Дмитрий Фокин: «Скептикам бизнес-образования для начала нужно его получить»

В текущей пятерке лидеров рейтинга BusinessWeek (Full-Time MBA) всего лишь одна бизнес-школа имеет статус государственной — University of Michigan (Ross). Это, впрочем, не мешает ее выпускникам пользоваться на рынке труда большим спросом. Обладатели дипломов с логотипом школы университета Мичигана подписывают трудовые контракты с лучшими работодателями Европы и Нового Света чуть ли не на выпускном фуршете. В России бизнес-школа Ross менее известна, чем, скажем, Harvard или Stanford, но этот факт совсем не препятствует все большему числу наших соотечественников отправляться за бизнес-образованием именно в штат Мичиган.

В 2006 году менеджер по корпоративным финансам Golden Telecom Дмитрий Фокин выбрал тот же путь. Он уволился и на два года уехал в Энн Арбор, городок с населением в 100 тыс. человек, находящийся рядом с университетом. В 2008 году Дмитрий Фокин вернулся в Россию, получив предложение занять пост финансового директора в IT-компании DataGardens Holdings AG. Какие преимущества сулит слушателю учеба в университете с государственным финансированием? Как наличие диплома одной из самых авторитетных бизнес-школ мира влияет на карьеру? Соответствует ли американское образование российским реалиям? Есть ли у коммьюнити выпускников бизнес-школ «симметричный ответ» скептикам MBA? На эти и другие вопросы Дмитрий Фокин ответил в ходе беседы с Executive.

Executive: Желающие стать слушателями зарубежных программ MBA, как правило, подают документы сразу в несколько бизнес-школ — так шанс быть зачисленными заметно увеличивается. Какие бизнес-школы вошли в ваш шорт-лист? Что склонило выбор в пользу University of Michigan?

Дмитрий Фокин: У меня был сложный выбор. Помимо Michigan я поступал в Harvard, Chicago GSB, Berkeley и Stanford. Но остановился именно на Ross. Мне понравилось, что в Michigan делается акцент на практику: один семестр целиком посвящен консалтинговой работе с реальными проектами. Проекты рассчитаны на два с лишним месяца. В них студенты группами по четыре-шесть человек участвуют наравне с преподавателями.

Такие проекты проходят по всему миру в самых различных организациях – от правительственных структур до маленьких частных компаний. О них потом всю жизнь вспоминаешь с гордостью. Например, мне довелось в течение двух месяцев работать с крупнейшей в мире благотворительной организацией Habitat for Humanity. Мы помогали писать стратегию развития и роста этой организации. К слову, Habitat of Humanity в год осваивает более миллиарда долларов инвестиций.

К тому же школа очень активна в вопросах социальной ответственности, защиты окружающей среды и устойчивого развития. Помимо специализированных классов, посвященных этой тематике, практически все преподаватели включают в свои программы дискуссии и дополнительные материалы по этим темам. Это, пожалуй, два знаковых отличия школы. Я уже не говорю об известной «мичиганской культуре» и, конечно, о превосходном уровне преподавания.

Executive: В отличие от многих других, бизнес-школа университета Мичигана — государственная. В чем преимущества и недостатки государственного статуса?

Д.Ф.: Мне довелось сравнить учебу в частном и государственном университете. Cтепень бакалавра я получал в частной американской бизнес-школе John Carroll University. Главное отличие программы Michigan — ширина связей с другими факультетами и дисциплинами, которых в университете масса, а многие из них занимают ведущее место в мировой науке. Это целый набор областей знаний, по которым можно получить дипломы в смежных дисциплинах или же дополнительную специализацию. К тому же выпускникам школ с госфинансированием открывается доступ в общественные организации, фонды, исследовательские институты. Я бы не стал преувеличивать роль этих возможностей в повседневной жизни студента, но если у человека есть интерес к такой работе, то все эти ресурсы доступны.

Executive: Как признаются многие выпускники, самое сложное в отношениях с бизнес-школами — это поступить в них. Сколько попыток вы предприняли?

Д.Ф.: Я поступил с первого раза, но не буду отрицать, что поступление в бизнес-школу — это маленький подвиг. Даже после зачисления расслабляться не приходится. Нужно переезжать, готовиться к учебе, думать о будущей карьере.

Executive: Как долго вы готовились к поступлению? Сколько времени ушло на подготовку к сдаче тестов?

