Выпускники MBA и это новое слово «этика»

В середине 2000-х годов руководители крупнейших бизнес-школ серьезно обеспокоились тем, как в их школах преподается «этика управления бизнесом». С тех пор данная тема стала очень популярной. Однако до сих пор едва ли найдутся студенты, имеющие четкое представление о том, как этически правильно проходить собеседование и оценивать работодателя.

Патрик Мерфи, содиректор Institute for Ethical Business Worldwide и профессор маркетинга Mendoza College of Business принял участие в создании пособия для студентов и рекрутеров, испытывающих этические трудности при трудоустройстве. Предлагаем вашему вниманию краткие выдержки из него:

Перечень табу для тех, кто ищет работу:

  • Искажение информации о кандидате (приукрашивание собственных достижений, как во время интервью, так и в резюме);
  • Искажение статуса кандидата (например, кандидат может заявить, что у него в резерве есть еще несколько предложений от других работодателей, и при этом не иметь никаких подобных предложений);
  • Прохождение собеседования в компании, которую кандидат не считает потенциальным работодателем.

Перечень табу для тех, кто предлагает работу:

  • Ограничивать кандидата в возможностях выбора работодателя (каким-либо образом мешать кандидату принимать участие в полном рекрутинговом сезоне либо давать претендентам менее двух недель на принятие решения);
  • Навязывать кандидату дополнительные бонусы и компенсации лишь для того, чтобы принять этого человека на работу;
  • Использовать стрессовое интервью, как в кампусе, так и в самой фирме.

Патрик Мерфи считает, что каждый студент должен быть обеспечен полным перечнем работодателей с описанием их внутренней политики и культуры. Такие перечни должны быть опубликованы в профильных газетах и журналах. Он также предлагает проводить опросы выпускников программ МВА, уже получивших место в крупных компаниях. «Вы легко преодолеете все трудности в процессе рекрутинга, если будете предельно прозрачны и честны во время опроса», - говорит эксперт.

Патрик Мерфи ответил на вопросы журналиста Business Week. Предлагаем вашему вниманию отредактированный вариант интервью.

Business Week: Что вас побудило к написанию данного пособия?

Патрик Мерфи: Во-первых, длительное время мне приходилось проводить этические беседы со студентами. Во-вторых, я работаю в «этическом центре», где мы с коллегами проводим крупные специализированные исследования рекрутеров. Однажды мы задали им вопрос: «Учитываете ли вы этику в процессе отбора кандидатов?» Результат нас поразил: всего один из двадцати респондентов ответил положительно. На тот момент уже существовало несколько компаний, активно сотрудничавших с нашим «этическим центром». Первое время этический результат в этих компаниях был совсем незначительным. Но самым важным источником вдохновения для меня послужили беседы с рекрутерами в карьерном центре в Нотр-Даме.

Business Week: В чем главная проблема студентов бизнес-школ при поиске работы?

П.М.: Проблемы зависят, в первую очередь, от конкретного студента и конкретного работодателя. Например, один из моих лучших студентов программы МВА в настоящее время занимается поиском достойной работы. Когда он позвонил в одну из компаний, которая казалась ему одним из наиболее интересных мест последующего трудоустройства, ему ответили: «Мы увеличим вашу премию и компенсационный пакет, если вы не будете рассматривать другие предложения». Я считаю, что ничего неэтичного в этом нет, самое важное, что студентам приходится решать подобные проблемы. Еще один важный момент: практически каждый студент испытывает соблазн немного приукрасить свои реальные достижения, для того чтобы выглядеть в глазах работодателя лучше, чем он есть на самом деле.

Business Week: Почему необходимо соблюдать этические нормы при выборе работодателя? В чем выгода?

П.М.: Хотите ли вы, чтобы ваш работодатель думал, что вы «мастер на все руки», при том, что вы в этой области ровным счетом ничего не понимаете? У каждого из нас свои особенности и недостатки, поэтому я считаю, что рекрутинговый процесс должен представлять собой что-то наподобие соревнования. И чем ближе совпадут интересы и ценности человека с интересами и ценностями компании, тем больше шансов добиться совместного успеха.

Business Week: Скажите, пожалуйста, современные студенты бизнес-школ более или менее этичны, чем 20-30 лет назад?

