Можно ли научить управлению инновациями?

На правах рекламы

Константин Хомкин, к.т.н., заместитель декана ФИТБ ГОУ ВПО АНХ при Правительстве РФ, доцент кафедры «Управления проектами» ФИТБ

На протяжении последних лет термин «инновации» употребляется весьма часто. Очевидно, что применение этого термина не всегда уместно, однако пропагандируемое властями всех уровней «строительство инновационной экономики» только способствует дальнейшей эксплуатации этого термина.

Инновационная деятельность характеризуется, в первую очередь, использованием каких-либо нововведений с целью получения дополнительно прибыли. Таким образом, само по себе изобретение новшества не является в чисто виде инновационной деятельностью. В связи с этим, следует очень четко разграничивать понятия научной деятельности, направленной на генерацию новых знаний и технологий, и инновационной деятельности, цель которой, как уже было сказано выше, является извлечение прибыли из нового знания.

В России много вузов, где готовят высококлассные научно-технические кадры. Однако, специалистов, готовых придумать нечто новое, для полноценной инновационной экономики недостаточно. Нужны кадры, обладающими специальными компетенциями в области управления инновационной деятельностью, управления проектами, коммерциализацией результатов научно-технической деятельности.

Такого рода специалистов не готовят в вузах. Для полноценной подготовки необходим практический опыт, то есть обучать необходимо не студента, а человека из бизнеса, и обучать на программах дополнительного профессионального образования уровня профессиональной переподготовки или МВА.

Наиболее известные и успешные программы, которые ориентированы на подготовку квалифицированный специалистов по управлению инновациями, реализуются в Академии народного хозяйства при Правительстве РФ на факультете инновационно-технологического бизнеса. ФИТБ АНХ предлагает полный спектр программ дополнительного и второго высшего образования, специализация которых сконцентрирована в области управления инновационной деятельностью. Программа второго высшего (магистратура) ― «Технологический менеджмент», длительностью два года, предназначена для тех, кто заинтересован в получении компетенций, связанных с управлением инновационной деятельностью в широком смысле (в том числе, для специалистов государственного сектора). Программа МВА «Инновационный и проектный менеджмент» ориентирована в первую очередь на слушателей, отвечающих на своих предприятиях за вопросы выведения на рынок новых продуктов и услуг, стратегическое развитие компаний, управление проектами разного уровня. Для поступления на программу МВА желателен практический опыт в указанной сфере. Длительность программы MBA также составляет два года.

Программы длительностью десять месяцев представлены так называемыми программами профессиональной переподготовки. Полный перечень этих программ можно посмотреть на сайтах факультета и Академии.

Помимо длительных программ, факультет также предлагает более десяти часов.

Наиболее полную подготовку, безусловно, проходят слушатели программ МВА и магистратуры. Формат проведения этих программ может быть как вечерним ― два вечера в будние дни и суббота, так и блочно-модульным (заочным), востребованным как жителями регионов РФ, так и москвичами, которым удобнее посещать занятия трижды в год, по время очных сессий длительностью по две недели, и учиться днем.

Программы профессиональной переподготовки и повышения квалификации выбирают в основном корпоративные заказчики, заинтересованные в максимально сжатом сроке реализации программы, причем обучение на таких программах часто проводится на территории самого заказчика. Реализация программ МВА и магистратуры вне стен лицензированного учебного заведения невозможна.

Обучение по всем без исключения программам факультета проходит на основе актуальных задач самих слушателей. На вступительном собеседовании каждый абитуриент формулирует ту профессиональную задачу, которую он хотел бы решить за время обучения. И именно эта задача впоследствии ложиться в основу выпускных работ слушателей. Подобный подход реализуется даже на программах повышения квалификации, обязательным критерием завершения которых является защита индивидуальных проектов.

Государственная аттестационная комиссия всегда играет роль инвесторов или акционеров, которые оценивают выпускные работы с точки зрения обоснованности предлагаемых решений, достаточности управленческой квалификации исполнителя, соответствия этой квалификации уровню амбициозности описываемого проекта.

Как отмечают сами выпускники программ ФИТБ, одним из самых ярких результатов обучения является повышение уверенности в своих силах и способность управлять проектами более высокого уровня сложности и ответственности.