Д.Ф.: На весь процесс я потратил девять месяцев. Мало было дней, когда я не думал о поступлении. Если измерять временные затраты, то это сотни часов.

Executive: Двухлетнее обучение в Мичигане для «неамериканца» стоит порядка $90 тыс. К каким дополнительным тратам предстоит готовиться потенциальному слушателю MBA в Энн Арбор? Как вы решили вопрос оплаты обучения?

Д.Ф.: В Штатах я получил кредит от Citibank, который почти автоматически дается после поступления в бизнес-школу уровня Michigan. В общей сложности я с семьей потратил за время учебы около $150 тыс. Это при том, что Энн Арбор — место для жизни недорогое, и жили мы весьма скромно. Главное - не отказывать себе в необходимом, отдыхать, путешествовать. Это не только улучшит физическое и моральное состояние (а стрессов во время учебы хватает), но и повысит качество образования. Ведь опыт МВА — это не только работа в классе, но и общение с новыми людьми, расширение кругозора.

Executive: Бизнес-образование призвано повысить профессионализм человека, дать ему навыки для решения прикладных задач. Какие дисциплины из программы Michigan показались вам наиболее полезными? Насколько они близки к российской действительности?

Д.Ф.: Будучи финансистом по образованию и по профессии, я шел в бизнес-школу именно для того, чтобы расширить спектр своих навыков и знаний в других дисциплинах. Меня интересовали маркетинг, HR и стратегия бизнеса. Именно на этих дисциплинах я сделал акцент, когда выбирал, какие программы включать в собственный курс. Результат - масса актуальной информации плюс множество полезных навыков. Без ложной скромности скажу, что эти знания выделяют меня среди коллег и сверстников. Особенно это становится заметно в России, где люди часто не соответствуют занимаемым должностям по уровню знаний, интеллекта, потенциала и, к сожалению, культуры.

Executive: Скептики бизнес-образования ставят в укор школам тот факт, что их преподаватели обладают только академическими знаниями и не имеют отношения к бизнесу...

Д.Ф.: Скептикам бизнес-образования нужно его для начала получить. Слово «скепсис» происходит от греческого «skeptikos» — рассматривающий, исследующий. Не исследовав, не познав, нельзя судить о качестве.

Executive: Какая в этом плане ситуация в Michigan? Интересовались ли вы уровнем профессоров при поступлении?

Д.Ф.: Сама организация учебного процесса в Michigan — профессорский состав, студенты, идеология рекрутинга, студенческие клубы — все это неминуемо ведет к личностному росту человека, независимо от его опыта работы, образования и прочего. Это среда, которая не только не имеет и не ставит ограничений, но даже провоцирует человека к развитию. Поэтому чем выше уровень человека на входе, тем больше у него шансов использовать предоставленные возможности и вырасти. Как известно, предела совершенству нет.

Что касается преподавателей: почти все профессора, у которых я учился, имели широкий практический опыт в прошлом и до сих пор ведут активную деятельность за пределами бизнес-школы. Как правило, это представители корпоративной управленческой верхушки и состоявшиеся профессионалы – члены советов директоров крупных компаний и консультанты.

Executive: Глава Oracle Ларри Эллисона как-то сказал студентам бизнес-школы: «Помочь вам я уже ничем не могу — слишком поздно, в вас встроена программа, и вам уже не 19 лет». Опираясь на опыт учебы в одной из ведущих школ мира, как вы можете прокомментировать это высказывание?

Д.Ф.: Ларри Эллисон не доучился в институте, но в итоге стал обладателем четвертого по размеру состояния. Вполне естественно, что его рецепт успешной жизни основан на нонконформизме и победе «вопреки, а не благодаря». Можно только уважать его талант и восхищаться тем, как такой способ мышления привел к ошеломительным результатам. Однако приверженность этому и только этому принципу вряд ли приведет к постоянному и долгосрочному успеху.

Бизнес-школа учит людей анализировать любые ситуации и понимать факторы успеха или неудачи в каждой из них, а не становиться на одну и только одну точку зрения. В этом смысле действительно в студентов бизнес-школ встроена программа — программа объективной оценки.

Executive: Первокурсники бизнес-школ за время летней практики в американских компаниях могут неплохо заработать. Если сотрудничество получится удачным, можно и вовсе получить трудовой контакт. В какие компании направляется студенты Michigan? Какие сложности с трудоустройством могут возникнуть у иностранного студента?

