Каким будет МВА в России?

Российское бизнес-образование вступает в новый этап, все более приближаясь к реализации принципов, проверенных многолетней практикой передовых зарубежных стран.

Федеральное законодательство исключило, в частности, программы дополнительного профессионального образования, к которым относились и программы МВА, из системы, регулируемой Федеральными государственными требованиями, а Федеральная антимонопольная служба потребовала исключить государственные дипломы МВА из учебного оборота.

На сегодня 130 учебных заведений предлагают программы МВА, а 102 имеют положительное заключение Совета Минобрнауки по МВА для лицензирования. Как основной соавтор «Государственных требований» к МВА и Председатель упомянутого Совета, я могу утверждать, что такое регулирование в 1999-2012 годах сыграло свою положительную роль, но фактически исчерпало себя. У нас нет оснований сомневаться в серьезности решений высших государственных органов. Хотя желающих продлить жизнь безнадежно больному, почти похороненному, Государственному диплому МВА хватает.

Каждый, кто смотрит в будущее – и бизнес-образования, и своей карьеры – должен понимать, что с 2013 года государственный диплом МВА исчезнет как вид. Нет сомнения, что это подтвердят еще раз приказами Минобрнауки и ФАС и дадут разъяснения потенциальным слушателям школ бизнеса и HR-менеджерам, а руководители школ бизнеса это уже понимают.

Что же дальше? Есть два пути: первый – сохранить государственный диплом МВА в виде диплома магистратуры по новой специализации «Магистр делового администрирования» (для людей с опытом работы) с выдачей полноценного магистерского диплома о Высшем профессиональном образовании по направлению «Менеджмент», но со всеми атрибутами МВА, имеющей у ряда школ бизнеса к тому же международную аккредитацию. Это будет диплом-тяжеловес, наконец-то, узаконивающий статус МВА как второго высшего образования (чего прежний госдиплом МВА не давал). С осени 2012 года лидеры отечественного бизнес-образования, такие как ВШМБ, ИБДА и другие, это предложат отечественному рынку.

Второй путь – остаться в пределах дополнительного негосударственного образования с выдачей «Диплома установленного образца» и отражающего бренд вуза или школы бизнеса. Такие программы могут быть разнообразными (модульные или уикэндные МВА, Executive MBA, дистанционные, проектно-ориентированные, как в «Сколково», например, и другие). Это позволит школам бизнеса проводить разнообразные эксперименты с сохранением сути МВА и приблизить программы к практике бизнеса, а главное, укрепить и развить свой бренд на долгие годы.

Оба пути достаточно перспективны и должны сосуществовать. В поисках новых организационных форм и новых бизнес-образовательных продуктов наше будущее. Это западный путь, значение которого повысится с вступлением России в ВТО. Особенно возрастет значение новой независимой системы российской аккредитации МВА, к созданию которой уже приступили РАБО и другие. И, конечно, вырастет роль зарубежной аккредитации российских школ бизнеса и их рейтингов.

Вот о чем должны думать серьезные люди, намеренные сделать серьезную карьеру с серьезным дипломом. А ностальгировать по безвозвратно ушедшему прошлому и слушать тех, кто подхватывает отрывочные сведения, домыслы и слухи – это несерьезно.

Источник изображения: gsib.ranepa.ru

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Новости образования
Эксперты ВШБ НИУ ВШЭ обсудили результаты исследования о корпоративной среде

Экспертный диалог состоялся в рамках XXVIII ежегодного коммуникационного форума РАСО «Дни PR – 2024».

ВШБ НИУ ВШЭ выступила на Первом Московском форуме дополнительного образования

Форум стал важной вехой в обсуждении актуальных вопросов ДПО, его цифровизации и новых образовательных решений, востребованных на рынке.

ВШБ НИУ ВШЭ представила исследование об открытых инновациях в России

Исследование выявило, как компании используют внешние идеи, ресурсы и партнерства для создания и продвижения продуктов и технологий.

МИРБИС стал лауреатом Национальной премии «Бренд года в России 2024»

Премия «Бренд года в России» нацелена на признание и поддержку достижений организаций, формирующих стандарты и векторы развития в своих отраслях.

Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
74% сотрудников предпочитают горизонтальный рост

Несмотря на высокий интерес к горизонтальному росту среди сотрудников, работодатели пока уделяют этому недостаточно внимания.

Названы топ-10 социально ответственных компаний России

За год значительно выросло число компаний, которые при запуске проекта ставят цель решить социальную или экологическую проблему.

Исследование: как IT-специалисты приходят в профессию

90% опрошенных сотрудников IT-компаний — выпускники профильных технических вузов.

Исследование: как разные поколения выбирают работу

Зумеры сильнее акцентируют внимание на work-life balance, миллениалы – на зарплате, а для поколения X важнее стабильность и надежность компании.