Отдохнуть один раз на Мальдивах или получить MBA Professional на всю жизнь?

Время, когда управленцы и бизнесмены терзались сомнениями о целесообразности получения MBA-степени и повышения квалификации, безвозвратно прошло. Сегодня актуален вопрос, какому именно учебному заведению стоит доверить свой дальнейший профессиональный и личностный качественный скачок? У факультета «Бизнес-школа маркетинга и предпринимательства» Российского экономического университета им Г. В. Плеханова есть ответы на все вопросы будущих слушателей. О возможностях и потенциале бизнес-школы, особенностях обучения и перспективах выпускников в интервью Executive.ru рассказала декан факультета, доктор экономических наук, профессор Лариса Данченок.

Синергия двух потенциалов

Executive.ru: Кому принадлежит идея создания факультета «Бизнес-школа маркетинга и предпринимательства» на базе экономического университета им Г. В. Плеханова?

Лариса Данченок: В 2015 году произошло объединение двух государственных вузов – РЭУ им Г. В. Плеханова и Московского государственного Университета экономики, статистики и информатики (МЭСИ). В то время я уже более пятнадцати лет была директором Института менеджмента МЭСИ и заведующей кафедрой маркетинга и коммерции. И кафедра, и институт, кроме программ бакалавриата и магистратуры, вели успешные программы дополнительного образования в области маркетинга, менеджмента, предпринимательства с упором на бизнес-аналитику и информатику. Сочетание компетенций, которые получали наши слушатели, было довольно редким для бизнес-образования и очень востребованным на рынке труда. При этом практически все преподаватели этих программ были практиками.

Идея создания специализированного факультета в процессе объединения двух вузов появилась по предложению коллег с кафедры маркетинга РЭУ им Г. В. Плеханова, в частности, заведующего кафедрой – доктора экономических наук профессора Ирины Скоробогатых. Кафедры дружественных вузов много лет были партнерами и придерживались близких концептуальных подходов.

Executive.ru: Какие цели ставит перед собой бизнес-школа? Есть ли общие для программ принципы обучения?

Л.Д.: При определении целей факультета «Бизнес-школа маркетинга и предпринимательства» не возникло сомнений, что необходимо использовать синергию потенциалов кафедры маркетинга РЭУ им Г. В. Плеханова (первой в нашей стране) с ее научной базой, сильной экономикой и масштабными связями в профессиональном мире и кафедры маркетинга и коммерции МЭСИ с ее инновационными и аналитическими технологиями, позволяющими сделать бизнес гибким и хорошо управляемым. Цель факультета – сформировать у слушателей системные знания и практические навыки для управления бизнесом в современных условиях. А современные условия для бизнеса – это рост предпринимательских рисков и экономическая неустойчивость, информатизация рекламного и сбытового пространства, несбалансированность предложения и изменение потребительской мотивации. В таких условиях предпринимательская активность и системный маркетинг – локомотив, позволяющий вытянуть любой бизнес и придать ему скорость.

Цель определила и принципы обучения – практикоориентированность каждой дисциплины в программах, преподавание специалистами с опытом успешной работы в бизнесе, интерактивные технологии обучения, использование современных методов бизнес-аналитики и программного обеспечения. Все способствует развитию у слушателей комплексного взгляда на бизнес и его жизненный цикл и одновременно нестандартного подхода к решению бизнес-задач.

Любой успешный менеджер – это маркетолог и предприниматель в одном лице. Нельзя добиться успеха, не зная особенностей регулирования рынка и спроса, не понимая своего клиента, не имея навыков предприимчивости в достижении целей.

Профиль бизнес-школы

Executive.ru: Расскажите о структуре бизнес-школы, ее основных программах и направлениях.

