Выпускники MBA и это новое слово «этика»

В середине 2000-х годов руководители крупнейших бизнес-школ серьезно обеспокоились тем, как в их школах преподается «этика управления бизнесом». С тех пор данная тема стала очень популярной. Однако до сих пор едва ли найдутся студенты, имеющие четкое представление о том, как этически правильно проходить собеседование и оценивать работодателя.

Патрик Мерфи, содиректор Institute for Ethical Business Worldwide и профессор маркетинга Mendoza College of Business принял участие в создании пособия для студентов и рекрутеров, испытывающих этические трудности при трудоустройстве. Предлагаем вашему вниманию краткие выдержки из него:

Перечень табу для тех, кто ищет работу:

  • Искажение информации о кандидате (приукрашивание собственных достижений, как во время интервью, так и в резюме);
  • Искажение статуса кандидата (например, кандидат может заявить, что у него в резерве есть еще несколько предложений от других работодателей, и при этом не иметь никаких подобных предложений);
  • Прохождение собеседования в компании, которую кандидат не считает потенциальным работодателем.

Перечень табу для тех, кто предлагает работу:

  • Ограничивать кандидата в возможностях выбора работодателя (каким-либо образом мешать кандидату принимать участие в полном рекрутинговом сезоне либо давать претендентам менее двух недель на принятие решения);
  • Навязывать кандидату дополнительные бонусы и компенсации лишь для того, чтобы принять этого человека на работу;
  • Использовать стрессовое интервью, как в кампусе, так и в самой фирме.

Патрик Мерфи считает, что каждый студент должен быть обеспечен полным перечнем работодателей с описанием их внутренней политики и культуры. Такие перечни должны быть опубликованы в профильных газетах и журналах. Он также предлагает проводить опросы выпускников программ МВА, уже получивших место в крупных компаниях. «Вы легко преодолеете все трудности в процессе рекрутинга, если будете предельно прозрачны и честны во время опроса», - говорит эксперт.

Патрик Мерфи ответил на вопросы журналиста Business Week. Предлагаем вашему вниманию отредактированный вариант интервью.

Business Week: Что вас побудило к написанию данного пособия?

Патрик Мерфи: Во-первых, длительное время мне приходилось проводить этические беседы со студентами. Во-вторых, я работаю в «этическом центре», где мы с коллегами проводим крупные специализированные исследования рекрутеров. Однажды мы задали им вопрос: «Учитываете ли вы этику в процессе отбора кандидатов?» Результат нас поразил: всего один из двадцати респондентов ответил положительно. На тот момент уже существовало несколько компаний, активно сотрудничавших с нашим «этическим центром». Первое время этический результат в этих компаниях был совсем незначительным. Но самым важным источником вдохновения для меня послужили беседы с рекрутерами в карьерном центре в Нотр-Даме.

Business Week: В чем главная проблема студентов бизнес-школ при поиске работы?

П.М.: Проблемы зависят, в первую очередь, от конкретного студента и конкретного работодателя. Например, один из моих лучших студентов программы МВА в настоящее время занимается поиском достойной работы. Когда он позвонил в одну из компаний, которая казалась ему одним из наиболее интересных мест последующего трудоустройства, ему ответили: «Мы увеличим вашу премию и компенсационный пакет, если вы не будете рассматривать другие предложения». Я считаю, что ничего неэтичного в этом нет, самое важное, что студентам приходится решать подобные проблемы. Еще один важный момент: практически каждый студент испытывает соблазн немного приукрасить свои реальные достижения, для того чтобы выглядеть в глазах работодателя лучше, чем он есть на самом деле.

Business Week: Почему необходимо соблюдать этические нормы при выборе работодателя? В чем выгода?

П.М.: Хотите ли вы, чтобы ваш работодатель думал, что вы «мастер на все руки», при том, что вы в этой области ровным счетом ничего не понимаете? У каждого из нас свои особенности и недостатки, поэтому я считаю, что рекрутинговый процесс должен представлять собой что-то наподобие соревнования. И чем ближе совпадут интересы и ценности человека с интересами и ценностями компании, тем больше шансов добиться совместного успеха.

Business Week: Скажите, пожалуйста, современные студенты бизнес-школ более или менее этичны, чем 20-30 лет назад?