Источник изображения: pixabay.com

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Антон Песков Антон Песков Менеджер, Волгоград

Так себе реклама,тем кто ведет в данный момент серьезные проекты нет времени на сие мероприятие,а те кто наивно полагает,что после получение корочки МБА им доверят ведение серьезных проектов.......флаг в руки:)))

Директор по маркетингу, Москва

Дело не в страхе. Страх - реакция естественная. Всегда будет присутствовать. Дело в сожалении о потерянном времени и силах в случае отказа клиента, то есть, срыва сделки. Если продавец получает 5000 руб. оклад и проценты, то это сожаление об отказе носит материальный характер. Если работатодатели не понимают, что деньги надо тратить не на модные тренинги, а на оплату труда людей, то что же тут поделать. Оклад продавца должен оплачивать все трудозатраты по упущенным сделкам. Тогда никакого страха не будет.

Менеджер, Москва

Тема уникальности управления именно инновациями не раскрыта.В чем причина уникальности? Почему стандартные методы не работают? Приведите примеры.В каких компания и на каких должностях будут работать выпускники? Менеджер по инновациям в Газпроме? Директор по инновациям в МТС? Какова средняя зарплата у таких специалистов? Есть ли открытые вакансии?

Генеральный директор, Тюмень

Уважаемый Константин! Так можно ли научиться управлению инновациями? Так и не ясно. Ясло лишь, что можно обучаться у вас :D А результат? Существует ли обоснованный и выверенный НА ПРАКТИКЕ стандарт выпускника такой программы? А типовые требования к 'исходному сырью', т.е. к принимаемому на обученние специалисту? Можно ли узнать о конкретных результатах, которые получили выпускники ваших программ в течение 1-2 лет после окончания обучения? Окупили ли эти результаты затраты?А без ответов на эти вопросы и вопросы, заданные другими участниками обучения, это в чистом виде рекламная заметка и ее право находиться в числе статей на профессиональные темы управленцев явно сомнительно.

Директор по развитию, Москва
Вот ключевая фраза:
[B]В России много вузов, где готовят высококлассные научно-технические кадры. Однако, специалистов, готовых придумать нечто новое, для полноценной инновационной экономики недостаточно.[/B]
И фраза, дезавуирующая ее
Нужны кадры, обладающими специальными компетенциями в области управления инновационной деятельностью, управления проектами, коммерциализацией результатов научно-технической деятельности.
Что важнее - наличие кадров для управления инновационной деятельностью, или наличие специалистов, способных придумать что-то новое??Помимо длительных программ, факультет также предлагает более десяти часов. Чего??А вообще ответ на вопрос в заголовке не прозвучал. Можно, или все же нельзя?? Если можно - факты на бочку.
Копирайтер, Москва
Мысль хорошая:
следует очень четко разграничивать понятия научной деятельности, направленной на генерацию новых знаний и технологий, и инновационной деятельности, цель которой, как уже было сказано выше, является извлечение прибыли из нового знания.
Но диалога не получится потому, что есть чёрная метка:
На правах рекламы
А жаль!
Аналитик, Екатеринбург
Инновационная деятельность характеризуется, в первую очередь, использованием каких-либо нововведений... Однако, специалистов, готовых придумать нечто новое, для полноценной инновационной экономики недостаточно.
Не совсем понятно, по поводу чего у автора возмущения. Инновации, как изменения, связанные с улучшениями, не требуют дополнительных знаний. Каждый профессионал на своем месте способен диагностировать системные проблемы и предложить способы их устранения. Я о профессионалах, а не об обладателях 'корочек'.'Придумать нечто новое' - это уже не инновации, а изобретение как минимум. Но на это вообще мало кто способен, хотя и формализация процесса 'изобретательства' уже давно проведена.
Нужны кадры, обладающими специальными компетенциями в области управления инновационной деятельностью, управления проектами, коммерциализацией результатов научно-технической деятельности.
Все смешалось в одну кучу. Похоже автор сам с трудом понимает, о чем пишет.1- управление инновациями - это не особый вид деятельности, а составляющая профессионализма менеджера - называется - умение управлять изменениями;2- управление проектами - как специфический вид управления также является компетентностной составляющей профессионально подготовленного руководителя;3- 'коммерциализация' результата от науки - это один из этапов перехода знания в продукт и для реализации этого этапа подбираются команды.
Программа второго высшего (магистратура) ― «Технологический менеджмент»...слушатели программ МВА и магистратуры
Все в одну кучу свалено! Вы бы хотя бы сами определились с принципиальной разницей между этими ступенями профессионального развития!!!Есть к автору предложение - Вы к 'технологическому' добавьте 'конструкторский', 'экономический', 'бухгалтерский', 'юридический'... 'сборочный' и прочие менеджменты - глядишь, очередь из желающих выстроится.Лучше бы рассказали о квалификационных моделях на выпускников, было бы справедливее в отношении рынка.Но не расскажете, т.к. выходных параметров профессионализма у вас нет :!: :evil:
Директор по развитию, Москва