Л.Д.: В штате факультета небольшое количество штатных сотрудников, которые исследуют запросы рынка труда и предложения рынка дополнительного образования, осуществляют администрирование учебного процесса. Основной состав – это преподаватели-практики из различных консалтинговых, торговых, промышленных и других компаний, владельцы бизнеса, бизнес-тренеры, коучеры.

Мы понимаем, что в динамичном бизнес-пространстве разные знания устаревают по-разному, занятость людей разная, да и психологические различия существенны, поэтому предлагаем программы разного объема и продолжительности, с контактными и, при необходимости, дистанционными формами обучения. Факультет реализует программы MBA, MINI-MBA, профессиональной переподготовки, повышения квалификации, проводит короткие курсы профессиональной направленности; тренинги и мастер-классы.

Если говорить о направлениях, то это, конечно, маркетинг и продажи, бизнес-аналитика, предпринимательство и бизнес-управление, управление бизнесом в интернете. Также успешно развиваются программы в области финансов и управления инвестициями как одно из ключевых направлений в предпринимательстве. Очень важными для бизнеса считаем социально-психологическое направление: психология бизнеса и управление персоналом, а также навыки деловых коммуникаций. Вообще знание отраслевой специфики бизнеса и управления обеспечивает успех внедрения общих технологий ведения бизнеса, что отражается в программах по менеджменту в спорте, медицине, выставочной деятельности, электронной торговле и других.

Executive.ru: Есть ли у школы планы по дальнейшему расширению программ и образовательных тематик?

Программы создаются под конкретные запросы заказчиков, в том числе и корпоративных, а также разрабатываются для сфер, которые на наш взгляд актуальны и пользуются спросом. Так родилась идея выпуска программ «Интернет вещей», на стадии разработки программа по изучению модного сегодня направления «Криптовалюта и биткоин». Запрос со стороны рынка заставил открыть программы в области атрибуции предметов искусства, к преподаванию привлекли опытных экспертов в области оценки культурных ценностей.

В дальнейшем факультет будет развивать сетевое партнерство с предприятиями и организациями, а также бизнес-акселерационные программы дополнительного образования. Так, уже осенью 2017 года планируется к набору созданная совместная с Российским экспортным центром программа двойного диплома по организации экспортной деятельности компаний.

Программа MBA: специализации и особенности

Executive.ru: В вашей бизнес-школе реализуется программа МВА со специализациями «Маркетинг-менеджмент организации», «Интернет-маркетинг и электронная коммерция», «Аналитический маркетинг» и «Предпринимательство для собственников бизнеса». В чем ее актуальность и уникальность с учетом современных микро- и макроэкономических реалий?

Л.Д.: Действительно, программа МВA, сочетающая в себе преимущества классической и функциональной (категории Professional) программы, с такими специализациями, которые вы перечислили, является особенной для рынка программ МВА и учитывает современные тренды макро- и микроуровня. Она разработана в интеграции c ведущими профессорами и успешными практиками бизнеса, обучает практическим технологиям управления современным бизнесом в условиях его информатизации и неустойчивости рынков. Поэтому среди преимуществ программы – такой набор специализаций: востребованных рынком труда, но практически не освоенных программами МВА, а также использование в процессе обучения современных возможностей информационного, аналитического и программного обеспечения ключевых сфер системы управления (финансового менеджмента, стратегического маркетинга и менеджмента, управления проектами и бизнес-планирования). На данном этапе развития российскому бизнесу необходимы высокопрофессиональные менеджеры, владеющие именно инструментальными знаниями и технологиями управления.

Executive: На каких специалистов ориентирована в первую очередь такая программа MBA?

Л.Д.: На менеджеров среднего и высшего звена, руководителей структурных подразделений, владельцев бизнеса, специалистов, желающих получить и актуализировать свои профессиональные знания с возможностью их эффективного применения уже завтра. В программе предусмотрены консультации по бизнес-проектированию для компаний слушателей, мастер-классы с привлечением ведущих специалистов из области бизнеса, бизнес-консультации от гуру маркетинга и менеджмента.

