Возможен ли честный маркетинг в бизнес-образовании?

Алла Канке, директор Высшей школы бизнеса Государственного университета управления, специально для Executive.ru

Бизнес-образование всегда считалось сложной услугой в плане продвижения и продаж. Турбулентность на рынках в течение последних двух с лишним лет (рынок бизнес-образования – не исключение) только усугубила существующие сложности.

Многие мои коллеги упорно продвигают идею, что для деловых активных людей бизнес-образование является лучшей инвестицией в трудные времена. К сожалению, мысль эта не находит ожидаемого отклика у целевой аудитории. В чем причина?

Почему громкие слова не работают

Возможно, принимая решение о дополнительном обучении, люди думают в первую очередь о собственной экономической стабильности, о реальной пользе от применения полученных знаний, о своих финансовых возможностях? Не всегда эти составляющие идут на пользу принятию решения об обучении. Но процесс продвижения не остановить – рекламные площадки пестрят объявлениями о бизнес-школах и наборах на всевозможные бизнес-программы.

Можно тратить на продвижение образовательных программ большие бюджеты, назойливо зазывая всех подряд, а можно попробовать зайти с другой стороны. Основа нашего продвижения – создание качественного контента, и не просто качественного, а честного. Создавать честный и интересный корпоративный контент, который люди по своей воле захотят посмотреть, довольно трудно, но можно и нужно. Это требует усилий, навыков, знаний.

Мы давно ушли от корыстных навязчивых тактик, методов принуждения, давления и игр на эмоциях. Какой смысл в этом, если человек все-равно узнает правду? Мы никогда не будем писать, что у нас 4 аккредитации (международная и национальная), потому что по факту их две, а две были когда-то. Но ведь есть школы, которые грешат этим. Мы не станем манипулировать сознанием, заверяя, что все 100% выпускников сразу получают «вау-доход» и делают сногсшибательную карьеру. Это неправда, этого нет ни в одной бизнес-школе.

Не стоит говорить также о том, что выпускники признали школу самой лучшей, этакой «№1 в России». Такой контент раздражает клиента, обладающего критическим мышлением, вызывая у него недоверие и разочарование.

Основа коммуникаций с клиентами

Коммуникации с потенциальным слушателем – это отдельная песня. Есть мнение, что в среднем на принятие решения о поступлении на программу МВА мужчины тратят девять месяцев, а женщины – всего 2-3. То есть коммуникации с потенциальными слушателями длятся месяцами, и не факт, что итог будет успешным…

У нас говорят: проще продать реактивный самолет, чем программу МВА… Я принципиально против использования слова «продать» в отношении образовательной программы – правильнее было бы употребить глаголы «заинтересовать, привлечь». А в этом случае самыми значимыми окажутся два важнейших принципа: честность и свободный выбор клиента. Никакого обмана или манипулятивного принуждения в коммуникации быть не должно!

При взаимодействии с клиентом по бизнес-образованию успех будет сопутствовать профессионалу, который обладает харизмой и влиянием, знает ситуацию изнутри и может ответить на любые вопросы, а еще лучше, если он является одним из авторов бизнес-программ. То есть это должен быть человек, которого можно назвать экспертом в вопросах бизнес-образования.

Ну скажите, может ли менеджер без опыта работы в бизнесе, без хорошего образования и интеллекта, по написанному кем-то сценарию привлечь и заинтересовать потенциального клиента, например, на программы МВА/МРА, или серьезные программы профессиональной переподготовки и повышения квалификации? Скорее всего, нет. 

В нашей школе на первом уровне общения с клиентом стоит профессионал. Только такой профи сможет понять мотивацию клиента, осмысленно рассказать историю о школе, программе. И эта история должна быть правдивой. Мы не боимся говорить о наших слабых сторонах, с юмором отнестись к нашей деятельности, заменить дурацкие оправдания на правду, признать очевидное, похвалить или пожурить (но с фактами) конкурентов. 