Д.Ф.: Не все компании нанимают иностранных студентов. Тем более на летнюю практику. В Michigan эту проблему можно решить, если с самого начала обучения подробно ознакомиться со специальной базой данных по имеющимся вакансиям и партнерским компаниям. В этой базе любой студент бизнес-школы, независимо от страны происхождения, опыта и профессиональных интересов, найдет немало интересных возможностей для развития карьеры.

Однако самое сложное - это получить job offer. Recruiting — весьма полезный и познавательный опыт. В итоге практически все студенты получают интересные предложения, но нет никого, кто бы прошел это испытание играючи. В моем случае и летняя практика, и job offer на постоянную работу были от одного из американских офисов известнейшей консалтинговой компании. Однако, как видите, я предпочел вернуться в Россию и продолжить работу в реальном секторе.

Executive: Как отечественные работодатели реагируют на наличие степени MBA бизнес-школы, входящей в мировой Топ-5?

Д.Ф.: В этом смысле мне, можно сказать, повезло: обратно в Россию меня пригласили под конкретный проект. Повезло потому, что отношение отечественного работодателя к выпускникам программ МВА определяется исключительно уровнем конкретной организации. Если в компании осознают, чего ожидать от обладателя MBA и как использовать данный ресурс, результат будет положительным. Если такого понимания нет, могут возникнуть проблемы.

Executive: Оправдались ли ваши ожидания относительно бизнес-образования? Были ли вы в чем-то разочарованы во время обучения в бизнес-школе?

Д.Ф.: Я, без сомнения, доволен полученным образованием и опытом. Объем и качество полученных знаний даже превзошли мои ожидания. Если же говорить о разочарованиях, я достаточно остро воспринимал процесс рекрутинга. Хотя для меня он шел весьма успешно, и было понятно, что, заставляя людей бороться, рекрутинг делает их сильнее. Однако было неприятно участвовать в «забеге в ширину». В этой вынужденной гонке рядом со мной были товарищи, которых я очень уважал и ценил.

Executive: Если бы вас попросили дать один главный совет желающим поступить в Michigan, что бы вы сказали?

Д.Ф.: Сделайте все возможное, чтобы поступить. Не пожалеете!

Узнайте больше о бизнес-школах и MBA:

Справочник бизнес-образования в России

Справочник бизнес-образования за рубежом

Также смотрите:

Карина Еникеева: «Лучше посвятить два года MBA, чем умирающему бизнесу»

Источник изображения: photogenica.ru

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Менеджер интернет-проекта, Москва

Задайте здесь вопросы выпускникам ведущих бизнес-школ мира! Если вы хотите узнать о конкретных тонкостях бизнес-образования - E-xecutive спросит о них успешных менеджеров, окончивших престижные программы.

Коммерческий директор, Беларусь

Великолепный материал о школе Мичиган....Дмитрий Фокин обязан отблагодарить за PR своей школы и себя, однако тема статьи вовсе не соответствует изложенному материалу.Я хотел увидеть разницу, а не полет на орбите планеты земля......

Менеджер, Санкт-Петербург

Честно говоря, прочитав статью, я так и не поняла, получил ли Дмитрий Фокин работу своей мечты в итоге?..Столько вложено сил, денег, времени... было бы обидно, если бы это не оценили здесь... Хотя, возможно, цель Дмитрия остаться в Штатах?..[B]'Результат - масса актуальной информации плюс множество полезных навыков. Без ложной скромности скажу, что эти знания выделяют меня среди коллег и сверстников'[/B]Хотелось бы узнать каких именно навыков...

Нач. отдела, зам. руководителя, Москва
Андрей Сергеев пишет:Дмитрий Фокин обязан отблагодарить за PR своей школы и себя, однако тема статьи вовсе не соответствует изложенному материалу.
+1 Статью вполне можно было озаглавить 'как я поступал...' :)
Директор по продажам, Латвия

Всё как обычно загаловок на рубль, статья на копейку. P.S.А ещё хотел бы я посмотреть на человека который вложил 150к долларов ( личных) и несколько лет жизни, а потом сказал на весь интернет что :o , зря он это сделал. :D

Аналитик, Екатеринбург

Видите ли, Борис, образование никогда 'зря' не бывает. Даже если человек получил не то, что ожидал - это тоже в его развитие: будет осторожнее в выборе и будет четче цели формулировать :D