Executive.ru: Периоды нестабильности в российской экономике показали, что главное качество эффективного управленца успешно руководить не тогда, когда в экономике все хорошо, а в периоды кризиса. Спрос на таких специалистов остается стабильно высоким. Расскажите о дисциплинах, которые позволяют создавать у слушателей именно такие компетенции.

Л.Д.: В программе МВА преподаватели-практики формируют компетенции кризис- и риск-менеджеров в ряде дисциплин: «Анализ и оптимизация рисков», «Антикризисное управление и консалтинг (кризис-менеджмент)», «Жизненный цикл компании и управление развитием бизнеса», «Управление человеческими ресурсами и HR-брендинг», «Генерация стратегических идей в бизнесе», «Маркетинг инноваций», «Стандартные и нестандартные управленческие решения и предпринимательские риски в собственном бизнесе». Получаемые навыки и знания позволяют своевременно принимать эффективные управленческие решения и вовремя реагировать на все изменения.

Executive.ru: Как эта программа помогает выстроить индивидуальный подход к слушателям с различным профессиональным опытом, багажом знаний, а также постоянно занятым в собственном бизнесе или работе?

Л.Д.: В первую очередь благодаря гибким технологиям обучения – сочетанию элементов классического бизнес-образования и online-технологий, позволяющим выстроить индивидуальную траекторию обучения занятых в бизнесе слушателей. Как я уже отмечала, предусмотрены очные консультации преподавателей, что способствует сбалансированности уровней освоения знаний у различных категорий слушателей. По мере необходимости консультации также ведутся в дистанционном режиме посредством е-mail, соцсетей, sms, Skype. Уважая возможности и привычки каждого слушателя, учебные и методические материалы мы предоставляем в разных форматах – печатном и электронном, обеспечиваем доступ к электронным базам знаний. Этой же задаче - расширения возможностей обучения - способствует возможность изучения программ MINI-МВА.

Конечно, важны не только знания, которые готова предоставить бизнес-школа, но и возможности занятых в бизнесе слушателей эти знания получить и освоить. Этому способствует использование современных образовательных технологий: интерактивного и электронного обучения, ситуационных и проектных заданий. Такой подход позволяет не только сделать обучение интересным и практикоориентированным, но и расширяет возможности обучения слушателей, вынужденных пропустить отдельное занятие в силу обстоятельств – командировок, болезни или занятости по основному месту работы. Предоставлена возможность в online-режиме получить доступ к очным занятиям. При этом выполнение слушателями отдельных видов работ и практических заданий, самостоятельных работ может происходить дистанционно в удобное для них время.

Executive.ru: Каковы требования к поступающим на эту программу? Какие вступительные испытания предусмотрены?

Л.Д.: К освоению программы MBA допускаются лица, имеющие высшее образование, стаж работы не менее двух лет и прошедшие вступительные испытания в форме устного собеседования на экономическую тематику.

Уникальные преподаватели и передовые методики

Executive.ru: Большинство программ бизнес-школы авторские. Кто их создатели? Какие российские и международные эксперты принимают участие в работе бизнес-школы?

Л.Д.: К разработке и рецензированию программ мы привлекаем профессионалов с успешным бизнес-опытом, готовых делиться знаниями. Среди них предприниматели, эксперты и консультанты в области маркетинга и продаж, бизнес-тренеры, руководители профильных структурных подразделений и специалисты Минэкономразвития, банков «Кузнецкий мост» и ВТБ, компаний Mobifitness, Mars, АББ, Rambler&Co, BIG 4 и других организаций.

Научным руководителем бизнес-школы, заведующей кафедрой маркетинга и главным редактором журнала «Маркетинг и маркетинговые исследования» Ириной Скоробогатых достигнута договоренность о поддержке программ факультета по маркетингу с легендарным маркетологом – почетным доктором РЭУ им. Г.В. Плеханова, профессором Филиппом Котлером. Также мы приглашаем иностранных преподавателей и экспертов из Польши, Латвии, Франции, Израиля для проведения занятий и открытых мастер-классов, на которых мы рады видеть не только слушателей бизнес-школы, но и всех желающих учиться!

