционного образования.
Наши партнеры, - это, во-первых, Гренобльская школа бизнеса . Совместно с ней мы сначала предлагали программу «MBA в электронном бизнесе». Затем число специализаций расширилось. Появился «управленческий консалтинг». Со следующего года планируем начать «технологический менеджмент» и «бизнес-интеллидженс».
Второй западный партнер – Эдинбургская школа бизнеса при Heriot-Watt University. Совместно с ней мы предлагаем дистанционную программу обучения. Эдинбургская бизнес-школа имеет две важных государственных аккредитации (в отличие от Гренобльской школы, которая выбрала путь получения коммерческих аккредитаций). Речь идет о государственной аккредитации Великобритании: Royal Charter и аккредитации Министерства Образования США (approved by Department of Education). Иными словами, в США можно брать образовательные ссуды на обучение по этой программе. Эдинбургская школа, кстати, сейчас находятся на втором месте после университета Феникса по числу учащихся MBA. Для нас это означает, что у школы существует налаженный процесс работы с большими группами студентов в разных странах мира. Там созданы, в частности, уникальные учебные пособия, по-настоящему учитывающие особенности программ MBA. Они категорически отличаются от обычных учебников. Обычные учебники часто предполагают изучение какого-либо предмета с нуля. А MBA-учебники подразумевают, что у вас уже есть определённые знания, и вас бросают в пучину не решённых проблем и дискуссионных вопросов. Учащиеся должны всё время мыслить. Так, как это происходит с ними на рабочем месте. Кроме того, они, как и в любом дистанционном обучении, получают учебные материалы в интернете.
Интернет-поддержка существует и в нашей программе, совместной с гренобльской школой. Хотя основной формат у этой программы несколько другой. Там есть прямой контакт с преподавателями, которые приезжают на время учебных сессий. Все эти преподаватели работают в консультационных фирмах, параллельно с работой в бизнес-школе.
Сам процесс обучения происходит следующим образом: преподаватель приезжает в нашу школу на три дня. Двадцать четыре часа он занимается со студентами, а перед этим высылает учебные материалы. Занятия продолжаются три дня каждый месяц. Три дня по восемь часов. Это серьезная нагрузка, которая ложится и на преподавателя и на клиентов. Язык преподавания - английский.
На занятиях обсуждаются case studies, которые были ранее изучены. Затем даются новые case studies, и происходит оценка студентов. Преподаватель рассказывает новые подробности, которые не содержатся в ранее изученном материале. После этого студенты получают задание, например, приготовить презентацию на такую-то тему. На основе качества выполнения этого задания ставится отметка за эти три дня. Потом все студенты получают так называемое assignment, т.е., фактически, курсовую работу. И так, помодульно, проходятся все курсы. Каждый месяц, один курс по три дня.
Executive.ru: А какова численность группы?
М. В. : Численность группы у нас пока не превосходит тридцати человек, но, в принципе, допустима численность до сорока человек. Особенно для MBA. Фактически, у нас сейчас executive MBA. Для работающих учащихся удобно, что занятия проходят в субботу-воскресенье-понедельник. То есть от фирмы они отбирают всего один день в месяц. А потом всё это заканчивается диссертационной работой.
Ещё больше для executive, конечно, подходит дистанционный шотландский формат. В соответствии с ним, учащиеся приезжают только для сдачи сразу трёх-четырёх экзаменов. Это self-paced program, то есть Вы сами выбираете темп своего обучения, хотя есть ограничения: не более пяти лет.
А мы, как школа, только организуем учебный процесс, в частности, предоставляем тьюторов. Задача тьюторов – отвечають на вопросы студентов в процессе подготовки assignment. Они авторизованы Эдинбургской бизнес-школой, и школа подтверждает, что у них достаточно знаний и достаточный уровень, чтобы оказывать такую помощь.
В рамках этой программы вы сдаете экзамены два раза в год, причем за один раз вполне нормально сдать до тех экзаменов. Экзамены сдаются в Британском Совете, у которого есть много отделений по всей стране. При этом сам процесс оценки происходит уже в Англии, в бизнес-школе.
Executive.ru: Что представляет собой ваша русская программа?
М. В. : Русская программа построена на основе нашего опыта работы с гренобльской бизнес-школой. Она называется MBA CIO, то есть Chief Information Officer (Заместитель Директора по IT). Эта программа, хотя и является русской, аккредитована у нас как русская MBA, т.е. удовлетворяет всем требованиям, которые предъявляет к стандарту MBA наше законодательство.
В то же время, она во многом организована как западная программа. Очень большая роль отводится самостоятельной работе и активным методам обучения. Я не могу сказать, что мы уже сегодня достигли в этой программе всего, чего нам хотелось, но большой шаг сделан. И именно в результате нашего сотрудничества с западными коллегами. Мы пытаемся понять, как ведут себя их преподаватели, какие у них presentation skills, каких целей они добиваются и какими методами.
Наша русская программа организована в трёх формах. Вечерняя форма, заочная форма, с приездом сюда на короткие сессии. И модульная форма. Вечерняя форма предполагает, что Вы проходите все предметы одновременно, как в обычном институте. А модули растянуты и идут параллельно, иными словами, можно за один день прослушать две лекции или за неделю несколько лекций.
Executive.ru: Как должно развиваться российское бизнес-образование, в частности, ваша школа?
М. В.: Будут развиваться более самостоятельные учебные программы. Мы уже сделали определённые шаги в этом направлении. Хотя студенты по-прежнему пишут задания на английском языке, чтобы они были доступны для проверки и на Западе, тем не менее, некоторые дисциплины, такие, как, например, бизнес-статистика, макро- и микроэкономика, которые не требуют особого практического опыта – мы уже сегодня можем давать своими силами. Я думаю, что мы будем идти по пути постепенного сокращения числа западных преподавателей. Но это не должно происходить в ущерб качеству. Преподавателей во многих областях у нас сегодня просто нет.
Наше образование сейчас должно находиться как бы в гонке за лидером, учиться у лучших. Ясно, что американский MBA очень трудно сравнивать с нашим. Уровень зарплат для профессоров совершенно несравним. А что означает «учиться у лучших?» Стараться, например, соответствовать их аккредитационным требованиям. Пытаться войти в состав западных ассоциаций, выполнив все их требования. И, таким образом, действительно соответствовать мировому уровню. Пусть пока не уровню высших достижений, а, например, среднему европейскому уровню. Я думаю, лет через пять программы на таком уровне у нас появятся.
Executive.ru: Сохранится ли степень MBA? Какие изменения она будет претерпевать?
М. В.: Уже сегодня произошло раздробление традиционного MBA. Существует General MBA без специализации, а существует со специализацией, что дороже, потому что такой специалист стоит больше. Executive MBA для нашей страны наиболее востребован, поскольку у нас есть класс менеджеров, которые учились ещё в советское время.
Вторая тенденция – это появление новой степени, которая сейчас получает большую популярность на Западе – доктора бизнес-администрирования, DBA. Она предполагает, что Вы уже обладаете степенью MBA, и дает углублённое постижение тех предметов, которые Вы получили в рамках MBA.
Я с очень большим оптимизмом смотрю на развитие MBA в России. Население России раза в два меньше, чем в Соединённых Штатах, но число MBA у нас непропорционально мало. В США оно измеряется миллионами. А у нас - тысячами. А люди со степенью MBA - это успешный менеджмент для страны.
Источник изображения: pixabay.com