В нашем понимании честность в коммуникациях не должна содержать преувеличений, хвалебных слов.  Мы не пытаемся специально угодить, понравиться кому-то. И желаем удачи, если клиент выбирает не нас. 

Мы не хотим, чтобы наш маркетинг считался синонимом вранья. Для нас безумно важно сформировать доверительные отношения между нами и будущими слушателями. Именно доверие делает образовательный маркетинг персонализированным – и это чрезвычайно важно для продажи такого серьезного и сложного продукта, как обучение по программе МВА. И именно за такими коммуникациями мы видим наше будущее.

Нужны примеры? Пожалуйста: 

  1. О специализациях программы МВА. Мы честно говорим, что это маркетинговый ход, который уже изжил себя. Не оправдали себя «МВА Маркетинг», «МВА финансы» и прочие аналогичные программы. Специализации нерентабельны, поэтому слушателей начинают то объединять, то разъединять, нарушая логику программы. В итоге, качество обучения резко падает. Программа МВА по своей изначальной философии должна затрагивать все стороны управления, которые бизнес проецирует на профессиональную деятельность руководителя. Руководитель высокого уровня должен обладать универсальными знаниями и разговаривать на одном языке с представителями различных служб и департаментов.
  2. О вступительных процедурах при наборе на программу МВА. Будем честными – бизнес-школы берут всех, не ориентируясь особо на результаты собеседования или содержание эссе. Рассуждают примерно так: «А почему бы и нет? Если у человека сформирована четкая цель, готов учиться, пусть учится». В нашей практике за последние пару лет было три случая, когда мы отказались принимать документы, понимая, что человек не дойдет до конца обучения и создаст нам большие проблемы. 
  3. О «честной цене». По нашим подсчетам стоимость программы МВА, не может быть ниже 500-600 тыс. рублей за 2 года обучения в очном формате. Все, что меньше — это «сельская» школа, где небольшое количество часов и один преподаватель за всех «отдувается».
  4. Об отзывах слушателей и выпускников. Мы все любители размещать на сайтах и прочих площадках только положительные отзывы. И все прекрасно понимают, что это далеко не полная картина. В нашей школе автоматизированная и неперсонализированная система обработки отзывов, и каждый потенциальный клиент может ознакомиться с реальными отзывами.
  5. О недобросовестной конкуренции. В первую очередь это репутационные атаки. Бывает, что после длительной работы с потенциальным клиентом последний делает крутой разворот и уходит на программу в другую школу. Чаще он честно рассказывает о причине – о том, как ему сообщили о негативных оценках, мнениях и фактах, и эта информация изменила его решение. А на самом деле эти оценки, мнения и факты оказываются тенденциозными и ложными и иногда настолько некорректными, что приходится разбираться со злопыхателями.

Да, проблемы имеют место, и многие с нами не согласятся, считая, что бизнес на 100% честным не бывает. Согласны – к сожалению, фальшивые уловки, лукавство, а то и прямой обман продолжают приносить прибыль. С другой стороны, честность должна исходить не только от продавца образовательных услуг, но даже от их потребителей.

Честный потребитель – это грамотный потребитель, настроенный на честную коммуникацию, способный критически мыслить, и не считающий маркетинг и все с ним связанное враньем. «Воспитание» такого потребителя – достойная сверхзадача и нелегкий труд. Но оно того стоит.

Мы уверены, что тренд нормкора будет работать и на рынке образовательных услуг. Следуя ему, мы ориентируемся в работе прежде всего на развитие наших образовательных программ, а не на увеличение маркетингового бюджета.

Узнать больше о программах Высшей школы бизнеса ГУУ можно на сайте hbs-guu.ru

Партнерский материал

Расскажите коллегам:
Комментарии
Участники дискуссии: Александр Кудряшов, Сергей Левицкий
Генеральный директор, Москва

Честный потребитель – это грамотный потребитель, настроенный на честную коммуникацию, способный критически мыслить, и не считающий маркетинг и все с ним связанное враньем. 

