Нужны ли в стартапах обладатели MBA?

«Никогда не берите на работу обладателей диплома MBA – они разрушат вашу компанию», – предупреждал Питер Тиль, сооснователь PayPal. К такому выводу он пришел, размышляя над причинами, по которым в начале XXI века надулся и лопнул пузырь доткомов. А лопнул он в немалой степени из-за того, что в 1990-е годы Силиконовую долину наводнили выпускники программ MBA, обладавшие чересчур дженералистскими познаниями и не имевшие узкопрофильной специализации.

С тех пор многое изменилось. Все больше программ делового образования США включают в учебный план hard skills, в том числе – основы программирования, методы обработки данных и навыки принятия решений с опорой на количественные сведения. Как следствие, спрос на выпускников MBA в американских стартапах растет.

По данным TransparentCareer, среди стартапов, готовых нанимать выпускников бизнес-школ, 66% представляют сферу новых технологий, интернета и электронной коммерции, 6% – фармацевтику, биотехнологии и производство медицинской техники, 4% – производство пищевых продуктов, напитков и табака, 4% – сферу диверсифицированных финансовых услуг, 3% – образовательную сферу. Статистика эта включает в себя как занятость на полный рабочий день, так и приглашение новоиспеченных обладателей MBA на стажировку.

При этом на стадии pre-seed, когда бизнес-идея есть только в самом общем виде, в сотрудниках с дипломами MBA нуждаются только 5% американских компаний. На стадии seed, когда тестируется прототип и подыскивается инвестор, эта потребность вырастает до 10%. На этапе инвестиционного раунда А – до 18%, а на раунде В – до 15%. Что касается молодых компаний, успешно прошедших раунд В, то они склонны приглашать на работу выпускников бизнес-школ в 47% случаев.

Динамика ежегодного вознаграждения сотрудника с MBA в зависимости от стадии развития среднестатистического американского стартапа такова:

Тип мотивации

Стадия pre-seed

Поздняя стадия

Оклад

$84,3 тыс.

$114,8 тыс.

Бонусы

$15 тыс.

$16,4 тыс.

Общая сумма компенсаций

$99,3 тыс.

$131,2 тыс.

Доля акционерного капитала

22,5%

0,06%

За последние два года 68% выпускников программ MBA получили предложение стать акционерами стартапа. Это важный мотивирующий фактор, если учесть, что оклад обладателя диплома MBA в стартапе на $15,4 тыс. меньше, чем та сумма, которую ему предложили бы в больших корпорациях. При этом о намерении создать собственные компании заявляют всего 4,6% выпускников бизнес-школ.

Начиная с 2013 года Poets & Quants составляет ежегодный рейтинг бизнес-школ, чьи выпускники основали наибольшее количество стартапов за последние пять лет. В 2017 году впервые за все время существования рейтинга Harvard Business School уступила пальму первенства в пользу Stanford Graduate School of Business:

Бизнес-школа

Количество стартапов

Средний объем инвестиций в стартап

Доля выпускников, запустивших стартап

Количество выпускников, запустивших стартап

Stanford Graduate School of Business

24

$40 млн

15%

61

Harvard Business School

24

$26 млн

7%

65

Wharton

12

$49 млн

6%

50

Columbia Business School

11

$24 млн

4%

31

Northwestern Kellogg

8

$10 млн

2%

13

Кроме того, Poets & Quants отслеживает наиболее успешные стартапы выпускников MBA за этот же период. Если судить по объему привлеченных инвестиций, то в лидерах компании, занимающиеся доставкой еды.

Компания, сфера деятельности

Объем инвестиций

Основатели

Бизнес-школы основателей

Страна и год основания

Deliveroo, доставка еды

$475 млн

Уильям Шу, Грег Орловски

Wharton

Великобритания, 2013

Linio, электронная коммерция

$230 млн

Уилсон Симино, Фернандо Д’Алессио, Ульрик Ноэль, Педро Фрейре

NYU Stern, MIT Sloan, Harvard Business School

Мексика, 2012

DoorDash, доставка еды

$187 млн

Тони Чу, Энди Фэнг, Иван Моор, Стэнли Тэнг

Stanford Graduate School of Business

США, 2013

NuBank, финансовые технологии

$178 млн

Давид Велес

Stanford Graduate School of Business

Бразилия, 2013

Grofers, доставка еды

$166 млн

Альбиндер Дхиндса, Саураб Кумар

Columbia Business School

Индия, 2013

За последний год сто наиболее успешных стартапов выпускников программ MBA сумели привлечь в общей сложности $2,9 млрд. В рейтинге 2016 года этот показатель составлял $5,2 млрд, а в 2015 году – $4,9 млрд.

Еще два года назад монополистами в этом рейтинге были Stanford и Harvard: их питомцы основали 71 из 100 упомянутых в нем компаний. В 2017 количество представительств этих бизнес-школ снизилось до 48 стартапов. Зато в рост пошли Wharton, Columbia и Kellogg: в общей сложности с именами их выпускников ассоциируется 31 успешный бизнес-проект.

По материалам: transparentcareer.com, forbes.com, poetsandquants.com

Фото: pixabay.com

Расскажите коллегам:
Комментарии
Участники дискуссии: Валерий Меркулов
Консультант, Екатеринбург

Я рад тому, что большее количество выпускников школ МВА занимаются делом. А не ищут теплое место в крупных корпорациях. Те, кто учатся в Harvard Business School и Stanford Graduate School of Business, сами по себе не бедные. И скорей всего их родители закончили подобные учебные заведения. Так что, им потом привлечь инвестиции от компаний, где работают их родители, не так и проблематично. Еще раз, я только "ЗА". Хорошо бы, чтобы те дети российских предпринимателей, кто учится в американских и английских бизнес-школах, не терялись в родительских компаниях, а создавали здесь в России новые бизнесы. Вместо того, чтобы гонять на дорогих папиных авто, между битьем баклуш, и раскидыванием не заработанных ими денег в ночных клубах.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Новости образования
Завершился второй поток корпоративной программы ВШБ ВШЭ «Академия CFO»

Более половины содержания программы было посвящено практической работе, в том числе рассмотрению реальных кейсов «Газпром нефти».

74% работодателей направят руководителей на бизнес-обучение в ближайшие годы

Рост промышленного производства и повышение предпринимательской уверенности могут увеличить спрос на программы обучения руководителей.

СПбГУ присоединится к бакалавриату для создателей ИИ

В новом учебном году набор на программу увеличится в пяти вузах-партнерах: ИТМО, НИУ ВШЭ, МФТИ, Иннополис и СПбГУ.

Руководители IT-компаний из 10 регионов прошли скейларатор Корпорации МСП и НИУ ВШЭ

Отдельный блок программы был посвящен инструментам развития малых технологических компаний.

Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
В России начнут борьбу с неофициальной занятостью

По оценке Минтруда, нелегально в России работают 9,6 млн человек.

Число вакансий с медстраховкой выросло на 70%

В 2025 году российские работодатели стали в разы активнее предлагать дополнительные бонусы потенциальным сотрудникам.

80% желающих уволиться, остаются после контроффера

Самым эффективным и важным финансовым инструментом удержания, по мнению работников, является конкурентоспособная зарплата.

Половина россиян планируют работать в майские праздники

Среди тех, кто реже всего планируют работу на майских, вошли сотрудники образования, юристы и IT-специалисты.