Executive.ru: С какими проблемами в работе и бизнесе встречаются ваши слушатели? Как вы о них узнаете и используете ли эту информацию в работе?

Л.Д.: О проблемах в работе и бизнесе слушателей мы узнаем из очного общения и переписки с ними руководителей программ, регулярно проводимых опросов в форме анкетирования. Среди наиболее часто встречающихся в практике слушателей проблем – отсутствие навыков использования простейших и бесплатных инструментов бизнес-анализа (MS Excel), усложненные механизмы принятия управленческих решений, отсутствие согласованности в действиях и целях фронт- и бэк-офисов, отсутствие финансовой грамотности на уровне принятия решений и другие проблемы, влияющие на обслуживание клиентов и в конечном итоге на спрос и эффективность работы компании. Эти проблемы как раз и призвано решать бизнес-образование.

Executive.ru: Какие педагогические технологии применяются для организации максимально эффективного процесса обучения? Как контролируется качество обучения на разных этапах?

Л.Д.: Каждый преподаватель бизнес-школы адаптирует общеизвестный профессиональный инструментарий под цели дисциплины. Наиболее часто встречаются такие технологии как бизнес-кейсы, доказавшие на практике свою эффективность, эссе, расчетные и проектные задачи, моделирование, групповые обсуждения, индивидуальное и групповое бизнес-проектирование, видеосюжеты, вебинары и видеоконференции, позволяющие сделать предмет практически полезным и интересным для слушателей.

Для реализации проектов и задач используются профессиональные методы аналитики и программное обеспечение – SPSS Statistics, MS Project, CRM и другие. В процессе обучения слушатели пользуются электронными библиотечными системами – znanium.com, обмениваются файлами с помощью Google Диск, личной электронной почты. Для обсуждения групповых проектов и заданий устанавливается связь с помощью соцсетей, Skype, WhatsApp и других средств связи.

Оценка качества обучения слушателей осуществляется в виде промежуточной и итоговой аттестации. Форма их проведения – экзамены или зачеты на основе опроса или расчетных задач, эссе, бизнес-проектов в зависимости от дисциплины. Оценка качества образовательного процесса со стороны слушателей определяется на основе их анкетирования по ключевым критериям практической ориентации и актуальности материала, использования расчетных методов анализа и современных информационных технологий, стиля преподавания и др. По результатам анкетирования при необходимости в программу вносятся корректировки.

Executive.ru: Какое место в образовательных программах школы занимают кейсы российских компаний? Каковы их источники?

Л.Д.: Бизнес-кейсы занимают значительное место в учебном процессе, поскольку они позволяют «с погружением» изучать стратегии и методы управления, учиться на чужом положительном и ошибочном опыте, являются практикоориентированным инструментом обучения. Источниками кейсов являются аналитические справки и отчеты о результатах проведенных маркетинговых исследований и анализа рынков; профессиональная документация отечественных и зарубежных предприятий и организаций; материалы, опубликованные в экономических СМИ – газеты, журналы, интернет-ресурсы, видео-материалы, снятые в качестве наглядных примеров различных бизнес-процессов, протекающих в организациях, а также различные документальные видео-материалы отечественных и зарубежных СМИ, авторские материалы из опыта преподавателей-практиков.

Отзывы слушателей и оценки экспертов

Executive.ru: Каковы критерии оценки эффективности полученного в бизнес-школе образования? Есть ли статистика, основанная на отзывах и дальнейшем опыте выпускников?

