«В iMBA приходят более динамичные люди, которые быстрее растут»

Об особенностях проекта iMBA участникам Сообщества менеджеров Executive.ru рассказывает, директор программ дистанционного обучения Института бизнеса и делового администрирования (ИБДА) РАНХиГС при Президенте РФ Ярослав Павлов.

Executive.ru: Чем аудитория программы iMBA отличается от аудитории других программ?

Ярослав Павлов: Практика показывает, что наша аудитория занимает более высокие позиции, чем мы рассчитывали. Начиная проект, мы полагали, что он заинтересует прежде всего представителей среднего менеджмента, в реальности же оказалось, что доля менеджеров среднего звена составляет порядка 35%, тогда как 50-60% групп – это топ-менеджеры и собственники. В этом плане позиции слушателей iMBA несколько выше, чем позиции классических программ MBA.

Executive.ru: Из каких компаний и отраслей пришли эти слушатели?

Я.П.: Преимущественно из компаний среднего бизнеса. Отраслевая принадлежность достаточно широкая, довольно хорошо представлены информационные технологии и телеком, затем идут финансисты и страховщики, производственные компании и консалтинг. На ресурсные, добывающие отрасли приходится около 10% слушателей.

Executive.ru: Чем этот состав групп отличается от состава классического MBA?

Я.П.: В отличие от классического MBA чуть-чуть меньше чем обычно представителей строительства и торговли, но больше банков и телекома.

Executive.ru: А отличаются ли ваши слушатели от обычного MBA по возрасту?

Я.П.: У нас было ожидание, что наш слушатель будет несколько моложе, в реальности же средний возраст слушателей – такой же как и на классическом MBA: 34 года. При этом возрастной разбор – больше: у нас есть слушатели в возрасте и 27 лет, и 55+.

Executive.ru: Вы можете сравнить их мотивацию и мотивацию слушателей других потоков MBA?

Я.П.: Поскольку наши вступительные испытания отличаются от тестов классических программ МВА, однозначно сравнить эти показатели достаточно сложно. Наш опыт показывает, что на iMBA поступают люди очень амбициозные, которые стремятся либо к развитию своего бизнеса в больших масштабах, либо к занятию самых высоких позиций в компаниях. Даже если они – представители среднего менеджмента, их амбиции – максимальны. Я бы сказал, что к нам приходят более динамичные люди, которые быстрее растут.

Executive.ru: Как вы полагаете, сколько всего людей в России соответствуют тем критериям, которые вы сформулировали? Сколько селфмейдменов гипотетически могли бы учиться на программе iMBA?

Я.П.: На этот вопрос трудно ответить однозначно, поскольку нужно учесть и формальные, и неформальные признаки. Мы считаем, что в России живет около 200 тыс. человек, которые потенциально могли бы учиться на программе MBA. При этом число тех, кто вероятно, а не гипотетически мог бы обучаться на программе iMBA, не превышает 10-15% от названного.

Executive.ru: Что показывают ваши наблюдения: они осознают свою продвинутость, отличность от рядового человека?

Я.П.: В открытую они об этом не говорят, поскольку они – люди воспитанные. Их продвинутость и мотивированность выражается в том, что они готовы трудиться и вкладывать усилия в обучение. Наши слушатели проделывают огромнейший объем работы, потому что программа – очень сложная и потому что учиться онлайн – непросто. Они готовы вкладывать силы и время в обучение, потому что видят, что учеба оказывает влияние на их работу, на их карьеру. Их динамизм, упорство и интеллект позволят им преодолевать себя и добиваться самых высоких результатов.

Executive.ru: Сколько человек в группе в одной группе и сколь уже прошли обучение по программе iMBA?

Я.П.: В группе – не больше 30 человек. Осенью 2016 года был первый выпуск программы. Сейчас на iMBA учится более 90 человек. Следующий выпуск – в мае 2017 года.

Executive.ru: Вы сказали, что вступительные испытания на программах iMBA и MBA отличаются. Чем именно?

Я.П.: В качестве вступительного испытания мы используем мотивационное эссе, которое позволяет очень хорошо раскрыть реальную потребность человека в обучении на программе iМВА и отразить его опыт. В результате школа получает крайне важные знания о том, кто поступает, что именно этот человек может внести в групповую динамику, насколько будет соответствовать группе. Программа начинается с онлайн модуля, который сам по себе очень сложен в содержательном плане. В онлайн-модуле есть достаточно тестов и заданий, чтобы до очной части дошли только те, кто действительно является сильным слушателем. В результате на очный модуль выходят действительно сильнейшие.