П.М.: Я думаю, что между ними нет особой разницы. Но, с другой стороны, современный мир предполагает более высокую конкуренцию, как в рядах работодателей, так и в рядах студентов. А высокий уровень конкуренции, в свою очередь, создает предпосылки для того, чтобы люди были менее этичны.

Business Week: Есть ли у вас универсальный совет для тех, кто соблюдает либо не соблюдает этические нормы?

П.М.: Быть терпеливым и все-таки соблюдать этические нормы. Это лучший выход для каждого студента. Быть может, вам потребуется пройти интервью в пятнадцати компаниях, чтобы получить «работу мечты», но выбирать работу, которая не может быть для вас потенциально перспективной, – это даже не компромисс.

Business Week: Что должны делать карьерные центры и бизнес-школы, для того чтобы заставить студентов быть более этичными?

П.М.: У нас есть «договор старшекурсника», в котором студенты обязуются не вводить в заблуждение потенциальных работодателей. Наша бизнес-школа – не единственная, где подписываются подобные соглашения. Студенты должны быть этически грамотными профессионалами, а школы и организации должны точно знать о том, чего от них можно ожидать.

Business Week: Что имеет самое важное значение для человека, занимающегося поиском работы?

П.М.: Приложите усилия. Узнайте о компании все, прежде чем в нее обращаться. Не бойтесь задавать вопросы об этической политике. Попробуйте почерпнуть максимум информации о корпоративной культуре. Быть может, здесь единственный путь развития – это подсидеть своего руководителя? Всем нам известно, что существуют подобные организации. Сегодня всем нам доступны интернет-ресурсы, и здесь мы сможем узнать практически все о компании. Кроме того, советую вам пообщаться с людьми, работающими в этой компании на такой же позиции, как и ваша: удовлетворены ли они своей работой? Ответ на этот вопрос значительно упростит процедуру принятия решения.

Business Week: Какую ответственность должны нести работодатели в сфере соблюдения этических норм при поиске кандидатов?

П.М.: Они, так же, как и студенты, должны прикладывать значительные усилия, чтобы быть этичными. Если кто-то в их глазах выглядит подозрительно хорошо – быть может, он таков на самом деле. Некоторые интервьюеры спрашивают претендентов об этической проблеме либо излагают ситуацию, с которой те могли бы столкнуться в компании, чтобы выявить уровень этичности потенциального сотрудника. Есть пути оценки кандидата в неконфронтационной манере.

Business Week: Как вы думаете, что ждет поиск работы в будущем, с точки зрения этики?

П.М.: Мой опыт последних лет подсказывает, что студенты уделяют все больше внимания этике в общем, особенно если мы включаем корпоративную социальную ответственность или внутреннюю устойчивость организации в программу нашего курса.

При подготовке статьи использованы материалы Business Week

Детальное описание школ бизнеса и MBA на E-xecutive:

Справочник бизнес-образования в России

Справочник бизнес-образования за рубежом

Источник изображения: pixabay.com

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Новости образования
Высшая школа бизнеса НИУ ВШЭ представила Индекс быстрорастущих компаний

Быстрорастущие компании все чаще становятся объектом интереса как со стороны исследователей, так и с позиции формирования экономической политики государства.

Студенты Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ запустили AR-cтартап для парка Яуза

Студенты Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ, основатели стартапа mARgic, реализовали проект для столичного ГАУ «Парк Яуза».

Россияне оценили уровень лояльности к EdTech-компаниям

Разрыв в показателях лояльности клиентов разных платформ не превышает 10 пунктов — это говорит о высокой конкуренции на рынке онлайн-образования.

Каждый второй россиянин планирует изучать иностранный язык в 2024 году

По данным «Авито Услуг», в большинстве случаев респонденты начнут изучать английский и китайский языки.

Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Треть сотрудников российских компаний работают в гибридном формате

Только 9% работодателей назвали своим основным форматом работы в 2023 году полную удаленку.

Доходы фрилансеров в Петербурге оказались выше, чем в Москве

Также в топе по уровню дохода проектные исполнители из Новосибирска и Краснодара. 

Россияне назвали самые раздражающие качества коллег

Среди таких качеств – излишняя разговорчивость коллег и повышенную инициативность.

«Литрес» составил рейтинг самых читающих компаний

Чаще всего пользователи корпоративных библиотек в 2023 году выбирали литературу по саморазвитию и личностному росту, а также книги по зарубежной психологии.