Автор дал оценку ситуации с привлечением слушателей со стороны бизнес-школы, оценку конкретную, интересную и полезную.

При этом понятно, что успех - набор новых курсантов - зависит также и от привлекаемых, что это за люди, их текущий уровень подготовки, мотивация и нацеленность на обучение, и что важно - их ожидания результов по завершении обучения.

Кажется правильным, что при понимании, что из себя представляет этот "грамотный потребитель", при наличии его более-менее детализированного портрета, бизнес-школа более уверенно и ориентированно могла бы действовать как в процессе привлечения слушателей, так и при настройке своих образовательных программ, а также в ходе процесса обучения.

Наверное, это тема отдельной публикации, но все же интересно, что автор может сказать по этому вопросу прямо сейчас.

Слушатель MBA, EMBA, Москва
  1. О специализациях программы МВА. Мы честно говорим, что это маркетинговый ход, который уже изжил себя. Не оправдали себя «МВА Маркетинг», «МВА финансы» и прочие аналогичные программы. Специализации нерентабельны, поэтому слушателей начинают то объединять, то разъединять, нарушая логику программы. В итоге, качество обучения резко падает. Программа МВА по своей изначальной философии должна затрагивать все стороны управления, которые бизнес проецирует на профессиональную деятельность руководителя. Руководитель высокого уровня должен обладать универсальными знаниями и разговаривать на одном языке с представителями различных служб и департаментов.

Наконец-то начали честно писать об этом...

От себя добавлю: для пущей объективности нужно:

взятьь цепочку создания стоимости в каком-то бизнесе и для каждого её звена создать взаимно согласованный учебно-методический материал для слушателей;

и далее, что гораздо сложнее, имея в виду философию МВА, для каждого бизнеса (не отдельного звена цепочки) найти ПРАКТИКА - преподавателя. Ценность не в том, что будет вычитан лекционный материал в аудиторию, а в том, что произойдет (должен произойти) обмен ОПЫТОМ. При чем, опыт должен быть получен в наших условиях ведения бизнеса.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Новости образования
Эксперт Высшей школы бизнеса ВШЭ выступил на форуме РАСО

Форум Российской ассоциации по связям с общественностью (РАСО) «Репутация 2024» в этом году был посвящен вкладу коммуникаций в фундаментальную устойчивость бизнеса.

Бизнес-школа АМИ провела встречу для «Атмосферы»

Первая встреча потенциальных резидентов нового бизнес-клуба прошла с кейсами и нетворкингом.

В Высшей школе бизнеса НИУ ВШЭ прошла Весенняя Неделя карьеры

Ключевым мероприятием стала стендовая сессия компаний работодателей – в ней приняли участие 22 компании, входящие в рейтинги Эксперт 400 и Global 500.

Высшая школа бизнеса ВШЭ провела первый выездной модуль МВА в Китае

Партнером ВШБ стала бизнес-школа CEIBS (China European International Business School).

Дискуссии
3
Евгений Равич
Хороший пример конспирологии. Есть реальные примеры? Просьба заодно уточнить, что такое "не понр...
Все дискуссии
HR-новости
Названы самые привлекательные работодатели России: исследование «Талантист»

В рамках исследования был сформирован рейтинг самых привлекательных брендов работодателей, который складывался из оценок узнаваемости и привлекательности.

Объявлены победители бизнес-премии WOW!HR Россия 2024

Победителей в каждой из девяти номинаций определило HR-сообщество путем открытого голосования по итогам защиты 58 реализованных кейсов.

Сотрудники не готовы отказаться от гибрида даже за повышение зарплаты

При этом 47% работодателей все еще считают такой формат работы привилегией, а не данностью.

Спрос на операторов call-центра в продажах вырос в 3,5 раза

В целом за первый квартал 2024 года по России количество вакансий в продажах выросло на 26% за год.