Как учеба в Вене вывела бизнес в Европу

Когда Светлана Кокурина задумалась о бизнес-школе, у нее уже было два высших образования. «Корочки» филфака, полученные в юности, дополнил управленческий диплом, выданный Волго-Вятской академией государственной службы. За плечами была десятилетняя карьера в рекламе. Поэтому знаний и опыта было достаточно, чтобы успешно управлять нижегородским РА «Волга Медиа», куда Светлана пришла на руководящую позицию в начале 2002 года, и чьим собственником стала впоследствии. Агентство стабильно работало, размещая рекламу нижегородских компаний в московских и региональных СМИ. Но рекламный рынок менялся. Важно было усиливать конкурентные преимущества, предлагая новые услуги и привлекая новых клиентов. Для этого нужен был новый взгляд на собственную компанию. Светлана Кокурина решила его приобрести с помощью зарубежной программы Executive MBA.

«Я почувствовала, что мне нужно выйти за пределы текущей реальности. И пришла к выводу, что самый лучший способ для этого – получить доступ к лучшим управленческим и маркетинговым практикам в Европе, Америке и Азии», – вспоминает предприниматель. Решение оказалось стратегически точным. В 2009-2010 годах Светлана прошла программу Global Executive MBA в одной из лучших бизнес-школ Европы – WU Executive Academy, входящей в состав Венского университета экономики и бизнеса (WU). А в 2011 году новые знания и контакты конвертировались в открытие в Вене компании Volga Marketing, получившей европейских клиентов, заинтересованных в рекламе на рынке России и СНГ.

Эта история успеха – одна из многих, которые могут рассказать россияне, учившиеся в WU на программе Global Executive MBA. Программа создана Венским университетом экономики и бизнеса совместно с партнером из США – Carlson School of Management (Университет Миннесоты) – и позволяет получить два диплома, европейский и американский. Это один из лучших подобных курсов в мире: аккредитация трех ведущих образовательных ассоциаций – AACSB, AMBA и EQUIS, 44-е место среди международных программ MBA в рейтинге Financial Times за 2016 год.

За 15 месяцев обучения слушатели GEMBA от WU покидают свои компании только на 40 дней: это оптимальный режим, позволяющий сочетать работу и учебу. И при этом занятия проходят не только в Австрии, но и в США, Китае, Индии, Латинской Америке, что позволяет познакомиться с практикой и развитых, и развивающихся рынков.

Успех программы толкает вверх ее стоимость: на 2018-2019 учебный год это 49 тыс. евро. Но для наиболее выдающихся абитуриентов из России, других стран СНГ и Балтии предусмотрена стипендия, позволяющая сократить расходы на обучение до 25%, то есть до 36,75 тыс. евро. Этот проект организован WU Executive Academy совместно с газетой «Ведомости», на сайте которой можно узнать подробности о поступлении в австрийскую школу и о требованиях к потенциальным стипендиатам.

Прием заявок от желающих поступить на очередную австрийско-американскую программу Global Executive MBA заканчивается 5 декабря 2017 года. Кому есть смысл поспешить? Какие требования предъявляет венская школа к абитуриентам? Какие уникальные возможности получат те, кто выберет GEMBA от WU? Выпускница 2010 года Светлана Кокурина рассказала об этом Executive.ru.

Цели и результаты

Executive.ru: По каким главным параметрам международная программа ЕMBA, выбранная в WU, совпала с вашими целями?

Светлана Кокурина: Я принципиально рассматривала для поступления не российскую, а зарубежную бизнес-школу. Мне было важно попасть в иностранную бизнес-среду, познакомиться с новыми людьми и посмотреть, что хорошего можно взять из международной бизнес-практики.

Безусловно, я смотрела аккредитации образовательных ассоциаций, рейтинги и состав классов. В WU меня особенно привлек такой статистический показатель, как 70-процентный интернациональный состав. На моем потоке было 40 человек. Со мной учились швейцарцы, немцы, австрийцы, болгары, хорваты, сербы. Мы варились в этой среде, сравнивали подходы к ведению бизнеса в разных странах. Каждый из нас обогатил других своим опытом и знаниями.