Л.Д.: Основные критерии – трудоустройство или карьерный рост выпускника, уровень соответствия полученных знаний ожиданиям слушателей, степень удовлетворенности слушателей по таким критериям оценки качества обучения как практическая ориентация, актуальность материала, использование методов анализа, использование современных информационных технологий. Анкетирование проходит в рамках каждой программы.

Так, практически все слушатели программ бизнес-школы трудоустроены на разных уровнях управления в коммерческих структурах и внедряют полученные знания в ходе обучения. Удовлетворенность получаемыми знаниями колеблется среди опрошенных от 85% до 97% за исключением ряда пожеланий – например, таких, как увеличение доли расчетов в одной из финансовых дисциплин или выездных занятий в галереях, музеях, аукционных дома по программе в области искусства. Мы стараемся удовлетворять такие пожелания по возможности и в короткие сроки.

Также важным показателем эффективности обучения является мнение работодателей, которые участвуют в итоговой аттестации знаний слушателей. А поскольку выпускная работа – это бизнес-проект, как правило, на основе компании слушателя, то эффект обучения при успешных защитах проектов очевиден. Так, есть положительные отзывы директора по маркетингу Mobifitness, руководителя службы маркетинга концерна АББ, управляющего директора банка ВТБ, члена наблюдательного совета банка «Кузнецкий мост», советника департамента стратегического развития Минэкономразвития и других авторитетных экспертов.

По некоторым программам проводится независимая сертификация профессиональными организациями, например, Росреестром и Росэкспортом. Сейчас мы проходим процедуру общественно-профессиональной аккредитации в Агентстве по контролю качества образования и развитию карьеры (АККОРК). В любой процедуре независимой аккредитации есть раздел о результатах и эффективности обучения.

Кого ждут в бизнес-школе

Executive.ru: На каком этапе карьеры обучение в бизнес-школе будет наиболее эффективным? От чего зависит выбор МBA или MINI-MBA программ, очно-заочной или дистанционной формы обучения?

Л.Д.: Наши программы в первую очередь ориентированы на представителей middle-менеджмента, для которых профессионализм принципиально важен, так как они по роду службы должны не только знать технологии управления бизнес-процессами и проектами всего производственного цикла, но и при этом участвовать в разработке стратегий, бюджетировании и других процессах стратегического уровня управления. Это люди, представляющие резерв топ-менеджмента и имеющие потенциал для карьерного роста. Представителям топ-менеджмента эти программы также интересны, так как настоящий руководитель всегда понимает, какими методами пользуется его команда, чтобы знать реальное состояние дел и возможности развития. На практике, к сожалению, таких руководителей не так много.

Целевыми группами для ряда программ являются также предприниматели, представители малого и среднего бизнеса с потенциалом развития, в том числе и экспортного.

Все бизнес-образование построено в основном на очно-заочной форме без отрыва от работы, поэтому, как уже отмечалось, мы стараемся по возможности индивидуализировать траекторию обучения слушателей, например, предоставляем индивидуальные консультации, материал пропущенных слушателем занятий. Для региональных слушателей предусмотрена дистанционная форма обучения. У нас учатся слушатели из разных регионов – от Калининграда до Владивостока. По некоторым программам это online-трансляция очного обучения.

Пять причин поступить в Бизнес-школу маркетинга и предпринимательства

Executive.ru: Каково главное преимущество обучения в бизнес-школе Плехановского университета перед другими бизнес-школами?

Л.Д.: Если говорить о главном преимуществе, то оно определяются целями и принципами, о которых мы говорили в начале интервью. Выпускник будет обладать практическими навыками и компетенциями для управления бизнесом в изменяющихся современных условиях. Этому способствует целый перечень факторов, которые вполне можно определить как преимущества.

Во-первых, мы предоставляем современные знания и навыки в области управления бизнесом, основанные на углубленном знании бизнес-процессов, изучении простейших и специфических методов бизнес-аналитики, а также информационно-технологических и управленческих инноваций. Эти знания и навыки являются редкими для практиков, их трудно получить самостоятельно: для их получения необходимы занятия с профессионалами.

