Каким будет МВА в России?

Российское бизнес-образование вступает в новый этап, все более приближаясь к реализации принципов, проверенных многолетней практикой передовых зарубежных стран.

Федеральное законодательство исключило, в частности, программы дополнительного профессионального образования, к которым относились и программы МВА, из системы, регулируемой Федеральными государственными требованиями, а Федеральная антимонопольная служба потребовала исключить государственные дипломы МВА из учебного оборота.

На сегодня 130 учебных заведений предлагают программы МВА, а 102 имеют положительное заключение Совета Минобрнауки по МВА для лицензирования. Как основной соавтор «Государственных требований» к МВА и Председатель упомянутого Совета, я могу утверждать, что такое регулирование в 1999-2012 годах сыграло свою положительную роль, но фактически исчерпало себя. У нас нет оснований сомневаться в серьезности решений высших государственных органов. Хотя желающих продлить жизнь безнадежно больному, почти похороненному, Государственному диплому МВА хватает.

Каждый, кто смотрит в будущее – и бизнес-образования, и своей карьеры – должен понимать, что с 2013 года государственный диплом МВА исчезнет как вид. Нет сомнения, что это подтвердят еще раз приказами Минобрнауки и ФАС и дадут разъяснения потенциальным слушателям школ бизнеса и HR-менеджерам, а руководители школ бизнеса это уже понимают.

Что же дальше? Есть два пути: первый – сохранить государственный диплом МВА в виде диплома магистратуры по новой специализации «Магистр делового администрирования» (для людей с опытом работы) с выдачей полноценного магистерского диплома о Высшем профессиональном образовании по направлению «Менеджмент», но со всеми атрибутами МВА, имеющей у ряда школ бизнеса к тому же международную аккредитацию. Это будет диплом-тяжеловес, наконец-то, узаконивающий статус МВА как второго высшего образования (чего прежний госдиплом МВА не давал). С осени 2012 года лидеры отечественного бизнес-образования, такие как ВШМБ, ИБДА и другие, это предложат отечественному рынку.

Второй путь – остаться в пределах дополнительного негосударственного образования с выдачей «Диплома установленного образца» и отражающего бренд вуза или школы бизнеса. Такие программы могут быть разнообразными (модульные или уикэндные МВА, Executive MBA, дистанционные, проектно-ориентированные, как в «Сколково», например, и другие). Это позволит школам бизнеса проводить разнообразные эксперименты с сохранением сути МВА и приблизить программы к практике бизнеса, а главное, укрепить и развить свой бренд на долгие годы.

Оба пути достаточно перспективны и должны сосуществовать. В поисках новых организационных форм и новых бизнес-образовательных продуктов наше будущее. Это западный путь, значение которого повысится с вступлением России в ВТО. Особенно возрастет значение новой независимой системы российской аккредитации МВА, к созданию которой уже приступили РАБО и другие. И, конечно, вырастет роль зарубежной аккредитации российских школ бизнеса и их рейтингов.

Вот о чем должны думать серьезные люди, намеренные сделать серьезную карьеру с серьезным дипломом. А ностальгировать по безвозвратно ушедшему прошлому и слушать тех, кто подхватывает отрывочные сведения, домыслы и слухи – это несерьезно.

Источник изображения: gsib.ranepa.ru

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Новости образования
ИБДА РАНХиГС возглавил индекс популярности среди бизнес-школ России

Индекс составляется по ряду показателей, среди которых уникальные просмотры страниц бизнес-школ, новостей и анонсов, количество переходов на сайты вузов.

Зарплата выпускников IT-курсов растет в среднем на 50% после обучения

При этом каждый третий айтишник трудоустраивается во время учебы.

Исследование RAEX: как абитуриенты выбирают вуз

Выяснилось, что рейтинги влияют на выбор абитуриентов больше, чем мнение родителей.

В России впервые составили справочник корпоративных университетов

В пуле участников исследования представлены 43 корпоративных университета крупнейших российских компаний и субъектов федерации.

Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Собрать школьника к учебному году стало дороже в среднем на 11,4%

Основа «продуктовой корзины» школьника на маркетплейсах подорожала за год.

Как профессии влияют на состояние здоровья россиян

Чаще всего влияние профессии на здоровье отмечают HR-ы, юристы и IT-специалисты.

Половина родителей школьников берут отпуск в августе, чтобы собрать ребенка в школу

Затраты на расходы для подготовки к школе в этом году начинаются от 15 тыс. руб.

Сеть «Вкусно — и точка» приняла на работу более 10 тыс. новых сотрудников

Количество поданных заявок на трудоустройство превысило 68 тыс. за два месяца.