Очень важным был модульный принцип обучения. Я могла продолжать заниматься своим бизнесом, раз в месяц приезжая в Вену всего на четыре дня. До этой европейской столицы из Москвы два часа полета, что тоже очень удобно.

И сама по себе Вена – очень дружелюбное место для бизнеса и выходцев из России. Нет никаких проблем с поиском партнеров и коммуницированием. В Австрии размещено множество международных организаций и компаний. Здесь учатся и работают тысячи людей из бывшего СССР. Поэтому порой даже забываешь, что ты за границей: нетворкинг идет не только с немцами и бизнесменами из Восточной Европы, происходят интереснейшие встречи с соотечественниками, с которыми дома ты, скорее всего, не нашел бы точки пересечения.

Молодым компаниям австрийское правительство помогает на каждом шагу. Иностранцу достаточно проинвестировать в новый бизнес небольшой капитал (в моем случае это было 35 тыс. евро) – и можно начинать работать, пройдя минимум бюрократических процедур. В Экономической палате Австрии можно получить бесплатную консультацию, бесплатную переговорную и аренду офиса по сниженной ставке. Все это я увидела, когда начала учиться в WU. Дальше идея переехать в Вену и основать здесь филиал нашего нижегородского агентства родилась сама собой.

Executive.ru: Какие дополнительные знания вы искали?

С.К.: В моем образовании не хватало определенного рода экономических составляющих – в области финансов, статистики и анализа данных. Поэтому мне нужны были курсы, которые позволили бы все это освоить и в дальнейшем в своей компании применять.

И очень созвучным моим целям было то, что программа, на которой я остановила внимание, предполагала стажировки в нескольких странах. В итоге я побывала у американских партнеров WU в Нью-Йорке и Миннеаполисе, в китайском Гуанчжоу, индийском Бангалоре, в Бухаресте и Санкт-Петербурге. В последние годы, насколько я знаю, в Румынии и России стажировки не проводятся. Но зато появились поездки в Бразилию и Чили.

Новые возможности

Executive.ru: Что было особенно ценным для вас в подходе школы к обучению?

С.К.: Сочетание теоретической и практической части программы. Я мгновенно могла применить новые знания в своем бизнесе. Например, когда мы проходили модуль Data Analysis and Decision Making, наша группа работала над кейсом, который был основан на конкретных цифрах из практики «Волга Медиа». Я сама это предложила, хотя я не финансист и статистик. Чтобы понять детали проекта и организовать работу своих коллег по группе, мне пришлось взять несколько консультаций у профессора Нижегородского филиала Высшей школы экономики. Наша групповая презентация получила хорошую оценку. А я научилась использовать инструменты, которые мне потом не раз пригодились, чтобы делать анализ, позволяющий увидеть путь к оптимизации бизнес-результатов.

Executive.ru: Как проходили зарубежные стажировки? Вспомните самую яркую.

С.К.: Наверное, это поездка в Китай. Мы прилетели в Гуанчжоу, центр одной из самых развитых провинций на юге страны, на границе с Гонконгом. В первой половине дня мы слушали профессоров университета Lingnan, которые рассказывали, как делать бизнес в Китае, давали базовую информацию о культурных, законодательных, рыночных различиях, которые необходимо учитывать. А после обеда мы ездили на встречи в китайские компании (например, Midea), сотрудничающие с известными мировыми брендами. Здесь нам первым делом устраивали презентацию – как разместить на этом предприятии контрактное производство. И затем была экскурсия по заводу.

В Бангалоре мы познакомились с гигантами IT-индустрии Dell и Infosys. В Нью-Йорке были в офисах Estee Lauder и Morgan Stanley. А потом перелетели в Миннеаполис и познакомились с компаниями Миннесоты.

Виртуальные команды WU

Executive.ru: Какую тему вы выбрали для своей дипломной работы?

С.К.: Выбор зависел не только от меня. Я разрабатывала коллективный Virtual Team Project, объединившись с другими участниками своей группы и студентами из нескольких партнерских университетов.

