Как выбрать «правильную» бизнес-школу? Пять шагов

Публикацию по материалам статьи Top MBA Career Guide подготовил Олег Ляхович

Свыше 100 тыс. человек по всему миру ежегодно принимают решение о получении степени MBA. Преимущества, которые дает МВА, очевидны. Но как выбрать «правильную» бизнес-школу, соответствующую вашим индивидуальным потребностям? Чтобы облегчить процесс поиска, используйте систему, состоящую из пяти шагов.

Шаг № 1. Зачем мне MBA?

Самым первым шагом должен стать анализ ваших личных мотивов для получения степени MBA. Что вам ближе – изменение профессиональной сферы или прогрессирующий карьерный рост? Что для вас важнее - рост зарплаты или международный опыт? Является ли вашей первоочередной целью расширение своего образовательного уровня и кругозора, или же приобретение навыков, необходимых для карьерного роста? Честная самооценка поможет вам сэкономить множество времени и энергии и позволит, в конечном счете, сделать правильный выбор.

Исследования QS World MBA Tour и Topmba.com свидетельствуют, что большинство соискателей по всему миру получают MBA из карьерных соображений. Изменение профессиональной сферы - вторая причина, по которой профессионалы стремятся получить степень МВА, и для этой категории рост заработной платы имеет меньшее значение. Исключительно в образовательных целях МВА получают немногие, хотя по данным за 2005 год их число увеличилось.

Исследование мотиваций получения MBA % 2003-2004 2004-2005
Возможность изменить карьеру/профессиональную сферу 48,0% 40,2%
Улучшение карьерных перспектив 83,4% 71,0%
Повышение заработной платы 37,6% 29,4%
Стремление начать собственный бизнес 27,3% 24,8%
Получение новых навыков 69,6% 54,8%
Получение новых знаний/образование 10,0% 22,2%

Источник: TopMBA.com Applicant Research 2003/4-2004/5

Шаг № 2: Где вы хотите работать после получения МВА?

Вторым шагом в процессе выбора бизнес-школы должна стать попытка сузить число сфер деятельности, которые вам интересны. Для этого вы должны максимально реалистично взглянуть на ваши нынешние способности и навыки. Вы должны четко понимать, где вы хотите работать после окончания учебы. Например, если вы хотите стать консультантом по менеджменту или инвестиционным банкиром с начальной зарплатой более $90 тыс., существует всего 50 или 60 международных бизнес-школ, из которых 50% находятся в США, где такие компании производят активный рекрутинг. Если вы хотите работать в конкретной стране, возможно, вам лучше получить MBA именно в ней, поскольку это облегчит общение с местными рекрутерами и даст возможность общения с сообществом выпускников.

Шаг № 3: Какая форма обучения мне подходит и сколько оно будет стоить?

На сегодняшний день программы MBA, предполагающие полную занятость, остаются наиболее популярными. Количество заочных и Executive MBA программ также растет, но все же остается малочисленным в сравнении с традиционными. Стандартный период для получения традиционной международной степени MBA в США составляет два года. Стоимость обучения в таких школах, как Wharton, Harvard и Stanford составляет около $35 тыс. в год.

В Европе London Business School предлагает двухгодичную программу, тогда как IMD, INSEAD, Cranfield, Warwick и другие ведущие программы рассчитаны на один год.

В Европе годовая стоимость MBA может колебаться от Ј5 тыс. до Ј31 тыс., но вам также необходимо учесть дополнительные расходы на учебные материалы и проживание. Тем не менее существуют возможности получить финансовую помощь, которая может сделать даже самые дорогие программы доступными. Стипендии предоставляются целым рядом организаций, а многие местные банки предлагают беспроцентные кредиты на период обучения. Поэтому обращаясь в выбранную вами школу, наведите справки о возможных вариантах финансирования.