Виктор Шишкин Виктор Шишкин Нач. отдела, зам. руководителя, Москва
Ирина Лебедева пишет:Хотелось бы узнать каких именно навыков
Точно уж не навык конкретно излагать свои мысли
Директор по маркетингу, Москва

Видите ли, Владимир, еще как бывает! Более того, именно маркетинговое образование, особенно полученное в «гарвардах», за которым наш герой отправился за моря, как показывает опыт использования в деле МВА-маркетологов и данные чикагской компании Spencer Stuart, не только бесполезно, но и ВРЕДНО.Я испытываю весьма сложные чувства, когда слышу, что в российских компаниях уже начали увольнять совершенно бесполезных МВА- маркетологов. Вот какие восхитительные заповеди МВА-маркетолога предлагает британский маркетолог Найджел Пирси (Nigel Piercy) в своей книге “Market-Led Strategic Change”:Заповеди МВА-маркетолога-- Ты не должен улыбаться.-- Ты должен быть скучным, лишенным юмора придурком на протяжении всей своей карьеры, ибо разве не такими являются твои профессора?-- Ты должен всем говорить, что планы и системы значат больше, чем реальные дела.-- Ты должен считать, что то, что нельзя померить с точностью до шестого знака, не существует в принципе (тебя не должны беспокоить такие мелочи, как удовлетворенность Клиента и продающие моменты…)-- Ты должен преследовать творческих и нестандартных людей, ибо разве не заслуживают они прозябания там, где они никому не причинят вреда?-- Ты должен молиться на алтаре бюрократии, ибо разве не красота схем является мерилом твоей истинной ценности?-- Ты должен сидеть на совещаниях до скончания века, ибо разве не числом совещаний определяется твоя продуктивность?Я полагаю, что вы встречали подобные персонажи.См. «псевдомкаркетинг: схоластика и бюрократия» http://www.repiev.ru/articles/Pseudomarketing.htm«Авгиевы конюшни академического маркетинга» http://www.repiev.ru/articles/Augean-Stables-Rus.htm

Нач. отдела, зам. руководителя, Москва

А может, автору надо было сказать:[B] «В западных компаниях люди редко не соответствуют занимаемым должностям по уровню знаний и культуры» [/B]? :D

Руководитель проекта, Москва
Владимир Ромашов пишет:Видите ли, Борис, образование никогда 'зря' не бывает. Даже если человек получил не то, что ожидал - это тоже в его развитие
плюс 5. И 150 Кб автора статьи скорее всего отобьются за 2 - 5 лет. Не все из нас могут похвастаться тем, что часто используют в текущей работе навыки полученные лет этак 20 назад при первом высшем образовании, но многие припомнят как им помогли (или они помогли) друзья или знакомые с которыми они познакомились в те далекие годы учебы. Хотя как говорили еще в советское время, забудьте чему Вас учили и начинаем работать. ВУЗ учит подходу к работе.Еще есть подозрение, а не МВАшники ли вместе с гарвардцами и маккинсевцами довели мир до кризиса, строя типичную пирамиду потребления весьма похожую на МММ.
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Новости образования
В России увеличат финансирование науки и высшего образования в 2025 году

Общий объем бюджетных ассигнований составит 1,5 трлн руб.: из них на науку — 658,5 млрд руб., на образование — 780,9 млрд руб.

В Высшей школе бизнеса ВШЭ прошло обучение по кейс-методу с компанией ORO

Сотрудничество ВШБ и бизнес-партнера продолжится новыми проектами в рамках создаваемой в бизнес-школе базовой кафедры ORO.

«Яндекс» обучит преподавателей ИИ-грамотности

Платформа запустила бесплатный онлайн-гайд, посвященный промтингу — формулированию запросов к нейросетям.

ВШБ НИУ ВШЭ представила исследование о производительности труда в крупнейших российских компаниях 

В выборку вошла 71 компания из списка крупнейших по выручке в RAEX-600.

Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
90% женщин вынуждены работать больше мужчин из-за гендерных стереотипов

При этом женщины получают на 10-30% меньше по сравнению с мужчинами.

75% россиян не получают психологическую поддержку на работе

Лучше всего такая поддержка развита в финансовом секторе, хуже всего – в сегментах HoReCa и маркетинге, рекламе и PR.

ABBYY массово уволила сотрудников-россиян

По разным оценкам, под сокращения могли попасть 200–300 сотрудников, релоцированных из России и Белоруссии.

Россияне рассказали о работе мечты

Итоги исследования о том, какие компании, отрасли и условия труда привлекают россиян.