Во-вторых, все программы основаны на использовании международного опыта бизнеса и адаптированы к российским условиям и законодательству. Использование лучшего конкурентного опыта – бенчмаркинга – в ходе обучения позволяет выпускникам в условии экономии ресурсов добиваться повышения эффективности бизнес-процессов в своей компании.

В-третьих, все преподаватели – практикующие профессионалы, которые добились успеха в своей области.

В-четвертых, большой объем практических занятий позволяет получить навыки, которые сразу же могут быть применены в реальной работе. Слушатели получают новые бизнес-контакты для обмена опытом и установления партнерства.

В-пятых, необходимо отметить практикоориентированные и «живые» технологии обучения, сочетание элементов классического бизнес-образования и online – технологий, способствующие индивидуализации траектории обучения. Кроме того, небольшие группы позволяют проработать все вопросы слушателей и уделить внимание каждому.

В целом, качество программ гарантировано престижным дипломом имиджевого вуза.

Executive.ru: Главный вопрос многих специалистов, задумывающихся об обучении в бизнес-школе, заключается в том, действительно ли им необходимо это образование, и, учитывая стоимость программы, ее окупаемость в дальнейшем. Каков ваш главный аргумент против таких сомнений?

Л.Д.: Обучение – это прежде всего инвестиции в себя, в свое будущее! Помимо содержательной актуализации профессии в рамках переподготовки или повышения квалификации каждому специалисту необходимо еще и демонстрировать работодателю свое стремление развиваться и быть профессиональным. Не говоря уже о тех, кто трудоустраивается и должен предъявлять портфолио. Кого вы возьмете на работу – современного человека развивающегося и компетентного или обученного несколько лет назад? Обновление знаний и компетенций – это позиция настоящего профессионала, стремящегося быть адекватным изменениям бизнес-среды.

Фото: Бизнес-школа маркетинга и предпринимательства РЭУ им Г. В. Плеханова

Партнерский материал

Расскажите коллегам:
Комментарии
Участники дискуссии: Павел Кузовников
Генеральный директор, Санкт-Петербург

Большинство отдыхающих на Мальдивах, диплома МВА не имеют.....

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Новости образования
В бизнес-школе АМИ прошел первый интенсив по стратегическому видению руководителя

Участники разбирались с интуитивным и аналитическим способами понимания будущего.

Проект аспирантки ВШБ НИУ ВШЭ представили на выставке «Россия»

Проект «Сибирские сказки» представляет на выставке Новосибирскую область.

Высшая школа бизнеса НИУ ВШЭ презентовала программы развития руководителей

В Высшей школе бизнеса НИУ ВШЭ состоялась презентация нового семейства образовательных программ — Open Executive education.

В бизнес-школе АМИ завершилось обучение 13-й группы Executive MBA

В качестве дипломной работы каждый слушатель подготовил бизнес-проект для своей компании.

Дискуссии
3
Евгений Равич
Конечно. Иначе просто не могло быть. После появления книгопечатания очень многое изменилось. Но ...
Все дискуссии
HR-новости
Cпрос на сотрудников в гостинично-ресторанном бизнесе вырос на 60%

Зарплатные предложения для новых кадров выросли на 23% по сравнению с зимой прошлого года.

«Вкусвилл» запустил роботов для перевозки товаров в распределительных центрах

До конца 2024 года компания планирует роботизировать 30% операций, связанных с перемещением грузов из зоны приемки в зону хранения.

«Яндекс Еда» начала работать в Бишкеке

Киргизия стала шестой страной СНГ, где доступен сервис — после России, Казахстана, Беларуси, Армении и Узбекистана.

Более 40% наемных сотрудников не могут позволить себе больничный на работе

Свыше трети опрошенных отметили, что из-за проблем со здоровьем им отказывали в повышении.