[b]Геннадий Казанков,[/b] А вы все так же ищите рабов под свои безумные проекты? Хотя проектов у вас нет. У Вас есть просто желание поэксплуатировать тех, у кого есть мысли и идеи, возможно, наработки.

Нач. отдела, зам. руководителя, Москва
Сендецкий Антон пишет:Так себе реклама,тем кто ведет в данный момент серьезные проекты нет времени на сие мероприятие,а те кто наивно полагает,что после получение корочки МБА им доверят ведение серьезных проектов.......флаг в руки:)))
Дело не в наивности, а в профессионализме человека. Даже у тех, кто занят в серьезных проектах, случаются ошибки. Зачастую лишь от того, что вовремя не спросили совета, вовремя не прочитали книжку, вовремя не поучились на чужих ошибках. Поверьте, среди наших слушателей достаточно много людей, которые пришли как раз разобраться в себе и научиться делать то, что они умеют, еще лучше.
Нач. отдела, зам. руководителя, Москва
Денис Федянин пишет:В чем причина уникальности? Почему стандартные методы не работают? Приведите примеры.В каких компания и на каких должностях будут работать выпускники? Менеджер по инновациям в Газпроме? Директор по инновациям в МТС? Какова средняя зарплата у таких специалистов? Есть ли открытые вакансии?
Уникальность в том, что инновационный проект характеризует на порядок большая неопределенность. Какие стандартные методы помогут при выведении на рынок решений или продуктов, у которых и рынка-то еще нет? Что касается должностей - бизнес-образование не та сфера, где можно говорить о гарантированном трудоустройстве выпускника в ту илииную компани. И из упомянутых Вами газпрома с мтм-ом люди унас учились. Не первые лица, не буду преувеличивать. Но люди, занимающиеся вопросами в том числе стратегического развития, анализа перспективных проектов и т.п. А зарплата... Кто же Вам скажет. В России не принято это обсуждать, несмотря на великий соблазн построить рейтинги бизнес-школ по западному образцу, т.е. тупо по уровню зарплат выпускников. Мы проводим неофициальные опросы выпускников - за два года обучения где-то треть меняет место работы (с повышением дохода, конечно), процентов 25 уходят из наемников и начинают свой бизнес.
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Новости образования
ИБДА РАНХиГС возглавил индекс популярности среди бизнес-школ России

Индекс составляется по ряду показателей, среди которых уникальные просмотры страниц бизнес-школ, новостей и анонсов, количество переходов на сайты вузов.

Зарплата выпускников IT-курсов растет в среднем на 50% после обучения

При этом каждый третий айтишник трудоустраивается во время учебы.

Исследование RAEX: как абитуриенты выбирают вуз

Выяснилось, что рейтинги влияют на выбор абитуриентов больше, чем мнение родителей.

В России впервые составили справочник корпоративных университетов

В пуле участников исследования представлены 43 корпоративных университета крупнейших российских компаний и субъектов федерации.

Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Собрать школьника к учебному году стало дороже в среднем на 11,4%

Основа «продуктовой корзины» школьника на маркетплейсах подорожала за год.

Как профессии влияют на состояние здоровья россиян

Чаще всего влияние профессии на здоровье отмечают HR-ы, юристы и IT-специалисты.

Половина родителей школьников берут отпуск в августе, чтобы собрать ребенка в школу

Затраты на расходы для подготовки к школе в этом году начинаются от 15 тыс. руб.

Сеть «Вкусно — и точка» приняла на работу более 10 тыс. новых сотрудников

Количество поданных заявок на трудоустройство превысило 68 тыс. за два месяца.