Executive.ru: Что именно пишут абитуриенты в мотивационых эссе?

Я.П.: Есть абитуриенты, которые хотят получить больше знаний об инструментах менеджера. Такое свойственно специалистам, которые быстро выросли до управленцев и не успели освоить инструментарий. Но чаще всего люди пишут о том, что хотят интегрировать имеющийся опыт и лучшие управленческие практики. Собственно, на это и рассчитана наша программа. Поэтому здесь есть достаточно высокое соответствие между целями программы и мотивацией слушателей.

Executive.ru: Для тех слушателей, кто пишет в эссе, что хочет интегрировать знания, наибольшую ценность имеют такие предметы как стратегический менеджмент или бизнес-планирование?

Я.П.: Да, но не только они. Очень позитивные отзывы вызывают предметы, связанные с развитием личностных качеств руководителя, лидерства, техники переговоров. Также большой интерес вызывают курсы по организационному развитию, организационному поведению. Не только сами курсы, но и их соотношение внутри программы позволяет добиться систематизации и развития управленческих знаний.

Executive.ru: Вы наблюдали ситуацию, когда слушатель в начале учебы декларирует, что ему в стенах бизнес-школы интересны одни знания, но через какое-то время обнаруживает, что реальные потребности лежат совершенно в другой области?

Я.П.: Наблюдали неоднократно. Всегда радует, что слушатели к этим переменам относятся очень позитивно. Мы предлагаем в рамках программы пять специализаций:

  • Предпринимательство, управление компанией;
  • Маркетинг, управление продажами;
  • Экономика и финансы;
  • Операционный менеджмент;
  • Управление человеческими ресурсами.

Очень часто люди приходят на одну специализацию, а по ходу обучения меняют ее, понимая, что на самом деле им требуются знания совсем в других областях.

Executive.ru: Как распределен учебный контент между онлайновыми и офлайновыми модулями?

Я.П.: Конструируя программу, мы вынесли в онлайн то, что, как мы полагали, эффективнее преподавать именно там. В результате на первые 8 месяцев обучения приходится 262 академических часа – это стержневой контент программы МВА. Нередко при поступлении абитуриенты спрашивают: «А зачем нам курс маркетинга в онлайн части? И зачем нам вообще курс общего менеджмента? Это же такие очевидные вещи». После прохождения курса у них эти вопросы отпадают, даже в том случае, если они имеют первое экономическое или управленческое образование и что-то знают в этих областях. Эти курсы рассчитаны на связь с международной передовой практикой, они задают тот общий фон, который необходим каждому управленцу, чтобы выйти на новый уровень.

В офлайновой части акцент делается на интерактиве, на проигрывании различных ситуаций, связанных с управленческой деятельности, на взаимодействии между участниками группы. Кроме того, здесь мы рассматриваем некоторые технологические и технические аспекты менеджмента, которые эффективнее объяснять при непосредственном, живом контакте преподавателя и слушателей.

Executive.ru: Следовательно, финансовый и управленческий учет, общий менеджмент, теория экономики, финансовый менеджмент… все эти предметы значатся в онлайн-модуле?

Я.П.: Да, на 80% они представлены в онлайн-модуле, но у них есть небольшое продолжение (20%) в очном модуле, которое позволяет «отполировать» полученные знания, вывести слушателей на новый уровень. Эта работа происходит в основном в виде дискуссий. За счет того, что слушатель уже прошел эти предметы на онлайн-модуле, дискуссия ведется на высоком профессиональном уровне: слушатели обсуждают вопросы настолько сложные, что обычно в программах MBA подобное не услышишь. Это потрясающе интересно.

Executive.ru: Как учебный контент представлен в онлайн? В каких форматах?

Я.П.: Мы решили, что проводить занятия в режиме вебинаров – это халтура и кардинально переработали учебный материал. Весь контент подается в виде видеолекций, он разбит на отрезки продолжительностью от 5 до 10 минут. Также есть тесты и задания на проверку знаний. Эти занятия слушатель может проводить в любое удобное для себя время в собственном темпе.