Если вы хотите совместить работу с обучением по программе MBA, круг подходящих для вас школ существенно сужается. В этом случае ваш выбор - это программы заочного, Executive, и дистанционного обучения (информацию об Executive MBA можно почерпнуть в путеводителе TopExecEd Guide). В одних только британских образовательных учреждениях в настоящее время по программам МВА дистанционно проходят обучение более 25 тыс. человек. Средняя стоимость дистанционного обучения, продолжительность которого составляет 3-8 лет, варьируется в пределах от 4 тыс. ф. ст. до 20 тыс. ф. ст. Согласно данным The MBA Career Guide, наиболее часто HR-директора компаний упоминают такие школы, предоставляющие возможность дистанционного обучения, как Aston, Durham, Henley, Heriot-Watt, Manchester Business School, Open Business School, Strathclyde и Warwick.

Шаг № 4: Какими критериями руководствоваться при выборе школы?

Данные исследований свидетельствуют, что потенциальные соискатели на степень МВА руководствуются вполне определенными критериями при выборе бизнес-школы. Наиболее распространенными среди них являются:

  • Международная репутация. Наиболее важный оценочный фактор, индикатор качества программы - репутация среди рекрутеров. Как правило, чем лучше репутация школы, тем выше зарплата выпускника. Однако слабые кандидаты, не обладающие достаточным профессиональным опытом, не должны иметь иллюзий относительно возможностей престижной бизнес-школы. Важно трезво оценивать собственные сильные и слабые стороны, иначе завышенные ожидания по отношению к зарплате могут привести к разочарованию при поисках работы.
  • История трудоустройств. Помощь соискателям в поисках работы – также один из ключевых критериев выбора. Каждая бизнес-школа имеет департамент по трудоустройству. Некоторые из них специально привлекают компании для интервьюирования студентов. Например, Wharton School в Филадельфии сотрудничает с 400 компаниями, из которых примерно 300 – американские, а 100 – европейские рекрутеры. INSEAD и LBS привлекают от 100 до 200 компаний, большинство из которых является международными рекрутерами. Более 100 бизнес-школ являются подписчиками TopMBA/Careers, ведущей онлайновой сети для студентов МВА. Однако, если верить статистике, сегодня большинство обладателей MBA находят работу через поиск вне кампуса.
  • Доход с инвестиций. Кандидаты не ищут дешевых MBA (лишь 10% в своем выборе руководствуются низкой стоимостью). Большинство из них стремятся к долгосрочным карьерным преимуществам, измеряемым ускоренным карьерным ростом и уровнем зарплаты. Вся проблема – в том, как это измерить.
  • Наличие стипендий. Большинство соискателей MBA признают, что стипендия не была бы лишней, но и не является необходимым условием при выборе программы MBA. Тем не менее, получение частичной или полной стипендии может сыграть важную роль при выборе той или иной школы.
  • Специализации и стиль обучения. При выборе бизнес-школы многие сужают круг возможных предпочтений, сопоставляя сильные стороны той или иной школы и свои собственные интересы. Хотя большинство школ предлагают программы MBA общего менеджмента, все большее их число уделяет особое внимание конкретным специализациям.
  • Рейтинги. Конечно, рейтинги оказывают влияние на репутацию бизнес-школы, но в связи с тем, что в последние годы их число резко увеличилось, наблюдается рост скептицизма со стороны соискателей. Многие потенциальные студенты, не слишком доверяя рейтингам, желают «копнуть поглубже».
  • Качество факультетских исследований. Репутация бизнес-школы как производителя оригинальных исследований поднимает ее общий престиж, но все же не является принципиально важным критерием выбора, поскольку не дает соискателю очевидных карьерных преимуществ.
  • Данные об участниках. Более высокий общий профессиональный уровень, средний бал GMAT, количество иностранных участников, их образовательный уровень, необходимые языки, успешность выпускников – все это немаловажные факторы.
  • Местоположение. Чем большее число соискателей становятся мобильны, тем выше при выборе бизнес-школы котируется ее местоположение. Нередко соискатель получает рекомендацию пройти обучение именно в том регионе, где он собирается работать, поскольку и поиск работы будет легче, и доступ к организациям выпускников – проще.
  • Длительность курса. Выбор между годичной и двухгодичной программами никогда не дается легко. Научитесь ли вы большему, если будете учиться дольше? Скорее всего. Сэкономите ли вы деньги, выбрав более короткий курс? Только в краткосрочной перспективе.