Как это было? Была создана проектная команда из шести человек, участниками которой вместе со мной и несколькими моими коллегами по WU стали слушатели подобных глобальных программ из Китая, США и Польши. Состав команды был спланирован таким образом, чтобы в ней были люди, профессионально владевшие разным бизнес-функционалом – маркетологи, финансисты, project-менеджеры. К нам были прикреплены тьюторы от WU и Carlson School of Management, и перед нами была поставлена задача разработать полноценный бизнес-план под конкретную рыночную идею.

Это оказалось очень непросто. Мы никогда все вместе не встречались. Мы жили на разных континентах, в разных часовых поясах. У нас был разный опыт и разный уровень владения английским. И нам предстояло, тем не менее, найти общий язык, чтобы за полгода выдать жизнеспособный результат.

Первые две недели нам были отведены на то, чтобы мы познакомились, провели мозговой штурм и выбрали тему. На этом этапе возникло много споров. Мы долго не могли остановиться на проекте, который был бы всем интересен. В итоге я предложила проработать запуск в Москве программы Global EMBA Carlson School of Management. И это всех увлекло. Так мы перешли от теории к практике, начали приобретать навыки управления международной виртуальной командой.

Executive.ru: Как вы общались, распределяли обязанности?

С.К.: У нас были еженедельные видеоконференции. Каждый выполнял свою работу. Я делала маркетинговую часть: собирала статистику о российском рынке образования, описывала все перспективы и барьеры, которые могут быть у такой программы. На этой основе коллега из Америки подготовил финансовый план. Девушка из Польши написала введение, обоснование бизнес-проекта. Нам пришлось очень постараться, чтобы получить результат. Это был еще один вызов и еще один прорыв. Работа в таких условиях сильно развивает эмоциональный интеллект. Я научилась лучше слушать и слышать других. Этот навык помог потом не только в международном общении, но и в коммуникациях внутри собственной компании.

И какое удовольствие мы получили, когда все презентовали! За неделю до презентации проекта в школе, мы прилетели в Миннеаполис, и наша виртуальная команда впервые собралась «в реале». Всего таких интернациональных групп на нашем потоке было 21. Я слышала, что некоторые учебные бизнес-планы, разработанные ими, потом были реализованы.

Executive.ru: В практике WU Executive Academy цифровые методы обучения семь лет назад уже были обычными?

С.К.: Мы работали на мощнейшей e-learning-платформе, куда могли дистанционно выгружать все свои файлы с выполненными заданиями. Там же были новые задания, материалы для чтения, электронные книги. Твои оценки, твой рейтинг – все было доступно онлайн. И я не замечала, что нахожусь в нескольких тысячах километров от кампуса. А сейчас участники Global Executive MBA получают tablet Samsung, в котором все учебные материалы и IT-программы записаны на жестком диске.

Кого ждет бизнес-школа

Executive.ru: Как вы готовились к поступлению? Какие требования к абитуриентам в WU Executive Academy?

С.К.: На подготовку я потратила год. Изучила все материалы о школе, которые были доступны на ее сайте, оценила свои сильные и слабые стороны. Начала ежедневно брать уроки английского и сдала TOEFL, чтобы убедиться, что чувствую себя уверенно. Подготовила все документы.

Главные требования такие. Ты должен к моменту поступления минимум пять лет работать на управленческой позиции – руководителем отдела и выше. Очень важны коммуникативные качества и лидерские амбиции. Человек, который не понимает, зачем ему лично нужна программа MBA и собирается просто освоить деньги, выделенные его компанией, школе не нужен.

Executive.ru: Как показать школе свою мотивацию?

С.К.: У вас должно быть резюме, в котором прослеживается последовательный карьерный рост, и в качестве следующего шага просматривается позиция, для которой необходимы знания уровня MBA. А чтобы обосновать свои амбиции и цели, пишется мотивационное письмо – эссе, в котором надо ответить на базовые вопросы, сформулированные школой.

В мое время вопросы были такие. Во-первых, абитуриент должен был описать сложную проблему из практики своей компании и рассказать, как он ее разрешил, проявив себя результативным руководителем. Во-вторых, нужно было ответить на вопрос, чем именно вы как бизнес-профессионал будете интересны своим будущим одноклассникам. В-третьих, важно было рассказать, как вы собираетесь организовать свою жизнь, чтобы совмещать учебу с работой. Ни одного модуля нельзя пропустить. Иначе, чтобы получить диплом, придется на следующий год все повторять с начала. Кроме того, нужно предоставить две рекомендации. Если вы работаете по найму, ваши деловые качества должны охарактеризовать менеджеры более высокого уровня. Это самый распространенный вариант. Но мне, как владельцу компании, он не подходил. Поэтому одно рекомендательное письмо написал мой бывший руководитель. А другое – мой партнер, с которым мы провели много совместных проектов.

