Нужны ли в стартапах обладатели MBA?

«Никогда не берите на работу обладателей диплома MBA – они разрушат вашу компанию», – предупреждал Питер Тиль, сооснователь PayPal. К такому выводу он пришел, размышляя над причинами, по которым в начале XXI века надулся и лопнул пузырь доткомов. А лопнул он в немалой степени из-за того, что в 1990-е годы Силиконовую долину наводнили выпускники программ MBA, обладавшие чересчур дженералистскими познаниями и не имевшие узкопрофильной специализации.

С тех пор многое изменилось. Все больше программ делового образования США включают в учебный план hard skills, в том числе – основы программирования, методы обработки данных и навыки принятия решений с опорой на количественные сведения. Как следствие, спрос на выпускников MBA в американских стартапах растет.

По данным TransparentCareer, среди стартапов, готовых нанимать выпускников бизнес-школ, 66% представляют сферу новых технологий, интернета и электронной коммерции, 6% – фармацевтику, биотехнологии и производство медицинской техники, 4% – производство пищевых продуктов, напитков и табака, 4% – сферу диверсифицированных финансовых услуг, 3% – образовательную сферу. Статистика эта включает в себя как занятость на полный рабочий день, так и приглашение новоиспеченных обладателей MBA на стажировку.

При этом на стадии pre-seed, когда бизнес-идея есть только в самом общем виде, в сотрудниках с дипломами MBA нуждаются только 5% американских компаний. На стадии seed, когда тестируется прототип и подыскивается инвестор, эта потребность вырастает до 10%. На этапе инвестиционного раунда А – до 18%, а на раунде В – до 15%. Что касается молодых компаний, успешно прошедших раунд В, то они склонны приглашать на работу выпускников бизнес-школ в 47% случаев.

Динамика ежегодного вознаграждения сотрудника с MBA в зависимости от стадии развития среднестатистического американского стартапа такова:

Тип мотивации

Стадия pre-seed

Поздняя стадия

Оклад

$84,3 тыс.

$114,8 тыс.

Бонусы

$15 тыс.

$16,4 тыс.

Общая сумма компенсаций

$99,3 тыс.

$131,2 тыс.

Доля акционерного капитала

22,5%

0,06%

За последние два года 68% выпускников программ MBA получили предложение стать акционерами стартапа. Это важный мотивирующий фактор, если учесть, что оклад обладателя диплома MBA в стартапе на $15,4 тыс. меньше, чем та сумма, которую ему предложили бы в больших корпорациях. При этом о намерении создать собственные компании заявляют всего 4,6% выпускников бизнес-школ.

Начиная с 2013 года Poets & Quants составляет ежегодный рейтинг бизнес-школ, чьи выпускники основали наибольшее количество стартапов за последние пять лет. В 2017 году впервые за все время существования рейтинга Harvard Business School уступила пальму первенства в пользу Stanford Graduate School of Business:

Бизнес-школа

Количество стартапов

Средний объем инвестиций в стартап

Доля выпускников, запустивших стартап

Количество выпускников, запустивших стартап

Stanford Graduate School of Business

24

$40 млн

15%

61

Harvard Business School

24

$26 млн

7%

65

Wharton

12

$49 млн

6%

50

Columbia Business School

11

$24 млн

4%

31

Northwestern Kellogg

8

$10 млн

2%

13

Кроме того, Poets & Quants отслеживает наиболее успешные стартапы выпускников MBA за этот же период. Если судить по объему привлеченных инвестиций, то в лидерах компании, занимающиеся доставкой еды.

Компания, сфера деятельности

Объем инвестиций

Основатели

Бизнес-школы основателей

Страна и год основания

Deliveroo, доставка еды

$475 млн

Уильям Шу, Грег Орловски

Wharton

Великобритания, 2013

Linio, электронная коммерция

$230 млн

Уилсон Симино, Фернандо Д’Алессио, Ульрик Ноэль, Педро Фрейре

NYU Stern, MIT Sloan, Harvard Business School

Мексика, 2012

DoorDash, доставка еды

$187 млн

Тони Чу, Энди Фэнг, Иван Моор, Стэнли Тэнг

Stanford Graduate School of Business

США, 2013

NuBank, финансовые технологии

$178 млн

Давид Велес

Stanford Graduate School of Business

Бразилия, 2013

Grofers, доставка еды

$166 млн

Альбиндер Дхиндса, Саураб Кумар

Columbia Business School

Индия, 2013

За последний год сто наиболее успешных стартапов выпускников программ MBA сумели привлечь в общей сложности $2,9 млрд. В рейтинге 2016 года этот показатель составлял $5,2 млрд, а в 2015 году – $4,9 млрд.

Еще два года назад монополистами в этом рейтинге были Stanford и Harvard: их питомцы основали 71 из 100 упомянутых в нем компаний. В 2017 количество представительств этих бизнес-школ снизилось до 48 стартапов. Зато в рост пошли Wharton, Columbia и Kellogg: в общей сложности с именами их выпускников ассоциируется 31 успешный бизнес-проект.

По материалам: transparentcareer.com, forbes.com, poetsandquants.com

Фото: pixabay.com

Расскажите коллегам:
Комментарии
Участники дискуссии: Валерий Меркулов
Генеральный директор, Екатеринбург

Я рад тому, что большее количество выпускников школ МВА занимаются делом. А не ищут теплое место в крупных корпорациях. Те, кто учатся в Harvard Business School и Stanford Graduate School of Business, сами по себе не бедные. И скорей всего их родители закончили подобные учебные заведения. Так что, им потом привлечь инвестиции от компаний, где работают их родители, не так и проблематично. Еще раз, я только "ЗА". Хорошо бы, чтобы те дети российских предпринимателей, кто учится в американских и английских бизнес-школах, не терялись в родительских компаниях, а создавали здесь в России новые бизнесы. Вместо того, чтобы гонять на дорогих папиных авто, между битьем баклуш, и раскидыванием не заработанных ими денег в ночных клубах.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Новости образования
В бизнес-школе АМИ прошел первый интенсив по стратегическому видению руководителя

Участники разбирались с интуитивным и аналитическим способами понимания будущего.

Проект аспирантки ВШБ НИУ ВШЭ представили на выставке «Россия»

Проект «Сибирские сказки» представляет на выставке Новосибирскую область.

Высшая школа бизнеса НИУ ВШЭ презентовала программы развития руководителей

В Высшей школе бизнеса НИУ ВШЭ состоялась презентация нового семейства образовательных программ — Open Executive education.

В бизнес-школе АМИ завершилось обучение 13-й группы Executive MBA

В качестве дипломной работы каждый слушатель подготовил бизнес-проект для своей компании.

Дискуссии
3
Евгений Равич
Конечно. Иначе просто не могло быть. После появления книгопечатания очень многое изменилось. Но ...
Все дискуссии
HR-новости
Cпрос на сотрудников в гостинично-ресторанном бизнесе вырос на 60%

Зарплатные предложения для новых кадров выросли на 23% по сравнению с зимой прошлого года.

«Вкусвилл» запустил роботов для перевозки товаров в распределительных центрах

До конца 2024 года компания планирует роботизировать 30% операций, связанных с перемещением грузов из зоны приемки в зону хранения.

«Яндекс Еда» начала работать в Бишкеке

Киргизия стала шестой страной СНГ, где доступен сервис — после России, Казахстана, Беларуси, Армении и Узбекистана.

Более 40% наемных сотрудников не могут позволить себе больничный на работе

Свыше трети опрошенных отметили, что из-за проблем со здоровьем им отказывали в повышении.