Перечень критериев, отмеченных соискателями степени МВА как «очень важные», %

Критерий %
Международная репутация/престиж 85%
История трудоустройств 81%
Доход с инвестиций 80%
Наличие стипендий 75%
Специализации и стиль обучения 71%
Место в последнем рейтинге 65%
Качество исследований 59%
Данные об участниках 55%
Местоположение 50%
Длительность курса и гибкость графика 45%

Шаг № 5: Какие источники информации использовать?

Соискатели MBA сталкиваются с огромным числом рейтингов и других источников информации. Рейтинги – популярный метод определить репутацию школы, но их много и данные в них иногда существенно отличаются. Согласно результатам исследования для большинства (80%) потенциальных студентов программ МВА наиболее полезным источником информации о бизнес-школе оказались личные встречи с их представителями. В качестве второго по значимости источника были названы рейтинги журнала Business Week и путеводителя TopMBA Career Guide. Третьими по информативности оказались web-сайты и брошюры университетов.

Резюмируя все изложенное выше, выбрать «правильную» бизнес-школу вам помогут пять шагов:

  • Задумайтесь о собственных истинных мотивах. Зачем вам нужен МВА?
  • Решите, где вы хотите работать после получения МВА.
  • Определите, какая форма обучения подходит именно вам. Выясните стоимость обучения и возможные источники финансирования.
  • Выделите собственные критерии, по которым вы будете выбирать бизнес-школу.
  • В качестве источников информации о бизнес-школах используйте наиболее авторитетные рейтинги и информацию «из первых рук».

Источник изображения: photogenica.ru

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Новости образования
Эксперт Высшей школы бизнеса ВШЭ выступил на форуме РАСО

Форум Российской ассоциации по связям с общественностью (РАСО) «Репутация 2024» в этом году был посвящен вкладу коммуникаций в фундаментальную устойчивость бизнеса.

Бизнес-школа АМИ провела встречу для «Атмосферы»

Первая встреча потенциальных резидентов нового бизнес-клуба прошла с кейсами и нетворкингом.

В Высшей школе бизнеса НИУ ВШЭ прошла Весенняя Неделя карьеры

Ключевым мероприятием стала стендовая сессия компаний работодателей – в ней приняли участие 22 компании, входящие в рейтинги Эксперт 400 и Global 500.

Высшая школа бизнеса ВШЭ провела первый выездной модуль МВА в Китае

Партнером ВШБ стала бизнес-школа CEIBS (China European International Business School).

Дискуссии
3
Евгений Равич
Хороший пример конспирологии. Есть реальные примеры? Просьба заодно уточнить, что такое "не понр...
Все дискуссии
HR-новости
Названы самые привлекательные работодатели России: исследование «Талантист»

В рамках исследования был сформирован рейтинг самых привлекательных брендов работодателей, который складывался из оценок узнаваемости и привлекательности.

Объявлены победители бизнес-премии WOW!HR Россия 2024

Победителей в каждой из девяти номинаций определило HR-сообщество путем открытого голосования по итогам защиты 58 реализованных кейсов.

Сотрудники не готовы отказаться от гибрида даже за повышение зарплаты

При этом 47% работодателей все еще считают такой формат работы привилегией, а не данностью.

Спрос на операторов call-центра в продажах вырос в 3,5 раза

В целом за первый квартал 2024 года по России количество вакансий в продажах выросло на 26% за год.