Executive.ru: Эти правила действуют до сих пор?

С.К.: В чем-то они сохранились, в чем-то изменились. Актуальные требования можно уточнить на сайте школы. Но, по моим наблюдениям, сейчас все стало строже. На моем потоке из 40 человек русских было только двое. А сегодня, насколько я знаю, в WU учится гораздо больше россиян и жителей стран СНГ.

После того, как я отправила документы, мне позвонил тогдашний декан WU Executive Academy профессор Бодо Шлегельмильх. Мы с ним пообщались по телефону, и через неделю меня приняли. Все получилось довольно неформально. А сегодня популярность школы в России заметно выросла. И чтобы провести собеседование с кандидатами, декан сам приезжает из Вены в Москву. Более того, на эту встречу приглашается один из российских выпускников прошлых лет, который тоже задает вопросы и высказывает свое мнение.

Executive.ru: Кому школа помогает стипендиями?

С.К.: Ярким абитуриентам, в которых она особенно заинтересована.

Executive.ru: Что нужно сделать, чтобы принять участие в этом конкурсе?

С.К.: Подготовить стандартный пакет документов. Но дополнительно следует предоставить справку о зарплате и обосновать, почему ее недостаточно, чтобы полностью оплатить обучение. Например, аргументами могут быть какие-то чрезвычайные обстоятельства в семье в прошлом году, также подтвержденные справками: крупные расходы на лечение родителей или образование детей.

Из всех конкурсантов, подавших заявку на финансовую помощь, выбираются самые талантливые. Насколько я знаю, школа действует гибко, и если есть достойные кандидаты, то стипендию по программе GEMBA может получить не один человек, а два или три.


Заявки абитуриентов, поступающих на программу WU Global Executive MBA в 2018-2019 годах, и заявления на предоставление стипендии принимаются на сайте газеты «Ведомости» до 5 декабря 2017 года.

Комиссия во главе с деканом WU Executive Academy Барбарой Штёттингер проведет персональные интервью с кандидатами в Москве с 12 по 15 декабря 2017 года.


Партнерский материал

Расскажите коллегам:
Комментарии
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Новости образования
В бизнес-школе АМИ прошел первый интенсив по стратегическому видению руководителя

Участники разбирались с интуитивным и аналитическим способами понимания будущего.

Проект аспирантки ВШБ НИУ ВШЭ представили на выставке «Россия»

Проект «Сибирские сказки» представляет на выставке Новосибирскую область.

Высшая школа бизнеса НИУ ВШЭ презентовала программы развития руководителей

В Высшей школе бизнеса НИУ ВШЭ состоялась презентация нового семейства образовательных программ — Open Executive education.

В бизнес-школе АМИ завершилось обучение 13-й группы Executive MBA

В качестве дипломной работы каждый слушатель подготовил бизнес-проект для своей компании.

Дискуссии
3
Евгений Равич
Конечно. Иначе просто не могло быть. После появления книгопечатания очень многое изменилось. Но ...
Все дискуссии
HR-новости
Cпрос на сотрудников в гостинично-ресторанном бизнесе вырос на 60%

Зарплатные предложения для новых кадров выросли на 23% по сравнению с зимой прошлого года.

«Вкусвилл» запустил роботов для перевозки товаров в распределительных центрах

До конца 2024 года компания планирует роботизировать 30% операций, связанных с перемещением грузов из зоны приемки в зону хранения.

«Яндекс Еда» начала работать в Бишкеке

Киргизия стала шестой страной СНГ, где доступен сервис — после России, Казахстана, Беларуси, Армении и Узбекистана.

Более 40% наемных сотрудников не могут позволить себе больничный на работе

Свыше трети опрошенных отметили, что из-за проблем со здоровьем им отказывали в повышении.