П.М.: Я думаю, что между ними нет особой разницы. Но, с другой стороны, современный мир предполагает более высокую конкуренцию, как в рядах работодателей, так и в рядах студентов. А высокий уровень конкуренции, в свою очередь, создает предпосылки для того, чтобы люди были менее этичны.

Business Week: Есть ли у вас универсальный совет для тех, кто соблюдает либо не соблюдает этические нормы?

П.М.: Быть терпеливым и все-таки соблюдать этические нормы. Это лучший выход для каждого студента. Быть может, вам потребуется пройти интервью в пятнадцати компаниях, чтобы получить «работу мечты», но выбирать работу, которая не может быть для вас потенциально перспективной, – это даже не компромисс.

Business Week: Что должны делать карьерные центры и бизнес-школы, для того чтобы заставить студентов быть более этичными?

П.М.: У нас есть «договор старшекурсника», в котором студенты обязуются не вводить в заблуждение потенциальных работодателей. Наша бизнес-школа – не единственная, где подписываются подобные соглашения. Студенты должны быть этически грамотными профессионалами, а школы и организации должны точно знать о том, чего от них можно ожидать.

Business Week: Что имеет самое важное значение для человека, занимающегося поиском работы?

П.М.: Приложите усилия. Узнайте о компании все, прежде чем в нее обращаться. Не бойтесь задавать вопросы об этической политике. Попробуйте почерпнуть максимум информации о корпоративной культуре. Быть может, здесь единственный путь развития – это подсидеть своего руководителя? Всем нам известно, что существуют подобные организации. Сегодня всем нам доступны интернет-ресурсы, и здесь мы сможем узнать практически все о компании. Кроме того, советую вам пообщаться с людьми, работающими в этой компании на такой же позиции, как и ваша: удовлетворены ли они своей работой? Ответ на этот вопрос значительно упростит процедуру принятия решения.

Business Week: Какую ответственность должны нести работодатели в сфере соблюдения этических норм при поиске кандидатов?

П.М.: Они, так же, как и студенты, должны прикладывать значительные усилия, чтобы быть этичными. Если кто-то в их глазах выглядит подозрительно хорошо – быть может, он таков на самом деле. Некоторые интервьюеры спрашивают претендентов об этической проблеме либо излагают ситуацию, с которой те могли бы столкнуться в компании, чтобы выявить уровень этичности потенциального сотрудника. Есть пути оценки кандидата в неконфронтационной манере.

Business Week: Как вы думаете, что ждет поиск работы в будущем, с точки зрения этики?

П.М.: Мой опыт последних лет подсказывает, что студенты уделяют все больше внимания этике в общем, особенно если мы включаем корпоративную социальную ответственность или внутреннюю устойчивость организации в программу нашего курса.

При подготовке статьи использованы материалы Business Week

Детальное описание школ бизнеса и MBA на E-xecutive:

Справочник бизнес-образования в России

Справочник бизнес-образования за рубежом

Источник изображения: pixabay.com

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Новости образования
ИБДА РАНХиГС возглавил индекс популярности среди бизнес-школ России

Индекс составляется по ряду показателей, среди которых уникальные просмотры страниц бизнес-школ, новостей и анонсов, количество переходов на сайты вузов.

Зарплата выпускников IT-курсов растет в среднем на 50% после обучения

При этом каждый третий айтишник трудоустраивается во время учебы.

Исследование RAEX: как абитуриенты выбирают вуз

Выяснилось, что рейтинги влияют на выбор абитуриентов больше, чем мнение родителей.

В России впервые составили справочник корпоративных университетов

В пуле участников исследования представлены 43 корпоративных университета крупнейших российских компаний и субъектов федерации.

Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Бывшая сеть Starbucks в России открылась под брендом Stars Coffee

На логотипе сети вместо русалки — девушка в кокошнике с пятиконечной звездой.

Собрать школьника к учебному году стало дороже в среднем на 11,4%

Основа «продуктовой корзины» школьника на маркетплейсах подорожала за год.

Как профессии влияют на состояние здоровья россиян

Чаще всего влияние профессии на здоровье отмечают HR-ы, юристы и IT-специалисты.

Половина родителей школьников берут отпуск в августе, чтобы собрать ребенка в школу

Затраты на расходы для подготовки к школе в этом году начинаются от 15 тыс. руб.