Часть заданий выполняется индивидуально, часть – в малых группах. Мы не отказались полностью от вебинарного формата, он применяется для консультаций с тьютором. Групповые занятия и консультации с тьюторами проводятся в назначенное время.

Executive.ru: Вы записывали видеолекции с режиссером?

Я.П.: Там была предварительная переработка материала – мы согласовывали с преподавателем учебный план, распределяли контент по отрезкам, а затем кусками записывали отрепетированные фрагменты c нашими партнерами из компании Uniweb.

Executive.ru: В учебный план iMBA входит курс «Виртуальные команды» – что это за курс, в чем его миссия?

Я.П.: Подобные курсы есть в учебных планах ведущих мировых бизнес-школ, таких как Harvard и INSEAD. Сейчас в мире все больше специалистов работают в удаленном режиме, включая программистов, дизайнеров, копирайтеров, журналистов. Эти сотрудники и их работодатели расположены в разных часовых поясах, в разных регионах. Перед менеджментом возникает сложная задача – как управлять людьми, когда ты не видишь. Курс нацелен на то, чтобы показать основные отличия управления такими командами, особенности, риски, факторы, снижающие эффективность. В ходе курса мы рассматриваем простые практические инструменты, которые позволяют наладить работку таких команд эффективнее.

Executive.ru: Чему посвящены дипломные работы программы iMBA?

Я.П.: У программы iMBA был только один выпуск, в мае дипломы будет защищать вторая группа. Неимоверно интересно наблюдать, как слушатели работают над дипломами. В качестве одного из базовых требований к диплому является то, что работа должна быть выполнена на основе собственного кейса, на материале практики той компании, в которой работает слушатель. Тематика дипломных работ касается запуска нового бизнеса или рестарта имеющегося, выхода на новые рынки, серьезного перестроения корпоративного организма. Также есть дипломные работы, в которых предлагаются проекты создания кадрового резерва, перестройки системы KPI, управления сложными HR-системами. Дипломные работы выполнены на очень высоком уровне. Даже слушатели – менеджеры среднего звена – берут темы уровня топ-менеджмента, что показывает серьезность их намерений в отношении собственной карьеры. После защиты таких дипломов они становятся серьезными кандидатами для занятия самых высоких должностей в компании.

Executive.ru: Сколько времени в месяц экономит слушатель программы iMBA за счет того, что он не ездит на очные занятия по вечерам или выходным?

Я.П.: У нас модульный формат, поэтому у нас немножко здесь по-другому.

Мы подсчитали, что москивичи экономят порядка 40 часов за время обучения, а жители регионов в среднем 80 часов. Но, конечно, эта цифра для жителей Дальнего востока будет намного больше. Это то время, которое вместо дороги можно будет потратить на обучение, работу или общение с семьей. В современных условиях, такая экономия времени на дороге – серьезное преимущество.

Партнерский материал

Расскажите коллегам:
Комментарии
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Новости образования
Студенты ВШЭ и «Яндекса» выиграли международную олимпиаду по программированию

Олимпиада ICPC – одно из крупнейших и наиболее престижных соревнований по программированию в мире.

Руководители «Грузовичкоф» обучались стресс-менеджменту в АМИ

Начинающие шефы транспортной компанией «Грузовичкоф» учились эмоциональному балансу у Анастасии Витковской.

Высшая школа бизнеса НИУ ВШЭ провела кейс-чемпионат

Пятидневный образовательный интенсив по операционной эффективности собрал более 20 участников из корпоративных команд.

ВШЭ и Skillbox стандартизируют оценку качества онлайн-образования в России

Модель оценки планируют разработать до конца 2024 года.

Дискуссии
3
Евгений Равич
Хороший пример конспирологии. Есть реальные примеры? Просьба заодно уточнить, что такое "не понр...
Все дискуссии
HR-новости
Половина россиян будут работать в майские праздники

Женщины чаще мужчин сообщали, что не собираются работать в государственные выходные.

Больше 70% россиян работают по выходным и во время отпуска

97% россиян регулярно задерживаются на работе.

В каких городах России наибольший прирост вакансий

В целом по России спрос работодателей за год вырос на 36%.

Исследование: какую зарплату хотят получать россияне

Пожелания по заработной плате мужчин и женщин коррелируются в зависимости от возраста соискателей.